Мордовские народные игры. Учебный роект "мордовские игры" Мордовская игра поймай меня цель оборудования ход

Картотека

«ИГРЫ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель

2013 г.

Марийская народная игра

Катание мяча (Мече дене модмаш)

Цель и задачи: Развивать зрительно – моторную координация, глазомер, концентрацию внимания, ловкость.

Атрибуты: свалянный из шерсти мяч

Ход игры:

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.

Правила игры:

1. Мяч надо катить, а не бросать в ямку.

2. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.

Марийская народная игра

Биляша

Цель и задачи : Упражнять в умении действовать в команде в соответствии с игровой обстановкой; развивать ловкость, быстроту реакции.

Атрибуты:

Ход игры: Педагог на площадке чертит две линии на расстоянии 3 - 4м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.


Правила игры .

1. Перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя.

2. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку.

3. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде

Мордовская народная игра

Котел (Котелсо налксема.)

Цель и задачи : Упражнять в умении точно попадать в горизонтальную цель; развивать глазомер, быстроту реакции, ловкость.

Атрибуты: палки длиной 50 - 60см, диаметром 2,5см.

Ход игры: Педагог на площадке. В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять - двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 - 60см, диаметром 2,5см. Ведущий с расстояния 2 - 3м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры :

1. Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места.

2. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.

Мордовская народная игра

Салки (Варенец понгома.)

Цель и задачи : Упражнять в быстром передвижении в зависимости от игровой обстановки, точном попадании в горизонтальную цель; развивать ловкость, концентрацию и переключамость внимания

Атрибуты: мячи диаметром 3 – 4см

Ход игры : Ямки-салки роют по размеру мяча (3 - 4см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5 - 1м катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правила игры : Бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

Мордовская народная игра

Круговой (Мячень кунсема.)

Цель и задачи : Упражнять в точном перебрасывании мяча; развивать точность, глазомер, быстроту, ловкость, координационные способности.

Атрибуты: мяч

Ход игры:

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры :

1. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается.

2. Осаленные выходят из круга.

3. Играющий, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Татарская народная игра

Продаем горшки (Чулмак уены)

Цель и задачи : Упражнять в умении ускоряться; развивать скоростные качества, пространственную ориентировку, ловкость.

Ход игры:

Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!


- Покупай.

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его.

2. Бегущие не имеют права задевать других игроков.

3. Водящий начинает бег в любом направлении.

4. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Татарская народная игра

Метание снизу (Бынай ахст)

Цель и задачи : Упражнять в метании мешочков вдаль одной рукой снизу; развивать силу мышц рук и верхнего плечевого пояса.

Атрибуты: мешочки с песком по количеству участников игры.

Ход игры:

Игра состоит в следующем: в правую, опущенную вдоль туловища руку берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше вперед.

Победителем считается тот, кто кинет мешочек дальше.

Правила игры . При повторении игры мешочек бросают левой рукой.

Татарская народная игра

Серый волк (Сары буре)

Цель и задачи: Упражнять умении начинать бег после звукового сигнала; развивать быстроту реакции, пространственную ориентировку, ловкость, целеустремленность, внимание.

Ход игры: Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20-30м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):

- Вы, друзья, куда спешите?

- В лес дремучий мы идем.

- Что вы делать там хотите?

- Там малины наберем.

- Вам зачем малина, дети?

- Мы варенье приготовим.

- Если волк в лесу вас встретит?

- Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать - серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Правила игры .

1. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать.

2. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Татарская народная игра

Скок-перескок (Кучтем-куч)

Цель и задачи: Упражнять в умении прыгать на одной ноге в разных направлениях, привлекая внимание к правильному приземлению; развивать скоростно-силовые качества ног, быстроту и четкость передвижения, ловкость.

Ход игры:

Педагог на земле чертит большой круг диаметром 15 - 25м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30 - 35см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры :

1. Нельзя выталкивать друг друга из кружков.

2. Двое играющих не могут находиться в одном кружке.

3. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Татарская народная игра

Хлопушки (Абакле)

Цель и задачи: Упражнять в быстром беге, умении ускоряться и финишировать; развивать скоростные качества, быстроту реакции, ловкость.

Ход игры:

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп - сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя.

2. Во время бега игроки не должны задевать друг друга

Татарская народная игра

Займи место (Буш урын)

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро бегать в заданном направлении; развивать быстроту реакции и быстроту передвижения, ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу -

Беги!

Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры :

1. Круг должен сразу остановиться при слове беги.

2. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его.

3. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.

Чувашская народная игра

Хищник в море (Сёткан кайак тинэсрэ)

Цель и задачи: Упражнять в умении перепрыгивать через вращающуюся веревку; развивать скоростно-силовые качества ног, ловкость, координационные способности.

Атрибуты : веревка длиной 2- 3м

Ход игры :

В игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

Правила игры :

1. Задетые веревкой рыбки выходят из игры.

2. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу.

3. Веревка должна быть постоянно натянута.

Чувашская народная игра

Луна или солнце (Уйохпа хэвель)

Цель и задачи: Развивать силу мышц верхних и нижних конечностей, ловкость, выносливость.

Ход игры:

Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры . Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Чувашская народная игра

Кого вам? (Тили-рам?)

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро набирать скорость; развивать ловкость, быстроту, выносливость.

Ход игры:

В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры :

1. Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался.

2. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде.

3. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд.

4. Победившая команда определяется после перетягивания каната .

