Где хранятся златники и серебряники. Первые русские монеты: Сребреники и златники Владимира Святославовича

Письменные источники не сохранили сведений о нача-ле русской монетной чеканки, но согласно археолого-нумизматическим исследованиям мы знаем два основных административных региона, где чеканились и обращались древнерусские деньги: огромная Киевская Русь и небольшое Тмутараканское княжество, в течение очень короткого периода к ним присоединился и Великий Новгород.

Чеканка монеты с самого начала рассматривалась как акт проявления и демонстрации самостоятельности государства и его правителя. Часто, начало чеканки где-либо рассматривалось как акт неповиновения и претензии на равенство положения вассала своему сюзерену и приводило к войне. Верховная власть могла награждать (как на Востоке, так и на Западе) правителя той или иной территории позволением помещать своё имя или другие персональные атрибуты на выпускаемых там денежных знаках. Помимо этого монеты имели и своего рода пропагандистскую функцию, как самый распространённый в народе правительственный «документ». Они несли имя, титул, почетные прибавления к имени, родовую (династийную) символику, гербы и прочую информацию. Когда в 988 г. киевский князь Владимир IСвятославович (980-1015 гг.) принял в Херсонесе христианство, он стал равен другим христианским государям Европы. Христианство к нам пришло из Восточной Римской империи - Византии. Оттуда же заимствовали и инсигнии, и атрибуты власти и суверенности. Конечно же, одним из последних стала чеканка денежных знаков с изображением правителя, знаков выражающих конфессиональную принадлежности государства и прочей необходимой символики.

Кроме политической подоплёки начало национальной русской чеканки (не подражаний) имеет под собой и экономическую. Кконцу Х в. приток саманидских и других дирхемов сократился, византийских же монет в обращении находилось еще меньше. Обнаружился недостаток денег, которые должны были обращаться на рынках городов и селений. Поэтому начало чеканки собственных монет было призвано пополнить фонд обращаемых на территории государства денег.

Но при отсутствии собственных разработок серебра на Руси выполнить эту задачу было не просто. Сырьем для русской монетной чеканки служил привозной металл, и, прежде всего, сами дирхемы. В серебро добавлялась лигатура из меди и свинца, около 3/4 апробированных сребреников имели пробу ниже 500-й, а в некоторых монетах количество серебра не превышало 10%. Известны и медные монеты, чеканенные по типу сребреников. Скорее всего, на внутреннем рынке древнерусские монеты обращались по принудительному курсу. Сребреники же, уходившие за пределы Руси и встреченные в кладах с восточными и европейскими монетами, имеют высокую пробу. Клады с древнерусскими монетами встречаются не только на обширной территории Древнерусского государства, но и далеко за его пределами — в Скандинавии, Прибалтике, Польше и Германии.

Чеканка первых русских государственных денежных знаков началась в княжение Владимира Святославича (980— 1015), вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Прототипом для них послужили византийские золотые номисмы и серебряные милиарисии. На всех золотых и на одном типе из серебра русских монетах присутствуют изображения Иисуса Христа, а также креста в руках князя. В настоящее время известно более 600 древнерусских сребреников и 11 златников. Названия монет заимствованы исследователями из письменных источников, не соотнесенных по датам с периодом эмиссий древнерусских монет. «златник» - в договоре Руси с Византией в 945 г., а «сребреник» записан в Ипатьевской летописи (начало XV в.). В первом случае употребление термина относится ко времени, когда они еще не чеканились, во втором - к событиям начала XII в., когда эти монеты уже не чеканились.

Златники. Прототипом златникам послужили византийские солиды императоров Василия II и Константина VIII (976—1025). На лицевой стороне изображен сидящий князь в шапке с подвесками, увенчанной крестом. В правой руке князя - крест на длинном древке, над левым плечом — княжеский знак в виде трезубца. Вокруг изображения надпись (читается справа налево) «Владимиръ на столе», заканчивающаяся крестом. На оборотной стороне — погрудное изображение Иисуса Христа. Вокруг надпись «Iсусъ Христосъ». Известен и другой текст надписи: «Владимиръ, а се его злато».

Почти все златники происходят из двух кладов — Пинского 1804 г. и Кинбурнского 1863 г., содержавших также золотые византийские монеты. Высокая проба златников (916˚-958˚) соответствует золоту византийских солидов конца Х— начала XI в. Вес русских монет находился в пределах 4,0—4,4 г, т.е. соответствовал весовой норме византийских солидов. Со временем вес златника стал русской мерой веса — золотником (4,266 г), который точно соответствовал 1/96 более позднего русского фунта.

илюстрация подбирается

Сребреники. Размер сребреников точно соответствовал большинству разновидностей восточных дирхемов. Но, в отличие от последних, сребреники чеканились не на вырезанных кружках, а на заготовках, литых в двусторонних формах. Подавляющее большинство монет содержит в легенде имя князя Владимира 1, меньше — имена Святополка и Ярослава. Техника чеканки монет была весьма низкой.

Несмотря на подражание византийским образцам, ещё имевшим в эту эпоху рельефные изображения на монетах, на Руси возобладало графическое исполнение изображений на штемпелях. Эта художественная манера объясняется не столько неопытностью резчиков, сколько влиянием стиля восточных куфических монет . Следует отметить, что для монет раннего европейского средневековья вообще характерна своеобразная графичность исполнения изображений и надписей. Русские монеты по мастерству резчиков и художественному исполнению ими штемпелей различны: наряду с грубо выполненными рисунками и неграмотными надписями имеются монеты, исполненные в художественной и оригинальной манере.

Сребреники князя Владимира I . Серебряные монеты с именем князя Владимира 1 подразделяются на четыре типа.

Тип I. Оформление его повторяет обе разновидности типа златников. Среди апробированных монет этого типа (примерно третья часть) только несколько экземпляров имеют пробу 875—800 , проба же остальных монет значительно ниже. Монеты типа I, вероятно, чеканились одновременно со златниками. Об этом говорит их однотипность. Знаменитого Киевский клад сребреников 1876 г. состоял исключительно из монет этого типа.

