Игры на развития мышления. Игры для развития мышления у детей дошкольного возраста

Экологичное родительство. Дети: Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли. На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе - дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

Пока стоишь в пробке, можно понервничать или послушать музыку, а можно сыграть с попутчиками в игры, развивающие вариативность мысли.

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе - дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.

1. Прошлое и будущее

Условия игры: Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Источник: clipartpanda.com

Например: стул

Чем этот предмет был в прошлом?

Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

Чем он может стать в будущем?

Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

    Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.

    Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры: Представляем любой предмет и называем его составляющие

Источник: loveofdrawing.com

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру: Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

    Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.

    Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» - составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.

    Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

Условия игры: Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Источник: sketches.com

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;Например: пластиковый стаканчик

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...

Что развивает:

    Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция - это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.

    Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема - это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры: Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Источник: drawingimage.com

Например:

Дождь полезный, потому что растут растения.

Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.

Что развивает: Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры: Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Источник: vectorstock.com

Например: дом

Это живое?

Нет.

Это сделано человеком?

Да.

Это больше тебя?

Да.

Несёт пользу для человека?

Да.

Что развивает:

    Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!

    Классифицировать. Такая игра - своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.

    Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры: Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

Игры для развития мышления у детей среднего дошкольного возраста

Игра «Да-нет-ка».

Цели: учить задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивать умения слушать, быть внимательным.

Описание: воспитатель загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие же вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».

Игра «Визуальные "да-нет-ки"».

Цели : учить анализировать; развивать мышление.

: карточки с изображениями предметов (животных) или небольшие игрушки.

Описание : разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный предмет (картинку). Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить воспитателю. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.

Игра «Сундук с сокровищами».

Цель : развивать воображение, навыки анализа.

Игровой материал и наглядные пособия : коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается в коробку (сумку).

Описание: предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.

Игра «Кто кем был?».

Цель : развивать внимание, воображение.

Описание : ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему воспитатель.

Например:

Кем был старичок? (Мальчиком.)

Чем было дерево? (Ростком.)

Чем был Буратино? (Поленом.)

Игра «Снаружи - внутри».

Цель: научиться соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Описание: назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи. Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река, сахар - чай и т. д. Затем поменяться ролями - пусть ребенок назовет пару слов.

Игра «Я -ты».

Цель: развивать логическое мышление, быстроту реакции.

Описание : ребенок должен быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему так же. Например, воспитатель говорит: «Я - радуга!» Ребенок должен ответить: «Я - солнце!» Воспитатель продолжает: «Я - небо». Ребенок отвечает: «Я - самолет». И т. д. (Игра подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.)

Игра «Третий лишний».

Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Описание: воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.

Игра «Отгадай по описанию».

Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Описание : заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.

Например:

Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)

Игра «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игровой материал и наглядные пособия: наборы картинок (например, из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»).

Описание : воспитатель вынимает картинки и показывает их детям, затем говорит, что если расположить их по порядку, то получится интересная история, а чтобы правильно положить, нужно догадаться, что было сначала, что произошло потом и чем все кончилось. После выкладывания картинок воспитатель просит детей отогнуть приклеенные к ним сверху карточки. Если картинки расположены верно, то сверху на карточках можно увидеть правильно расходящуюся стрелку. Если стрелка получилась неправильной, значит, картинки расположены неверно, надо исправлять работу. После выполнения задания можно предложить детям пересказать полученный сюжет.

Можно осуществлять во время различных игр. Это могут быть игры дидактического характера или игры, в которых у ребенка появляется необходимость задуматься для поиска правильного решения. К таким играм относятся и словесные игры, и игры с предметами.

Игра «Данетки»

Дополнительные материалы: можно использовать готовые карточки, которые продаются в магазинах. Но если нет карточек, то можно обойтись без всего: достаточно лишь задействовать воображение.

Игровой процесс. Ведущий загадывает слово. Игроки должны догадаться, что это за слово. Для этого они задают много вопросов. Особенность игры в том, что ведущий имеет право отвечать на вопросы только пятью фразами:

— да;

— и да, и нет;

— об этом нет информации;

— это несущественно;

При этом ведущий дает небольшую подсказку в самом начале игры. Например, он может сказать: «Я загадал героя одного известного мультфильма. Попробуйте отгадать его за 10 вопросов».

