Перспективный план по развитию и руководству сюжетно-ролевой игры «Космонавты. Перспективный план сюжетно-ролевой игры в старшей группе Перспективное планирование сюжетно ролевой игры на полгода

Воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 201» г. Оренбурга

Игра - это основной вид детской деятельности. Этот факт давно известен и неоспорим. Однако очень часто случается так, что игра детей «пущенная на самотек», состоит из действий, которые носят стереотипный характер, а взаимодействия с игрушками является ничем иным как манипулированием предметом. Как следствие, игра не выполняет полноценно ту развивающую функцию, которую она несет, поэтому нередко можно увидеть «одинаковые» по содержанию игры у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Точно также как учить детей правильно держать ложку, одеваться, выполнять гимнастику их надо учить и играть. Речь идет не о копировании игровых действий взрослого, а о взаимодействии взрослого и ребенка в игре.

1. постепенное усложнение игровых действий;

2. взаимодействие взрослого и ребенка во время игры (дети всегда охотно играют с взрослыми);

3. интеграцию разных видов деятельности, связанных с темой (рисование, конструирование, рассматривание иллюстраций и т.д.);

4. взаимосвязь с обучением детей правилам дорожного движения.

Перспективный план развития и руководства сюжетно-ролевой игрой

Тема: «Водители»

Информационная часть, ознакомление с окружающим

Создание проблемной ситуации, обогащение игрового опыта

Предметно-игровая среда

Сентябрь

1.Чтение: История о происхождении автомобиля

2. Рассматривание иллюстраций с изображениием легкового автомобиля

3. игра «Назови часть целого» (гараж, машина)

4. Наблюдение за легковым автомобилем во время прогулки

5. ПДД - история происхождения светофора

Действие: построение машины (с опорой на личный опыт детей)

Проблемная ситуация: прокол колеса

Ролевые взаимодействия: водитель (взрослый) - пассажир (ребенок)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)

Стулья, руль, предметы-заместители (колеса, насос)

Иллюстрации с изображением автомобиля

Октябрь

1. Чтение: История о происхождении троллейбуса

2. игра «Автомобиль из геометрических фигур»

3. Рисование автомобиля цветными карандашам (с использованием трафаретов)

4. Подвижная игра «Цветные автомобили»

6. ПДД - игра «Три сигнала светофора»

Действие: построение машины, дополнение образа (руль, педали, колеса, сигнал)

Проблемная ситуация: группа (взрослый и несколько детей) хочет попасть на речку, как это сделать, если в легковой автомобиль все не поместятся (построение автобуса)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - пассажиры (взрослый + дети)

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей, участвует в создании и разрешении проблемной ситуации

Стулья, руль, предметы- заместители (педали, колеса, сигнал).

Набор геометрических фигур.

Трафареты-«Транспорт», цветные карандаши, бумага.

Набор разноцветных кругов для детей и взрослого.

Круглые жетоны для детей красного, желтого и зеленого цвета

Ноябрь

1. Рассматривание иллюстраций: легковой автомобиль, грузовик, скорая помощь, пожарная машина, троллейбус, милицейская машина и др. (сравнение)

2. Наблюдение за транспортом во время прогулки

3. Загадки о разных видах транспорта

4. игра «Узнай по описанию» (разные виды транспорта)

5. ПДД - игра «Что за знаки придумали эти взрослые»

Действие: построение машины (грузовика) с использованием личного и игрового опыта детей

Проблемная ситуация: идет стройка, нужно доставить строительный материал, какую машину лучше построить (легковую, грузовую или др.)

Ролевые взаимодействия: водитель (ребенок) - строители (взрослый + дети)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением детей, закрепление игрового опыта детей, поощрение самостоятельности и инициативы детей при развитии сюжета, поощрение использования детьми личного опыта, знаний

Стулья, предметы - заместители, крупный строительный материал.

Иллюстрации с изображением разного вида транспорта.

Набор дорожных знаков.

Декабрь

1. Заучивание - «Моя улица» С. Михалков

2. игра «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке» (геометрические фигуры)

3. игра «Что лишнее?»

4. Игры с набором предметов (объединение общим сюжетом 3-4 разных мелких предметов)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - действия регулировщика

Действие: построение машины (автобуса), действия регулировщика.

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети) - регулировщик (взрослый)

Обогащение игрового опыта: введение билетов за проезд, остановка автобуса на показ знака «Остановка», подчинение действиям регулировщика, сигналам светофора.

Руководство игрой: закрепление игрового опыта детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей

Стулья, предметы-заместители, «билеты», знак «Остановка», светофор, полицейский жезл, фуражка инспектора ГИБДД.

Набор разных мелких предметов.

Январь

1.Чтение - «Автомобиль» А. Меркулов

2. игра «Перечисли как можно больше способов использования автомобиля»

3. игра «Путешествие шофера и автомобиля по волшебной дорожке» (части суток)

4. Конструирование - гараж для машины (из строительного материала), машина (из снега)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - игра «Запрещается - разрешается», заучивание считалки «Стоп, машина…»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + взрослый); мама (взрослый) - дочка или сын (ребенок или кукла)

Обогащение игрового опыта: взрослый берет на себя дополнительную роль (мама + пассажир), строит свои игровые действия и речь в зависимости от роли, выполняемой в данный момент (пассажир или мама)

Руководство игрой: следит за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей, а также создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли, поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья».

«Волшебная дорожка», карандаши.

Строительный материал.

Лопаты, формы для конструирование из снега.

Февраль

1. Заучивание - «Машина моя» Я. Пишумов

2. игра «Кто кем будет? Кто кем был?»