Тип II сребреников князя Владимира I , в дизайне сидящего на престоле князе имеет отличие: вокруг его головы появляется нимб, которого нет на типе I.

Впервые же появляется и изображение престола, как бы иллюстрирующее первую часть надписи, помещенной на этой же стороне: «Владимиръ на столе». На оборотной стороне изображение Иисуса Христа заменяется изображением родового княжеского знака, так называемого трезубца , с легендой: «А се его сребро», которая завершает надпись предыдущей стороны монеты.

Подавляющее большинство монет этого типа столь же низкопробны, как сребреники Типа I.

Монеты Типа III в общем повторяют на обеих сторонах дизайна монет типа П. От последних они отличаются отсутствием нимба вокруг головы князя, тщательной прорисовкой престола (кресло с высокой и широкой спинкой), наклоненного к плечу князя креста (на всех других монетах изображен прямо) и, наконец, полнотой и правильностью написания легенды: «Владимиръ на столе, а се его сребро». Обращает на себя внимание и фигура князя, просто сидящего на престоле, положив руки, держащие крест, на колени, при этом на его плечи накинута мантия, закрепленная на груди крупной фибулой. Такая «бытовая» иконография отличается от парадных, презентативных портретов византийских императоров и является разработкой уже русских художников.

Сребреник князя Владимира I (980-1015 гг.) Тип III .

Тип III . Некоторые монеты этого типа имеют высокую пробу (более 840-й), но при этом сильно обрезаны. Обломки и обрезки восточных монет хорошо известны по многочисленным археологическим находкам. В кладах первой половины XI в. они абсолютно преобладают над целыми экземплярами. Низкопробные обрезанные сребреники нумизматам не известны, поэтому можно предположить, что на Руси хорошо разбирались в качестве обращавшихся монет и функции полноценных денег выполнялись только высокопробными монетами.

Монеты Типа IVв целом повторяют дизайн сребреников типов П и Ш на обеих сторонах, отличаясь от них правильностью рисунка и тщательностью исполнения штемпелей.

Сребреник князя Владимира I(980-1015 гг.). Тип IV

К этому типу относится и уникальный экземпляр с надписью: «Владимире серебро + Съватаго Васила». Христианское крестильное имя Владимира — Василий хорошо известно. По содержанию легенда аналогична форме надписи на монетах Ярослава Владимировича Мудрого, и это проливает свет на их взаимную хронологию.

На монетах этого типа изображены два вида княжеского головного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом на вершине, повторяющая византийскую императорскую стемму на монетах Василия II и Константина, в чем усматривается намек на равенство русского великого князя царям Константинополя.

Монеты князя Святополка . На аверсе помещено изображение князя на престоле, близкое сребреникам IV типа Владимира, и круговая надпись, часто выполненная с ошибками, но читаемая легко: «Святополк на столе».

На реверсе изображение княжеского знака в виде двузубца, левый зубец которого завершается крестом. Вверху между зубцами небольшой знак в виде равноконечного креста с кружками на концах и надпись «А се его серебро».

Сребреник князя Святополка (1015-1018 гг.)


Поскольку Святополк был приемным сыном Владимира, а фактически приходился ему племянником, он, использовал знак, производный от неизвестного пока знака своего отца Ярополка Святославича. Этот последний должен был восходить, как и знак Владимира I, к известному по печати знаку в виде двузубца их отца Святослава Игоревича. Абсолютное большинство монет Святополка также низкопробные.

Монеты с именем «Петрос» . На одной стороне монет помещено изображение сидящей фигуры. Вокруг головы нимб, левой рукой держит длинный крест,; одета фигура в длинный хитон, уложенный складками. По кругу, кириллицей, имя «ПЕТРОС». На другой стороне - двузубец. Среди монет с именем «Петр» (как в форме «Петрос», так и «Петор») нет высокопробных, а большинство из них имеют только следы серебра. Этим, вероятно, объясняется и ограниченный ареал монет Святополка и с именем Петра, находки которых неизвестны за пределами Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств.

Можно предполагать, что монеты с именем «Петр» Святополк чеканил, когда в 1018 г. вторично на короткое время захватил стол в Киеве. Известно, что помощь в этом ему оказывал польский король Болеслав Храбрый, на дочери которого Святополк был женат.



Сребреник князя Святополка (1015-1018 гг.) с именем в крещении «Петрос».

Ярославле серебро» . Совершенно оригинальную группу древнерусских монет составляют сребреники с надписью «Ярославле серебро». Именно такая монета была найдена в конце XVIII в. среди привесок к иконе в Софийском соборе Киева и стала первой русской монетой, известной историкам и собирателям. Этот экземпляр оказался единственным, обнаруженным на территории южных княжеств, все остальные находки тяготеют к северо-западным окраинам древнерусского государства. Эта монета еще первыми исследователями русских древностей сразу же была отнесена к чекану Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.).


Сребреник князя Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

На лицевой стороне имеется погрудное изображение Св. Георгия в фас. На плечах святого накидка, в руках копьё и щит. По сторонам греческая надпись «Святой Георгий». На оборотной стороне изображен княжеский знак в виде трезубца. По окружности надпись: «Ярославле серебро».

изображение подбирается.

