Чем полезен бадминтон для здоровья. Однобокое развитие в бадминтоне

Бадминтон тренирует силу, выносливость, ловкость, мышление. Занимаясь бадминтоном, человек всегда находится в отличной физической форме, так как эта игра задействует практически все основные мышцы тела. Однако в бадминтоне существует неприятная особенность - однобокое развитие мышц. На этот момент стоит уделять внимание, особенно, если бадминтон становится частью жизни. Как предупредить развитие подобного явления и что необходимо делать, если это произошло?

Что такое бадминтон и как он возник?

Игра в бадминтон известна еще с древности. Суть ее игры заключается в том, что два (четыре) игрока стоят друг напротив друга и перебрасывают через сетку друг другу волан, отбивая его специальными ракетками. Необходимо отбивать волан таким образом, чтобы соперник не смог сделать ответное действие.

В XIX столетии игра в бадминтон набрала популярности в Великобритании благодаря офицерам, которые находились на службе в Индии и позаимствовали у местных жителей игру. Интерес к игре стал повышаться и в XX веке бадминтон стал настолько популярен, что обогнал родственные игры теннис и сквош.

Польза бадминтона

Когда человек играет в бадминтон, он постоянно находится в движении. Во время игры задействуются основные мышцы ног, пресса, верхнего плечевого пояса. К тому же бадминтон имеет ряд преимуществ:

  • нормализует сердечную деятельность;
  • стимулирует координацию движений;
  • повышает скорость реакции, гибкость тела;
  • развивает мышление;
  • борется со стрессом;
  • повышает уровень эндорфинов;
  • снижает уровень холестерина в крови;
  • устраняет риск повышения артериального давления;
  • предотвращает развитие сахарного диабета.

Причины однобокого развития мышц

На фоне стольких преимуществ однобокое развитие уходит на второй план и многие не обращают на это особого внимания. Но однобокое развитие мышц является большим недостатком всех игр одной рукой: волейбол, метание, теннис. Эта проблема проявляется не сразу, по истечению нескольких лет систематических тренировок. В первую очередь, страдают мышцы плечевого пояса. Играя в бадминтон, задействуется только одна рука. Она является рабочей, а значит и нагрузка на нее больше. Чтобы не допустить такого явления, необходимо с самого начала увлечения бадминтоном стараться пользоваться и второй рукой. Например, во время тренировок пытаться отбить подачи нерабочей рукой.

Однобокое развитие мышц портит не только внешний вид человека, но и ухудшает качество его игры в бадминтон. Чтобы такое явление не застало вас врасплох, нужно уделять ему особое внимание.

Как не допустить однобокого развития мышц при помощи упражнений?

Однобокое развитие мышц можно не допустить или же свести его проявление к минимуму, если использовать правильную методику занятий. Для этого необходимо развивать мышцы плечевого пояса одновременно. В этом могут помочь комплекс физических упражнений.

Мышцы плечевого пояса очень значимы для человека. Вместе с лопатками и ключицами они обеспечивают опору и движения верхних конечностей. Развитие плечевого пояса должно быть комплексным:

  • разминка;
  • упражнения;
  • растяжка.

Мышцы нужно предварительно подготовить, проведя разминку:

  • вращение плечами;
  • подъемы плеч;
  • махи руками.

Теперь можно начинать упражнения. Чтобы подтянуть эти мышцы необходимо их заставить делать привычные упражнения с большим весом, чем ракетка и большей интенсивностью. Для выполнения этих упражнений необходимо воспользоваться гирями или гантелями, а также турником.

Старайтесь разрабатывать каждый пучок мышц по отдельности:

  1. Подъем рук с грузом вперед. Выбирайте не сильно тяжелые гантели (2-4 кг), которые будет удобно поднимать перед собой, иначе может нарушится техника выполнения. Можно делать одновременные и поочередные махи.
  2. Жим гантелей вверх и разведение их в стороны. Поднимая гантели вверх или в сторону держите локти немного согнутыми под легким углом, который будет комфортным для рук.
  3. Подтягивание к турнику грудью нейтральным хватом. Движения должны быть плавными: сгибайте руки в локтях и поднимайте тело вверх, не раскачивая его.

После упражнений старайтесь выполнять растяжку, чтобы восстановить структуру мышечной ткани и насытить ее кислородом.

Бадминтон в данной классификации занял довольно высокое 13-е место, опередив теннис на 5 позиций. Особенно высокие баллы у бадминтона в разделах «координация», «гибкость», «безопасность» и «здоровье». К слову, первую тройку табеля возглавили триатлон, гребля и легкая атлетика. «Король спорта» футбол волей австрийских ученых занял 29-е место, а боксеры были причислены к самоубийцам

Бадминтон с точки зрения медицины.

