Основными структурными элементами игры являются. Развитие игровой деятельности и ее структурные компоненты

Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и от игровой формы занятий, хотя это деление условное.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся математической деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средств игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время дидактической игры важным моментом является дисциплина. По мнению многих учителей, урок математики является идеальным с точки зрения дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру активны, занимаются индивидуальной работой. Они могут высказывать своё мнение или вносить предложения только при поднятии руки и при разрешении учителя.

В чем же состоит специфика дидактической игры, её существенный признак? Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает её от всякой другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, оборудование, результат игры.

В отличие от игры дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

1. Игровой замысел и игровое действие

Игровой замысел и игровое действие делает дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими занятий. Игровой замысел определяет характер первого действия, а игровое действие даёт возможность детям учится в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношение между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве.

Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности, любознательности.

2. Правила дидактической игры и её результат

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочий обстановке. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха. Кроме того правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствую познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основа дидактической игры, которая пронизывает собой её структурный элемент, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, кодопозитивов, диапозитивов и диафильмов. Сюда так же относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а так же дидактические раздаточные материалы: флажки, награждения командам.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме поставленной учебной задаче и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является указателя уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игрового действия, без организующих игру правил, дидактическая игра не возможна, она теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры их взаимосвязь повышают организованность игры, её активность, приводит к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Тема – та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре (ʼʼсемьяʼʼ. ʼʼбольницаʼʼ. ʼʼстоловаяʼʼ, ʼʼмагазинʼʼ, ʼʼБаба Яга и Ивашечкаʼʼ, ʼʼБелоснежка и семь гномовʼʼ и т.д.). Чаще всœего тема берётся из окружающей действительности, но дети ʼʼзаимствуютʼʼ и сказочные, книжные темы.

Сюжет – строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.

Классификация игр по сюжетам

1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.

2. Производственный - строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.

3. Общественно-политический – демонстрации, митинги, игры в войну.

Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всœего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии (по Д.Б.Эльконину).

В первую очередь, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.

Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью), состоят из одной, реже двух сюжетных линий (к примеру, мама и дочка убирают дом или моют посуду). У старших дошкольников – разнообразнее (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т.д.).

Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка со взрослыми.

Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время (у3-4-хлетних детей продолжительность игры составляет примерно 10-15 минут, у детей 4-5- лет – 40-50 минут, а у старших дошкольников – от нескольких часов до нескольких дней).

Игры на одну и ту же тему бывают представлены разными сюжетами. Так, к примеру, игра в ʼʼсемьюʼʼ, в ʼʼдочки-материʼʼ реализуются разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни и т.д.

В младшем дошкольном возрасте сюжет подсказывает игрушка, атрибут, который попал в поле зрения ребёнка, привлёк его внимание. Далее дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Старшие дошкольники начинают объединять игры с разными сюжетами (ʼʼмастерская игрушекʼʼ+ ʼʼмагазинʼʼ+ ʼʼдетский садʼʼ).

Роль – это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.

Д.Б.Эльконин называет роль центральной единицей игры.

Выполнение роли ставит ребёнка перед крайне важно стью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью. В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра – дочка). У младших дошкольников количество ролей – 1-2, у старших – до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.

Игровые правила - составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним – показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности.

Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.

В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Далее начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. Необходимость следовать правилам объясняют житейскими наблюдениями: так не бывает. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.

Игровые действия - способствуют выполнению роли: ʼʼврачʼʼ делает уколʼʼбольномуʼʼ, ʼʼпродавецʼʼ отвешивает ʼʼпокупателюʼʼ ʼʼколбасуʼʼ, ʼʼучительʼʼ учит ʼʼучениковʼʼ ʼʼписатьʼʼ и т.д.

С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами (ʼʼБельё уже постираноʼʼ). Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.

