Русские народные хороводы для детей. Русские народные хороводные игры

Русские народные хороводные игры в детском саду

Игры-хороводы - это маленькие театрализованные представления, где дети, благодаря своему воображению могут сыграть то или иное действующее лицо. Ну, а распределить роли им помогают любимые считалки.

Хороводные игры нужны, чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение.

Текст игры легко запоминается. Основа народных хороводов - народные тексты. Движения выполняются по содержанию текста в определенном темпе.

Я хочу вас познакомить с любимыми детьми и мною хороводными играми.

« Царевич-Королевич»

Дети считалкой выбирают Царевича- Королевича, он встает в середину круга. Дети идут противоходом и поют:

По городу гуляет- 2 раза,

Царевич- Королевич- 2 раза,

Царевну выбирает- 2 раза,

Царевич- Королевич- 2 раза.

Царевич-Королевич выбирает Царевну, затем они встают спиной друг к другу, а дети считают:

1, 2, 3- посмотри!

Если Царевич и Царевна повернули головы в разные стороны, то обмениваются рукопожатием, а если в одну, то обнимают друг друга.

«Сахаринка»

Перед игрой дети договариваются, кого из мальчиков будут звать Ваней.

Дети идут приставным шагом и поют:

Сахаринка на полу, да на полу,

Не лениво подыму, да подыму (наклон)

Сахар съела (показ)

Песню спела (руки полочкой)

Обнимать дружка хотела.

Ваня, иди в круг!

Неохота!

А чего грустишь?

Сердце болит (показывает)

Ты, Ванюша, не грусти,

Выйди, Таню пригласи!

Ваня выбирает девочку и они исполняют танец.

«Клубочек»

Дети по считалке выбирают ведущего.

Все идут, взявшись за руки за ведущим. Ведущий сначала идет «змейкой» спокойным шагом, а потом ускоряет шаг. Задача детей не разорвать «нитку»

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленьки.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле,

Нитка боле, боле, боле.

"Кострома"

"Кострома", выбранная считалкой выходит в середину круга.

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что делаешь?

Пряжу пряду (имитирует прядение)

Ну,пряди!

Дети снова идут по кругу и поют:

Кострома,Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли? (останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Вязание вяжу.

Ну, вяжи!

Дети идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Клубочки мотаю.

Ну, мотай!

Дети идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

(останавливаются)

"Кострома" отвечает:

А что ты делаешь?

Плачу,пальчики болят.

Ну, поплач.

Дети последний раз идут по кругу и поют:

Кострома, Кострома, чи ты дома, чи нема? Костромушка, дома ли?

А что делаешь?

Вас ловлю! (с этими словами девочка ловит детей)

"Колышки"

Дети считалкой выбирают водящего, который встает в центр круга. Девочки идут по внутреннему кругу, а мальчики стоят во внешнем и делают "пружинки".

Дети поют:

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу,

Мелки колышки тешу, огород свой горожу.

Ай-ли, ай-лю-ли, огород свой горожу.

Мелодия заканчивается, водящий говорит:

Девочки, подруженьки, разбирайте колышки!

Каждая девочка встает за мальчиком.

Водящий идет по кругу под музыку, когда музыка заканчивается, водящий останавливается с рядом стоящей парой, подходит к девочке и у них происходит диалог:

Кума,кума, продай колышек!

А что стоит?

Качан капусты, веник, да рубль денег!

Ну, тогда по рукам, да в баню!

С этими словами дети ударяют друг другу по рукам и бегут в разные стороны по кругу, стараясь первым прибежать к "колышку", проигравший становится водящим.

Игра «Ботинки»

Программное содержание: координация речи с движением, закрепление названий деталей обуви, работа над темпом речи и слой голоса.

Ход игры:

Два шнурка,

(Дети «держат в руках за кончики два шнурка».)

Носок.

(Ставят ногу на носок, руки на поясе.)

Подошва,

(Ставят ногу на всю подошву, немного ударяя ногой об пол.)