Бадминтон является одним из наиболее сложных видов спорта, требующих высокой физической подготовленности. Игра в бадминтон представляет собой действенное средство, повышающее общий тонус, отменно снимает напряжение, развивает различные физические качества, такие как, ловкость, быстрота, выносливость и другие. Также необходимо отметить, что игра в бадминтон влияет на быстроту мышления. Бадминтон ещё называют «шахматы с ракеткой», т.к. в процессе игры бадминтонист должен очень быстро просчитать «ходы» - разную вероятность того, как ответит противник на его удар, и как он сам в свою очередь ответит на удар противника. Просчитывается сразу несколько вариантов ударов. Чтобы это просчитать, необходима большая скорость мышления, которая и развивается в процессе тренировок и соревнований. В процессе игры, участникам приходится следить за траекторией полёта волана, что является полезной гимнастикой для глаз, а также выполнять множество наклонов, коротких перебежек, прыжков и разгибаний. Бадминтон помогает не только укрепить физическое состояние, но и улучшить эмоциональное состояние играющего. Бадминтон входит в тройку самых энергозатратных видов спорта. Интенсивные перемещения по площадке помогают игрокам держать свое тело в прекрасной форме, препятствуют появлению лишнего веса. Прыжки в процессе игры в бадминтон стимулируют укрепление костей и связок. Но при этом прыжковая техника передвижений в бадминтоне не оказывает негативного влияния на позвоночник, т.к. с самых первых тренировок игроки учатся передвигаться мягкими прыжками, практически не приземляясь на пятки (при приземлении на пятки происходит ударная нагрузка на позвоночник), тем самым снижая нагрузку с позвоночника. В процессе регулярных тренировок развиваются координационные способности, скоростные качества, сила, гибкость, ловкость, выносливость, происходит благоприятное воздействие на развитие нервной и кардиореспираторной систем. Но самое главное полезное влияние бадминтона, по мнению специалистов, это влияние на органы зрения.

Бадминтон и зрение.

Елена Тарутта, Доктор медицинских наук, профессор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца рассказала, как отражаются занятия бадминтоном на детях: «Бадминтон - это тренировка аккомодации. Кроме того, бадминтон заменяет массаж. Дети реже болеют, в том числе и ОРЗ, укрепляется общее состояние здоровья, - говорит Елена Тарутта. - Кроме того, происходит глубокая вентиляция легких. Все эти факторы вместе присутствуют в виде игры. Дети сейчас очень напряжены в школе, а игра в бадминтон снимает стресс. Зрение у детей начинает портиться сейчас уже в раннем детстве, в три-четыре года. Бадминтон поможет сохранить зрение». В офтальмологии под аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление) понимают приспособительный механизм органа зрения, обеспечивающий четкое видение различных рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии от глаза. Когда впереди находятся два предмета на различных расстояниях, то отчетливо виден либо один, либо другой предмет, но нельзя видеть отчетливо оба предмета одновременно.

Занятия бадминтоном для школьников и студентов

Бадминтон идеально приспособлен для общефизической подготовки школьников и студентов.

Возможности бадминтона настолько широки, что обучиться и хорошо играть могут дети от 5 лет и взрослые до 80 лет . С 11 лет школьники могут участвовать даже в международных соревнованиях. Бадминтон рекомендуют и для людей с ограниченными физическими возможностями.

Очень важно, что ракетка и волан позволяют в игровой форме привлечь детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, научить их правильному овладению большим арсеналом основных двигательных навыков (ходьбой, бегом, прыжками, ударами, приседаниями, выпадами и т.д.), поможет укрепить вестибулярный аппарат и здоровье в целом. Бадминтон развивает отличную физическую реакцию, острое зрение, повышает скорость мыслительных процессов, способствует нормализации веса, дает детям необходимую энергетическую разрядку.
Важно заметить, что бадминтон не требует больших финансовых затрат и те возможности, которые существуют во многих учебных заведениях нашей страны, вполне приемлемы для его организации. Бадминтонные площадки помещаются практически в любом школьном или студенческом зале. При правильной постановке обучающего процесса в типовом школьном спортивном зале могут одновременно заниматься более 20 человек.
Бадминтон — это семейная игра . Во многих городах проводятся не только школьные или студенческие, но и семейные соревнования по этому прекрасному виду спорта.
Говорят, что у бадминтона существует два недостатка : трудно играть на улице при ветре, который сносит волан, и асиметричное развитие тела из-за игры одной рукой.

В отношении первого можно сказать, что миллионы любителей всегда играли и играют на воздухе, даже проводят там многочисленные соревнования. В отношении асимметричного развития справедливо заметим, что большинство игровых видов спорта (теннис, волейбол, баскетбол, гандбол и даже футбол) в какой-то мере страдают этим недостатком. Но в современном бадминтоне неударная рука играет активную двигательную роль. Она служит балансиром, при подаче вводит волан в игру, и без ее правильного развития невозможно хорошо играть.