Содержание игры – то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников - ϶ᴛᴏ многократное повторение какого-либо действия с предметом (ʼʼкачать куклуʼʼ - ʼʼдочки-материʼʼ, ʼʼлечить медвежонкаʼʼ - ʼʼбольницаʼʼ); для средних это – моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правил в игре.

Игровой материал – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителœей других, недоступных ребёнку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Замещение возникает всœегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителœем можно выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (ложкой должна быть палочка, карандаш, даже градусник, а не мяч, т.к. им нельзя зачерпнуть пищу).

Ролевые и реальные отношения - первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределœении ролей, выборе игры и реализуются в игровых ʼʼремаркахʼʼ типа ʼʼнужно делать такʼʼ, ʼʼты неправильно пишешьʼʼ и т.п.). В случае если детям не удается договориться о распределœении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества. Игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и ролевыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.

Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры." 2017, 2018.

Очевидно, что не всегда можно однозначно отнести игру ребенка к тому или иному уровню. Структурные компоненты более высокого уровня появляются в игре постепенно, меняя характер игровых действий, обогащая содержание игры и выводя ее на более высокий уровень.

Критерием оценки игры является преобладающий фон игровых действий и содержание роли. Д. Б.Эльконин наметил основные переходы от одного уровня развития игры к последующему. При переходе от первого ко второму уровню движущим началом является соотнесение предметных действий с реальностью. Следующий шаг осуществляется за счет обогащения действий и включения их в логику жизни, т.е. подчинение правилу. Третий уровень качественно отличается от предыдущих преобладанием социального плана действий, вытесняющего предметный план. Переход к последней, четвертой ступени связан с соотнесением логики игровых действий с реальными социальными отношениями и их социальным смыслом.

Чрезвычайно важна динамика изменения отношения к правилу в ролевой игре.

  1. На первом уровне развития игры, как показано в табл. 2, правила еще отсутствуют, так как фактически еще нет и роли, задающей ориентиры поведения. Так, например, играя в «продавца», ребенок не может расстаться с привлекательными предметами и продолжает перебирать их или манипулировать с «кассой», не выполняя собственно действия продавца.
  2. На втором уровне правило еще не выступает явно, но в ситуации конфликта между требованиями роли и непосредственным желанием действовать с предметом, побеждает правило. Трехлетний «пассажир» игрового паровозика явно не хочет выходить на станции. Но после того как «машинист» повторно объявляет, что эта станция — конечная, ребенок выходит и радостно заявляет: «Скоро следующий поезд прибудет!»
  3. По-настоящему правило начинает выступать на третьем уровне развития ролевой игры. Нормы поведения в соответствии с принятой ролью вычленяются, становятся обязательными, но ребенок все еще может их нарушить под действием импульсивного желания. Например, выбрав роль «собаки» в игре по сказке «Заюшкина избушка», ребенок может увлечься и попытаться выгнать лису из домика. При указании на нарушение правил, поведение возвращается в рамки принятой роли.
  4. На четвертом уровне правило выступает явно, импульсивные желания контролируются, ребенок получает удовольствие от соблюдения правила и построения поведения в полном соответствии с выбранной ролью. Шестилетняя «мама» непослушного «малыша» терпеливо кормит его, одевает и увещевает, сохраняя терпение и положительное отношение к «малышу» в соответствии с ролью, несмотря на многочисленные «провокации» партнера по игре.

Другое направление возрастного изменения структуры ролевой игры — использование предметов-заместителей. Г.Д.Луков показал, используя экспериментальную методику двойного переименования в игре, как название предмета определяет способ его употребления .

Методика двойного переименования заключалась в том, что в эксперименте специально ограничивалось количество предметов и детям предлагалось повторно использовать заместители, подобранные уже не самим ребенком, а экспериментатором. Дети разного возраста использовали предметы первоначально в соответствии со своим собственным переименованием (например, игрушечная лошадка выполняла функцию ребенка), а затем с повторным переименованием экспериментатора (лошадка превращалась в повара).