География находок «Ярославля серебра» и отсутствие в надписи обычной формулы «на столе» позволяют предположить, что Ярослав Мудрый чеканил эти монеты в Новгороде, до занятия великокняжеского киевского престола в 1019 г. Наиболее вероятной представляется датировка этих монет 1014—1015 гг. Все сребреники Ярослава имеют высокую пробу (960). Другую оригинальную группу монет представляют так называемые скандинавские подражания «Ярославлю серебру», или «Ярославле серебро» малого веса. Все доступные сейчас экземпляры монет этой группы найдены в кладах XI в. на территории Скандинавии и Прибалтики. На лицевой стороне этих монет помещено погрудное изображение св. Георгия с пояснительной надписью. На оборотной стороне — княжеский знак в виде трезубца и по окружности надпись «Ярославле серебро». Их отличие от описанных выше «обычных» монет Ярослава Владимировича заключается в небрежности и определенной грубости изображения, меньших размерах и вдвое меньшем весе. Мнения исследователей о месте и времени чеканки монет этой группы разделились. Одни отстаивают их скандинавское происхождение и считают более ранними по времени чеканки, другие полагают, что они отчеканены в Новгороде позже чеканки монет большого веса, может быть в 1018 г., когда, по сообщению летописи, новгородцы «начаша скот собирати» для найма варяжской дружины в Ярославу в борьбе за великокняжеский стол. Латинская «р» в слове «Ярослав» (“ЯRОСЛАВ”), определенное сходство этих монет со скандинавскими позволяет предположить, что штемпели резал мастер-иностранец.

Метрологическое изучение древнерусских монет устанавливает их весовую норму в пределах 2,9—3,3 г, что точно соответствует норме древнерусской куны в южнорусской денежно-весовой системе. Что касается «Ярославля серебра», то вес четырех хорошо сохранившихся экземпляров превышает норму ногаты—3,41 г, при очень высокой пробе (960°) апробированных монет. Вес малых монет Ярослава заключен в пределах 1,18—1,57 г, что свидетельствует о другой денежно-весовой системе и может служить дополнительным аргументом в пользу их скандинавского происхождения. Отмечается их сходство в весе с монетами англо-саксонского чекана.

Монетное дело этого юго-восточного княжества на берегах Черного и Азовского морей изучено ещё слабо. Известно оттуда пять-шесть монетных типов. Все они в большей или меньшей степени подражают византийским денежным знакам, т.к. близость к той империи и большой процент греческого населения в княжестве оказывали влияние на все области его жизни и культуры. На данный момент классификация типов выглядит следующим образом .

Самые ранние монеты, рубежа X-XI вв. имеют погрудный портрет на одной стороне и нечитаемую греческую надпись на оборотной. Возможно, что выпущены они в годы правления первого тмутараканского князя Мстислава Владимировича (988-1036).


Названы так по арабскому стилю письма, разработанного в VIIIв. в городах Куфе и Басре. Легенды на дирхемах первых веков чеканки были написаны именно этим видом почерка.

“Откуда, есть, пошло” денежное обращение на Руси? Каковы его истоки? Что собой представляли первые русские монеты? Долгое время, до конца XVIII века, эти вопросы не имели ответа. Первая монета Древней Руси была найдена в Киеве в 1796 году. В следующем году там же нашли еще одну. И хотя было установлено, что обе монеты как будто относятся к правлению князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого, многие ученые конца XVIII - начала XIX века отнеслись к этому факту скептически. Утверждалось, что это не монеты, а какие-то медали или же, что они принадлежат более позднему периоду - времени правления Владимира Мономаха (ум. в 1125), а в X веке никакой чеканки монет быть не могло.

В 1852 году в Нежине на пахоте нашли клад с двумястами сребрениками Владимира, а через несколько лет в Киеве отыскали еще более сотни ранних монет. Затем последовали и другие находки. Таким образом, факт существования древнерусских монет X-XI веков стал непреложным. В настоящее время известно около 340 серебряных монет, названных условно сребрениками, и 11 золотых, или златников. Термины «сребреник» и «златник» - чисто академические. Как именовали их современники, неизвестно. Название золотых монет заимствовано из договора Руси с Византией 945 года, а серебряных - из Ипатьевской летописи начала XV века. В первом случае употребление термина относится ко времени, когда монеты еще не чеканились, а во втором, когда они уже не чеканились - Ипатьевская летопись упоминает сребреники, повествуя о событиях начала XII века.

Эмиссия была начата в Киеве Владимиром Святославовичем (952-1015) вскоре после принятия им христианства в 988 году. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на всех типах серебряных и золотых монет, а также повсеместное изображение в руках князя креста как символа христианства. До этого на Руси имела хождение различная иноземная монета.

Златник Владимира Святославовича. Нач. XI в.

Возникновение самостоятельного чекана монеты стало следствием оживленных сношений с Византией, которые привели к усвоению положений римско-византийского права, видевшего главное выражение самодержавной власти правителя в выпуске монеты его имени.

Златники чеканились немногим более десяти лет - до конца X века, сребреники и в XI веке, как Владимиром, так и его кратковременным (по 1019) преемником на великокняжеском престоле Святополком. Отдельный вид представляют еще две группы древнерусских монет. Это, во-первых, “Ярославле серебро” - сребреники Ярослава Владимировича Мудрого, выпущенные им в Новгороде, который он держал до овладения киевским престолом. Во-вторых, это серебряные монеты, чеканенные около 1078 года в Тьмутараканском княжестве на Тамани, правившим там Олегом-Михаилом.

Клады и отдельные находки древнерусских монет встречаются не только на огромной территории Киевской Руси, но и далеко за ее пределами - в Скандинавии, Прибалтике, Польше и Германии. Однако этот факт еще не дает права приписать сребреникам значительную роль в русском денежном обращении. Они не могли обеспечить потребности экономики и денежного обращения в монете в силу кратковременности чеканки и незначительности эмиссий, а также их низкопробности. Около трех четвертей из числа всех апробированных сребреников имеют пробу ниже 500, то есть фактически не являются серебряными монетами. Значительная часть монет чеканена из сплава с ничтожным количеством серебра. Примечательно, что в кладах восточных и западноевропейских монет обнаружены только высокопробные сребреники

Сребреник Владимира Святославовича. Нач. XI в.

Размер сребреников такой же как и большинства дирхемов (арабская монета, обращавшаяся на Руси в VII-X вв.), но в отличии от последних они отчеканены не на специально вырезанных кружках, а на заготовках, сделанных в двусторонних литейных формах. Техника чеканки была весьма низкой. Нестойкость монетных штемпелей приводила к их быстрой смене, а частое и не всегда умелое копирование штемпелей искажало надписи до неузнаваемости. Штемпели вероятно были бронзовыми и имели вид щипцов. Такие штемпели были известны на Руси и до начала чеканки монет - они применялись для оттиска вислых свинцовых печатей. В более позднее время они назывались “клещи”. Небольшое количество монет, отчеканенных одной парой штемпелей, свидетельствует о том, что штемпеля быстро разрушались.