3. Рисование - «Нарисуй фантастическую машину»

4. Придумывание истории (введение сказочного персонажа)

5. Наблюдение за транспортом во время прогулки

6. ПДД - загадки о дорожных знаках,

чтение - стихотворение Г. Ладонщикова «Светофор»

Действие: конструирование обстановки для игры «Водители», конструирование обстановки для игры в «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети + сказочный персонаж, н-р, Карлсон); продавец (ребенок) - покупатели (сказочный персонаж + дети), при построении ролевого диалога используется телефон.

Обогащение игрового опыта: взрослый и дети (под руководством взрослого) берут на себя дополнительные роли (пассажиры + покупатели), опыт построения ролевого диалога от имени игрового персонажа.

Проблемная ситуация: у Карлсона закончилось варенье, он звонит в магазин, спрашивает - есть ли у них в продаже варенье. Затем едет в магазин на машине (автобусе) - роль пассажира. Покупает варенье - роль покупателя (ролевое поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент). Первоначально роль игрового персонажа берет на себя взрослый, постепенно привлекая детей к использованию в играх других сказочных персонажей.

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между выбранной ролью и игровыми действиями, речью; использует при построении ролевых диалогов телефон (или предмет-заместитель); строит ролевой диалог от имени игрового персонажа; привлекает детей к использованию в игре других персонажей; поощряет самостоятельность и инициативу детей при развитии сюжета игры

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры в «Магазин»; телефон (предметы-заместители); сказочный персонаж (н-р, Карлсон)

Бумага, цветные карандаши

Набор дорожных знаков

Март

1. игра «Хорошо - плохо»

2. Разрезные картинки - разные виды транспорта

3. игра «Наоборот»

5. игры с набором предметов (объединение 4-5 мелких предметов общим сюжетом)

6. ПДД - «Разрезные дорожные знаки»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Больница»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); врач (ребенок) - пациенты (взрослый + дети); при построении ролевого диалога используется телефон (или предмет - заместитель)

Обогащение игрового опыта: ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-пациент. Взрослый (пациент) «звонит» водителю, разговаривает с ним, по мере разговора, подводит ребенка к тому, чтобы тот посетил врача (т.е. ребенок совмещает две роли - водитель и пациент, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: поощрение самостоятельного создания игрового пространства, подбора атрибутов для игр, развития сюжета; закрепление опыта использования предметов - заместителей; взрослый следит за соответствием между ролью и ролевыми действиями детей

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Больница»; телефон (или предметы - заместители).

Разрезные картинки с изображением разного вида транспорта.

Набор разрезных дорожных знаков.

Апрель

1.Чтение - стихотворение «Если бы…» О. Бедарев

2. игра «Придумаем новую машину»

3. игра «Чем похожи? Чем отличаются?»

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Парикмахерская», конструирование игровой обстановки для игры «Семья»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); парикмахер (ребенок) - клиент (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-клиент парикмахерской. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал за ней и за дочкой и отвез их в парикмахерскую (салон красоты). По мере развития сюжета, взрослый предлагает постричься и «папе» (т.е. ребенок совмещает три роли - водитель, папа, клиент парикмахерской, при этом его поведение и речь должны соответствовать роли, выполняемой в данный момент).

Руководство игрой: использование имеющегося у детей игрового опыта; взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; расширение игрового опыта детей

(умение совмещать несколько ролей и выполнять соответствующие игровые действия, построение ролевых диалогов)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты для игры в «Парикмахерская»; телефон (или предметы - заместители)

1. игра «Перевертыши»

2. игра «Противоречия»

3. Системный оператор - машина

4. Наблюдение за транспортом во время прогулки

5. ПДД - викторина

Действие: конструирование игровой обстановки для игры «Водители», конструирование игровой обстановки для игры «Семья», конструирование игровой обстановки для игры «Магазин»

Ролевое взаимодействие: водитель (ребенок) - пассажиры (дети); мама (взрослый) - папа (ребенок) - дочка (ребенок или кукла); продавец (ребенок) - покупатель (ребенок); при построении ролевого диалога используется телефон (предмет-заместитель)

Обогащение игрового опыта: усложнение игрового сюжета - ребенок, опираясь на имеющийся игровой опыт, берет на себя дополнительные роли - водитель-папа-покупатель. Взрослый, исполняющий роль мамы, «звонит» водителю (папе) и говорит, чтобы он заехал в магазин после работы и купил для дочки что-нибудь (н-р, игрушку, фрукты и т.д.)

Руководство игрой: взрослый следит за соответствием между ролью и игровыми действиями, речью детей; закрепление игрового опыта детей (умение совмещать несколько ролей, использовать в игре игровые персонажи)

Атрибуты для игры «Водители»; атрибуты для игры «Семья»; атрибуты

для игры «Магазин»

При разработке таких игр, как «Назови часть целого», «Путешествие автомобиля по волшебной дорожке», «Хорошо - плохо», «Противоречия», использовались элементы ТРИЗ (а это всегда интересно, необычно, творчески).

Структура перспективного плана развития и руководства сюжетно-ролевой игрой «Водители» может быть применима к другим играм.

Шабанова Ольга Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СШ№ 19 структурное подразделение ДС "Рябинка"
Населённый пункт: село Раздольное
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Комплексное тематическое планирование сюжетно ролевых игр в старшей группе
Дата публикации: 17.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Методическая разработка

Примерное

календарно – тематическое

планирование сюжетно- ролевых игр

в старшей группе

Составила:

ШАБАНОВА

ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Воспитатель

первой квалификационной категории

сентябрь

«Школа»

Расширять знания детей о школе,

Создавать игровую обстановку.

Воспитывать дружбу, умение

работать и жить в коллективе.

Обогащение игрового опыта.

Целевая прогулка к школе.

Экскурсия в школу.

Беседа о школе с показом школьных

принадлежностей.

Рассматривание картин о школе.