Чувашская народная игра

Летучая мышь (Сяра серси)

Цель: Упражнять в умении ловить цель слету (в воздухе); развивать быстроту принятия решения, ловкость, дружелюбие.

Атрибуты : вертушка - летучая мышь.

Ход игры:

Сбивают или связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле.

Правила игры :

1. Отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается.

2. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок.

3. Повторный бросок капитана дает команде очко.

4. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков.

Чувашская народная игра

Расходитесь! (Сирелер!)

Цель и задачи: Упражнять в беге врассыпную, умении ускоряться и замедляться; развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве площадки.

Ход игры:

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры :

1. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов).

2. Осаленный становится водящим.

3. Бежать можно только после слова расходитесь.

Русскую народная игра

«Ручеек».

Цель и задачи: Упражнять в умении быстро передвигаться в заданном направлении, выполнять ускорении; развивать быстроту и точность передвижения, ловкость, честность.

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря – зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры :

1. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

2. Бегущие не должны пересекать круг.

Русская народная игра

«Молчанка»

Цель и задачи: Развивать творческие способности, выдержку, комбинаторику движений.

Ход игры:

Перед началом игры все играющие произносят:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужомой полосе,

Там чашки, решки,

Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны молчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки. Читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыграть фант можно и сразу, как проштрафился.

Правила игры :

1. Ведущему не разрешается дотрагиваться до играющих.

2. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Русская народная игра

« Заря»

Цель и задачи: Упражнять в беге в определенном направлении с ускорением; развивать наблюдательность, ловкость, волевые усилия.

Ход игры:

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница. Красная девица. По полю ходила. Ключи обронила. Ключи золотые. Ленты голубые, кольца обвитые. За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры:

1. Бегущие не должны пересекать круг.

2. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Русская народная игра

«Иголка, нитка и узелок».».

Цель и задачи: Упражнять в умении действовать в команде, согласуя свои действия с действиями остальных участников; развивать целеустремленность, выдержку, честность.

Ход игры:

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом, то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.


Урок №1 Тема: Введение
Урок №1 Тема: Введение
Тема: Мордовская народная игра «Котел», «Круговой».

Цели : Формировать знания и представления, учащихся о правилах

Подвижных игр;

Познакомить с особенностями Мордовских народных игр;

Развивать быстроту реакции, скорости, воспитывать внимательность,

Умение уважать мнение товарищей.

Оборудование: гладкая палка длиной 50-60 см. и диаметром 2,5 см.,

Маленькие мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.







III. Разучивание игр.


  1. Вступительное слово учителя.
- Мордовия расположена в центре Восточно-Европейской равнины. Коренное население – мордва (эрзя и мокша). Культура мордвы связана непосредственно с крестьянским трудом. Игры мордвы, как составная часть ее культуры, явились своеобразной формой отражения этого труда с помощью специального изобразительного языка. Сюда входили пантомима, ритмические песни, драматический диалог. Детская игра проста. Ребенок в игровой форме изображал труд взрослых. Большое место в играх занимали образы птиц и зверей («В курочек», «В журавлей», «В белочек» и т.д.)

2. Игра «Котел»(Котелсо налксема)

Описание: В земле роется яма (диаметр-50 см.) . Вокруг нее роют небольшие ямочки 10-12 штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60 см., диаметром 2.5 см. Ведущий с расстояния 2-3 метра кидает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие мешают палками попаданию мяча в яму. Если мяч попал в котел, то играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий старается занять ямку. Кому не досталось ямки, тот водит. Игра продолжается.

Правила игры: играющие выбивают мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно лишь тогда, когда мяч попал в котел.

Дети повторяют игру 3-4 раза.


  1. Игра «Круговой» (Мячень кунсема)
Описание: играющие чертят большой круг, делятся на 2 команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удалось, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры: Мяч можно ловить лишь с воздуха. Осаленные мячом дети выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Дети играют 3-5 раз.

IV. Подведение итогов.

Упражнения на восстановление дыхания. Повторение понравившихся малоподвижных игр.

Урок № 18

Тема урока : Северо-Осетинская народная игра «Борьба за флажки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, разучить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость. Воспитывать командных игроков.

Оборудование: флажки.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Вспомним, как тикают часики. (Дети делают наклоны в стороны, приговаривая: тик – так, тик- так).

А теперь мы лесорубы. (Дети сцепливают кисти рук в замок, делают наклоны, приговаривая: ух, ух).

Мы - лётчики. (Учащиеся ставят руки в стороны и, делая вращательные движения, приговаривают у-у-у-у).

IV. Разучивание игры «Борьба за флажки».

А. Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с играми замечательного народа: сильного, гордого, трудолюбивого. Это народ Северной Осетии. Осетины живут в горах и занимаются скотоводством. Они отличные чабаны. (Чабан - овечий пастух). Чабаны очень много ходят, т.к. им нужно передвигаться за отарой овец. Им нужны очень сильные и крепкие ноги. Наша игра поможет укрепить ноги.

Б. Сообщение темы урока.

Сегодня мы разучим игру « Борьба за флажки».

В.Знакомство с правилами игры.

В игре участвуют две команды. Количество игроков может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.

Правила игры. Начинать игру надо по сигналу, в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Г. Повторение правил игры. Разучивание игры, корректирование, исправление ошибок.

Д. Проигрывание игры 2-3 раза.

V. Подвижные игры на воздухе по выбору детей.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: выучить правила игры «Борьба за флажки».