Каблучок

(Ставят ногу на пятку.)

И язычок.

(Показывают местоположение язычка у ботинок.)

Два ботинка мы завяжем,

(Имитируют завязывание шнурков.)

Рот закроем на крючок.

(Подносят палец ко рту (не дотрагиваясь до него), «закрывают ротик».)

Будем тихо мы ходить,

Чтобы маму не будить.

(Медленно ходят на носочках, произнося слова медленно, тихим голосом.)

С папой мы ушли гулять,

Чтобы маме не мешать.

Игра «Белая туча»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, закрепление знаний детей о дожде.

Ход игры:

Туча белая плывет,

Лес полила, огород.

(Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. «поливают», как из лейки, сначала правой, затем левой рукой)

Дождь идет, и туча тает,

Потихоньку исчезает.

(Отходят назад, поочередно помахивая кистями пальцев рук, постепенно опускают руки вниз)

Радуга, как - будто мост,

Над землей повисла.

(Немного приседая, а затем выпрямляя ноги, «рисуют» в воздухе радугу слева направо, двумя руками)

Напились деревья, травы

(Подносят ко рту ладони рук, сложенные ковшиком0

И умылись чисто.

(Имитируют движения («моют лицо», не дотрагиваясь до него))

Игра «Бабушка Маланья»

Программное содержание: координация речи с движением, развитие слухового и зрительного внимания, общей моторики и двигательной подражательности.

Ход игры:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Все без бровей,

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

С такими ушами,

(Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, руки в стороны)

С такими глазами,

(«Бинокль»)

С такой бородой,

(Руки вниз с наклоном)

С такой головой.

(Руки над головой полукругом)

Ничего не ели, на нее глядели, делали вот так.

(Присаживаются на корточки, подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, все повторяют)

Игра «Боровик»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения, развитие интонационной выразительности речи, работа над темпом, ритмом речи.

Оборудование: маска гриба - боровика.

Ход игры:

Среди бора вырос гриб,

Что зовется боровик.

(Дети («грибники»), взявшись за руки, идут по кругу вправо. В центре круга на корточках сидит ребенок в маске гриба - боровика.)

Каждый день он подрастал

И теперь заметным стал.

(Дети, взявшись за руки, подходят к сидящему в центре круга ребенку, а затем отходят от него назад. Ребенок в маске медленно встает на ноги.)

Ах, какой же он нарядный

В шапке темно - шоколадной!

(Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши, а ребенок в маске ставит руки на пояс и медленно кружится, демонстрируя себя всем детям.)

Ах, какой же он большой,

С ножной крепкой и прямой!

(Дети произносят слова и ритмично хлопают в ладоши. Ребенок в маске кружится в противоположную сторону.)

Лес, хорош подарок твой!

(Дети останавливаются, становятся лицом в центр круга и делают поклон одной рукой от груди вниз.)

Мы возьмем его домой.

Ребенок в маске гриба выбирает нового ведущего, а сам встает в круг и становится «грибником».

Игра «Воздушный транспорт»

Программное содержание:

Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление названий воздушного транспорта. Закрепление обобщающего понятия «воздушный транспорт».

Ход игры:

Транспорт весь воздушный

В воздух поднимается,

Перевозит груз, людей -

Делом занимается.

(Дети поднимают руки перед собой вверх, а затем опускают.)

Дирижабли, самолеты,

Дельтапланы, вертолеты.

А большой воздушный шар

Скорость ветра измерял.

(Загибают пальцы на руке, перечисляя названия воздушного транспорта.)

Игра «Ворона и воробьи»

Программное содержание: коррекция речи с движением, автоматизация и дифференциация звуков, обучение элементам пантомимы.

Ход игры:

Вышла важная ворона

Как - то утром по делам.

(Дети ходят по помещению, покачивая туловищем в такт словам, руки убраны за спину, подбородок поднят).

Посмотрела строго влево -

(Поворачивают голову налево, делают строгое выражение лица).