В сравнении с европейскими монетами того времени русские сребреники и златники не выглядят варварскими. Первые русские монеты по мастерству резчиков и художественному оформлению ими штемпелей очень различны - наряду с грубо выполненными рисунками и неграмотными надписями имеются монеты тонкой изящной работы, как, например, “Ярославле серебро”.

Серебряные монеты с именем Владимира (более 250 экземпляров) подразделяют на четыре типа. Для монет первого типа на лицевой стороне характерно изображение сидящиего на троне князя в шапке, украшенной подвесками и увенчанной крестом; в правой руке князя - крест на длинном древке, над левым плечом княжий знак в виде трезубца. Вокруг изображения имеется круговая надпись, читаемая с права налево: ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ. Вершины букв обращены к центру монеты. По краю - бусинный ободок.

Другой вариант этого типа монеты имеет на лицевой стороне легенду: ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО СРЕБРО. Среди апробированных монет этого типа (примерно третья часть) только четыре экземпляра имеют пробу 875-800, остальные фактически являются серебряными монетами с незначительной примесью меди. Монеты первого типа по-видимому выпускались одновременно со златниками. Об этом говорит их однотипность. Штемпели резали не менее пяти мастеров-резчиков. По особенностям легенды и изображений они составляют четыре подгруппы, которые чеканились если не одновременно, то в очень небольшом хронологическом диапазоне. Из монет этого типа состоял знаменитый Киевский клад сребреников 1876 года.

На лицевой стороне монет второго типа также помещено изображение сидящего на престоле князя. Вокруг его головы появляется нимб, прежде не известный. Появляется и изображение престола, как бы иллюстрирующее первую часть надписи на этой же стороне: ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ. На обратной стороне изображение Иисуса Христа заменяется изображением княжеского знака, так называемого трезубца (название предложил Н. М. Карамзин в своей “Истории государства Российского”). Легенда на обратной стороне: А СЕ ЕГО СРЕБРО завершает надпись лицевой стороны. Вокруг изображения бусинный ободок (иногда двойной) Одежда князя украшена бусинками и напоминает кольчугу. Чтение надписей на монетах этого типа чрезвычайно затруднительно, так как в большинстве случаев они представляют собой бессмысленный набор буквообразных знаков. Это обстоятельство даже породило гипотезы о том, что надписи на монетах выполнены неким неизвестным, дохристианским, докириллическим алфавитом.

Большая часть таких монет низкопробна, как и сребреники первого типа. Хронологически этот тип сменяет первый, что следует из факта перечеканки сребреников первого типа штемпелями второго, а также из наблюдений над составом кладов. Вероятное время выпуска - первые пятнадцать лет XI века. Большинство монет второго типа происходит из уже упоминавшегося Нежинского клада (недалеко от Киева) 1852 года.

Известны 57 экземпляров монет третьего типа, которые выделяют по следующим признакам: в общем повторяя на обеих сторонах изображения второго типа они отличаются отсутствием нимба вокруг головы князя, тщательным изображением престола (кресло с высокой и широкой спинкой), наклоном креста (на всех других монетах он изображен прямо) и, наконец, почти абсолютной правильностью и полнотой написания легенды: ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ А СЕ ЕГО СРЕБРО. Некоторые элементы рисунка восходят к монетам первого типа. Встречены экземпляры, происходящие от разных штемпелей одной из сторон. Монеты этого также низкопробны. Случаи перечеканки монет второго типа штемпелями третьего типа дают возможность установить их относительную хронологию.

Монет четвертого типа известно 25 экземпляров. В целом они повторяют на обеих сторонах композиции сребреников второго и третьего типов, отличаясь от них правильностью рисунка и тщательностью исполнения штемпелей. Видимо, все штемпели для монет этого типа изготовлены одним мастером, за единственным исключением экземпляра, выполненного небрежно и неумело.

Среди монет этого типа встречен экземпляр с уникальной надписью: ВЛАДИМЕРЕ СРЕБРО - СЪВАТАГО ВАСИЛА. Христианское, крестильное имя Владимира Василий хорошо известно. По содержанию легенда аналогична форме надписи на монетах Ярослава Владимировича, и это проливает свет на их общую хронологию. Смешение композиций изображений и легенд, как правило, происходит только при смешении монетных типов. На монетах этого типа изображены два вида княжьего головного убора: высокая русская шапка и низкая шапочка с крестом на вершине, повторяющая стемму императоров с византийских монет Василия II и Константина VIII. В этом усматривают символический намек на равенство русского великого князя византийским императорам.

(с) Журнал Антик.инфо

У не умеющего руки не болят (с) Чистильщик Монет. Когда у вас выскочит монета с ценой в $5661, будете чистит сами, или отдадите в профессиональные чужие руки? Как вы относитесь к советам по восстановлению монет, дождевой водой и палочками из кости моржа?

Сребреник Владимира тип I подтип IV – $5661

Находка монета Сребреник Владимира. Формально, материал серебро. Но в те времена драгоценные металлы были действительно драгоценны, и его не хватало. Для чеканки этих монет использовались арабские серебряные монеты. В попытках сделать побольше монет, серебро оказывалось с заметным количеством примесей - висмута, свинца, цинка, и даже золота. Содержание серебра колебалось, от 35% до 95%.

Первые сребреники появились в конце X века. С тех пор прошло больше 1000 лет. При малом содержании серебра, шансов сохранится у монеты немного. Известны случаи, когда монеты рассыпалась уже через несколько часов после поднятия. А ломанные (крошащееся) края, без этих дефектов у экспертов возникнут вопросы о подлинности, смиритесь и продавайте как есть.