Игра не имеет ограничений по возрасту. В нее интересно играть детям и взрослым совместно. При этом всегда можно регулировать сложность, правильно подбирая загаданные слова, подходящие для аудитории.

Польза игры «Данетки». Эта игра очень положительно влияет на развитие мышления ребенка. Дети учатся правильно подбирать вопросы, анализировать ответы и находить решение путем логического мышления. Ребенок уже в дошкольном возрасте благодаря этой игре развивает способность классифицировать предметы и явления окружающего мира по их признакам и общим особенностям.

Игра «Ситуативные данетки»

Дополнительные материалы для этой игры не потребуются.

Игровой процесс. Ситуативные данетки отличаются от классических тем, что загадывается не слово, а конкретная жизненная ситуация. Дети должны попытаться понять причины произошедшего, понять как решить возникшую проблему или объяснить странное с первого взгляда поведение человека.

Например, пусть ребята попробуют объяснить:

  1. Почему мальчик съел яблоко, а старичок за это его отругал?
  2. Как быть, если мама не хочет покупать мороженку?
  3. Почему дворник, который любит ездить на машине, пришел пешком?

Ситуации и вопросы могут быть очень странными и неожиданными и не иметь единственно правильного ответа. Главная задача – чтобы дети могли генерировать как можно больше вариантов ответов, логически объясняющих ситуацию.

Если взрослому трудно придумать достаточно интересные задания, то это можно поручить самим детям. Как правило, ребятам удается придумать много необычных ситуаций и найти для них еще более необычные решения.

Польза игры. Игра развивает способность логически мыслить, находить причинно-следственные связи, мыслить абстрактно и отвлеченно.

Игра «Третий лишний»

Дополнительные материалы: можно приготовить карточки с изображениями различных животных, предметов и людей. А можно обойтись и без дополнительных материалов: достаточно просто собрать вокруг себя ребятишек и усадить их.

Игровой процесс. Ведущий называет три слова, а дети должны догадаться, какое из этих слов лишнее. Если есть карточки, то аналогично работаем с ними. Приведем примеры, которые можно использовать во время игры:

— снег, вода, камень;
— осень, зима, утро;
— сапог, шапка, галоши;
— мороженое, окно, дверь;
— конфета, газвода, редька;
— садик, школа, петрушка;
— день, ночь, 48;
— ручка, пироженое, тортик;
— козлик, коровка, виноград;
— желтый, красный, вкусный;
— компьютер, майка, телефон;
— круг, цветочек, дерево;
— круг, цветочек, квадрат;
— тапки, халат, снег;
— волк, заяц, компьютер;

Можно поручить детям самим придумывать такие группы слов после того, как они хорошо усвоили основные правила игры.

Польза игры «Третий лишний». Игра учит детей классифицировать предметы по их особенностям.

Игра «Разложи по группам»

Дополнительные материалы: много карточек одинакового размера с картинками.

Игровой процесс. Ведущий раскладывает на столу как можно больше карточек с изображениями животных, людей, транспорта, природы чего угодно. Главное, чтобы картинок действительно было много. Задача детей состоит в том, чтобы они сами сообразили, на какие группы можно разделить все эти карточки. Например, группы: растения, профессии, машины, животные и т.п. Затем нужно отсортировать все эти карточки по придуманным группам так, чтобы не осталось ни одной картинки.

Польза игры «Разложи по группам». Игра развивает способность детей классифицировать предметы по их признакам и особенностям использования. Помимо этого при работе в команде игра формирует коммуникативные навыки детей – помогает им учиться объяснять свою точку зрения аргументировано и приводить доводы в пользу принятого решения (детям ведь придется объяснять друг другу, почему они выбрали ту или иную группу, если другие не согласны с этим решением).

Игра «Бывает не бывает»

Дополнительные материалы: небольшой мячик

Игровой процесс. Для этой простой игры понадобиться воображение и один небольшой мячик, который легко поймать и удержать в руках шестилетнему ребенку. Суть игры заключается в том, что ведущий придумывает различные ситуации. Часть из них часто случаются в жизни и в них нет ничего необычного. Другие ситуации невозможны в принципе.

Ведущий называет ситуацию вслух и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит этот мяч и тут же бросает его обратно. При этом он должен громко сказать во время броска либо «бывает», либо «не бывает».