Это сложный, многогранный вид деятельности, так как многое в игре происходит во внутреннем плане. Структура игры (Д.Б. Эльконин) - это структурные компоненты, элементы игры, а именно: сюжет, роль, игровые действия, игровые и реальные взаимоотношения, игровые правила. Сюжет игры - цепь взаимосвязанных событий, которые передаются в игре. Роль, по мнению Д.Б. Эльконина - основной элемент в творческих играх. Формирование игры (Н.Я. Михайленко) - планомерный процесс педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

Управление игрой (Н.Я. Михайленко) - создание условий для игры, косвенные методы воздействия на игру.

Руководство игрой - непосредственное участие педагога в игре вместе с детьми.

Педагогическая технология игры - последовательное использование на практике заранее спроектированного образовательного процесса с использованием разных видов игр.

Педагогическая поддержка игры - комплекс методов и приемов, направленных на обогащение содержания игр, взаимоотношений, развитие творчества, создание условий для игр.

Игровое творчество - самостоятельность, инициатива детей в выборе партнеров по игре, игрушек для игры, распределении ролей, выборе, построении сюжета.

Культура игры - это содержательный, психологический, нравственный, эстетический ее аспект.

Игровая позиция (Н.Н. Поддъяков) - наличие у детей игрового, юмористического отношения к жизни.

Теоретические, научные основы игры включают методологические, психологические, биологические, социальные и педагогические основы.

Философия рассматривает игру как естественный вид человеческой деятельности, связанный с выражением эмоций; игра способствует развитию личности. В игре ребенок переживает положительные эмоции. Главная из них - радость. Радость приносит свобода, когда ребенок сам выбирает сюжет, игрушки, партнеров. В филогенезе, в развитии человеческого общества, вначале возник труд. Игра - «дитя» труда; она же и «зародыш» искусства. В онтогенезе вначале появляется в жизни человека игра, потом труд. Таковы основные философские положения, лежащие в основе теории игры.

Психологические основы составляют данные исследований отечественных ученых-психологов А. Леонтьева, Д. Эльконина , Л. Выготского , Н. Поддъякова.

Основные положения их сводятся к следующему:

1. Игра - ведущий вид деятельности дошкольников, так как в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психические образования; внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.


2. Игра - интрогенная деятельность, т.е. поведение ребенка в игре обусловливается не только и не столько внешними, но и внутренними факторами (мотивами, потребностью в общении). Потребности, желания, склонности зависят от творческих возможностей личности. Творчество зависит от уровня развития памяти, мышления, воображения.

3. В игре интенсивно идет социализация ребенка. Дети овладевают ориентировкой в окружающем мире, в мире человеческих отношений, деятельности людей.

4. Игра - средство саморазвития ребенка, самообновления, самосовершенствования, самовоспитания, саморегуляции, переработки впечатлений.

5. Игра имеет психотерапевтический эффект, так как в ней существуют два плана эмоций. Например, ребенок плачет, как больной; радуется, как играющий; когда с помощью игры изживаются отдельные отрицательные черты агрессивности.

Биологические основы игры составляют положения о том, что:

Игра - удел молодого организма;

Ребенок играет благодаря подражанию взрослым, другим детям и впечатлительности нервной системы;

В игре ребенок получает удовольствие.

Социальные основы игры включают моменты:

Игра - отражение окружающей действительности, социальной среды, народности;

Общество проектирует содержание игры детей посредством создания игрушек, их производства;

Общество готовит педагогов, которые профессионально руководят игровой деятельностью детей.

Педагогические основы игры базируются на признании единства социальных и биологических основ игровой деятельности. Существует несколько теорий игры.

Среди них:

1. Теория З. Фрейда , форма преодоления барьеров, тайных желаний.

2. Теория К. Гросса упрражнение, предупражнение и подготовка.

3. Теория С. Холла включает положение о том, что игра -стремление к свободе, автономии.