Урок № 19

Тема урока : Чувашская народная игра «Рыбаки».

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами игры, повторить игру «Борьба за флажки», развивать быстроту, ловкость, меткость. Воспитывать дружбу.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка с хлопками в ладоши.

1). 1-2 .Поднимаясь на носках, руки дугами наружу, хлопок над головой

3-4- Исходное положение.

2).1- наклон влево, руки вверх, хлопок правой рукой по левой ноге,

2- исходное положение.

3).1. Наклон вперёд, руки назад, хлопок под коленом

2. Исходное положение.

4). Подскоки с хлопками ладонями спереди и сзади.

IV. Разучивание игры «Рыбаки».

А. Сообщение темы урока.

Какое сейчас время года? (Зима) Сегодня мы поиграем в игру, в которую желательно играть зимой, когда много снега. Это игра « Рыбаки». Чувашии её называют «Пула».

Б. Вступительная беседа.

Чем занимаются рыбаки? Какими они должны быть? Какую рыбу ловят в северных морях?

На площадке вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. По считалки выбирается водящий- акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие перебегают с одной стороны на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например, пять. Осаленные не выбывают из игры.

Г. Повторение правил игры. Проигрывание игры 2-3 раза. Исправление ошибок, корректирование правил игры.

V. Повторение Северо - Осетинской народной игры «Рыбаки».

VI. Итоги урока . Понравилась ли вам игра? Что развивает эта игра? Чему она нас учит?

VII. Домашнее задание: рассказать правила игры знакомым, разучить игру.

Урок № 20

Тема урока : Игры народов Сибири и Дальнего Востока. «Льдинки, ветер и мороз».

Цель урока : Познакомить учащихся с играми народов Сибири и Дальнего Востока, разучить игру «Льдинки, ветер и мороз», развивать быстроту реакции, ловкость. Воспитывать коллективизм.

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Выход на площадку.

III. Разминка.

Комплекс № 1.

Первое упражнение «Потягушки».

И. п. – ноги на ширине плеч, ладони за голову, локти вперёд.

1-2 – Отвести локти назад, туловище выпрямить. 3- 4- Вернуться в исходное положение.

Второе упражнение – «Бантики».

И. п.- ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1- Повернуть туловище налево.2- То же направо не останавливаясь в и. п.

Третье упражнение- «Кукла».

И. п.- основная стойка. 1-4 повернуться на360 градусов через левое плечо, переступая прямыми ногами. 5-8- То же через левое плечо.

Четвёртое упражнение- «Ветер елочки качает».

И. п.- ноги на ширине плеч. Руки в стороны. 1-2 –Наклоны влево. 3-4- То же вправо, не останавливаясь в и. п.

Пятое упражнение – «Большие птицы летят».

И. п. – основная стойка. 1- Руки вверх, подняться на носках. 2 – Вернуться в исходное положение.

Шестое упражнение – «Попрыгунчики- воробушки».

И. п. – руки на пояс. Прыжки на месте на двух ногах с переходом на ходьбу.

IV. Разучивание игры «Льдинки, ветер и мороз».

А. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с играми народов Сибири и Дальнего Востока. Разучим игру «Льдинки, ветер и мороз»,

Б. Вступительная беседа.

Сибирь и Дальний Восток, северные районы нашей страны. Климат в тех местах суровый, зимы холодные. Поэтому в названии игры есть зимние слова.

В. Знакомство с правилами игры.

Играющие встают лицом друг к другу в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово, сначала в свои ладони, затем в ладони с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто и с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз». В игру желательно включать разные движения: поскоки, лёгкий бег, боковой галоп.

Г. Проигрывание игры 2-3 раза. Уточнение правил игры.

V. Свободные игры на воздухе.

VI. Итоги урока . Домашнее задание: повторить правила игры «Льдинки, ветер и мороз».

Урок №30

Тема: Эстафета «Вызов номеров»

Цели: научить ведению мяча, быстро реагировать на сигналы, воспитание

Ответственности перед командой.

Инвентарь: кегли, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.






III. Эстафета «Вызов номеров»

Содержание: участники делятся на 2 команды. Каждая команда рассчитывается по очереди и становится в колонну. Перед колонной расставляются 5-6 кеглей на расстоянии 1м. одна от другой. Водящий выборочно называет номера, и вызванные игроки начинают ведение мяча, обводя кеглю зигзагом. Последнюю кеглю следует обежать кругом и таким же образом возвратиться обратно.

Правила: выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

ОМУ : ведение мяча возможно правой и левой рукой.

Эстафета проводится 2-3 раза, используя все номера.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами




V. Подведение итогов.

Урок № 31

Тема: Эстафета по кругу.

Цели:

Инвентарь : гимнастические обручи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №3 (с обручем)


  • И.п. – основная стойка в центре лежащего на полу обруча. 1 – присесть, развести руки, взять обруч; 2 – встать, поднять обруч вверх, потянуться; 3 – присесть и положить обруч на пол; 4 – вернуться в И.п. приседая делать выдох, вставая – вдох.

  • И.п. – стойка ноги вместе, обруч над головой. 1 – отставляя правую ногу на носок в сторону, наклон вправо; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги врозь, обруч вертикально за спиной. 1 – поворот туловища налево; 2 – вернуться в И.п.; 3-4 – то же направо. Ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

  • И.п. – сед ноги врозь, зацепив обруч носками ног и держа его прямыми руками в наклонном положении. Перекат на спину и перекат в И.п.