Таким образом, времени хорошенько обдумать ситуацию и ребенка нет и нужно принимать решение практически мгновенно. Приведем примеры ситуаций:

— мама варит кашу;
— цыпленок играет в футбол;
— дерево пошло гулять;
— утром выпал снег;
— домик плывет по небу;
— ручка лежит на столе;
— собака кушает мяско;
— кошка летит в облаках;
— арбуз говорит по-английски.

Польза игры. Игра учит ребенка быстро оценивать адекватность высказанной фразы и ее соответствие действительности. Развивает способность мыслить, одновременно координируя свои движения (нужно ведь еще и мячик поймать и правильно бросить в момент обдумывания).

Игра «Отвечаем быстро»

Дополнительные материалы: мяч

Игровой процесс. Ведущий называет любое знакомое ребенку существительное и бросает в этот момент ему мяч. Нужно, чтобы ребенок успел поймать мяч, бросить его обратно, но при этом во время броска назвать прилагательное, которое характеризует выбранный ведущим предмет.

Например, ведущий говорит: «арбуз». Тогда ребенок может сказать «круглый» или «зеленый» или «вкусный». Если прилагательное действительно соответствует предмету, значит ребенок ответил правильно, пусть даже вариант ведущего немного отличается.

Если некоторым детям сложно так быстро придумать подходящее прилагательное, то можно немного упростить задачу. Заранее оговаривайте свойство, которое будет описывать ребенок. Например, цвет, форма, размер и т.п.

Если же кому-то игра дается слишком легко, то можно усложнить ее. Говорите ребенку не только существительные, но и прилагательные. И пусть он к прилагательным подбирает подходящий предмет. Например, ведущий говорит: «круглый». А ребенок может ответить: «апельсин» или «мяч» или «солнце».

Польза игры. Игра развивает мыслительные способности детей старшего дошкольного возраста. Помогает выстроить ассоциативные связи предметов с их свойствами. Развивает скорость принятия правильных решений.

Игра «Скажи мне наоборот»

Игровой процесс. Ведущий называет любое прилагательное слово. Ребенок должен назвать антоним. Например, быстрый – медленный, высокий – низкий, толстый – тонкий, трусливый – мужественный, смешной – грустный, вкусный – невкусный, мягкий – твердый, белый – черный.

Затем, когда дети усвоили правила и достаточно легко стали подбирать противоположные по значению слова, начинайте произносить слова, антоним для которых придумать не так просто: пушистый, гладкий, круглый и т.п.

Пусть дети попробуют придумать как можно больше слов, которые, как они считают, являются противоположностью этому.

Польза игры. Игра «Скажи мне наоборот» формирует словарный запас детей, помогает им развивать логическое мышление.

Игра «Расскажи мне…»

Игровой процесс. Ведущий называет несколько героев из разных мультфильмов: очень важно, чтобы эти герои были из разных мультфильмов. Например, волк и котенок «гав». Или Винни Пух и Чебурашка. Или Лунтик и Медведь.

Если дети не знакомы с этими мультфильмами, можно предварительно им их показать. Далее придумайте какое-нибудь интересное вступление.

Например: «Отправились однажды Винни Пух и Чебурашка покупать новые игрушки…» А затем предложите детям самим рассказать, что было дальше.

Играть станет еще интереснее, если просить детей по очереди придумывать продолжение истории. Например, первое предложение произносит ведущий, второе предложение один игрок, а продолжает за ним второй. И так до тех пор, пока все не выскажутся.

Если в наличии есть игрушки, изображающие выбранных героев мультфильмов, то можно сопровождать процесс игры наглядной демонстрацией того, что происходит.

Польза игры. Игра «Расскажи мне…» формирует творческое мышление у детей. Они с удовольствием придумывают различные истории в своем воображении и учатся оформлять свои мысли в понятные окружающим предложения.

Игра «Назови одним словом»

Дополнительные материалы: не потребуются

Игровой процесс. Ведущий называет ряд слов, для которых игрок должен придумать одно общее название. Примеры цепочек слов:

— елка, береза, сосна, осина, дуб, лиственница (деревья);
— зайчик, медведь, волк, лиса, корова (животные);
— яблоко, апельсин, лимон, мандарин, банан (фрукты);
— картофель, свекла, морковь, капуста, лук (овощи);
— конструктор, барби, машинка, мячик (игрушки);
— бабочка, муха, комар, жук, стрекоза (насекомые);
— компьютер, принтер, телефон, телевизор (технологии);
— каша, суп, торт, хлеб, пирог, оладушки (еща).