Двуручный бадминтон в тренировочном процессе

Уже есть опыт развития двухстороннего бадминтона, когда в тренировочный процесс включаются двуручные упражнения с ракетками в каждой руке. Помимо нормального развития неударной руки они прекрасно развивают координацию, усиливают лево-правостороннюю реакцию и формируют универсальный тип игрока. Правда, оппоненты этого метода настаивают на том, что такое развитие вредит эффективной подготовке мастеров бадминтона, но воспитанию разностороннего спортсмена-любителя этот метод не мешает. Можно пофантазировать, что наступит время, когда возникнет новый вид бадминтона — игра двумя ракетками.
Занятия в школах, колледжах и вузах могут быть построены по двум принципиальным схемам: 1) изучение основ бадминтона на уроках физкультуры; 2) организация при спортивных залах учебных заведений специализированных секций по изучению бадминтона. При правильном подходе это позволяет в течение нескольких лет подготовить в общеобразовательных учебных заведениях хороших спортсменов массовых разрядов.

Изучение бадминтона в школах , колледжах и вузах можно разделить на три этапа .

Первый этап — подготовительный, охватывает учащихся 2-4 классов. Его задачи: ознакомление с игрой в целом, овладение правильной техникой движения (бегом, прыжками, приседаниями и т.д.), обучение оздоровительным физкультурным упражнениям; знакомство с техникой безопасности спортивных игр. Основными средствами подготовки на данном этапе являются общефизические и легкоатлетические упражнения, подвижные игры с мячом, воланом, ракеткой, скакалкой; упражнения и игры, обучающие детей элементарным навыкам бадминтона. Нагрузки должны быть небольшого объема и малой интенсивности. Дети в этом возрасте быстро устают от монотонных, однообразных движений. Обучение успешнее протекает в условиях переключения, смены упражнений, сочетания нагрузок на различные группы мышц. Занятия носят дробный характер с частыми чередованиями нагрузок и отдыха.
Подвижные игры, эстафеты, включающие в себя бег, прыжки, метания мячей, элементы акробатики составляют основу тренировочного процесса. Эти упражнения повышают эмоциональность занятий и одновременно решают вопросы разносторонности физического развития ребенка. Часть общего тренировочного времени необходимо отводить и на обучение основам техники бадминтона, одновременно осуществляя задачи технической подготовки и развития физических качеств.

Начинать обучение надо с самых простых элементов, привлекая их и из других популярных видов спорта, близких по своим характеристикам к бадминтону. Обучение осуществляется в основном групповым методом, но с учетом индивидуальных физико-психологических возможностей занимающихся. Наиболее распространенные обучающие упражнения: жонглирование воланом открытой и закрытой стороной ракетки, бросание волана через сетку друг другу, перекидка волана через сетку с помощью ракетки сменяемыми парами или парами по очереди. При падении волана на площадку пары сменяются стоящими сзади или рядом учащимися.

Существует огромное количество общефизических, тренировочных, специальных, тактических, имитационных и других упражнений, которые опытный тренер может организовать для каждого возраста, возможностей и способностей различных групп учеников.
Второй этап — специализация. Он — для учащихся средних и старших классов школ и колледжей. С него можно начинать и занятия в группах студентов вузов, которые не знакомы с бадминтоном, но имеют достаточную общефизическую подготовку.

На втором этапе к общефизической подготовке добавляется специальная физическая подготовка с дифференцированным подходом к индивидуальным возможностям и способностям каждого учащегося. Здесь необходимо разделение занимающихся на несколько групп, как минимум, на две: способных и остальных. Занимаясь с ними параллельно, надо применять разные методики учебно-тренировочного процесса. В первой группе целесообразно интенсифицировать нагрузки по освоению техники и тактики бадминтона. Желающим участникам этой группы необходимо предложить обратиться в спортшколы для улучшенного освоения там бадминтона и получения спортивных разрядов. Во второй группе можно продолжать общефизическую подготовку и освоение общих принципов игры в бадминтон, навыки от которых остаются на всю жизнь.
Для освоения этого этапа спортивной работы в школах и колледжах большую помощь могут оказать основные главы и разделы настоящей книги.
Третий этап — совершенствование. Это этап углубленной подготовки спортсменов-мастеров. Он характерен для вузов специального профиля, где есть спортивные факультеты, и спортивных школ по бадминтону. Здесь занятия проводятся по индивидуальным схемам и графикам под руководством опытного тренера.
На занятиях бадминтоном с детьми обязательно должны соблюдаться правила безопасности, так как занятия носят комплексный характер, с включением в них различных упражнений и подвижных игр. Правила в основном те же, что и на всех спортивных играх.