Воробьи дерутся там.

(Поворачивают все туловище налево).

«Кар, кар, кар, нельзя ругаться!

(Грозят указательным пальцем).

Кар, кар, кар, не надо драться!

(Качают головой)).

Тот, кто ссорится, дерется,

В лапы кошке попадется!»

(Показывают обе руки с полусогнутыми пальцами).

Воробьи все помирились, стали весело играть,

(Хлопают в ладоши).

По дорожкам прыгать дружно,

(Прыгают на двух ногах с продвижением вперед).

Зерна вкусные клевать.

(Наклоняют головы вниз).

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры:

Дети стоят в кругу - «музыканты»; «скрипач», «балалаечник», «барабанщик» - выходят из круга и садятся на стульчик; в центре круга стоят - 4-5 «зайцев». Дети берутся за руки и поднимают их вверх, через получившиеся «воротца» входит «скрипач» («балалаечник», «барабанщик»), поет:

Я на скрипочке играю:

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

Пляшут зайки на лужайке,

Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

На последние слова «зайцы» приседают на корточки. «Скрипач» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «балалаечника» и поют:

Заиграл на балалайке:

Тренди-брень, тренди-брень!

«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:

Пляшут зайцы на лужайке,

Тренди-брень, тренди-брень!

«Балалаечник» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «барабанщика» и поют:

А теперь на барабане:

Бум-бум-бум, тра-та-там!

«Зайцы» услышав последние слова, имитируют испуг, дети поднимают руки вверх, изображая «кусты» и поют:

В страхе зайцы разбежались

По кустам, по кустам!

«Зайцы» прячутся за кусты. «Барабанщик» продолжает играть.

Игра «Весеннее солнце»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.

Может быть использована как закличка на празднике Масленицы.

Ход игры:

Солнце, солнце, выходи

(Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.)

И всю землю освети!

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Чтоб весна скорей настала

(Останавливаются и отпускают руки вниз.)

Чтобы нам теплее стало,

(Перекрещивают руки на груди и трут плечи.)

Чтобы капли звонко пели,

(Движение кистей рук, имитирующее падение капель.)

Чтоб весной ручьи звенели,

(Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).)

Чтоб цветочки распускались,

(Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.)

С юга птицы возвращались.

(Взмахивают руками.)

Солнце, солнце, землю грей!

Пусть весна придет быстрей!

(Хлопают в ладоши на каждое слово.)

Игра «Веселая девочка Алена»

Ход игры:

Дети стоят в кругу, в середину круга выбегает девочка, взявшись за юбочку, она слегка поворачивается вправо и влево, дети поют:

Ой, какое платье у Алены,

Да с какой каемкою зеленой!

Припев: 2 раза

Каблучок мой топай смелее

Да пускайся в пляс веселее!

В припев, все дети топают правой, затем левой ногой и поворачиваются вокруг себя, движения повторяются 2 раза.

В круг вбегает другая девочка и, поворачиваясь вправо и влево, показывает воображаемые ленты в косичках, дети поют:

Принесла Ганнусеньке сестричка

Синих лент атласных для косичек

Припев:

В круг вбегает мальчик. Он танцует, выставляя поочередно то правую, то левую ногу. Дети поют:

Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки?

Припев:

Дети идут в середину круга и обратно, поют:

Ой, и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками!

Игра «Васька - кот»

Ход игры:

Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6 «мышей». «Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга и выполняет движения по тексту песни. Дети берутся за руки и ходят вправо и влево по кругу, поют:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький.

Ходит Васька-кот.

Сядет, умывается,

Лапкой утирается, песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот, серых мышек ждет…

По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота». «Кот» начинает ловить «мышей», пробегая в «ворота». Игра заканчивается, когда все «мыши» будут пойманы.

Мышки, мышки, вам беда,

Не бегите никуда! Всех поймает кот!