После того, как дети наигрались, можно немного изменить правила. Теперь ведущий называет обобщающие слова, а дети должны называть все, что к ним относится.

Польза игры. Игра «Назови одним словом» полезна тем, что не только формирует словарный запас детей, но и развивает их логическое мышление, помогает организовывать слова и предметы в группы в соответствии с общими признаками или способом использования.

Игра «Найди что-то похожее»

Дополнительные материалы: карточки с картинками. Либо можно обойтись без дополнительных материалов.

Игровой процесс. Детям показываются две карточки, на которых изображены изначально не очень похожие картинки. Например, на одной карточке изображена муха, а на второй бабочка.

Пусть дети подумают и найдут общие черты этих двух насекомых. Со временем можно усложнять игру, подбирая карточки совсем непохожих на первый взгляд предметов. Например, можно спросить у детей, что общего у мухи и письменного стола. Пусть подумают.

Поощряются креативные ответы типа «муха ползает по столу», «у мухи есть ножки и у стола тоже есть ножки» и тому подобное.

Польза игры «Найди что-то похожее». Игра развивает нестандартное мышление у детей, расширяет их восприятие мира и учит видеть то, что не замечаю обычные люди.

Игра «Загадки»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Всем известное занятие, отгадывание загадок, оказывает очень мощное воздействие на развитие логического мышление у детей старшего дошкольного возраста. Очень важно, чтобы загадки соответствовали уровню развития малышей и не были для них слишком сложными.

Можно играть с одним ребенком, но можно и группой. Также можно организовать командные соревнования: каждая команда обсуждает правильный ответ и капитан команды его называет. Побеждает та команда, которая большее количество раз первой называла правильный ответ.

Можно изменить правила игры и научить детей самих придумывать загадки. Для этого ведущий выбирает знакомое детям слово. И спрашивает их, на что похож этот предмет. Например, на что похожа лампочка?

Допустим, дети скажут, что на большую каплю. Затем можно спросить, чем лампочка отличается от капли? Дети могут сказать, что она светит и в комнате становится светло. Тогда можно составить загадку: «Висит большая капля, но не капает, а светит так, что в комнате светло».

Польза игры. Игра включает в работу участки мозга, которые отвечают за логическое мышление детей.

Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Эта игра оригинальна тем, что дети и взрослые будут играть без слов. Ведущий загадывает любое простое предметное действие: глаженье утюгом, чтение книги, работа за компьютером, игра в мяч и т.п.

Он, не произнося ни звука, демонстрирует это действие с помощью жестов и мимики. Ребенок должен догадаться, что ведущий делает.

Игра организована следующим образом. Сначала роль ведущего играет воспитатель. Он подходит к первому в очереди ребенку и демонстрирует ему загаданное действие. Если ребенок не отгадывает, то ведущий переходит к следующему.

Итак до тех пор, пока кто-то из детей не догадается, что было загадано. Затем тот, кто догадался, сам становится ведущим и загадывает ситуацию следующему по порядку ребенку.

Польза игры. Игра не только позволяет весело провести время, но и развивает мышление детей.

Игра «Найди тайник»

Дополнительные материалы: листок бумаги, карандаш и линейка, игрушка.

Игровой процесс. Ведущий прячет где-то в помещении игрушку. Затем он рисует на листке бумаги схему комнаты с подробным указанием где что находится. На этой схеме он помечает красным крестиком место, где находится спрятанная вещь. Задача ребенка – найти эту игрушку.

Можно усложнить задачу, добавив в нее несколько новых звеньев. Пусть на первой карте будет показано место, где находится следующая подсказка. Подсказа поможет найти следующую подсказку. А уже она укажет, где находится игрушка.

Другой вариацией этой игры является то, что сам ребенок прячет предмет и рисует карту, а взрослый занимается поиском.

Польза игры. Дети развивают пространственную ориентацию, логическое мышление, умение действовать по указанному плану.

Игра «Угадай по описанию»

Дополнительные материалы: не потребуются.