Основные правила на занятиях бадминтоном:

Не допускайте ношение посторонних предметов.
. Ногти должны быть коротко острижены.
. Имейте обувь, предотвращающую соскальзывание.
. Не играйте на сыром полу.
. Не играйте при наличии мусора на полу.
. Перед началом игры проверьте наличие посторонних предметов и выступающих частей оборудования на площадке.
. Рассчитывайте скорость передвижения, чтобы предотвратить столкновение.
. Наблюдайте за соседними парами при выполнении упражнений, чтобы не столкнуться и не задеть друг друга.
. Четко соблюдайте правила игры — это предотвращает травматизм.
. Не пренебрегайте разминкой перед началом игры, иначе можете получить травму во время игры.
. Не находитесь на площадке во время игр и соревнований, в которых не участвуете сами.
. Используйте для игр площадки с ровной поверхностью (особенно при самостоятельных занятиях на улице).
. Используйте для игр только исправный инвентарь. Крепление сеток должно быть надежным. Стойки прочно закреплены. Если сетки крепятся к оконным решеткам, то последние должны быть надежно прикреплены.
. Обо всех неисправностях инвентаря и оборудования немедленно сообщайте тренеру.
. Соблюдайте осторожность при выполнении упражнений с ракеткой. Помните о том, что рядом занимаются другие. Не бейте по чужому волану. Используйте ракетку только по назначению.
. Держите ракетку так, чтобы она не вылетала из рук.
. Слово тренера — закон.

Глава из книги Щербакова А. В. "Игра бадминтон"

Бадминтон очень похож на большой теннис, но с наименьшими энергетическими и финансовыми затратами. Если вы собираетесь ехать с друзьями за город, обязательно возьмите с собой ракетки и волан. Участников увлекательного матча может быть двое, а может быть четверо. Далее мы расскажем вам, почему играть в бадминтон полезно для здоровья.

Хорошая альтернатива кроссам

Когда вы играете в бадминтон, ваше тело все время находится в движении, совершая выпады, наклоны и подскоки. В среднем бадминтонные сессии сжигают до 450 калорий в час. Такого рода тренировка может быть причислена к разряду кардионагрузок и является отличной альтернативой кроссу по пересеченной местности.

Улучшение координации движений

Тренировки с ракеткой отлично стимулируют координацию движений, повышают скорость реакции и улучшают рефлексы. Кроме того, во время партии игроки пытаются предугадать действия оппонента, что помогает развивать мышление.

Мышечный тонус

При игре в бадминтон вы задействуете квадрицепсы, икры, ягодицы и подколенные сухожилия. Кроме того, в партии активно участвуют мышцы рук и спины.

Психологические преимущества

Польза игры с воланом и ракетками затрагивает не только физические аспекты. Игра помогает снизить стресс и беспокойство, а также повышает уровень эндорфинов. Эти нейромедиаторы ответственны за улучшение настроения и крепкий сон.

Социальное здоровье

В бадминтон невозможно играть в одиночку, вам понадобится как минимум один соперник. Социальные взаимодействия повышают общее самочувствие и влияют на ощущение счастья.

Предотвращение заболеваний

Как и все формы интенсивных физических упражнений, бадминтон устраняет риск повышения кровяного давления, сахарного диабета и ожирения. Волан и ракетка в ваших руках помогают снизить уровень плохого холестерина и триглицеридов в крови.

Гибкость и мышечная сила

Чем больше вы двигаетесь, тем более гибким становится ваше тело. При игре в бадминтон вы никогда не можете предугадать, какие движения выполните в следующую секунду. И чем чаще вы будете играть со своими приятелями, тем больше у вас шансов повысить мышечную силу и выносливость.

Мобильность

Когда люди стареют, их подвижность начинает ограничиваться. Однако спорт помогает предотвратить негативные последствия сидячего образа жизни. Бадминтон заставляет ваши уставы вырабатывать смазку, что предотвращает развитие артрита и других заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Потеря веса

Волан и ракетка неплохо справляются с повышением скорости протекания обменных процессов в организме. В сочетании с правильным питанием бадминтон дает вам возможность поддерживать вес в норме.

Снижение уровня сахара

Этот вид спорта способен уменьшить количество сахара в крови. Это открытие было сделано учеными, проводившими исследование по программе профилактики диабета. Удивительно, но бадминтон снижает риск развития заболевания даже более эффективно, чем лекарственные средства.