Интерактивная дидактическая игра

«Собери портфель»

Заучивание стихотворений о школе

Чтение рассказов о школе.

Разучить песню «Чему учат в школе»

Ручной труд: сделать маленькие

тетради, книжки, учительский

журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и

«Семья»

Формировать представление о

коллективном ведении хозяйства,

семейном бюджете, совместных

досугах. Воспитывать заботливое

отношение к членам семьи, интерес к

их деятельности.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о взаимоотношениях

мужчины и женщины в семье, об

обязанностях детей дома.

Рассказ детей из личного опыта «Как

я провел выходной»-

Чтение худ. лит-ры: «Крылатый,

мохнатый» да масляный» обр. И.

Карнауховой;

А. Гайдар, «Чук и Гек» (главы), В.

Драгунский, «Друг детства»,

Т. Александрова, «Домовёнок

Кузька» (главы); П. Бажов,

«Серебряное копытце»; В. Катаев,

«Цветик-семицветик»; Е. Благинина,

«Посидим в тишине»; Э. Успенский

«Разгром».

Просмотр мультфильмов «Моя

семья», «День рождения бабушки»,

«И мама меня простит»,

«Папа, мама и золотая рыбка».

Рассматривание семейных

фотографий.

«На дорогах

города»

Закрепить знания детей о правилах

дорожного движения, познакомить с

новой ролью- регулировщик,

воспитывать выдержку, терпение,

внимание на дороге.

Обогащение игрового опыта

Экскурсия на пешеходный переход

Наблюдение за работой светофора,

эвакуатора

Просмотр мультфильма «Уроки

тетушки Совы», серии мультфильма

«Озорная семейка»

Детская презентация «Правила

дорожного движения»

Чтение художественной литературы

С.Михалков «Дядя Степа –

милиционер»

Решение проблемных ситуаций

Изготовление макета дороги и

тротуаров

Интерактивная игра «Что означает

дорожный знак?»

«Кругосветное

путешествие»

Расширить кругозор детей, закрепить

знания о частях света, разных стран.

Воспитывать желание

путешествовать, расширить

словарный запас детей: « капитан,

путешествие вокруг света»

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя детям о

Северном полюсе

Нахождение Северного полюса на

глобусе, географической карте

Просмотр презентации о Северном

Рисование «На Северном полюсе»

Реализация краткосрочного проекта

«Путешествуем к Северному

полюсу» (продукт проекта макет

Северного полюса)

Беседа «Экспедиция на Северный

Чтение детям отрывков из рассказов

Снегирева «Пингвиний пляж» и «К

Просмотр мультфильмов «Юху и его

друзья на Северном полюсе»,

«Приключение Котобоя –

Путешествие на Северный полюс»,

«Умка ищет друга»

«Зоопарк»

Расширять знания детей о диких

животных, воспитывать доброту,

внимательное отношение к

животным, культуру поведения в

общественных местах.

Обогащение игрового опыта

Рассматривание картинок из серии

«зоопарк»

Просмотр детских презентаций о

животных.Просмотр

мультфильмов«Песенка мышонка»,

«Ну, погоди!»

Чтение детям С. Михалков «Три

поросенка», В. Маяковский «Кем

быть», Рисование на тему «Если я

буду работать в зоопарке»

Интерактивная игра «О правилах

поведения в зоопарке..

«Почта»

Научить детей пользоваться

Продолжать знакомить с трудом

работников связи, формировать

уважительное отношение к

работникам почты.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о почте

Просмотр презентации о почте

Просмотр презентации о разных

профессиях людей, работающих на

Создание и рассматривание

фотоальбома почте.

Чтение книги «Азбука для вежливых

Просмотр презентации о правилах

поведения почте.

Просмотр видеороликов «Как

доставляют почту».

«Салон

красоты»

Научить детей пользоваться

предметами-заместителями в игре,

понимать воображаемую ситуацию и

действовать в соответствии с ней.

Продолжать знакомить детей с

профессиями (парикмахер, визажист,

маникюр). Отражать в игре

представления о сфере

обслуживания.

Обогащение игрового опыта

Рассказ воспитателя о салоне красоты

Просмотр презентации о работе

разных специалистов, делающих

людей красивыми.

Настольно – печатная игра «Что

нужно для профессии»

Чтение художественной литературы:

Интерактивная игра - викторина

«Отгадай загадку»

Рассказ ребенка из личного опыта

«Как я с мамой ходил в

парикмахерскую», «Моя мама –

парикмахер»

Рассматривание модных журналов,

каталогов.

Конкурс рисунков «Лучшая

прическа»

Беседа о правилах поведения в

общественных местах

«Космонавты»

Расширить тематику сюжетных игр,

познакомить с работой космонавтов в

космосе, воспитывать смелость,

выдержку. Расширить словарный

запас детей: «космодром, полет,

открытый космос».

Обогащение игрового опыта

Оформление помещения группы на

тему «Космос»

Знакомство детей со звездами,

созвездиями, легендами о созвездиях

Знакомство детей с планетами (чем

они отличаются от звезд и созвездий)

Знакомство детей с Луной и Солнцем

(почему на Земле бывают день и

Знакомство детей с космосом

(обсуждение вопросов: Почему в

космос летают на ракете? Почему и

как летит ракета? Как устроена

ракета? Зачем космонавту скафандр?

Рассматривание книг и

иллюстрированных альбомов о

Рисование на тему «Космос»

Чтение глав из книг «Почемучка»,

«Малышам о звездах и планетах»,

«Веселая астрономия», «О чем

рассказал телескоп»

«Скорая

помощь »

Формировать умение детей делиться

на подгруппы в соответствии с

сюжетом. Показать социальную

значимость медицины. Вызвать

интерес к профессиям врача,

медсестры, воспитывать чуткое и

внимательное отношение к больному.