Изготавливались сребреники необычным способом. Сначала отливались кружки, а уже после на кружках чеканился штемпель. Монеты были настолько тонкие, что встречаются необычные дефекты. Например, можно встретить отпечаток на сребренике другой монеты. И это не перечекан, просто монеты были вместе и прижались. Или известны случаи, когда на сребреники обнаруживались отпечатки ткани, полотняного мешочка, в котором хранились монеты.

Редкость монеты обусловлена не только возрастом 1000 лет. Существуют динарии, возраст которых гораздо старше, но стоят они заметно меньше. Дело в том, что сребреников было отчеканено мало. На всех копателей не хватит.

В переводном Евангелии есть сюжет, где Иуда предал Христа за 30 сребреников. Почему именно сребреники? Ведь это должны быть тетрадрахмы или шекели.

А в 2006 году в Черниговской области откопали клад сребреников. Сначала была обнаружена единичная монета, прямо на поверхности. На глубине 20 см, ещё 4 штуки… Максимальная глубина других монет составляла 60-70 см. Большинство монет на первый взгляд пребывали в удручающем состоянии. 2 монеты рассыпались. 15 монет в одной сплошной залипухе (коме).

Интересно было то, что монеты ближе к поверхности сохранились лучше нижних. Отмылись и восстановились все, кроме одной. В кладе присутствовал редкий сребреник, владельцу которого (уже новому, покупателю) настойчиво посоветовали не проводить очистку. На то время, монета являлась единственным доказательством существования данного типа.

По итогу, клад составил 31 монету. Почти по Евангелию. Судьба монет такая же, как и по писанию – все найденные монеты разошлись по частным коллекциям, и каждая стоила дорого.

В процессе копа клада сребреников, обнаружилось отверстие набитое золой. Нормальная версия, очаг тех времен. Необычная версия, это была лисья нора и охотники выкуривали зверя. А перед этим, когда лисица рыла нору – лапой одну монету и выкинула на поверхность. Вам какая версия кажется правдивой?

Монета относится к типу I, и подтипу IV. Находка продана 14.05.2017 на аукционе Виолити. Стартовая цена $2038. 61 ставка, и окончательная цена $5661.

P.S. Обратите внимание ➨ ➨ ➨ Тема бомба - . Посмотрите, не пожалеете.

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓


1000-летие древнерусского монетной чеканки (Сребреник Владимира), СССР
Номинал 3 рублей
Масса 31.1 г
Диаметр 39 мм мм
Толщина 3,3 мм
Гурт рубчатый
Металл серебро
Годы чеканки 1988
Аверс

Описание герб СССР
Реверс

Описание изображения двух монет-серебряников
Гравер А. В. Бакланов

1000-летие древнерусского монетной чеканки (Сребреник Владимира) - серебряная юбилейная монета СССР стоимостью 3 рубля, выпущенная 13 сентября 1988.

Тематика

Серебряник - первая серебряная монета, которую чеканили на Руси в конце X века, затем - в начале XI века. Для чеканки использовалось серебро арабских монет. Сребреники чеканились Владимиром Святославичем (978-1015), Святополком (ок. 1015) и Ярославом Мудрым в Новгороде (до 1015). Отдельную группу образуют монеты тмутараканского князя Олега-Михаила, которые чеканились ок. 1070 года. По композиции сребреники делятся на несколько типов. Сребреники первых выпусков в основном повторяли тип византийских монет (лицевая сторона - изображение князя, оборотная сторона - изображение Христа). В XI веке изображение Христа было заменено большим родовым знаком Рюриковичей (заменял герб государства). Вокруг портрета князя находилась легенда: «Владимир (или Святополк) на столе (престоле) - а это его сребро» (деньги). Серебряник Ярослава Мудрого отличался от описанных внешним видом. На одной стороне вместо Христа было изображение св. Георгия (христианского покровителя Ярослава), на другой - родовой знак Рюриковичей и надпись: «Ярославле серебро» без слов «на столе», что дает основание отнести их выпуск к периоду княжения Ярослава в Новгороде еще при жизни Владимира Святославовича. Серебряник Ярослава представляет собой в монетном производстве Европы XI века уникальное явление в отношении мастерского исполнения штемпеля монеты, иногда вызывает даже подозрения в том, что это более поздние подделки.

13 сентября 1988 в обращение была выпущена серия из 6 монет, которая посвящена сюжетам, связанным с Древнерусским государством и 1000-летием введения христианства на Руси («1000-летие древнерусского монетной чеканки, литературы, зодчества, крещения Руси»). Тиражи монет этой серии составили от 7 до 40 000 штук. В эту серию вошли серебряные монеты номиналом в 3 рубля «Софийский собор», серебряная монета в 3 рубля «Серебреник Владимира», золотая монета в 50 рублей «Софийский собор в Новгороде», золотая монета в 100 рублей «Златник Владимира», платиновая монета в 150 рублей «Слово о полку Игореве», палладиевая монета в 25 рублей «Памятник князю Владимиру Святославичу». Особенностью этой серии монет стал металл - палладий 999 пробы, который был впервые использован для чеканки монет. Интерес к палладию объясняется его принадлежностью к платиновой группе, относительной стабильностью цен на международном рынке и проявлением внимания к нему со стороны нумизматов и инвесторов. Практика использования палладия для чеканки монет получила распространение в мире лишь в конце 80-х годов. Указанная серия монет произвела настоящий фурор на международном нумизматическом рынке. В 1988 году в Базеле на Международной нумизматической выставке серия монет из драгоценных металлов, посвященная 1000-летию древнерусского чеканки, литературы, архитектуры и крещение Руси, была признана лучшей монетной программой года и получила первый приз за качество изготовления.

Монеты чеканились на Ленинградском монетном дворе (ЛМД).

Описание и характеристики монеты

Аверс

Сверху герб СССР с 15 витками ленты, под ним буквы «СССР», ниже слева и справа черта, под чертой слева химическое обозначение «Ag» и проба «900» металла из которого сделана монета, под ними чистый вес драгоценного металла «31,1», под чертой справа монограмма монетного двора «ЛМД», ниже обозначение номинала монеты цифра «3» и ниже слово «РУБЛЕЙ», внизу над кантом год выпуска монеты «1988».