Игровой процесс. Ведущий загадывает слово, но не называет его игроку. Вместо этого, он начинает описывать загаданный предмет. Например, если загадано слово «лампочка», то можно начать описывать ее так: «похожа на каплю, висит под потолком, днем ее не заметно, а ночью она делает комнату светлой».

Задача игрока – как можно быстрее угадать загаданное слово. Если в игре принимает участие группа ребят, то процесс можно разнообразить. Например, кто первым догадался, о чем идет речь, сам становится ведущим и загадывает слово.

Эту игру можно разнообразить, заранее обговаривая категорию слов с игроками. Например, можно сразу договориться о том, что загадываться будут различные профессии. Или пусть это будут животные. Или растения.

Польза игры. Игра развивает творческое и логическое мышление детей. Помогает закрепить значения слов и свойства различных предметов и явлений.

Игра «Нелепицы»

Дополнительные материал: для этой игры понадобятся рисунки-нелепицы. Следующие файлы можно организовать в слайд-шоу для экономии места на сайте.


Игровой процесс. Детям показывается картинка-нелепица (изображено то, что в обычной жизни не бывает. Например, грибы растут на столе, или конфеты выпали в виде осадков). Дети должны найти как можно больше нелепостей на картинке.

Для того, чтобы игровой процесс сделать более увлекательным, можно организовать командные соревнования. Одна и та же картинка показывается двум командам. Каждая команда диктует несоответствие своему капитану (взрослому), а тот записывает их в пронумерованный список.

Та, команда, которая за указанный период времени найдет наибольшее число несоответствий, побеждает.

Для того, чтобы закрепить результат, в конце можно обсудить с детьми, почему именно тот или иной элемент на картинке не соответствует действительности. Например, если дети заметили, что капает дождь из конфет, пусть они сами объяснят, почему считают это нелепицей.

Если дети затрудняются дать ответ на этот вопрос или вообще не заметили ничего необычного на некоторых картинках, то воспитатель может сам простым языком объяснить почему те или иные события никогда не происходят в реальной жизни.

Польза игры. Игра учит детей мыслить логически, быть внимательными к деталям и аргументировать свою позиции с помощью убедительных доводов.

Игра «Какой он?»

Все родители хотят вырастить детей умными, сообразительными, поэтому часто интересуются, с какого возраста можно предлагать ребенку игры на развитие мышления. В поисках ответа они обращаются к различным источникам и иногда закрывают хорошую страницу только потому, что споткнулись о непонятное слово. Не уходите с сайта, если что-то покажется вам трудным для понимания. В этой статье все сложные термины будут объяснены доступным языком.

Что такое мышление?

Не нужно считать, что если ребенок читает наизусть длинные стихи или в полтора года знает почти все буквы, то у него прекрасно развито мышление. Эти действия говорят только о хорошей памяти. Мыслительная деятельность должна отражаться в правильном понимании окружающей действительности, способности уловить связи между различными явлениями. Человек со сформированным мышлением при решении различных жизненных задач использует смекалку, находит нестандартные ходы.

Несведущему человеку кажется, что разобраться в процессах формирования мышления очень сложно и эти знания доступны только специалистам. Конечно, наука о мозговой деятельности требует долгого освоения, но в основных понятиях и способах их применения при воспитании дошкольника сможет разобраться каждая мама.

В мыслительных процессах выделяют 5 основных операций.

  1. Анализ – умение разобрать предмет или явление «по косточкам», выделить составляющие части и признаки. Например, услышав слово «арбуз», человек сразу представляет себе большой круглый плод с зеленой корочкой и вкусной красной мякотью.
  2. Синтез – операция, противоположная анализу, позволяющая по отдельным определениям понять, о чем идет речь. Например, животное, которое мяукает, любит молоко и ловит мышей – кошка.
  3. Сравнение – умение найти сходство и различие между предметами или явлениями. Зима и лето – времена года, но летом тепло, а зимой холодно.
  4. Обобщение – умение понять связь между несколькими терминами и назвать их одним словом: тарелка, чашка, блюдце – посуда.
  5. Классификация – умение группировать предметы по одному признаку: материалу, цвету, форме.