4. Теория Д. Эльконина констатирует, что игра - особа форма отражения окружающей действительности, средство социализации. 5. Н. Поддъяковафункции развития и саморазвития, в ней позитивно проявляются феномены детской психики.

6. К.Д. Ушинский понимал иггру как отражение действительной жизни. 7. А. С. Макаренко игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия - сокращенными.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны.

Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра - это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Значение игры в воспитании и развитии ребёнка (Р.И. Жуковская, Е.В. Зворыгина, Менджерицкая и др.).

Р.И. Жуковская рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, игра - это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.

Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. При этом она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, и это позволяет им лучше понять и глубже пережить эту действительность, а также является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Е.В. Зворыгина, отмечая роль сюжетной игры в воспитательном процессе, указывает на то, что ценность такой игры для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания ребенка состоит не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование воображаемой ситуации с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от индивидуальных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.

Педагогические условия организации игровой деятельности детей раннего возраста:

Игр среда, включает дидакт, образн игрушки, связанные с развдвиж; один игр поровну.

Педагог-организатор дидакт, подвижных, игр-забав, строит, игр с песком, на третьем году - сюжетно-ролевых игр.

Дошкольного возраста:

Привлечение детей к изменению, созданию игровой среды;

Стимулирование самостоятельной игры детей;

Применение тактики избирательного взаимодействия воспитателя с детьми в игре;

Использование педагогом разных позиций при руководстве игрой (организатора, партнера, арбитра);

Использование разных технологий развития игры;

Использование чередований всех видов детских игр.

При соблюдении вышеназванных условий взрослые формируют у детей культуру эмоций (богатый аспект положительных эмоций), доверие к окружающим, уверенность в себе. Формируются организаторские, партнёрские способности, способность управлять своим поведением, влиять на поведение других, лучше познать себя, окружающий мир; развиваются творческие контакты взрослых и детей в игре; формируется оптимальный стиль игровой деятельности.

В раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши);

Образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы.

В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). Предметы-заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игру (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).

Для средней группы для игры используются открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.

В педагогике существовало несколько классификаций игр детей.

Классификация К.Д. Ушинского. Классик предлагает выделять игры с правилами, народные игры, игры для воспитания.

В настоящее время в дошкольной педагогике используется несколько классификаций игр:

1. Игры с открытыми правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы). Эти игры придуманы для детей взрослыми. Игры со скрытыми правилами (творческие игры). Авторами этих игр являются дети.

2. Н. Михайленко, И. Короткова предлагают классификацию игр с учетом деятельности детей: игры, которые используются на занятиях; игры, организованные совместно с взрослыми и детьми; игры по инициативе детей.

3. С.Л. Новоселова предложила в 90-е годы ХХ в. следующую классификацию игр дошкольников в зависимости от инициатора игры:

1-й класс - игры по инициативе детей (театрализованные, сюжетно-ролевые);

2-й класс - игры по инициативе взрослых (обучающие игры, игры-забавы);

3-й класс - народные игры (досуговые, тренинговые, обрядовые, архаичные).

4. Авдулова Т., анализируя современное состояние игры дошкольников, выделяет их разновидности: игра-роль, игра-отношение, игра-действие; отмечает «игровую дистрофию» современных дошкольников - игра утрачивает свое традиционное значение, возможно, по объективным причинам.

Значительной группой игр являются дидактические игры. Их называют обучающими, играми на интеллектуальную компетентность. Условно их делят на дидактические игры с игрушками (предметами), с картинками, словесные (настольно-печатные). Различают дидактические игры, связанные с развитием речи, с формированием элементарных математических представлений, музыкально-дидактические игры, дидактические игры по ознакомлению с природой, игры экологического содержания.

Дидактические игры с учетом обучающих заданий:

Настольно-печатные (головоломки, игры-задания);

Словесные (загадки, логические задачи);

Словесно-подвижные (упражнения, соревнования);

Конструктивные (объемные и плоскостные);

Игры на занятиях;

Игры со специальными дидактическими материалами (карты, схемы, компьютерные программы);

Игры для самостоятельной деятельности детей.