Бадминтон с точки зрения медицины

Бадминтон является одним из наиболее сложных видов спорта, требующих высокой физической подготовленности. Игра в бадминтон представляет собой действенное средство, повышающее общий тонус, отменно снимает напряжение, развивает различные физические качества, такие как, ловкость, быстрота, выносливость и другие. Также необходимо отметить, что игра в бадминтон влияет на быстроту мышления. Бадминтон ещё называют «шахматы с ракеткой», т.к. в процессе игры бадминтонист должен очень быстро просчитать «ходы» — разную вероятность того, как ответит противник на его удар, и как он сам в свою очередь ответит на удар противника. Просчитывается сразу несколько вариантов ударов. Чтобы это просчитать, необходима большая скорость мышления, которая и развивается в процессе тренировок и соревнований. В процессе игры, участникам приходится следить за траекторией полёта волана, что является полезной гимнастикой для глаз, а также выполнять множество наклонов, коротких перебежек, прыжков и разгибаний. Бадминтон помогает не только укрепить физическое состояние, но и улучшить эмоциональное состояние играющего. Бадминтон входит в тройку самых энергозатратных видов спорта. Интенсивные перемещения по площадке помогают игрокам держать свое тело в прекрасной форме, препятствуют появлению лишнего веса. Прыжки в процессе игры в бадминтон стимулируют укрепление костей и связок. Но при этом прыжковая техника передвижений в бадминтоне не оказывает негативного влияния на позвоночник, т.к. с самых первых тренировок игроки учатся передвигаться мягкими прыжками, практически не приземляясь на пятки (при приземлении на пятки происходит ударная нагрузка на позвоночник), тем самым снижая нагрузку с позвоночника. В процессе регулярных тренировок развиваются координационные способности, скоростные качества, сила, гибкость, ловкость, выносливость, происходит благоприятное воздействие на развитие нервной и кардиореспираторной систем. Но самое главное полезное влияние бадминтона, по мнению специалистов, это влияние на органы зрения.

Бадминтон и зрение

Елена Тарутта, Доктор медицинских наук, профессор Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца рассказала, как отражаются занятия бадминтоном на детях: «Бадминтон — это тренировка аккомодации. Кроме того, бадминтон заменяет массаж. Дети реже болеют, в том числе и ОРЗ, укрепляется общее состояние здоровья, — говорит Елена Тарутта. – Кроме того, происходит глубокая вентиляция легких. Все эти факторы вместе присутствуют в виде игры. Дети сейчас очень напряжены в школе, а игра в бадминтон снимает стресс. Зрение у детей начинает портиться сейчас уже в раннем детстве, в три-четыре года. Бадминтон поможет сохранить зрение». В офтальмологии под аккомодацией (от лат. accomodatio — приспособление) понимают приспособительный механизм органа зрения, обеспечивающий четкое видение различных рассматриваемых предметов, находящихся на различном расстоянии от глаза. Когда впереди находятся два предмета на различных расстояниях, то отчетливо виден либо один, либо другой предмет, но нельзя видеть отчетливо оба предмета одновременно. Это зависит от того, что оптическая система нашего глаза дает на сетчатке отчетливое изображение только применительно к одному какому-либо расстоянию, и именно к тому, на котором в данный момент находится рассматриваемый предмет; предметы, находящиеся ближе или дальше фиксируемого, дают на сетчатке расплывчатые изображения и потому видны неотчетливо. Чтобы переходить при рассматривании предметов от одного расстояния к другому, мы должны аккомодировать: при этом условия преломления в глазу изменяются так, что каждый раз на сетчатке получается отчетливое изображение фиксируемого предмета. Представление о механизме аккомодации впервые наиболее удачно было сформулировано Гельмгольцем. Согласно его теории, при сокращении цилиарной мышцы ослабевает натяжение цинновых связок хрусталика, и последний в силу своей эластичности стремится принять более шаровидную форму. При аккомодации происходят некоторые изменения в переднем отрезке глаза: сужается зрачок, уменьшается глубина передней камеры, хрусталик опускается несколько книзу. Сужение зрачка при аккомодации объясняется особенностями иннервации цилиарной мышцы, которая, как и сфинктер зрачка, иннервируется веточкой глазодвигательного нерва. Возбуждение глазодвигательного нерва, связанного с аккомодацией, рефлекторно передается и на сфинктер зрачка. Наивысшее напряжение аккомодации характеризуется положением ближайшей точки ясного зрения (punctum proximum — Р), т.е. того самого короткого расстояния, на котором глаз еще может четко видеть предмет. Зная положение дальнейшей и ближайшей точек ясного зрения, можно получить представление о той полосе пространства, в пределах которой возможно ясное зрение, т.е. область аккомодации. Прирост рефракции, требуемый для перевода установки глаза с дальнейшей точки ясного зрения на ближайшую, называется объемом аккомодации.