Все эти стадии идут одна за другой, но чтобы мыслительные процессы развивались правильно, с ребенком нужно заниматься. Желательно заранее подбирать задания, постепенно усложняя их. Иногда малыш «застревает» на каком-то этапе развития. Не впадайте в панику – скорее всего, через несколько дней он усвоит непонятный урок и сможет двигаться дальше. Волноваться нужно, если прошло около месяца, но никаких достижений нет. В этом случае следует обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Как связано мышление с другими когнитивными процессами?

В любом человеке с рождения заложена тяга к познанию окружающего мира. Процессами изучения и исследования действительности занимается когнитивная психология. Эта отрасль изучает внимание, память, эмоции, мышление – то есть внутреннюю психическую деятельность человека.

Представьте ситуацию: дипломат выслушал неприятные высказывания, которые сильно затронули его чувства. В силу своей профессии он обязан быть вежливым, изображать дружелюбие и не показывать негативной реакции на выпады противников. Внешние проявления – это поведенческие реакции. Внутри у человека все кипит, он почти готов броситься на обидчика с кулаками, но разум подсказывает, что нужно сдержаться, мозг ищет приемлемые ответы, вспоминает опыт подобных ситуаций и анализирует последствия каждого слова. Эти невидимые глазу процессы и относятся к когнитивной сфере.

Мышление – один из видов когнитивной деятельности. Оно неразрывно связано с другими составляющими внутренней психической сферы. Если убрать остальные процессы, человек уподобится совершенному компьютеру, который может решать сложные задачи: новейшие приборы умеют обучаться и строить многоходовые логические связи, но назвать их разумными существами нельзя.

Человеку доступен целый комплекс когнитивных процессов, которые и делают его личностью:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • эмоции;
  • способность общаться;
  • внимание.

При занятиях по развитию мышления нужно задействовать все эти процессы, иначе желаемого результата получить не удастся. Если ребенок станет решать задачи равнодушно, без эмоций, этот процесс ему сразу наскучит, и малыш побежит искать более интересное дело. Отсутствие внимания приведет к тому, что ученик пропустит важные данные в условии задачи и решение окажется неправильным. Умение общаться необходимо для обмена информацией и взаимодействия при совместной работе над решением вопроса. Отключите остальные составляющие – и мозг окажется в вакууме, мыслительная деятельность станет невозможной.

Этапы развития мышления

Как только малыш родился, в его мозг начала поступать масса новой информации. Сначала в маленькой головке царит полный хаос, но постепенно все, что кроха видит, слышит и чувствует, приходит в определенную систему, между различными сведениями возникают связи. Мама берет на руки, расстегивает халат, грудничок чувствует знакомый запах – значит, можно пососать вкусного молочка.

Развитие мышления можно начинать уже сейчас. Возьмите ручку младенца, нажмите на кнопочку – и в комнате зажжется свет. Не молчите при этом действии, объясните: нужно нажать на выключатель, чтобы стало светло. Когнитивная система отправит эти сведения в долговременную память, образуется причинно-следственная связь. Не нужно рассказывать крохе теорию электромеханики, он все равно ничего не поймет, а взаимодействие «выключатель – лампочка» запомнит.

Примерно до школы мыслительные процессы будут развиваться только на основе тех знаний, которые поступают через органы чувств. Сейчас малышу бесполезно объяснять, что такое космос, электромагнитные волны, бесконечность – он не может это увидеть, потрогать, передвинуть. Абстрактные понятия станут доступны не раньше 5 лет.

Различается несколько этапов развития мышления:

  1. наглядно-действенный – от года до 3 лет;
  2. наглядно-образный – от 3 до 7 лет;
  3. абстрактно-логический – начинается в школьном возрасте.

Считается, что наглядно-действенное мышление развивается после года, но уже грудничку можно показать, что действия человека приводят к какому-то результату. Стакан был пустой, вы вдвоем налили в него воду из бутылочки – сосуд наполнился, можно попить. Для взрослого человека исход таких действий понятен, а для малыша это настоящее открытие. Учите его наполнять игрушечные емкости песком, жидкостями, крупой. А что произойдет, если положить в ведерко снег и принести его в теплую квартиру? Вы знаете, а для малыша это – настоящее волшебство.