Реверс

Слева, сверху и справа вдоль канта монеты слова «1000-ЛЕТИЕ древнерусского МОНЕТНОГО выпуска», в середине изображения аверса и реверса сребреника Владимира Святославовича, под ним год крещения Руси князем Владимиром Святославичем «988 г.», ниже друг под другом слова «СРЕБРЕННИК» и «ВЛАДИМИРА».

Гурт

Рубчатый (300 рифлений).

Авторы

  • Художник А. В. Бакланов
  • Скульптор: А.В. Бакланов

Это были первые монеты, чеканившиеся в Киевской Руси в конце X века, затем - в начале XI века, они выпускались в небольшом количестве и недолго, потому не имели большого влияния на денежное обращение но представляют собой своеобразную группу памятников культуры Древней Руси.

При князе Владимире Святославовиче в 988 г. официальной религией на Руси становится христианство. В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Муром, активно развивались ремесла, а также торговля - с южными и западными славянами, народами других стран. Это привело к началу изготовления первых собственных монет из золота и серебра.

Первые русские золотые и серебряные монеты назывались соответственно златниками и сребрениками. В диаметре златники достигали 24 мм, а по весу были приравнены к византийскому солиду - примерно 4,2 г. Впоследствии златник стал русской единицей веса под названием золотник (4,266 г). Монетные кружки для чеканки отливались в складных формах, что объясняет наличие на златниках заметных дефектов литья и значительное расхождение в весе. Для изготовления сребреников использовалось серебро арабских монет.

Златники и сребреники чеканились общими штемпелями. Лицевая сторона: Поясное изображение князя впрямь, вероятно, сидящего (судя по согнутым маленьким ногам под фигурой); в плаще, скрепленном на груди, в шапке с подвесками и крестом; в правой руке крест на длинном древке, левая – прижата к груди. У левого плеча княжеский знак – трезубец. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛЕ (или ВЛАДИМИРЪ А СЕ ЕГО СРЕБРО). Вокруг линейный и точечный ободки.

Оборотная сторона: Погрудное изображение Иисуса Христа впрямь, с крещатым нимбом; правая рука в благословляющем жесте, в левой – Евангелие. Вокруг круговая надпись слева направо (изредка справа налево): IСУСЪ ХРИСТОСЪ (или IС ХС под титлами). Вокруг линейный и точечный ободки.

Как считают специалисты, выпуск собственной монеты в Киевской Руси был вызван, с одной стороны, тем, что в экономике древнерусского государства второй половины X в. стал ощутим недостаток серебряных монет из-за сокращения поступления арабских дирхемов, с другой - политическими мотивами, так как наличие собственной монеты служило задаче прославления Киевского государства и утверждения его суверенности, о чем говорит и внешний вид этих монет. Несмотря на то, что они имели значительные различия (насчитывается около 11 вариантов оформления), обязательными атрибутами являлись изображение на лицевой стороне сидящего Великого князя Киевского с нимбом над головой, длинным крестом в правой руке и прижатой к груди левой, а на оборотной - изображение Иисуса Христа, которое в XI в. было заменено своеобразным государственным гербом в форме трезубца (так называемый родовой знак Рюриковичей).

На лицевой стороне наиболее распространенных монет того времени есть надпись старославянскими буквами «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ», т. е. занимающий престол, правящий, а на оборотной - «А СЕ ЕГО СРЕБРО», что означало: «А это его деньги». Долгое время на Руси слово «сребро» («серебро») было синонимом слова «деньги». Встречаются также монеты с надписью на лицевой стороне «ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО СРЕБРО (или ЗЛАТО)», а на оборотной - «ИСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Златники князя Владимира выпускались немногим более десяти лет - до конца X в. (известно 11 экз.), а сребреники - и в XI в., как Владимиром, так и его кратковременным (с 1015 по 1019 г.) преемником на великокняжеском престоле старшим сыном Святополком Окаянным (известно 78 экз.). Прекращение регулярного притока восточного серебра и отсутствие собственной сырьевой базы обрекло это экономическое начинание на быстрое завершение. Всего до нашего времени сохранилось не более 350 златников и серебреников древней Руси. В том числе около десяти серебреников Ярослава Мудрого, которые чеканились в Новгороде, где он правил до овладения киевским престолом в 1019 г. На лицевой стороне новгородских сребреников находилось погрудное изображение св. Георгия. На оборотной стороне надпись «Ярославле сребро» вокруг изображения княжеского знака в виде трезубца с кружком на среднем зубце.


Киевская гривна


Новгородская гривна

2. Гривна, рубль, полтина

Гривна, в без монетный период с 11 по 15 век, соответствовала определенному количеству (весу) драгоценного металла и являлась денежно-весовой единицей - «гривна серебра». Она же могла быть равной некоторому числу одинаковых монет и в таком случае называлась - «гривна кун». Кунами называли серебряные монеты, ходившие на Руси арабские дирхемы, а позднее и европейские денарии. В XI веке гривна кун состояла из 25 дирхемам, по стоимости приравнивалась к четверти гривны серебра. Обе гривны стали в Древней Руси платёжно-денежными понятиями. Гривна серебра применялась для крупных расчетов, иностранные дирхемы и денарии (куны) для более мелких.

В Киевской Руси с XI в. использовались киевские гривны - пластины серебра шестиугольной формы, размером примерно 70-80 мм на 30-40 мм, весом около 140-160 г, служившие единицей платежа и средством накопления. Однако наибольшее значение в денежном обращении имели новгородские гривны, известные сперва в северо-западных русских землях, а с середины XIII в. - на всей территории древнерусского государства. Это были серебряные палочки длиной около 150 мм и весом около 200-210 г. Переходной от киевской к новгородской была черниговская гривна, по форме близкая к киевской, а по весу - к новгородской.