  • И.п. – стойка ноги вместе. Прыжки с ноги на ногу через обруч, вращая его вперед и назад.
III. Эстафета по кругу «Туннель с зигзагами»

Содержание : участники каждой команды за исключением первых номеров держат свой обруч одной рукой, а обруч соседа – другой рукой, образуя большой круг. Первые номера, стоя рядом со вторыми, начинают зигзагообразно пролезать через все обручи (снаружи – изнутри). Пройдя круг, они становятся на место вторых номеров. Которые повторяют то же, заменяя затем третьего игрока и т. д.

Правила: выигрывает команда, первой выполнившая задание.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.
V. Подведение итогов

Урок № 32

Тема: Эстафета по кругу.

Цели: развитие ловкости, быстроты реакции, выносливости, умения согласованно действовать в коллективе.

Инвентарь : гимнастические обручи, мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета по кругу « Не урони мяч»

Правила: выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Передача мяча над головой

  • Передача мяча под ногами

  • Ведение мяча до финиша и обратно руками

  • Прыжки с мячом, зажатым между ног

  • Ведение мяча до финиша и обратно ногами.

  • Переброс мяча друг другу в беге.

V. Подведение итогов.

Игра на внимание «Что лишнее?». Награждение победителей.

Урок № 33

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, быстроты и точности движений; совершенствовать

Технику пользования обручем; воспитывать чувство

Инвентарь: гимнастические обручи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №2(с большим мячом)


  • И.п. – стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. 1-2 – поднимая мяч вверх, подняться на носки и потянуться (вдох); 3-4 – вернуться в И.п. (выдох). Движения выполняются прямыми руками, смотреть на мяч.

  • И.п. - стойка ноги врозь, мяч в руках внизу. Поднимая мяч вперед и поворачивая туловище направо, ударить мячом о пол за правой пяткой (выдох) и, поймав его, вернуться в И.п. (вдох); то же в другую сторону. Упражнение выполняется поочередно направо и налево.

  • И.п. – сед на пятках с небольшим наклоном вперед, мяч за головой. 1- выпрямляясь правую ногу в сторону на носок, руки вверх и наклон вправо (вдох); 2 – вернуться в И.п.(выдох); 3-4 – то же в левую сторону.

  • И.п. – стойка ноги вместе, мяч на груди. Бросить мяч вверх и поймать его. Бросок выполняется строго вертикально, полностью разгибая руки.

  • И.п. – руки на поясе, мяч между стопами. Прыжки на месте, удерживая мяч между ногами. Прыгать на носках. Закончить ходьбой.

III. Эстафета с обручем «Переправа в обручах»

Содержание: каждая команда строится в 2 колонны по одному за стартовой линией. В руках у ведущих – гимнастические обручи. По сигналу учителя первые участники каждой команды надевают обруч и бегут 15-20 метров до линии финиша. Первый игрок остается за линией финиша, а второй, не снимая обруч, возвращается и повторяет задание с третьим игроком. Второй игрок также остается за линией финиша, а переправу выполняет третий участник.

Правила: побеждает команда, быстрее закончившая эстафету.

ОМУ: обруч в момент игры должен находиться на талии.

IV. Игра «Веселые старты»



  • Бег парами в обруче



V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

Урок №34

Тема: Эстафета с обручем.

Цели: развитие ловкости, прыгучести быстроты и точности движений;

Совершенствовать технику пользования обручем; воспитывать чувство

Коллективизма, ответственности за себя и команду.

Инвентарь: гимнастические обручи, набивные мячи, баскетбольные мячи.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Построение и выход на спортивную площадку.

II. Комплекс общеразвивающих упражнений. ОРУ №1(без предметов).


  • И.п. – основная стойка. 1-2 – руки вверх, подняться на носки и потянуться(вдох); 3-4 – вернуться в исходное положение(выдох).

  • И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повороты туловища направо, правую руку в сторону; 2 - вернуться в И.п.; 3-4 – тоже в другую сторону. Ноги с места не сдвигать, дыхание равномерное.

  • И.п. – стойка с сомкнутыми носками. 1-2 – глубокий присед, колени вместе, руки вперед (выдох); 3-4 – встать руки вниз (вдох). Приседание выполняется на всей ступне.

  • И.п. – основная стойка. 1 – руки вверх, хлопок над головой (вдох); 2 – руки вниз и наклон вперед хлопок за ногами (выдох). Ноги прямые.

  • И.п. – упор, стоя на коленях. 1 – правая рука в сторону-вверх, поворачивая туловище и голову (вдох); 2 – вернуться в И.п. (выдох); то же в левую сторону. Колени от пола не отрывать.

  • И.п. – стойка ноги вместе, руки на поясе.1 – прыжок ноги врозь; 2 – прыжок ноги вместе. Прыгать мягко, на носках, сохраняя равновесие.

III. Эстафета с обручем «Стрекоза и муравей»

Содержание : каждая команда построена в колонну по одному, в руках у ведущего – гимнастический обруч. В противоположной стороне площадки в начерченном мелом круге лежат 3-5 набивных мяча. Дистанция от стартовой линии до мячей 15-20 метров. По сигналу учителя первый участник прыжками через вращающийся обруч направляется к мячам, кладет обруч на круг, забирает мячи и бегом возвращается назад, передавая их следующему игроку. Второй участник бегом относит мячи в круг, берет обруч и прыжками через него возвращается назад, передавая обруч третьему участнику и т. Д.

Правила : выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

ОМУ: количество прыжков через обруч оговаривается с учетом дистанции.