После 3 лет ребенка уже не удивить включающимся светом или тающим снегом, у него начинает формироваться наглядно-образное мышление. Дети считают Деда Мороза или Зубную фею реальными существами, которые участвуют в жизни людей. Малыш с удовольствием рассматривает картинки в книжках, фотографии, узнает на них родных людей и знакомые предметы. Постепенно он начинает понимать, что собака – это не только Рыжик, живущий в его квартире, но и множество других животных, встречающихся на улице и на картинках.

Около 5-7 лет ребенок начинает разбираться в символах, значках, цифрах. Понятия отрываются от образов – он знает, что такое «воздух», хотя не может его ни увидеть, ни потрогать. На основе 2-3 фактов дошкольник может сделать вывод, прогнозировать дальнейшие события. Ребенок дошкольного возраста знает, что в ненастную погоду мама заставляет его надевать сапоги. Сегодня идет дождь – значит, выбежать на улицу в кроссовках не получится. Формируется новый этап – абстрактно-логическое мышление.

Занятия с детьми младшего возраста

У годовалого малыша полным ходом идет развитие мозговой деятельности. Он познает окружающий мир через действия: если предмет невозможно схватить, сломать, засунуть в рот, вещь редко становится интересной ребенку. Дети стремятся попасть в любой уголок квартиры, открыть любую дверь. Они вытаскивают вещи из шкафов, пробуют на вкус мамину губную помаду. Не мешайте детским исследованиям, просто уберите в недоступное место все опасные предметы.

Научите ребенка не только ломать, но и создавать. Многочисленные игры для дошкольников на развитие мышления дают огромный простор для творческого процесса. Можно обойтись и без дорогого дидактического материала. Стройте башни из кубиков, лепите снеговиков. Летом возьмите на прогулку ведерко, совок и набор формочек. Даже самого непоседливого малыша можно некоторое время удержать на одном месте, если он займется игрой с песком.

Не гуляйте все время на одной и той же детской площадке, ходите по разным местам. Одинаковая обстановка не дает новых впечатлений, которые являются важной пищей для развития мышления.

В этом возрасте формированию детского мозга очень помогут развивающие центры, мобили, всевозможные шкатулки и коробочки, куда можно положить небольшой предмет. Купите ребенку пирамидки, кубики, игрушки, которые можно собирать и разбирать. Мелкая моторика, необходимая для этих действий, стимулирует развитие мозга и хорошо подготовит малыша к переходу на формирование следующего, наглядно-образного типа мышления.

Если малыш не хочет заниматься конструктором или кубиками, проявите хитрость. Попробуйте собрать сами, сделайте вид, что ничего не получается, и попросите вам помочь.

Игры на развитие наглядно-образного мышления

Когда малышу исполнится 3 года, нужно развивать его наглядно-образное мышление. Родителям ни в коем случае нельзя мешать этому процессу. На прогулке малыш тянет папу к дереву показать, что у того есть глазки и ротик. Стремящийся вложить в голову ребенка как можно больше научных знаний мужчина говорит, что большое отверстие – это дупло, а круглые точки – следы от отвалившихся веток. Волшебство пропало, сказочный дуб с добрым лицом превратился в обычное растение – и стремление находить в привычных предметах что-то новое начинает угасать. Общаясь с ребенком, забудьте о своем возрасте, посмотрите на окружающие предметы глазами маленького человечка и вместе с малышом придумайте, на что они похожи.

Около трех лет дети иногда отвергают дорогих нарядно одетых кукол и играют со щепочкой, деревянной ложкой или старым пупсом, на котором уже не видно лица. Такому явлению можно только порадоваться: юному фантазеру неинтересны игрушки, где все понятно и придумать уже ничего нельзя. Зато в сухой ветке он увидел такую куклу или зверюшку, которая ему нужна. Не ругайтесь, что малыш несет домой с улицы то камень, то обломок доски, – вместе подумайте, что это такое и как этот предмет можно применить.

Некоторые дети с пеленок начинают замечать похожие признаки в совершенно разных предметах, у других такую способность нужно развивать. Существует несколько игр, которые помогут ребенку научиться строить образные ассоциации. В магазинах можно приобрести головоломки, где из нескольких элементов нужно сложить различные фигуры. В домашних условиях можно использовать все, что попадется под руку, и придумать множество игр и соревнований.