Под спазмом аккомодации понимают более или менее длительное и излишнее напряжение ее, продолжающееся и после того, как глаза перестали фиксировать близкий предмет. Спазм возникает обычно у детей и молодых людей в результате продолжительной нагрузки на глаза, длительного напряжения аккомодации, а также при травмах, действии на глаз очень яркого света. Спазм аккомодации может создавать впечатление близорукости. Сейчас распространен остеохондроз шейных отделов позвоночника, кровь хуже поступает к голове, в том числе к глазам, нарушается питание зрительного нерва, сетчатки глаза. Когда людям, работа которых связана с сидячим положение тела и с большими нагрузками на глаза, кажется, что начинает падать зрение, а обследование этого не подтверждает, скорее всего, причина в астенопии — усталости глазных мышц. Она развивается из-за переутомления глазодвигательного аппарата и аккомодационных глазных мышц. В ходе подолжительных исследований специалисты сделали заключение, что бадминтон является наилучшим видом спорта, улучшающими кровообращение органов зрения, т.к. волан, который то приближается к глазу, то удаляется от него, очень хорошо тренирует глазодвигательный аппарат. Федерация бадминтона провела исследования и выяснила, что бадминтон снимает многие проблема со зрением, т.к. идет постоянная тренировка мышц, которые отвечают за фокусировку зрения, эти мышцы становятся сильными, рабочими, многие заболевания не развиваются, зрение занимающихся улучшается. Во время тренировок и матчей по бадминтону задействованы все группы мышц, в том числе мышцы глаз и воротниковой зоны. Слежение за воланом в процессе игры аналогично упражнениям, которые рекомендуют офтальмологи в качестве гимнастики для глаз. Также есть специальные компьютерные программы, которые работают по тому же принципу слежения глазами приближения и удаления предмета. Такие упражнения действуют следующим образом. Надо сфокусировать внимание на близком предмете, потом перевести его на предмет вдалеке, делать вращательные движения зрачков и так далее. То есть человек сидит по 10 минут в день, тренирует глаза. Но выяснилось, что весь этот комплекс упражнений непроизвольно применяется во время тренировок и игр в бадминтоне. И ведущие окулисты подтвердили эти наблюдения. Высота стандартного зала — 12 метров, ширина площадки — 6 метров, длина -13. И за час тренировки глаза, отслеживая полет волана вверх-вниз, вправо-влево, то есть наблюдая за всевозможными пространственными перемещениями, получают необходимую для них нагрузку, происходит тренинг глазной мышцы, тем самым снижается спазм аккомодации и улучшается зрение. Подобные упражнения назначают офтальмологи детям с плохим зрением. Но заставить непоседливого ребенка выполнить эти упражнение довольно сложно. Играя в бадминтон, ребёнок проделывает все эти упражнения в игровой форме, плюс получает нагрузку в движении. Сердце гонит кровь в сосуды, идет кровоснабжение коры головного мозга, всех органов, и в результате получается активная тренировка в комфортном для глаз режиме. Это научно доказанный факт. Что касается взрослых людей, здесь вывод следующий — зрение как минимум не ухудшается. У детей оно серьезно улучшается за счет тренировки ослабленных мышц глаз.

Бадминтон не только для юных и здоровых

Как показывает опыт, бадминтон полезен не только детям и людям в полном расцвете сил с хорошим здоровьем. В некоторых бадминтонных клубах открываются специальные группы здоровья для пожилых людей, а также для людей, имеющих проблемы со здоровьем или восстанавливающихся после травм и операций. Занятия бадминтоном позволяют людям среднего и старшего возраста не только улучшать фигуру, но и наращивать мышечную ткань, укреплять сердечно-сосудистую систему и общее состояние здоровья. Кроме того, специальные упражнения на основе игры в бадминтон помогают уменьшить индекс массы тела и отложения жира, в том числе в области живота, улучшить осанку и подвижность суставов. Все это приводит к тому, что пожилые люди, занимающиеся бадминтоном, живут дольше и ведут более активный образ жизни. Упражнения, которые даются на тренировках по бадминтону особенно полезны при тахикардии и других проблемах сердца. При систематических занятиях увеличивается сердечная мышца, уменьшается количество сахара в крови при диабете. Кроме этого, постоянно наблюдая за летящим воланом, тренируются мышцы глаза, что тоже очень важно в зрелом возрасте, когда зрение стремительно ухудшается. При проблемах с дыхательными органами, бадминтон также оказывает положительное влияние. Известны случаи, когда люди с астмой полностью избавлялись от этого недуга, благодаря занятиям бадминтоном. Отдельно хочется отметить, что бадминтон называют «игрой долголетия». Преимущества игры в бадминтон особенно очевидны в возрастном спорте. Редко в каком виде спорта на соревнованиях официально существуют возрастные категории 65+ и 70+ лет. Европейские и мировые первенства по бадминтону среди ветеранов стали обыденным событием. Они собирают тысячи участников и десятки тысяч зрителей.

Бадминтон с точки зрения психологии

Как связан бадминтон с психологией? Во-первых, бадминтон, практически единственная игра в объеме. Почти все остальные игровые виды спорта (хоккей, теннис, футбол) являются плоскостными играми, где снаряд перемещается в плоскости (некоторое приближение к объемности есть у баскетбола, волейбола, но это командные виды спорта). Волан летит с большой амплитудой вверх и вниз, а также в ширину и в глубину, приближаясь и удаляясь. Соответственно, имея объемность бадминтона, а также маленький, быстро перемещающийся снаряд, мы получаем очень хорошее средство для нейропсихологического развития пространственного мышления, соотнесения координат своего тела с пространством, развитие физиологического и психологического зрения. Если проводить параллели бадминтона и психологии, то одним из важнейших понятий становится понятие «цели». Если внимательно присмотреться к течению жизни, то мы увидим, что вся наша жизнь состоит из целей – маленьких и больших, легко достижимых и совершенно не достижимых (на наш взгляд, хотя этот взгляд может быть ошибочным). Так и в бадминтоне – есть цели. Можно сказать, что маленькая цель – это попасть по волану, а большая – выиграть чемпионат или Олимпиаду.