Рубль впервые упоминается в новгородских грамотах XIII века и, являясь эквивалентом целой гривны или её половины. К XV веку рубль становился счётной денежной единицей, 200 монет «чешуек» составляли 1 рубль. При разрубании новгородский гривны пополам получался платежный слиток – полтина, который весил около100 г. и имел размеры примерно 70x15x15 мм. Такие слитки ходили на протяжении всего «без монетного периода» с конца XI в. до середины XV в. в Русских княжествах и ближайших землях.

3. Московское княжество

Вначале XIV в. началось укрепления Московского княжества, как следствие возникала необходимость в собственных деньгах как для княжеской казны (выплаты дани татарам, жалования ратным людям и т. п.), так и для торгового оборота вследствие оживления внутренних и внешних экономических отношений. Поэтому очередной московский князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить свою монету.

Название русских монет «деньга» было взято от монгольской монеты «денга». Известно, что из весовой гривны серебра (около 200 г) чеканилось 200 монет, которые составляли московский счетный рубль (в те времена рубль как реальная монета не существовал). Для изготовления деньги гривну вытягивали в проволоку, рубили на мелкие куски, каждый из них расплющивали и чеканили серебряную монету весом примерно в 1 грамм.

При Дмитрии Донском деньга стала основной денежной единицей Руси, позднее при некоторых правителях выпускалась также ее половинная часть - полуденьга (полушка).

На лицевой стороне монет, в середине внутреннего кольца, могло располагаться изображение воина в профиль, развернутого вправо или влево, вооруженного мечом и секирой, а также человека без вооружения, или петуха. Между внутренним и внешним кольцами находился текст: «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО» или «ПЕЧАТЬ КНЯЗЯ ВЕЛИКОГО ДМИТРИЯ» старорусскими буквами. На оборотной стороне вначале помещалась арабская вязь. То обстоятельство, что Русь в этот период все еще находилась под властью татар, вынудило князя Дмитрия чеканить рядом со своим именем также имя хана Токтамыша (Тохтамыша): «СУЛТАН ТОКТАМЫШ ХАН. ДА ПРОДЛИТСЯ». В дальнейшем вязь сохранилась, но уже стала нечитаемой, и в конце концов ее заменили русским текстом.

По наиболее распространенному мнению, термин «рубль» происходит от глагола «рубить»: гривны серебра разрубались на две части - рубли, которые в свою очередь рубились еще на две части - полтины. Существует также мнение, что рубль, возможно, обязан своим названием древней технологии, по которой серебро заливалось в форму в два приема, и при этом появлялся шов на ребре. Корень «руб», по мнению специалистов, означает «край», «кайма». Таким образом, «рубль» можно понимать и как «слиток со швом».

Весовая норма первых монет Дмитрия Донского колебалась в пределах 0,98-1,03 г. Однако уже в середине 80-х гг. XIV в. деньга «полегчала» до 0,91 -0,95 г, а к концу его княжения вес московских серебряных монет уменьшился до 0,87-0,92 г.

Чеканку подобных монет продолжили другие Великие князья, потомки Дмитрия Донского. Монеты выпускались уже во много больших количествах. На их лицевой стороне, находились различные сюжетные изображения: всадник с соколом на руке («сокольник»); всадник в развевающемся плаще; всадник с копьем, поражающий дракона; всадник с мечом; человек с саблями в обеих руках; воин, вооруженный мечом и секирой; четвероногое животное с загнутым вверх хвостом и даже Самсон разрывающий пасть льва.

Кроме серебряных, на Руси в этот период чеканились также мелкие медные монеты, носившие название «пуло». Изготавливали их в княжеских городах - Москве, Новгороде, Пскове, Твери, и поэтому монеты носили собственные названия - пуло московское, пуло тверское. Номинал этой монеты был столь незначителен, что за одну серебряную деньгу давали от 60 до 70 медных пуло. Вес их, в зависимости от места и даты изготовления, мог быть от 0,7 до 2,5 г.

Первые деньги Ивана III чеканились весом уже всего 0,37-0,40 г и так же, как монеты предыдущих правителей могли самые разные изображения. В дальнейшем вес монет был поднят до 0,75 г, а с их поверхности исчезли изображения животных и птиц. Кроме того, в годы правления Ивана III Васильевича в обращении все еще находились монеты различных княжеств, различающиеся между собой как по весу, так и по оформлению. Но становление Московского государства требовало введения единого денежного стандарта, и отныне подавляющее большинство московских денег имели на лицевой стороне изображение князя в большой шапке (или короне), сидящего на коне, или всадника с мечом в руке, также символизирующего Великого князя Московского. На оборотной стороне чаще всего находилась надпись старорусскими буквами: «ОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ».

4. Старинные общегосударственные монеты Русского царства

Денежная реформа, проведенная во время правления Ивана Грозного, была построена на основе слияния двух наиболее мощных монетных систем конца периода феодальной раздробленности - московской и новгородской, При проведении реформы были унифицированы вес монеты и изображения на ней.

Из гривны серебра теперь чеканилось 300 новгородок (их средний вес стал составлять 0,68 г серебра), которые были приравнены к деньге, или 600 московок (средний вес 0,34 г серебра). Это фактически была полуденьга, хотя также считалась деньгой. 100 новгородок или 200 московок составляли московский счетный рубль. Кроме него счетными денежными единицами были полтина, гривна и алтын. В полтине насчитывалось 50 новгородок или 100 московок, в гривне - 10 новгородок или 20 московок, а в алтыне - 3 новгородки или 6 московок. Самой мелкой денежной единицей стала полушка (1/4 деньги) весом 0,17 г серебра.



На деньгах крупного веса новгородках - изображался всадник с копьем, а на более легких московках - тоже всадник, но только с саблей. Из-за этого уже в ходе самой реформы новгородка получила название «копейной деньги», или «копейки». Последнее название, сперва малоупотребимое, оказалось, в конце концов, более живучим, чем новгородка, и дошло до наших дней. Смена названия позволила более логично выстроить линейку номиналов: копейка (новгородка) равнялась двум деньгам (московкам) или четырем полушкам.