  1. Возьмите картинку, кубик или другой предмет и предложите придумать как можно больше образов, на что это похоже.
  2. Нарисуйте половину бабочки, снежинки или другого симметричного изображения. Малыш должен закончить картинку.
  3. Составьте из спичек геометрическую фигуру и попросите переложить 2-3 палочки, чтобы получилось другое изображение (флажок из домика, танк из корабля).
  4. В сетке 3х3 квадрата нарисуйте 3 разных мячика или домика. 2 клеточки оставьте пустыми и попросите их заполнить, чтобы в каждом ряду и столбце оказались разные предметы.

Развитие абстрактно-логического мышления

Без развитого абстрактно-логического мышления невозможно получать новые знания, решать задачи, проводить исследования. Даже животное можно научить нажимать на ручку, чтобы открыть дверь. Но что делать, если она не открывается? Именно этот тип мозговой деятельности заставит мыслящего человека обследовать весь проем, повертеть рукоятки на замках, проверить шпингалеты и разобраться в причине возникшей проблемы.

Дошкольники могут решать простые математические задачки: к 3 яблокам прибавить 2 и сосчитать, сколько получилось. В школе детям придется делать сложные расчеты, где без формул, уравнений, а позже и интегралов уже не обойтись. Если у ребенка не развито абстрактно-логическое мышление, учеба превратится для него в пытку. Не нужно сваливать вину на наследственное отсутствие способностей – мозг, как и мышцы, следует тренировать.

Чтобы заложить основы логического мышления, занимайтесь с ребенком играми, в которых нужно выделять сходные и различающие признаки предметов. Рассыпьте перед ним пуговицы и попросите разложить их на несколько кучек, в каждой из которых предметы будут чем-то похожи. Если малыш затрудняется, дайте ему задание сами, например: красные отдельно, черные отдельно, зеленые отдельно. Возможно, он сам разделит пуговицы на группы, но вы не сможете понять, по какой системе это сделано. Не говорите сразу, что так неправильно, разберитесь, что ребенок увидел в этих предметах. Он мог отделить красивые от некрасивых или те, которые он уже видел, от незнакомых. Такая классификация тоже допустима.

В ожидании автобуса или в очереди ребенку становится скучно, он начинает ныть или баловаться. Не раздражайтесь – сейчас самый удобный момент заняться развивающими играми. Вариантов существует очень много.

  1. Съедобное – несъедобное. Вы называете любой предмет, а ребенок должен определить, годится ли он в пищу. Со временем игру можно усложнить, например, назвать сырое мясо или куклу из пряника.
  2. Найти лишнее. Вы называете 5 слов, к примеру: кошка, собака, стул, корова, коза. Ребенок должен сказать, что здесь лишнее и почему.
  3. Закончи фразу. Начните предложение, а ребенок пусть его закончит, назвав причину: мы вышли из дома в плащах, потому что… (идет дождь).
  4. Назови одним словом. Вы называете несколько предметов, а малыш должен назвать их одним словом: стол, стул, диван – мебель; суп, каша, хлеб – еда.

Игр, развивающих абстрактно-логическое мышление, существует множество. Начните играть с дошкольником в шашки, потом можно освоить шахматы и нарды. Вы не просто двигаете фигуры – мозг в это время анализирует ситуацию, предвидит возможные ходы противника и ищет лучший ответ на них. Не ругайтесь, если ребенок увлекся пасьянсами, пазлами, сборкой кубика Рубика. Он не попусту теряет время, а учится просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед, искать верное решение среди множества комбинаций, развивает разум и логику.

В мыслительных способностях человека не все зависит от наследственности. Ученые наблюдали близнецов, воспитывающихся в разных семьях, и определили, что дети, развитием которых серьезно занимаются, становятся смышленее и сообразительнее братьев и сестер, на которых обращали мало внимания. Не нужно заваливать малыша головоломками и развивающими играми, чтобы он не мешал взрослым заниматься своими делами. Совместные занятия, развивающие мышление и речь, принесут намного больше пользы.

Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды);

3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями, умеют рассуждать).

Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное . Это мышление образами, представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическо е мышлени е , которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.

Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В развитии мышления и других психических процессов дошкольников большое значение имеет игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.

1) «Собери большую семью»

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными иотдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9) «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко) .

15) «Отгадывание загадок»

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц) ; Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зи мующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)