IV. Игра «Веселые старты»


  • Прыжки через обруч до финиша и обратно

  • Бег парами в обруче

  • Пробегание через катящийся обруч

  • Верчение обруча на талии в беге

  • Обегание лежащего обруча с мячом, ударяя мячом о землю

V. Подведение итогов

Упражнения на восстановление дыхания. Подведение итогов эстафеты и игры.

2

1 ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва"

2 АНОО ВО ЦС РФ Российский университет кооперации "Саранский кооперативный институт" (филиал)

В статье рассматривается возможность применения мордовских национальных игр на теоретических и практических занятиях по физической культуре, направленных на воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения народной игровой культуры, расширения историко-культурного кругозора учащихся, духовного совершенствования физически здоровой личности. Игровая деятельность дает возможность освоения социокультурных традиций, создает условия для трансляции накопленного опыта последующими поколениями. Необходимо способствовать возрождению интереса школьников к традиционным игровым практикам, формированию предпосылок проявления социально-нравственных качеств. В результате эксперимента доказана необходимость проведения тематических занятий и привлечения школьников к национальным состязаниям, результатом чего является почти 100 % заинтересованность учащихся, развитие чувства родства с землей и культурой предков.

национальные игры

патриотизм

образование

воспитание

развитие

1. Беляева, Н.Ф. Народные традиции воспитания детей у мордвы / Н.Ф. Беляева // Мордва: историко-культурные очерки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. – С. 277–297.

2. Брыжинский, В.С. Мордовские народные игры / В.С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – С. 8-10.

3. Девяткина, Т.П. Народные приметы мордвы: мокши и эрзи. Учебное пособие / Т.П. Девяткина. – Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1994. – С. 90-93.

4. Корнишина, Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы / Г.А. Корнишина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – С. 75-77.

5. Серов, А.А. Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы: конец XIX – начало XX в.: дис. … канд. ист. наук / А.А. Серов. – Саранск, 2008. – С. 130-135.

Важнейший стимул сбережения культуры народов - развитие традиционных видов физической активности, пришедших в наши дни из глубокой древности, но сохраняющих свою актуальность, ибо именно в этих играх из века в век молодые люди открывали в себе чувство родства с землей и культурой предков . Благодаря развитию демократических институтов в Новейшей истории России произошел подъем национального самосознания. Наиболее ярко это проявляется в проведении народных праздников, составляющей которых являются традиционные игры и состязания. Идея развития традиционных состязаний находит отражение в статье В.В. Путина «Россия - национальный вопрос», а также в Указе Президента РФ № 1666 «О стратегии государственной политики РФ на период до 2025 г.» от 19 декабря 2012 г. Наконец, Правительство РФ приняло Федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».

Цель данной работы: является рассмотрение мордовских народных игр как фактора этнокультурного воспитания учащихся в общеобразовательной системе.

Метод исследования: учащимся предлагается анкетный опросник, состоящий из 4 вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучив теоретические положения по данному направлению исследования, было осуществлено экспериментальное изучение учащихся 9 класса средней образовательной школы № 22. Данное исследование мы разделили на 4 этапа:

Проделанная работа

Выполнили

1.Констатирующий

Проведение анкетирования среди учащихся 9 класса

Учащийся 9 класса Батяркин Иван

2.Практический

1. Проведение классного часа «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы»

Классный руководитель - Кураксина Ирина Ивановна.

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна Учащаяся 9 класса Бружукова Таня

2. Проведение уроков по физической культуре «Подготовка к участию в фестивале «Тюштень - налксемат- финнонь- угрань налхксемат»

Учитель физической культуры - Моисеева Елена Николаевна Учащийся 9 класса Власов Владислав.

3.Контрольный

Проведение анкетирования после проделанной работы среди учащихся 9 класса

Учащаяся 9 класса Артьянова Анна

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна

4.Итоговый

Подведение итогов о проделанной работе

Учащаяся 9 класса Конкина Юлия

Руководитель - учитель физической культуры Моисеева Елена Николаевна

Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Констатирующий этап). Вопросы анкеты:

2. Перечислите мордовские народные игры.

4. Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь-угрань налхксемат»?

Критерии оценки результатов: 4-5 баллов - знают - высокий уровень; 2-3 балла - частично знают - средний уровень; 0-1 балл - не знают - низкий уровень.

В анкетировании приняло участие 12 учащихся. Диагностическое исследование на констатирующем этапе представлено в процентном соотношении в таблице 1, диаграмме 1.

Таблица 1

Наименование участников

Каких героев мордовского этноса вы знаете?

Какие игры называются народными?

Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?

Частично знают

Частично знают

Частично знают

Частично знают

Учащиеся 9 класса

Анализируя данное исследование, можно сделать следующие выводы. На первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 6 учащихся (50 %) назвали: «Масторава», «Вирява», герои сказок и народных былин; 2 учащийся описал героя, но не смог его назвать, 4 учащихся (33,3 %) не смогли ответить на вопрос. Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными? Перечислите мордовские народные игры», из 12 опрошенных 10 учащихся (83,3 %) знают, что народные игры - это те игры, которые придумал народ и играет в них; 2 учащийся (16,6 %) не знает мордовских народных игр. Отвечая на третий вопрос, «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», некоторые способности, такие, ловкость, быстроту, внимание отмечают 6 учащихся (50 %), а, к сожалению, 6 учащихся (50 %) не могут сформулировать те способности, которые развивают мордовские народные игры в человеке. Отвечая на последний вопрос, «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь-угрань налхксемат»?», только 4-е учащихся (33,3 %) назвали: метание в мишень, стрельба из лука, перетягивание палки, бросание бревна, но не описали их, а 8 учащихся (66,6 %) назвали по 2 состязания, также не зная их сущности.