Игра «Выходи, подружка»

Ход игры:

Дети бегут по кругу, держась за руки. «Солист» - в центре круга. С началом песни дети останавливаются и хлопают - «солист» пляшет. Когда песня заканчивается, выбирается другой «солист»:

Стань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки,

Топни каблучками,

Потанцуй-ка с нами!

Нас в кружок приглашай

И меня выбирай!

Игра «Веселятся все игрушки»

Ход игры:

Дети стоят в кругу и, подпевая воспитателю, выполняют движения, о которых поется в песне, или придумывают их на слова «пляшут куклы Таня с Ваней» и «танцевать пошли матрешки».

Барабанят барабаны:

Тра-та-та, тра-та-та!

Пляшут Куклы Таня с Ваней, -

Что за красота!

Танцевать пошли матрешки

Шире круг, шире круг

Вместе хлопнули в ладошки:

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Забренчали погремушки

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!

Веселятся все игрушки

Целый день, целый день!

Игра « Веселый попугайчик »

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будьте внимательны».

Дети и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

а) одинаковые - ра-ра-ра;

б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па - па-па-па-па-па.

(Необходимо следить за достижением координации голоса и движений)

Игра « Ветер»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, обучение элементам релаксации, закрепление знаний детей о природных явлениях (ветре).

Ход игры:

Ветер сильный налетел,

(Дети бегают по помещению с поднятыми до уровня плеч руками.)

Закружил, загудел:

«У - у - у - у - у!»

(Кружат, гудят.)

Закачал деревьев ветки

(Наклоняются вправо - влево, руки подняты вверх.)

И пригнул к земле кусты.

(Присаживаются, одновременно опуская перед собой поднятые вверх руки.)

Полетал он над полянкой,

(Бегают по помещению.)

Лег на травку и цветы.

(Ложатся на ковер.)

Ветерок наш отдыхает,

Не гудит и не летает.

(Лежат в расслабленной позе некоторое время.)
Но лишь ветер отдохнет -

(Встают на ноги.)

Вновь отправится в полет.

(Бегают по помещению или бегут до заданного ориентира.)

Игра « Гуси-лебеди »

Среди играющих выбирается «волк». Остальные дети — «гуси». Проводятся две линии — два «дома», и очерчивается логово для «волка».

Дети произносят слова:

Гуси, гуси!

Га, га, га!

Есть хотите?

Да, да, ла!

Так летите!

Нам нельзя:

Серый волк, под горой

Не пускает нас домой!

Так летите как хотите!

(После этих слов «гуси» пытаются перелететь из одного дома в другой, а волк их ловит. Пойманный становится «волком»)

Игра « Горелки »

Играющие становятся парами. Горельщик — впереди пар, спиной к играющим, и говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

(На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим)

Игра «Головные уборы»

Программное содержание: координация речи с движением, развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление обобщающего понятия «головные уборы», закрепление правильного употребления множественного числа существительных.

Ход игры:

Много головных уборов -

(Дети дотрагиваются рукой до головы)

Свой легко мне не найти,

(Качают головой)

Но так хочется, ребята,

На прогулку мне пойти!

(Маршируют)

Много пилоток, фуражек и кепок,

Много бейсболок, беретов и шляп,

Много панамок, платков м косынок,

(Хлопки в ладоши)

Шапку свою не найти мне никак!

(Разводят руки в стороны, приподнимая плечи)

Игра «Грибной марш»

Программное содержание: координация речи с движением, работа над темпом, ритмом речи и слоговой структурой, автоматизация и дифференциация звуков.

Ход игры:

Под осиной, под осиной

Подосиновики в ряд,

Подосиновики в ряд

В красных шапочках стоят.

(Дети маршируют по кругу, ритмично произнося текст («идут» пальчиками по столу или отстукивают ритм) в темпе, заданном педагогом.)

Под березой, под березой

Подберезовиков строй,

Подберезовиков строй.

Заберем их всех домой.

(Меняют направление движения и маршируют по кругу в противоположном направлении.)