Обогащение игрового опыта

Беседа с детьми о том, кто из них был

в поликлинике и что там делал.

Экскурсия в медицинский кабинет с

целью наблюдения за работой врача и

медицинской сестры в детском саду.

Просмотр детской презентации о

разнообразии медицинских

профессий.

Художественная литература: К.

Чуйковский «Айболит», С. Михалков

«Прививка», «Чудесная таблетки»,

Ю. Шигаев «Я сегодня медсестра».

Изготовление атрибутов для игры.

Просмотр мультипликационных

фильмов: по мотивам В. Сутеев «Про

бегемота, который боялся прививок.

К. Чуйковского «Айболит»

Интерактивная игра «Что нужно

Катерина Савина
Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр-ситуаций (младший возраст)

Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр – ситуаций

младший возраст 2015/2016 учебный год

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» Сентябрь

Цель : Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить) . В индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию .

Формы работы : Ежедневные режимные моменты в детском саду; Д\И с куклой; Экскурсия по детскому саду; Беседа «Что мы знаем о детском саде?» ; Рассказы о профессиях работников детского сада; Визит в соседнюю группу : Рассматривание иллюстраций о детском саде; Занятие «Мы помощники взрослых» ; Создание альбома «Детский сад» .

Предметная среда : куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п.

Сентябрь Понедельник, Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : 1 «Наши куклы» , 2 «Куклы идут в детский сад» ,3 «У меня зазвонил телефон» , 4 «Комната для куклы» ,5 «Завтрак для всех» . Вторник : 1Экскурсия по детскому саду, 2 «Папа – хороший хозяин» ,3 «С новосельем» , 4 «Кукла заболела» , 5 «Мама пришла с работы» . Среда : «Куклы идут в детский сад» , «Что у нас на обед?» , «У куклы Вари день рождения» , «Папа-шофёр» , «Папа - хороший хозяин» . Четверг : «Комната для куклы» , «Кукла и мишка ходят в гости друг к другу» , «Пора обедать» , «В лесу» , «Собираем урожай» . Пятница : По выбору детей, «В детском саду» , По выбору детей, «Мама и дочка» , По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Семья» Октябрь

Цель : Ознакомление со спецификой игры, развитие понятия, что такое семья, взаимоотношения в семье. Уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка) . Формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме - играет с ребенком и гуляет с ним).

Формы работы : Беседа с детьми об их семьях. Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок . Картина «Наша семья» . Слушание и чтение колыбельных прибауток. Чтение русской народной сказки «Репка» , «Три медведя» . Занятие «Моя семья» . Д\И «Мама и папа» , «Дедушка и бабушка» , «Кто старше?» , «Кто младше , «Назови по именам» .

Предметная среда : куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель : столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья : шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные) : холодильник, стиральная машина, пылесос.

Октябрь Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : Кукла встречает гостей», «Новоселье» , «Папа - водитель» , «Пора обедать» . Вторник : «Мама пришла с работы» , «Пора обедать» , «Бабушка приехала» , «Дочки-матери» . Среда : «Старшая сестра» , «Дочки-матери» , «Комната для куклы» , «У куклы Тани день рождения» . Четверг : «Мама и дочка» , «В детском саду» , «Дочки-матери» , «Пора обедать» . Пятница : «Пора обедать» , «Завтрак для всех» , По выбору детей, «Кукла встречает гостей» .

Сюжетно – ролевая игра «Больница» Ноябрь

Цель : Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер - пассажир, мама - дочка, врач - больной) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. Формы работы : Экскурсия в медицинский кабинет; Наблюдение за работой медсестры, врача; Беседа о профессии врача, медсестры. Рассматривание картин из серии «Профессии» : «Доктор» , «Медсестра» . Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу» . Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит» . Кукольный театр «Айболит» ; Д\И «Кому что нужно для работы» , . Знакомство с атрибутами : стетоскоп, градусник, шприцы, витаминки, шпатели и т. д. Беседа «Что такое процедурный кабинет?» .

Предметная среда : игрушечные атрибуты : стетоскоп, шпатели, градусники. «Витаминки» , горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.

Ноябрь Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : Экскурсия в кабинет медсестры, «Процедурный кабинет» , «У врача» , «Приём в кабинете врача» . Вторник : «Я - врач» , «В травмопункте» , «Поможем лисичке» , «Аптека» . Среда : «Процедурный кабинет» , «Вызов на дом» , «Аптека» , «Поможем зайке» . Четверг : «Вызов на дом» , «У зубного врача» , «Приём в кабинете врача» , «Процедурный кабинет» . Пятница : «Кукла Катя заболела» , «Поездка по посёлку» , «Как машина игрушки катала» (ПДД, По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин» Декабрь

Цель : Продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира их назначение, развивать умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами, развивать диалогическую речь (продавец - покупатель) Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении.

Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию .

Формы работы : Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный) ». Рассказ воспитателя о профессии продавца; Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина. Д\И «Кто больше назовет предметов для магазинов : «Игрушки» , «Продукты» , «Посуда» , «Одежда» , «Кто больше назовет действий» , «Лото» . Рассматривание атрибутов к игре : весы, колпак, фартук, счёты.

Предметная среда : Прилавок или витрина. Несколько наборов продуктов : молочные продукты, упаковки из- под сока, йогурта, чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; бакалейные или гастрономические товары. Кассовый аппарат и счеты. Сумочки, халат, фартук, колпак. Весы, касса для кассира, жетоны с цифрами, вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.