Диаграмма 1

Диагностическое исследование учащихся 9 класса методом анкетирования (Контрольный этап). В анкетировании после проведенной работы с учащимися 9 класса: классного часа на тему «Национальные традиции мордовского народа. Народные игры мордвы» приняло участие 12 человек. Диагностическое исследование на контрольном этапе представлено в процентном соотношении в таблице 2, диаграмме 2.

Таблица 2

Наименование участников

Каких героев мордовского этноса вы знаете?

Какие игры называются народными?

Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?

Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат- финнонь- угрань налхксемат»?

частично знают

частично знают

частично знают

частично знают

Учащиеся 9 класса

Диаграмма 2

Анкетирование показало следующие результаты. Отвечая на первый вопрос, «Каких героев мордовского этноса вы знаете?», из 12 опрошенных 8 учащихся (66,6 %) знают, что «Тюштя» - это герой мордовского эпоса, чем-то напоминающего древнегреческого Геракла. Тюштя научил мордву многим ремеслам, основал государство. Когда настала пора защищаться от врагов, собрал войско и научил его воинскому искусству. Для всех мужчин он провел первые испытания: те, кто забежит за ним на высокую гору, станут Ушманами, то есть воинами. Среди воинов устраивались состязания, и те, кто выигрывал их, назначались Ушмандеями - военноначальниками. После победы над врагом устраивались игры по- мордовски «налхксемат», на которых молодые парни соревновались в борьбе и владение оружием, мерились силой и готовили себя к будущим сражениям. Это и были «Тюштянь налхксемат» - игры Тюшти. «Тюрема» переводится как борьба, бой, драка. Отсюда название борьбы - «Тюштянь тюрема».

Пояснение по поводу терминов: название региона - Республика Мордовия: название народа - мордовский народ, мордва, но на самом деле это два этноса: эрзянский этнос и мокшанский этнос, эрзяне и мокшане. Мордовского языка нет. Есть язык эрзянский и есть язык мокшанский. Существует единый мордовский (эрзянский, мокшанский) эпос - «Масторава» (мать-земля), в котором рассказывается о Тюште и его подвигах. Включение в название борьбы имя Тюшти связано с эпосом и несет воспитательно-патриотическую нагрузку, а 4-е учащихся (33,3 %) дали краткие характеристики.

Отвечая на второй вопрос, «Какие игры называются народными?», 9 опрошенных (75 %) назвали, что те игры называются народными, которые придумал народ, играет в них, что они передаются из поколения в поколение, что в играх отображается основной вид деятельности народа; 3 учащийся (25 %) дал частичное определение народным играм. Отвечая на третий вопрос «Как вы думаете, какие способности развивают мордовские народные игры?», 7 учащихся (58,3 %) назвали такие способности, как чувство дружбы, товарищества, взаимовыручку, силу воли, упорство, а 5 учащихся (41,6 %) отметили только такие способности, как точность, скорость и силу. Отвечая на последний вопрос «Назовите комплекс состязаний, которые проводятся на фестивале «Тюштень - налксемат-финнонь- угрань налхксемат»?», 10 учащихся (83,3 %) назвали: «Тюштянь налксемат» - это по-эрзянски, по-мокшански будет: «Тюштянь налхксемат», проявляя политкорректность, мы назвали фестиваль, проводимый в Республике Мордовия «Тюштянь налксемат - финнонь - угрань налхксемат». Получается «Тюштянь налксемат» (игры Тюшти) - по-эрзянски, «финнонь - угрань налхксемат» (финно-угорские игры) по-мокшански.

Комплекс состязаний «Финнонь - угрань налхксемат»

1. Метание в мишень ножа, топора, копья на точность.

2. Стрельба из лука на точность. Данные состязания являются реконструкцией. Нож, топор, копье и лук являлись основным набором вооружения финно-угорских воинов и охотников. Состязание на меткость позволяет привить интерес молодого поколения к истории.

3. Перетягивание палки.

4. Перетягивание хватом за кисть или палец, стоя на пеньках. Данные состязания в виду простоты и азартности позволяют проводить их на любой площадке и в любое время без подготовки для любых возрастных групп.

5. Поднимание бревна на количество.

6. Бросание деревянного шара или гири на дальность.

7. Бросание бревна на дальность. Данные состязания проводились между сильными мужчинами и являлись популярными, так как позволяли мужчинам проявить свою силу и достойно выглядеть среди своих сверстников и односельчан.

8. Бег в гору на скорость. Данный вид состязания взят из мордовского национального эпоса «Масторава». Эпический князь Тюштя набирал воинов, заставляя мужчин забегать на высокую гору.

Комплекс может быть расширен за счет включения в него состязаний финно-угорских народов, не вошедших в сферу исследования.

9. Бой мешками. Данное состязание проводилось среди самых маленьких и являлось предварительным этапом для последующего участия в поединках в более старшем возрасте.

10. Мордовская национальная борьба «Тюштянь тюрема». Этот вид борьбы является объединением традиционных видов поединков в различных областях проживания мордвы. За основу создания объединенного единоборства послужили традиционные состязания, как кулачные бои в Белинском районе Пензенской области, борьба на поясах на празднике «Акша келу» (белая береза) в Зубово-Полянском районе Республики Мордовия, вольная борьба на празднике «Игрища» в Больше - Игнатовском районе Республики Мордовия, традиции рукопашных поединков в Дубенском районе Республики Мордовия .