Игра «Домашние птицы»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.

Ход игры:

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря- кря-кря!

(Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

(Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад)

Наши курочки в окно-

Ко-ко-ко! Ко-ко -ко!

(Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок

Раным-рано по утру

Нам поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад)

Игра «Жеребята»

Программное содержание: координация речи с движением, обогащение глагольного словаря, развитие творческого воображения, обучение элементам пантомимы.

Ход игры:

Возле мамы жеребята -

(Дети подбегают к взрослому.)

Шаловливые ребята.

«Иго - го!»- друзей зовут,

(Произносят «иго - го», машут рукой в направлении к себе, «приглашая друзей».)

На лугу траву жуют.

(Наклоняют головы вниз.)

Жеребята вместе скачут.

(Делают поскоки на месте или поскоки с продвижением по кругу, держась за руки.)

Никогда они не плачут,

(Поворачивают головы вправо - влево.)

Волка серого лягают.

(Попеременно двигают правой и левой ногами назад.)

Вместе прыгают, играют.

(Прыгают на двух ногах или прыгают на двух ногах, держась за руки.)

Игра «Замечательный букет»

Программное содержание: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, обогащение словаря существительными и прилагательными, закрепление названий цветов и обобщенного понятия «цветы», развитие интонационной выразительности речи.

Оборудование: маски цветов - красного мака, ромашки, колокольчика, незабудки, василька.

Ход игры:

По тропинке, по дорожке

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

К вам цветы - был путь далек.

(Останавливаются)

Мак, ромашка, колокольчик,

Незабудка, василек.

(В середину круга по очереди выбегают дети в масках с изображением называемого цветка. Остальные дети идут по кругу, взявшись за руки)

Соберем большой букет,

Лучше вас цветочков нет:

(Останавливаются)

Красный, белый и лиловый,

Голубой и синий цвет.

(Дети с изображением цветка названного цвета, стоя в середине круга, по очереди поднимают руки над головой)

Ах, какой букет красивый!

Замечательный букет!

(Остальные дети хлопают в ладоши, ритмично произнося текст. Дети в масках цветов кружатся с поднятыми вверх руками, стоя в середине круга)

Игра « Золотые ворота »

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

(С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков)

В процессе музыкально-игровой деятельности в детском сознании возникают естественные закономерные ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и воспитывают культуру ребёнка. Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности. Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека русских народных игр.

Игра «Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка. (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает –

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Петушиный бой»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Игра «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Квас!

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Игра «Дедушка Мазай»

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.

Вмсто пения может звучать такой диалог:

Здравствуй, дед!

Здравствуйте, дети! Где вы были?

На работе.

Что делали?

После этих слов дети выполняют движения.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Двойные горелки».

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

«Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь», - отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.

«Испорченный телефончик»

(Старое название игры – «Слухи»)

В игре принимают участие 8-10 человек. Дети садятся в ряд или полукругом. Одного выбирают ведущим. Он садится первым и придумывает слова или фразу. Эту фразу ведущий шепчет соседнему игроку на ухо. Тот передает услышанное следующему по порядку и т.д. Передавать фразу надо на ухо так, чтобы другие не слышали. Говорить следует отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший это садится последним в ряду.

Затем ведущий подходит к последнему в ряду играющему и просит произнести то, что ему передали. Почти всегда с первоначальной фразой происходят изменения, потому что игрок не всегда хорошо может расслышать слово и заменить его сходным по звучанию. Чтобы выяснить, кто первым исказил фразу, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от края. Первый исказивший слово пересаживается в конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался в начале ряда. Если фраза или слово воспроизведены без ошибок, ведущим остается прежний игрок.

«Третий – лишний с гребешком»

Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего.

У вторых водящих в руке – ремень или пояс (или жгут, скрученный из шарфа, платка). Второй водящий бежит вокруг играющих, стремясь осалить (стегнуть) ремнем первого водящего прежде чем тот станет впереди чьей-то пары. Если ему это удалось, он подбрасывает ремень вверх, а сам убегает. Осаленный должен теперь догонять и салить. Разрешается только один легкий удар ремнем.