Но и такая маленькая цель, как попадание по волану, для маленького ребёнка становится большой целью. Он ещё ничего не знает ни о чемпионатах, ни об Олимпиаде. Для него попасть по волану – это большая цель. Достаточно хоть раз увидеть восторженные глаза ребёнка, который впервые попал по волану. В них столько радости, удивления и гордости, сколько может быть только от первого шага! Сколько раз он никак не мог укротить это непослушный волан, сколько раз промахивался, и вот – успех, попал! Цель достигнута! И это только первая цель. Следующей целью будет перекинуть ударом волан через сетку. Кстати, а что такое сетка? Это препятствие. Препятствие к достижению цели. Ведь в жизни тоже так. Когда в жизни есть цель, то обязательно есть и препятствия к её достижению. И это препятствие надо преодолеть. Так и для юного бадминтониста. Надо преодолеть препятствие – сетку, для того, чтобы достичь новую цель – чтобы волан перелетел на сторону противника. Это тоже сначала будет сложно и потребует нескольких упорных тренировок. Но и эта цель будет достигнута, и снова будет радость! У ребёнка уже будет закрепляться понимание того, что достижение целей во-первых реально, во-вторых он будет знать, что оно принесёт массу положительных эмоций. Он будет сам стремиться ставить себе новые цели, потому что не будет бояться их. Так, маленькими шажками и, главное, в игровой форме, будет воспитываться сильная волевая личность, которая, войдя в большую жизнь, будет достигать больших успехов, не зависимо от того, вырастет этот маленький спортсмен чемпионом или нет. Для взрослых игроков любого уровня игры также в каждой игре есть цели, а также и каждая игра становится целью. Кстати, замечено, что те, кто в детстве занимался бадминтоном, так или иначе связывают свою дальнейшую жизнь с этим видом спорта. Даже те, кто бросил его по каким-то причинам, потом всё равно возвращаются в бадминтон. Вторым понятие, которое связывает бадминтон с психологией, является понятие «самовыражения». Если вдуматься в это слово, то самовыражение – это то, что есть наша жизнь. Человек выражает себя, проявляет, и этим он живёт. Если человек никак не проявляет себя, то его как бы и нет. Если у человека недостаточно самовыражения, то он чувствует, что в его жизни что-то не так. Здесь у всех по-разному, от легкого недовольства своей жизнью до глубокой депрессии. Игра в бадминтон позволяет человеку самовыражаться, причем, в силу своих способностей и уровня игры. В клубах, где играют в бадминтон, всегда есть игроки разного уровня и у человека всегда есть выбор с кем играть. У всех самовыражение проявляется в жизни по-разному: на работе, в семье, в творчестве. Если человеку в этих сферах жизни не хватает самовыражения, то он ищет его в тех сферах, которые позволяют ему самовыражаться телом. Ведь человек – это прежде всего тело. Самое простое и доступное место, где тело получает работу – это спорт. Но какой спорт доступен человеку, который не занимался с детства спортом? Сложно прийти такому человеку в гимнастику, например, или в командные виды спорта, где нужно найти минимум 2 команды игроков своего уровня, а это нелегко. А в бадминтоне достаточно найти всего одного человека своего уровня игры и начать играть, начать проявлять себя в игре и получать от этого радость самовыражения.

Таким образом, играя в бадминтон, человек получает занятие, интересное и увлекательное, получает схему преодоления себя, учится и совершенствует владение собственным телом. Это даёт рост уверенности в себе, веру в свои силы, что обязательно отразится на всех сферах его жизни. Человек становится психологически устойчивым ко всем трудностям, которые встречаются в жизни. Решение любой психологической проблемы требует решения задач, связанных с уверенностью в себе, с преодолением себя, с работой над собой. Как любое спортивное состязание, бадминтон дает возможность реализации своей агрессии, преодолению неуверенности, снятия стрессов и т.д. Бадминтон доступен профессионалам и начинающим, как и психологическая литература, в редком спортивном состязании можно выйти, мало что зная об этом виде спорта, и после первого же занятия сражаться на равных с другими новичками своего уровня и получать удовольствие от игры. При этом экипировка для бадминтона одна из самых недорогих в спорте, можно играть в обычной футболке и шортах, а возможность самосовершенствования безгранична. Постепенно мы подошли к третьему понятию, связывающему бадминтон и психологию – понятие «самосовершенствования». В бадминтоне здесь нет никаких границ. Научившись элементарным ударам, дальше совершенствуется техника этих ударов. А так как ударов в бадминтоне много, а комбинаций ударов и того больше, то работать в этом направлении можно до бесконечности. Даже мастера спорта работают над совершенствованием ударов, доводя их до филигранной точности. А, если уж говорить о любителях, то у них возможности самосовершенствования поистине безграничны, надо работать и над ударами, и над передвижениями по площадке. И здесь так же, как и в достижении цели, человек приобретает уверенность в себе, когда видит прогресс в овладении игрой. А прогресс неизменно будет! Потому что в бадминтоне есть такой момент — если человек регулярно играет в бадминтон, игра у него сама собой будет улучшаться. Секрет здесь в том, что работать в направлении улучшении игры человек будет стремиться сам, по собственному желанию, и никто и ничто заставлять его не будет. А много ли в жизни моментов, когда работать и трудиться человек хочет сам, а не потому, что это надо? Таким образом, можно сказать, играя, человек будет совершенствовать своё тело, свой дух, и будет улучшаться общее психологическое состояние. Человек будет уверенным в жизни, будет излучать радость и положительную энергию. Очень сложно найти среди бадминтонистов унылых и грустных людей. Можно, как гипотезу, отметить ещё один момент, влияющий на психологическое здоровье тех, кто играет в бадминтон.