11. Игра в мяч. Командная игра. Состав команды от 5 до 10 человек. Мордовская игра в мяч напоминает «ручной мяч» или «регби». Играют на площадке шириной от 6 до 10 метров и длинной от 10 до 20 метров. Цель игры: забить мяч в ворота (высота 1 метр, ширина 1,5 метра). Особенность игры - силовая борьба всех участников, а 2 учащихся (16,6 %) назвали состязания, но не смогли дать их полноценное описание.

Показатели уровня, t-критерия Стьюдента при сравнении средних арифметических значений по вопросам анкетирования (учащиеся 9 класса).

Таблица 3

Учащиеся

Кабаева О.

Басяркин И.

Бусаров А.

Курышева Р.

Фирсова А.

Мартынова А.

Цыганова Д.

Миронов Н.

Ширяев П.

Родюшкин А.

Артемов В.

Сред. арифмет.

Можно сделать следующие выводы. По результатам среднего арифметического показателя данной группы учащихся 9 класса мы видим, что проделанная работа: проведение классного часа и уроков физической культуры - отразилась на результатах данного исследования. По данным среднеарифметических показателей мы видим, что все результаты увеличились вдвое, а в некоторых вопросах втрое. Уровень знаний учащихся на констатирующем этапе по всем вопросам прослеживается и низкий, и средний, и высокий. Чего нельзя сказать о контрольном уровне, где по всем вопросам анкеты уровень знаний учащихся повысился до высокого, и только в трёх случаях - до среднего.

Мы понимаем, что этнокультуры имеют единую основу - общечеловеческие ценности, но каждый этнос своеобразно выражает и реализует их, исходя из национальных обычаев и традиций. Как общее, так и своеобразное в этнокультурах позитивно сказывается на воспитании, так как, во-первых - объединяет народ, а во-вторых - это показатель уровня развития этнокультуры. Культурно-исторические ценности родного края других народов - такова дидактическая последовательность обращения к ним .

Заключение

Данное исследование было посвящено проблеме мордовских народных игр как фактору этнокультурного развития учащихся в системе образования. Одним из важнейших из средств физического воспитания у мордвы и других народов издревле служила игровая деятельность. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь школьников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. В арсенале традиционной культуры мокши и эрзи существовал определенный комплекс специальных мер, предпринимаемых с самого раннего возраста, направленных непосредственно на сохранение, укрепление и развитие физического здоровья людей. Грамотное использование достижений предшествующих поколений в области сохранения и развития физического здоровья способно улучшить ситуацию в сфере образования.

В процессе исследования было определено место мордовских национальных игр в воспитании учащихся, были рассмотрены формы и методы проведения народных игр. Определена необходимость мордовских национальных игр в программный материал урока физической культуры. Мордовские национальные игры несут в себе огромную педагогическую ценность, способствуют патриотическому воспитанию школьников, прививают любовь к родной земле, развивают физические качества, приобщают школьников к окружающему миру, к социальной действительности.

Библиографическая ссылка

Данилова Н.В., Муратова И.В., Извеков К.В., Ерофеев И.В. МОРДОВСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24614 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цель: приобщение детей к культуре народов России.

Задачи:

  1. Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
  2. Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
  3. Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.

В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята» и т.д.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:

  • Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
  • Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
  • Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Педагогам предлагаются следующие игры:

1. Русская народная игра «Гуси-лебеди»

Цель игры: упражнять детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать, помогать друг другу.

«Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да!
- Гуси-лебеди! Домой!
- Серый волк под горой!
- Что он там делает?
- Рябчиков щиплет.
- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком».

Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

2. Мордовская народная игра «Круговой»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, игроки меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. «Осаленные» выходят из круга. Ребенок, поймавший мячи попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

3. Татарская народная игра «Хлопушки»

На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

4. Чувашская народная игра «Расходитесь»

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Они идут по кругу под слова одной из своих любимых песен. Водящий стоит в центре круга. Неожиданно он говорит: «Расходитесь!» - и после этого бежит ловить разбегающихся игроков.

Правила игры. Водящий может сделать определенное количество шагов (по договоренности в зависимости от величины круга обычно три - пять шагов). Осаленный становится водящим. Бежать можно только после слова расходитесь.

В заключении воспитателям предлагается воспользоваться в своем работе мини - сборником «Народные игры в работе с детьми дошкольного возраста» (

Подвижная игра «В ворона»

Действующие лица: Ворон. Клушка. Цыплята.

Клушка гуляет со своими Цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит Ворон.

Ворон. Клушка, а клушка, дай тейне лефксцень! (Клушка, а клушка, дай мне цыпленка!)

Клушка. Аф максса, варси, аф максса! (Не дам, ворон, не дам!)

Ворон. Мон тонь шабатнень саласайне! (Я всех твоих деток украду!)

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Подвижная игра «Руцяняса» («В платочки»)

Действующие лица: Бабушка, Дедушка, Платочки.

Участники игры выбирают Бабушку и Дедушку. Бабушка определяет детей в Платочки, окрасив каждый в определенный цвет (на ухо называет цвет). Платочки садятся на пол. Приходит Дедушка и происходит диалог:

Дедушка: Шумбрат, бабакай. (Будь здорова, бабушка!)

Бабушка: Озак, батькай! (Садись, батюшка!)