Чтобы игра проходила весело, водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Например, второй водящий на бегу может незаметно передать ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым водящим. Как только он пробегает около держащего ремень игрока, тот торжествующе «стегает» водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Первый же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий становится в оставшуюся неполную пару.

Заканчивается игра по договоренности.

Водящие не должны убегать в сторону от круга или пересекать его, сокращая расстояние. Убегающий может становиться впереди любой стоящей пары.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Почта»

(«Откуда и куда?»)

Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

Начать игру может любой, изобразив звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь!». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» - «Почта». «Откуда и куда?» - «Из Москвы в Париж» (называть надо только те города, которые выбраны игроками). Отвечает тот, кто выбрал Москву, а следующий говорит обязательно тот, чей город – Париж:

А что делают в Москве?

Все ходят, копают картошку, - может ответить «приехавший из Москва».

Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудно выполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т.д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

Мороз, Красный нос, - объявляет один.

Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Золото хороню».

Дети садятся по кругу на пол, скрестив ноги, руки у них находятся за спиной. Одному из играющих кладут в руки предмет, который должен найти выбранный считалкой водящий. При этом участники игры напевают знакомую песню тихо, если водящий удаляется от предмета, и громко, если он к нему приближается. Можно вместо песни использовать приговорку:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Руссу косу плетучи,

Шелком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Вместо приговорки один из играющих может звенеть в колокольчик.

«Чепуха».

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

«Жмурки».

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

Где стоишь?

На мосту.

Что продаёшь?

Квас.

Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Жмурки наоборот».

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Игра «Колечко, колечко»

Выбирают считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г.Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка –

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

«Дятел».

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук:

Тук, тук, тук, тук!

Выбирают дятла, подходят к дереву и поют.

Дятел берёт палку и считая про себя,

Стучит по дереву задуманное количество раз.

Игрок, который правильно назовёт число

Ударов, столько раз бежит вокруг дерева,

И становится новым дятлом.

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

Другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

«Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его

Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

«Сиди, Яша».

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Ядра золочёные.

Чок, чок, пятачок.

Вставай Яша – дурачок!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании

Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в

Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

«Далеко, далеко».

Дети встают друг за другом «паровозиком»,

Кладут руки на плечи впередистоящему.

Далеко, далеко Похлопывают по плечам.

На лугу пасутся Рисуют пальцами «змейку»

Вдоль позвоночника ребёнку,

Стоящему впереди.

Ко…… Качают плечами вперёд-назад.

Козы? Наклоняют голову вперёд.

Нет, не козы! Качают головой вправо-влево.

Далеко, далеко Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся повторяют движения первого куплета.

Ко…..

Кони?

Нет, не кони!

Далеко, далеко опять поворачиваются и повторяют

На лугу пасутся те же движения.

Ко……..

Коровы?

Правильно коровы! Поворачиваются на 90 градусов и качают головой

Руки на поясе.

Пейте, дети молоко, Постепенно медленно приседают.

Будете здоровы! На последний слог быстро встают на ноги и

Поднимают руки вверх.


Русские народные игры

1. Зелёная репка
Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Зелёная репка, держись крепко,
кто оборвётся, тот не вернётся.
Раз, два, три.
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

2. На стульчике
Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:
Сам сижу на стульчике,
сам сижу на крашеном.
Кто меня любит,
тот меня скупит.
Кто меня скупит,
три раз поцелует!
Раз, два, три!
На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

3. Заря-Зареница
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря-Зареница – Красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

4. Дударь
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т.д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»


5. Капустка
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя,
только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется –
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок,
а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

6. Змея
«Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

7. Вариант ЖМУРОК .

Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки"" Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

8. Сковорода

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих сосе-дей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

9. Игра «В круги»

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

10. Игра «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

11. Игра «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

12. Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.