Декабрь Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : Поход в магазин (Родители, «Вежливый продавец» , «Кукла Катя покупает платье» , «Магазин новогодних игрушек» , «Кукла Оля выбирает зимнюю одежду» . Вторник : «В супермаркете» , «У прилавка» , «Новые товары» , «Магазин посуды» , «У прилавка» . Среда : «У прилавка» , «В магазине игрушек» , «В супермаркете» , «У прилавка» , «Вежливый продавец» . Четверг : «Вежливый продавец» , «Кукла Таня выбирает новую кофточку» ,«В книжном магазине» , «Я- продавец» ,«Новые товары» . Пятница : «У прилавка» , «Новые товары» , По выбору детей, «Кукла Оля в супермаркете» , По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Почта» Январь

Цель : Формирование интереса детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения (Почтальон – клиент) . Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Продолжать формировать у детей реалистические представления о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Формы работы : Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте»

Предметная среда : Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты.

Январь Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : Посещение почты (родители, «Телеграмма для лисички» , «Собираем посылку» . Вторник : «Письмо для куклы Оли» , «Я – почтальон» , «Раздаём письма» . Среда : «Таня – почтальон» , «Поздравим маму» , «Я – почтальон» . Четверг : «Посылка для ребят» , «Письмо для куклы Тани» , «Кукла Таня отправляет телеграмму» . Пятница : «Поздравим куклу Таню» , «На почте» , По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Шофёр» Февраль

Цель : Развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя и кондуктора (пассажир – водитель, кондуктор – пассажир) . Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении.

Формы работы : Целевая прогулка по ближайшей улице поселка. Беседа на тему «На чем люди ездят» . Рассматривание альбома «Транспорт моего поселка» . Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад. Д/и «Чей предмет» .

Предметная среда : Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули, накидки с видами автомобилей.

Февраль Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : «Кто шофёр?» , «На стройке» , «Мой папа-водитель» , «Машины едут по дороге» (ПДД) . Вторник : «Лётчики готовы к полёту» , «Автобус везёт пассажиров» , «На стройке» , «Автобус» . Среда : «Прогулка на пароходе» , «Машины едут по дороге» (ПДД, «Заправка машины» , «Машина скорой помощи» . Четверг : «Медвежонок моет машину» , «Корабль плывёт» , «Кондуктор в автобусе» , «Маршрутка» . Пятница : «На стройке» , «Лётчики готовы к полёту» , «Авторемонт» , По выбору детей.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» Март

Цель : Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру ; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу.

Формы работы : Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера : ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др. Рассматривание альбома с образцами причесок : мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую» , «Для чего нужна парикмахерская?» . Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр» , отгадывание загадок по теме. Д\И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий» , «Для чего эти предметы» , «Хорошо – плохо» .

Предметная среда : Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные виды расчесок (из линолеума, дерева, с неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные). Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы (детской тематики, ножницы (пластмассовые) ;

Фен (игрушечный или неработающий настоящий) ; бигуди (игрушечные) . Мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.

Март Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : Поход в парикмахерскую (родители) «Причёска для девочек» , «Привезли новый лак для ногтей» , «Я – парикмахер» , «Стрижка для кукол» . Вторник : «Красивая стрижка» , «Стрижка волос» , «Маникюр» , «Красивые бантики» , «Маникюр» .

Среда : «Привезли новые шампуни» , «Маникюр» , «Стрижка для собачки» , «Привезли новые шампуни» , «Причёска для девочек» . Четверг : «Стрижка для куклы Тани» , «Красивые бантики» , «Сушка феном волос» , «Стрижка волос» , «Стрижка для куклы Тани» . Пятница : 4По выбору детей, «Я - мастер по маникюру» .

Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк» Апрель

Цель : Развивать воображение, мышление, речь; умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре , помочь создать игровую обстановку. Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их, помочь детям усвоить новую профессию ветиринар. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитание доброго отношения к животным, любовь к ним, заботу о них. Закреплять умение строить разные жилища. Для домашних животных : лошадкам – конюшню, коровам – коровник, свиньям – свинарник, курочкам – курятник, уткам – утятник, собачке – будку. Воспитывать желание заботиться о домашних животных : кормить, поить, чистить жилище, выводить на «лужок» , к «речке» . Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе.

Формы работы : Наблюдение за животными; рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные» , «Зоопарк» . Беседа «Профессии» ; Д/Игры «Зоопарк» ; «В деревне у бабушки» , «Ветеринар лечит животных» .

Предметная среда : Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.

Апрель Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : «Ёжик и котик» , «Медвежонок и зайка моют машину» , «Построим зоопарк» , «Я ветеринар» . Вторник : «Поможем зайке» , «Стрижка для собачки» , «Поможем мишке» , «Дрессировщик в цирке» . Среда : «Цыплёнок и щенок» , «Построим птичник для цыплят» , «Накормим щенка» , По выбору детей. Четверг : «Поросёнок потерялся» , «Утешим медвежонка» , По выбору детей, «Концерт зверей» . Пятница : «Чья очередь гулять с Тузиком» , По выбору детей, «Цирк зверей» , «Построим зоопарк» .

Сюжетно – ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «Больница» , «Парикмахерская» , «Шофёр» , «Почта» , «Магазин» , «Зоопарк» . Май

Цели : Развивать воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре , помочь создать игровую обстановку. Развитие социального поведения, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь.

Дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении. Обогащать игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию .

Май Понедельник : Темы сюжетно – ролевых игр – ситуаций : «Поликлиника» , «Салон красоты» ,

Игра по выбору детей, «Цирк зверей» . Вторник : Игра по выбору детей, «Больница» , «Пароход» ,

Игра по выбору детей. Среда : «Автобус» , Игра по выбору детей, «Зоопарк» , «Почта» . Четверг : «Магазин игрушек» , «В гостях у матрёшки» , Игра по выбору детей, «Семья» . Пятница : Игра по выбору детей, «Автомастерская» , «Супермаркет» , Игра по выбору детей.

Рекомендуемая литература : Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст ; ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2014. - 368 с.