Дедушка: Маряйне, руцятне улихть? (Слышал, платочки есть у тебя?)

Бабушка: Улихть, да аф рамавихть тейть. (Есть, да не купить их тебе).

Дедушка: Монь кафта сундукт ярмаконе. (У меня два сундука денег.)

Бабушка: Рамайть! (Купи!)

Дедушка покупает платочки, т.е. отгадывает какого цвета платочки. Как только он назовет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Если Дедушка догонит его, то забирает его себе. Иногда платочек побегает-побегает, Дедушка не сможет поймать его. Бабушка тут же «окрасит» его в ругой цвет. Дедушка вновь пытается узнать цвет платочка. Играют до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

Подвижная игра «Продажа лаптей»

(другие ее названия:«Кража шапок», «В рыбу»)Для игры надо взять старые, сильно поношенные лапти (это рыба). Вместо них могут быть использованы калоши, рваные головные уборы. Длинную веревку привязать к колышку. С помощью веревки, как циркулем, отчертить круг - «торговый ряд», по периметру которого раскладывается товар, то есть принесенные из дому старые лапти, калоши и прочее.

Выбирается продавец рыбы. Продавец в одной руке держит леща - мягкий изношенный лапоть (атякарь), другой рукой берется за конец веревки. Прохаживаясь по кругу, он приглашает покупателейв «торговые ряды»: «Мишендевихть калхт! Мишендевихть калхт! Подходи – налетай, не скупись – рамак!» («Продается рыба! Продается рыба! Подходи - налетай, не скупись - покупай!»). Игроки с разных сторон подступают к «торговому ряду». Каждый метит взять какую-нибудь вещь. Продавец стремится настичь его и «улещить» лаптем по спине. «Улещенный» становится вместо него, и игра начинается снова. Покупатели стремятся всеми путями не попадать под удар, применяют обманные ходы, отвлекают внимание от остальных игроков. Продавец может ударить покупателя только в тот момент, когда тот наклоняется за рыбой.

Подвижная игра « Ключи от замка»

Четверо садятся по углам дома или начерченного на земле квадрата. Пятый стоит на середине. Подходит к одному, спрашивает: «Дядя (или тетя), ключи у тебя?» Тот показывает на соседа: «Вон иди у дяди (или тети) спроси». Так он обойдет всех четверых. Последний отвечает: «Ищи на середине!»Водящий отходит на середину. В это время все вскакивают на ноги и меняются местами. Водящий стремится быстрее встать вместо кого-то. Кто останется без места, становится искателем «ключей». Игра продолжается дальше.

В журавлей (Каргиняса)

Из числа играющих выбираются "журавлиха" и "старуха". "Старушка" садится в сторону на лужок и начинает вскапывать луг. "Журавлиха" набирает себе "журавлей". Эти "журавли" берутся друг за друга и с криками: "Тур-лур, тур-лур" ходят по лугу. Ходят-ходят и подходят к "старушке". "Журавлиха" спрашивает её:

Бабай, а бабай, мезе тият? -Бабушка, а бабушка,что делаешь?

Лотка шуван. -Ямку копаю.

Лоткть мезенди? -Ямка зачем?

Ярмак вешендян. -Деньги ищу.

Ярмакть мезенди? -Деньги зачем?

Салмокс раман. -Иголку куплю.

Салмоксть мезенди? -Иголка для чего?

Кескав стаян. -Мешок сошью.

Кескавть мезенди? - Мешок для чего?

Кевняняса пяшкодса. -Камешками наполню.

Кевнянятнень мезенди? -Камешки для чего?

Тонь шабатнень пряс. -На голову твоих детей.

Произнося последние слова, "старуха" поднимается и начинает ловить "журавлей". "Журавлиха" , подняв руки и бегая перед "старушкой", защищается. "Журавлята" кричат: "Тур-лур, тур-лур". Когда "старуха" переловит всех "журавлят" , игра начинается вновь.

Правила игры: "Журавлиха" не отталкивает "старуху", а только старается встать перед ней, не дать в этом направлении ходу.

Игра «Карусель»

Развивает ритмичность движений и внимательность.

Дети становятся в круг, при этом держась за обруч или шнур со связанными концами. Задача детей – делать правильные движения, соответствующие словам песенки, которую читает взрослый:

Еле - еле, еле - еле, 1.Савор, савор, саворне,

Закружились карусели, Шары, шары, шоромнесь

А потом, потом, потом, Меле, меле, сиденяста,

Все бегом, бегом, бегом. Шары, шары, шаромнесь.

Тише, тише, не спешите, 2.Сате, сете ласькозня,

Карусель остановите, Лоткак, лоткак, шаромня.

Раз-два, раз-два, Фкя-кафта, фкя-кафта,

Вот и кончилась игра. Лоткась шаромсь шарома.

3. Фкя, кафта, колма, ниле,

Меки шары, шаромнесь.

Сате, сате, ласькозня,

Лоткак, лотка, шаромня.

Фкя, кафта, колма, ниле

И аделась налхксемась.

Пробежав 2 – 3 круга, можно поменять направление и постепенно замедляя движение, закончить игру

Подвижная игра « В курочки»


Играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся – покупателем.

Подвижная игра « Круговой мяч»

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остаются за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в тех, кто находится в кругу.

Если кому-нибудь в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого игрока за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех игроков, находящихся внутри круга, играющие меняются местами.

Основные правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Игрок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в круг у

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР МОРДОВСКОГО НАРОДА