Группа подвижных игр также разнообразна: сюжетные, бессюжетные, игры-аттракционы, элементы спортивных игр (хоккей, волейбол, бадминтон, шашки, шахматы).

Музыкальные игры: хороводы, игры-забавы, бессюжетные музыкальные игры.

Каждый из видов игр обладает своей спецификой, воспитательным и развивающим воздействием. Необходимо, чтобы в образовательном процессе детского сада использовались все виды игр.

Проблема развития и воспитания дошкольников в игре предполагает две стороны:

1. Развитие игры как деятельности. Этапы развития игры выделила С.Л. Новоселова (предметная, отобразительная, сюжетно-отобразительная, собственно ролевая). Н.Я. Михайленко прелагает различать следующие этапы: предметно-ролевой, ролевого действия, этап сюжетосложения. Е. Кравцова указывает, что сначала в жизни детей появляются режиссерские игры, затем сюжетно-ролевые, после игры с правилами и опять режиссёрские на более высоком уровне. Д. Эльконин различает 4 уровня развития сюжетно-ролевой игры независимо от биологического возраста детей.

2. Развитие различных сторон личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, развитие самостоятельности, общительности, гуманных чувств, психических процессов). Сюжет игры оказывает воспитывающее действие. Коллектив играющих детей имеет развивающее влияние. Игра в образовательном процессе ДОО выступает методом, средством обучения, воспитания, формой организации жизни детей. Творческие игры в наибольшей степени оказывают влияние на развитие воображения, умственных и творческих способностей. Игры с правилами развивают речь, внимание, память, движения.

Основные структурные элементы игры: цель, мотивы, средства реализации действий, результат и их характеристика

Игра - вид детской деятельности и, как всякая деятельность, имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат. Сюжетно-ролевая игра, являясь творческой, накладывает свою специфику на структурные компоненты.

Т.А. Куликова в сюжетно-ролевой игре выделяет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роли, игровые действия.

Сюжет игры представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделяют два вида игровых действий: оперативные и изобразительные - «как будто».

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. В. Менджерицкой, П. Г. Саморуковой и Д. Б. Эльконина) показали, что основным содержанием сюжетно-ролевых игр является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях: действия и отношения взрослых к предметам, содержание их труда, отношения и общение людей в быту, труде и т. д.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими.

Проблемами развития роли в игре занимался Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком. В ходе развития меняется осознание ребенком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами по игре, изменяется содержание роли - от отображения действий к изображению отношений между людьми.

В. И. Ядэшко, В. Я. Сохин выделяют еще такие компоненты сюжетно-ролевой игры: игровой замысел, правила. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в магазин, в детский сад и т. д.

Правила в процессе игры устанавливаются самими детьми, а в некоторых играх - взрослыми, они призваны определять и регулировать поведение и взаимоотношения играющих. Они придают игре организованность, устойчивость, закрепляют содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно-ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно-ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

Тема 5. Игра в дошкольном возрасте

1. Игра в дошкольном возрасте.

2. Теории игры.

1. Игра в дошкольном возрасте

Основные виды деятельности дошкольника : игра, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование), трудовая деятельность, учебная деятельность.

Предпосылки игры закладываются в раннем детстве (ребенок уже овладел знаковой функцией сознания; использует предметы-заместители; может переименовывать себя в соответствии с ролью; может сознательно подражать взрослому, отражая их действия и взаимоотношения).

Функции игры : дети познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми; формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру, развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических функций, развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии.

Структурные компоненты сюжетной игры :

‑ СЮЖЕТ, который ребенок берет из жизни (бытовой, общественный);

‑ РОЛИ, усваиваемые ребенком, разнообразные (эмоционально – привлекательные; значимые для игры, мало привлекательные для ребенка);

‑ ПРАВИЛА определяются в процессе игры самими детьми;

‑ ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ являются обязательными компонентами игры (могу быть выражены символически);

‑ ИГРУШКИ, используемые в игре, разнообразные (готовые, самоделки, предметы-заместители; могут играть и без игрушек, прибегая к воображению).