Подготовительная к школе группа

Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре.

1. Дать представление о том, что Земля наш общий дом. Дать элементарное представление о строении Солнечной системы, о Вселенной. Познакомить детей с картой звёздного неба, созвездиями. Дать представление о профессии космонавт. Закрепить знания детей о лётчиках – космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для данной профессии.

2. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, к изучению космического пространства. Воспитывать у детей качеств, связанных с особенностями данной профессии: быть выносливым, физически развитым, ловким, смелым.

3. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров.

4. Обогащать словарный запас словами: Солнечная система, планеты, комета, генеральный конструктор, научно-космический центр, спортивные тренажёры.

Ознакомление с окружающим в активной деятельности детей Обучающие игры Предметно-игровая среда Активизирующие общение с детьми в процессе игры
Сентябрь
1. Беседа с детьми с рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»;

Цель: изучить знание детей по теме и их представление об общественной значимости профессии космонавта

2. ОД «Этот загадочный космос»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

3. Чтение художественной литературы А. Андреев «Звёздный», А. Дитрих «Кто обгрыз месяц?», «Жил да был звездочёт.», В. Степанов «Юрий Гагарин», Р. Сеф «Голубой метеорит».

Цель: вызывать у детей желание слушать художественные произведения, побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями.

4.ОД Сюжетное рисование

на тему «Звёздное небо»

Цель: изображать звездное небо.

Самостоятельно подбирать цветовую гамму для звезд.

1. Дидактическая игра

«Звезды на небе»

Цель: закреплять знания детей о космических телах, планетах,

развивать умение соотносить называемые объекты с их

местоположением, обогащать словарный запас.

2. Подвижная игра

«Луна и звёзды»

Цель: развитие интереса к ранее изученной теме (планеты, Луна)

3. Игры с телефоном

«Позвони комете и узнай как у неё дела»

Цель: развитие словарного запаса, умение вести диалог и монолог.

- обручи из плотной бумаги на голову (воспитателем или с помощью родителей) с луной и звездами (луна и звёзды могут быть изготовлены детьми)

Энциклопедии, книги по теме «Космос» «Солнечная система»

Иллюстрации с изображением планет, звёзд

Изготовление макета солнечной системы

Планеты могут быть изготовлены из папье-маше детьми, сборка модели воспитатели группы

Сюжеты игры

1. «Звёздная лаборатория»

2. «Путешествие в планетарий»

3. «Я изучаю звёздное небо»

Методические приёмы

1. Влияние на выбор темы

Предложить сюжет игры

2. Внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры

3. Вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность.

4.Обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы).

Октябрь
1. Рассматривание звёздного неба во время вечерней прогулки.

2. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты»

Цель: продолжать развивать интерес к теме

3. Беседа «Космонавты в космосе».

Цель: развивать представление о профессии –космонавта

4. Слушание музыкальных произведений

«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов – Ю.Яковлев

«Млечный путь» А.Рыбников – И.Кохановский

«Песня о звёздах» А.Рыбников – Ю.Ким

1. Подвижнаяигра

«Мы космонавты» «Пролети среди метеоритов», «Сбей метеориты»

Цель: закрепить знания детей о летчиках-космонавтах, чертах и качествах характера, необходимых для людей данной профессии.

2. Игра-придумывания

«Составь рассказ о неизведанной планете».

Цель: продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказ о неизведанной планете с опорой на мнемотаблицу. Развивать познавательную активность, воображение и фантазию.

3. Хороводные игры:

«Звёздный хоровод», «Угадай созвездие»

Цель: развивать речевую и двигательную активность детей.

- крупный строительный материал,

Планы, карты, схема звёздного неба,

Шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках,

Фотоаппарат, аптечка.

«Полёт в космос.»

Сопутствующие сюжеты:

«Станция технического обслуживания»

Роли: механик, автозаправщик.

Методические приёмы.

1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.

2. Создание игровой проблемной ситуации: - с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек)

3. Привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.

Ноябрь
1. Театрализованное представление «Сказки Звездочета»

Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за свою родину, интерес и уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; продолжать развивать знания детей о космосе.

2. ОД рисование

«Этот загадочный мир»; «Скафандр для космонавта».

Цель: Совершенствовать умение детей в рисунках отражать впечатление от представления «Сказки звездочета», продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

1. Спортивная театрализованная – игра «Полет в космос»

Цель: Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, быстроту и ловкость.

2. Дидактические игры:

«Хочешь стать космонавтом?»

«Большие и маленькие»

«Угадай по описанию»

Цель: развитие кругозора, умения составлять словесные описания и угадывать по ним.

Изготовление бортового журнала, карт звёздного неба и других атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Линия развития сюжета

Подготовка отряда космонавтов, мед. осмотр;

Запуск ракеты;

Выход в космос, работа на орбите;

Методические приёмы.

1. Спланировать ход игры, последовательность действий.

2. Помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре.

3. Наблюдение за игрой детей, взрослый следит за соответствием между ролью и ролевым поведением, речью детей; участвует в создании и разрешении проблемной ситуации; следит за применением атрибутов для игры (чтобы избежать манипуляции предметами)

Декабрь
1. Ознакомление с художественной литературой:

Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день».

2. ОД аппликация

«Космическое путешествие (все виды техники в космосе)

Цель: совершенствовать технику аппликации: самостоятельно выбирать и сочетать силуэтную (симметричную, ленточную и обрывную аппликации для получения красивого изображения.

1. Подвижные игры:

«Раз, два – летит ракета», «Канатоходцы», «На одной ножке вдоль дорожки».

2. Сюжетно-дидактические игры:

«Полёт в космос», «Исследователи космоса»

3. Пластические этюды: «Парим в космосе»

Цель: развитии театрализованных навыков, пластичности движения.