Вспомните, как в детстве маленький человек строит себе домики из подручных средств, ограничивая таким образом мир вокруг себя. Для чего ребенок это делает? Для того, чтобы ограничиться от внешнего мира и создать свой мир. Этот собственный мир, ограниченный рамками, несёт в себе безопасность и предсказуемость. Это мир, в котором ребёнок сам решает, светло там или темно. Это мир, где ребёнок чувствует себя хозяином, где сам решает, кого пускать в этом мир, а кого не пускать. Когда человек играет на корте, он тоже в какой-то степени попадает в такой мир, ограниченный рамками (линиями площадки). И этот мир так же безопасен и предсказуем, относительного того большого мира, который окружает нас в обыденной жизни. Приходя в клуб после работы, человек, играя в бадминтон, откидывает все проблемы и усталость от трудового дня. Получается, что он попадает в своего рода «релакс-зону». Кроме того, вспомним, что детство – это время игры, время, свободное от забот. Поэтому, когда человек погружается в игру, он освобождает себя от забот. Это особенно ярко проявляется у тех, кто играл в бадминтон в детстве. Входя в игру, срабатывает эффект «машины времени», человек переносится в своё детство, где он жил легко и беззаботно. Психологи отмечают, что многие расслабляющие и, переключающие сознание, техники (например, йога, дыхательные техники и др.) направлены именно на то, чтобы вернуть человека в состояния, в которых он находился в детстве. Это делается для того, чтобы человек находил в этом состоянии новые ресурсы для жизни и переключал своё сознание. Таким образом, можно сказать, что во время игры в бадминтон, человек получает одновременно и взрыв эмоций от игры и, в то же время, расслабление, отдых, отвлечение от повседневных забот. А, так как бадминтон доступен каждому, то это переключение своего психологического состояния тоже доступно каждому. Ведь чаще всего наша жизнь монотонна – «дом-работа-дом-работа», и для психологического здоровья просто необходимо такое переключение на другой ритм. Ещё хочется отметить, что бадминтон помогает преодолевать одиночество. В последнее время популярность бадминтона стремительно растёт, в первую очередь из-за своей доступности. Во многих городах создаётся множество клубов любителей бадминтона. Там создаются сообщества людей, увлеченных этой игрой, и человек, посещающий бадминтонные корты, может почувствовать свою значимость для других, целостность с обществом любителей бадминтона, принадлежность к значимой группе. Он может почувствовать, что его там ждут. Удобно также, что не нужно собирать большие компании, как в футболе, хоккее, волейболе, а достаточно просто взять ракетку и прийти в ближайший клуб, где всегда есть с кем поиграть.

Бадминтон не является опасным видом спорта с точки зрения нанесения травм друг другу (как в хоккее, боксе, футболе). В бадминтон играют обычно в строго определенное время на каждом корте, что создает эффект ограниченного отрезка времени, как в психотерапии (ожидание, границы). И самое главное, в бадминтон часто играют в паре (сложно вспомнить другой такой любительский спорт, кроме пляжного волейбола). А игра в паре позволяет научиться общаться с другим, причем значимым другим, учит быть внимательным не только к себе, но и к партнёру, учит общаться языком тела и перемещений по корту. Игрок учится доверять партнеру, помогать ему и, в свою очередь, ждать доверия и помощи от партнёра. Часто бывает так, что именно от партнёров игроки учатся чему-то новому, и тем самым совершенствуют свой уровень игры. Люди в бадминтонных клубах очень дружны, часто помогают друг другу и подсказывают во время игры. Можно сказать, что среди бадминтонистов больше дружбы, нежели конкурентной борьбы. В любительский бадминтон совместно играют и женщины, и мужчины, что позволяет заводить приятные и полезные знакомства.