Особенности взаимоотношений в играх детей:

1.ИГРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (дочка в игре слушает маму).

2. РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, возникают при распределении ролей, в процессе игры, если не выполняются правила, установленные самими детьми.

Взаимоотношения в игре у дошкольников строятся постепенно: усваиваются правила и распределение игрового материала и действий с ними; усваиваются средства воздействия на партнера и рефлексия самого себя как субъекта общей деятельности; осваивается пространство взаимодействия, самовыражения и решения вопроса совместимости; отрабатываются средства реализации взаимодействий (настраивание на позицию партнера, согласование действий с ним, при необходимости помощь и т. п.).

Особенности игровой деятельности детей отражены в таблице.

Количество ролей

Количество играющих

Тематика

бытовая и общественная

Правила

не осознаются

устанавливают сами, сложные

Игровые действия

однообразные (1-8)

свернутые, развернутые, жестом, словом (много)

ВключениеиИгровых ситуаций

Под руководством взрослого

сами и под руководством взрослого

появление новых игровых ситуаций

с помощью взрослого

с помощью взрослого и самостоятельно

объединение игр

не возможно

возможно

использование предметов, игрушек

бытовые и самодельные, заместители в плане воображения

Продолжительность игры

кратковременные

до нескольких дней

предварительное планирование

окончание игры

неожиданно

предвиденное

Наиболее характерные игры для детей разных возрастов (по Д. Б. Эльконину):

1. Игра-развлечение ‑ игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель ‑ развлечь, развеселить участников.

2. Игра-упражнение ‑ отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд.

3. Сюжетная игра ‑ есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме.

4. Процессуально-подражательная игра ‑ воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент подражательная и сюжетная игра близки друг к другу.

5. Традиционная игра ‑ та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.

2. Теории игры

В детской психологии выделяют различные теории игры.

Так, по мнению К. Гросса , сущность игры заключается в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

Основное достоинство этой теории заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет.

Основной недостаток теории в том, что она указывает лишь «смысл» игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее лишь из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. Поскольку же Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту.

Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.

В свою очередь Г. Спенсер усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре.

Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игры.

К. Бюлер считает, что основной мотив игры ‑ получение удовольствия. В теории верно подмечены некоторые особенности игры: в ней важен не практический результат действия в смысле воздействия на предмет, а сама деятельность; игра ‑ не обязанность, а удовольствие.

Не подлежит сомнению, что такая теория в целом неудовлетворительна. Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения, и страдает тем же общим недостатком, что и эта последняя. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной подлинной реальной мотивации. Эта гедоническая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-аффективной окраске.

Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. Такое понимание игры, будучи принципиально неправильным, фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо, во всяком случае, лишь к самым ранним «функциональным» играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.

Последователи фрейдистских теорий видят в игре реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни; в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.

Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.

Л.С. Выготский считает исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры.

Основное внимание в теории сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры могла бы быть понята лишь как отклик психоаналитической теории игры.

Интерпретация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности играть значениями является сугубо интеллектуалистической.

Превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но производный факт действования в мнимой, т.е. воображаемой, ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, эта теория, неправомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок, не создавая никакой мнимой ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно извлеченное из реальной ситуации (открывание и закрывание двери, укладывание спать и т.п.). Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

Недостаток этой теории в том, что она рассматривает игру как действие изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем конкретным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Задания для самостоятельной работы

1. Какова роль изобразительной деятельности ребенка в его развитии.

2. Восприятие сказки и ее развивающее значение.

3. Пронаблюдайте и опишите содержание игры современных детей.

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Науч. ред. Б. С. Волков. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология развития. – М.: «Роспедагенство», 1989.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М., 1965.