шапочки –скафандры, шлемы, техническая аппаратура (рации, компьютеры), космическая еда в тюбиках и пакетиках, карта звёздного неба муляжи планет, крупный строительный материал для создания космодрома и ракеты.

1. Встреча с инопланетянами.

2. Медики осматривают инопланетян

3. Изучение и расшифровка

языка инопланетян

Методические приёмы.

1. Обеспечение руководства игрой

2. Распределение ролей.

3. Использование многоперсонажных сюжетов.

Январь
1. Конструирование планет солнечной системы из снега на прогулке (комки снега, в центре самый большой ком – Солнце, вокруг него снежные комья маленькие – др. планеты).

2. ОД аппликация

«Космический корабль, космонавт в открытом космосе». Оригами

Цель: развитие художественно-творческих навыков ребёнка в работе с бумагой.

3. Опытно-исследовательская деятельность.

Опыт «Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что к нам ближе солнце или тучи?

Цель: развитие познавательной активности дошкольника.

1. Пальчиковая гимнастика: «Космонавты», «Ракета», «Луноход».

Цель: Развивать познавательные интересы и мелкую моторику рук детей.

2. Физкультминутка «Мяч по кругу»

Цель: передавая мяч по кругу, называть при этом какое-либо созвездие (планету, космонавта)

3. Сюжетно-ролевая творческая игра «Путешествие на луну»

Цель: развитие кругозора, активной речи ребёнка

крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов

1. Высадка на луну

2. Строительство базы на луне

3. Выход на связь с зёмлёй.

Методические приёмы:

1. Следить за соответствием роли и поведения, речи у играющих детей,

2. Создает условия для того, чтобы дети могли также, по образцу, брать на себя дополнительные роли

3.Поощрение самостоятельности при подборе необходимых для игры атрибутов.

Февраль
1. ОД «Первый в космосе-Юрий Гагарин»

Цель: расширять кругозор, дать представление о истории освоения космоса, вызвать гордость за свою страну.

2. Выставка детских работ

«Космическая красота»

Цель: продолжать развивать интерес к теме, развитие умения применять нетрадиционных техник рисования. (рисование по сырому)

1. Дидактическая игра

«Подбери правильную одежду для космонавта»

Цель – отбирать соответствующую одежду для космонавта, обосновывать свой выбор)

2. Музыкально-дидактические игры

«Космические ассоциации»

Цель: при прослушивании музыки каждый выражает свои впечатление и ассоциации.

Атрибуты

Нарисованные варианты

одежды для космонавтов

(созданные детьми)

Предметы – заместители

рация, телефоны, спецодежда для обслуживающего персонала центра управления.

Создание центра управления полётами на участке детского сада из снега (родители, дети)

Поломка ракеты;

ЧП на корабле;

Стыковка кораблей;

Методические приёмы:

1. Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

2. Организация игрового пространства:

постройка «Космодрома» из кубиков Лего,

Украшение шарами - планетами и постройка ракеты из крупного конструктора.

Март
1. ОД «Женщины – космонавты»

Цель: вызвать уважение к труду космонавта, развить кругозор, познакомить с женщинами космонавтами России, развитие гордости за свою историю.

2. ОД конструирование из бумаги

«Цветы для космонавта»

Цель: продолжать развивать умение составлять сюжетную композицию, развивать мелкую моторику рук, воспитывать терпение и усидчивость.

1.Дидактическая игра

«Тайна космоса»

Цель: собрать планеты из частей.

2. Игра –придумывание

«Вырасти цветок для космонавта»

Цель: придумать условия доставки цветов на борт ракеты.

3. Игра-имитация

«Космическая песня»

Цель: создать образ космического тела.

«Приборы наблюдения», счётчики, «пульт управления полётом» и «стыковка», «рация», «тренажёры».

Атрибуты выполнены из бросовых материалов детьми группы.

Праздник на борту ракеты

Центр управления поздравляет с Женским днём.

Методические приёмы:

1. Формирование социальной ориентации на сверстника.

2. Формирование умение строить ролевой диалог, менять позицию по ходу игры.

3. Упражнять в использовании различных выразительных средств при выполнении роли.

Апрель
1. Развлечение для детей

«День космонавтики»

Цель: Воспитывать уважение к героям космоса, желание быть похожим на них, развивать познавательные интересы у детей Закрепление знаний по теме. Воспитывать нравственные качества.

2. Просмотр фильма «Другие миры» из документального сериала «Планеты» ВВС, 2005

Цель: закрепление ранее усвоенных знаний по теме.

3. Просмотр электронной презентации «Как человек космос осваивал».

4.Викторина по теме

«Космические просторы»

Цель: закрепление ранее полученных знаний

1. Дидактическая игра

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление, умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо существенному признаку; развивать память.

2. Спортивно-сюжетная игра

«Космос»

Цель: Приобщать детей к военно-патриотической подготовке; совершенствовать физическую подготовку; закреплять умение самостоятельно развивать сюжет игры. Воспитывать дружеские отношения между детьми.

3. Сюжетно-дидактические игры

«Кто кем будет? Кто кем был?»

Плакаты, цветы для встречи, открытки,

Праздничные блюда из солёного теста.

Атрибуты изготавливаются детьми.

Разрезные картинки с изображением разного вида космических тел.

Сюжеты:

Приземление (радостная встреча космонавтов (концерт, мед. осмотр;)

Конференция с космонавтами

Встреча с родственниками.

Методические приёмы

Направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)

Создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,

Создать игровую ситуацию,

Индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.

Игровые действия к каждой роли:

Капитан корабля – набирает команду, отдаёт приказы на борту, держим связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;

Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;

Инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;

Инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;

Репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;

Мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;

Родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.

Бортинженер–внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

Диспетчер–принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

Повар - готовит и высушивает продукты, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбики.

Словарный минимум

Вывод: к 6-7 годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.

Кулагина Е.Н.

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр

в младшем дошкольном возрасте

Общеизвестно, что сюжетно-ролевые игры в младшем дошкольном возрасте переходят из модели «играем рядом» в модель «играем вместе». В 2 - 4 года ребенок активно переходит от предметного взаимодействия с игровым материалом к воспроизведению человеческих взаимоотношений. В его игре отражаются нормы и правила социальных контактов, которые воздействуют на становление его нравственной сферы. Воспитателю на данном этапе необходимо устанавливать новые формы взаимодействия с ребенком, давать ему возможность проявить себя, стимулировать самостоятельность.

При разработке перспективного плана особое внимание мы уделили не столько подробному описанию хода игр, сколько ее главным составляющим. Информационный фонд младших дошкольников еще незначителен, поэтому большую роль в организации сюжетно-ролевой игры занимает предварительная работа. Именно, качественно проведенная предварительная работа является залогом успешности детской игры.

Перспективный план включает в себя поквартальное планирование. В качестве примера разработано 10 игр. Наряду с играми, рекомендованными «Программой воспитания и обучения в д/с» под редакцией М.А.Васильевой («Больница», «Семья», «Детский сад» и др.), мы руководствовались и другими современными дошкольными образовательными программами: «Детство», «Радуга» и др. («Магазин игрушек», «Зоопарк», «В гостях у матрешки» и др.).

Данный перспективный план может служить в качестве ориентира в работе воспитателя с детьми младшего возраста в данном направлении. Рекомендуется перспективный план согласовывать с планированием других видов образовательной деятельности дошкольников.

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

Сентябрь

Куклы, кукольная мебель, детская мебель, коляски для кукол, утюги, кукольная посуда, «угощения» из соленого теста, строительный модуль, ванночка для купания.

Беседы с детьми на тему: «Добрые слова», «Моя семья», «Как называют тебя ласково мама и папа?», «Кем работает твои мама и папа?», «Как прошел выходной день?». Игры «Имена», «Маленькая хозяйка» (Фомина, стр.31), рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, картин. Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», Майков «Мать и дети», А. Барто «Девочка чумазая». Пальчиковая игра «Моя семья» (Е. Синицина «Умные стихи» стр.142). Лепка «Угощение» (пряники, баранки, оладушки, печенье, конфеты и т. д. из соленого теста). Конструирование из строительного модуля: «машина», «детская горка», «мебель», «театр». Игра «Кто у нас хороший».

1) «Уложим куклу Таню спать».

2) «Оденем куклу на прогулку».

3) «Приготовим кукле суп».

4) «Покормим куклу Таню».

5) «Помоем посуду».

6) «Постираем кукле платье».

7) «Погладим кукле платье».

I квартал.

«Детский сад»

Куклы, мягкие игрушки, кукольная мебель, детское пианино, музыкальные инструменты, материал для «занятий» (карточки для игр, раздаточный материал, используемый на занятиях по ФЭМП, физ. оборудование, цветные карандаши, краски, фломастеры, глина, пластилин, бумага), пальчиковый театр, кукольный театр, настольный театр, фланелеграф, ширма.

Экскурсия по детскому саду. Беседы о профессиях воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара, музыкального работника. Наблюдения за играми старших детей. Чтение рассказа Н. Забилы «Ясочкин садик», А. Барто «Игрушки», Н. Кашниной «Первый день в детском саду», Э. Успенский, Чижиков «Вера и Анфиса в детском саду». Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Детский сад», «Мы играем», «Новенькая». Драматизация сказок «Теремок», настольный театр «Маша и медведь», фланелеграф «Волк и семеро козлят». Лепка угощений для кукол. Слушание музыкального произведения А. Филиппенко «Детский сад».

1) Прием детей

2) Утренняя зарядка

3) Завтрак

4) Занятие

5) Прогулка

6) Обед, тихий час

7) Кукольный театр

8) Уход домой

ТЕМАТИКА

ОБОРУДОВАНИЕ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

СЮЖЕТА ИГРЫ

I квартал.

«В гостях у матрешки»

Куклы, мягкие игрушки, детская посудка, «угощение», мебель, подарки для матрешки: поделки из бумаги, природного и бросового материала, соленого теста. Строительный модуль.

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», С. Михалков «Песенка друзей», по английской сказке «Именинный суп» Л. Б. Фесюкова «Воспитание сказкой» стр. 339. Составление рассказа по серии картин «День рождения мишки». Игра «Выбери друга» (Князева, стр. 106). Лепка из соленого теста «угощения» для кукол. Аппликация: «Открытка-приглашение». Рисование: «Рисунок-подарок», «Красивый цветок», «Красивая салфеточка», «Украсим матрешке платье».

1) Приглашение на день рождения (телеграмма, письмо, открытка).

2) Выбор подарка матрешке.

3) Поездка на автобусе.

4) Матрешка встречает гостей.

5) «Каравай».

6) Чаепитие.

II квартал

«Парикмахерская»

Рабочий стол парикмахера с зеркалом, фен, расчески, щипцы, ножницы, заколки для волос, флаконы, форма для парикмахера, накидка для клиента, журналы.

Беседа на тему «Как я с мамой хожу в парикмахерскую». Беседа – рассказ с использованием иллюстративного материала о труде парикмахера (картины, репродукции, фотографии). Игра «Кому что нужно для работы», игра «Сделай красивую прическу своей кукле», ручной труд «Украсим баночки для парикмахера». Изготовление альбома «Модели причесок».

1) Запись к парикмахеру.

2) Выбор прически.

3) Стрижка.

4) Маникюр.

5) Конкурс причесок.