На лицевой стороне полушек находилось изображение птицы, а на оборотной - текст «ГОСУДАРЬ». На оборотной стороне остальных монет вначале чеканили надпись старорусскими буквами «ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН ВСЕЯ РУСИ», а после 1547 г., когда Иван IV Васильевич венчался на царство, «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ». Естественно, такая надпись не могла полностью поместиться на поверхности монеты, размер которой был с арбузное семечко, и поэтому многие слова в ней сокращали до одной буквы или, по правилам старинного правописания, в словах, ясных для понимания, гласные буквы опускались. В результате надпись на монетах выглядела как «ЦРЬ И В К IВАНЪ В Р» (для полушки - «ГДАРЬ»).

Тогда же отказались от выпуска медных пуло - новая денежная система была основана только на серебре. Заготовками для денег служили кусочки серебряной проволоки, поэтому вид готовой продукции денежных дворов не имел правильной формы и чем-то напоминал рыбью чешую. На таких «чешуйках» крайне редко оставался целый оттиск круглых штемпелей. Впрочем, к этому и не стремились. Главным требованием к новым монетам было соответствие веса. При этом западное серебро - основной материал для чеканки монет - проходило на Руси дополнительную очистку. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную «угольную» или «костяную» плавь, и только после этого чеканил деньги. В результате, как отмечают специалисты, московское государство вплоть до середины XVII в. имело самые высокопробные серебряные монеты в Европе.

В период правления второго сына Ивана IV, царя Федора Ивановича (1557-1598), монеты Московского государства полностью сохранили свой вес и оформление за одним лишь исключением - надпись на их оборотной стороне (без сокращений) выглядела следующим образом: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ВСЕЯ РУСИ» или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

Следует добавить, что после правления Федора Ивановича менее выгодная по затратам труда чеканка монет меньших достоинств (деньга и полушка) часто прекращалась на долгие годы, тогда как выпуск копеек не останавливался ни при одном правителе.

Особое место среди монет, выпущенных в начале XVII века, в период правления Василия Шуйского, занимают копейка и деньга, изготовленные из золота. Их появление связывают с тем фактом, что к 1610 г. царь Василий Шуйский исчерпал все запасы серебра в казне на оплату шведских наемных войск. В этих условиях Денежный приказ нашел весьма своеобразный выход из положения. Золотую копейку чеканили теми же штемпелями, что и серебряную, а для изготовления золотой деньги использовали штемпеля, сохранившиеся еще со времен правления царя Федора Ивановича и несущие его имя. Курс золота по отношению к серебру был установлен в соответствии с нормами Торговой книги - 1:10, что почти соответствовало общеевропейскому уровню. Так появились новые русские монеты достоинством в 5 и 10 копеек (10 и 20 денег), по оформлению и весу полностью соответствующие серебряным копейки и деньге.

5. Русские деньги эпохи первых Романовых. 1613 – 1700 гг.

В годы правления нового царя все монетное дело постепенно сконцентрировалось в Московском Кремле. В 1613 г. прекратили работу Ярославский и Временный московский монетные дворы, а Новгородский и Псковский были закрыты в 20-х гг. XVII в. Новая московская власть впервые со времен Бориса Годунова возродила традицию чеканить весь диапазон номиналов денег (копейка, деньга, полушка).

На лицевой стороне копейки и деньги традиционно находились изображения всадника с копьем или саблей (мечом). На оборотной стороне монет был расположен текст старорусскими буквами с именем и титулом правящей особы: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ» (имя нового царя могло также писаться как «Михаило» или «Михаилъ») или «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ ВСЕЯ РУСИ».

При следующем царе Алексее Михайловиче первоначально сменилась только надпись на оборотных сторонах монет «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ» старорусскими буквами. Более существенно изменился внешний вид полушки. На ее лицевой стороне появилось изображение двуглавого орла, увенчанного тремя коронами, а на обороте поместили надпись «ЦРЬ». Весовая норма монет сохранилась прежней: копейка - 0,48 г, деньга - 0,24 г и полушка-0,12 г.

В 1654 г. правительством Алексея Михайловича было принято решение, оставив в обращении старые серебряные копейки, в дополнение к ним выпустить монету рубль, т. е. номинал, который ранее являлся лишь счетной единицей. Так началась широкомасштабная, но очень неудачная и тяжелая по своим последствиям попытка провести очередную денежную реформу.

Для изготовления новой монеты планировалось использовать закупаемые у иностранных купцов талеры, а затем просто перечеканивать находящиеся на их поверхностях изображения и надписи. При этом монета сохраняла вес и размеры оригинала, что привело к тому, что вводимый в обращение серебряный рубль равнялся 64 серебряным копейкам.

На лицевой стороне рубля, в середине внутреннего кольца, находилось изображение всадника в царской шапке и со скипетром в правой руке и с прижатой к груди левой. Между внутренним и внешним кольцом проходила надпись старорусскими буквами: «БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ, ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ И МАЛЫЯ РОССИИ». На оборотной стороне, на фоне узорчатой рамки, был изображен двуглавый орел, увенчанный короной. Над ним старославянскими буквами указывалась дата чеканки монеты «ЛЕТА 7162» (т. е. дата указывалась «от сотворения мира»), а под ним ее номинал - «РУБЛЬ». Медная полтина имела похожее оформление, но, естественно, на оборотной стороне находилось указание - «ПОЛТИННИК». Серебряные полуполтинники на лицевой стороне также имели изображение всадника в царской шапке и со скипетром в руке, только окружен он был орнаментом в виде крупных бусин. Здесь же находилось текстовое указание номинала монеты, разбитое на три части «ПОЛ-ПОЛ-ТИН». На оборотной стороне был указан несколько сокращенный царственный титул: «ЦАРЬ И ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ РУСИ». Среди орнамента, окружающего надпись, старорусскими буквами указывалась дата чеканки монеты - «7162».

Вскоре оказалось, что Московский монетный двор с его отсталой ручной технологией не в состоянии справиться с поставленной перед ним задачей. Поэтому выпуск круглых монет (и серебряных, и медных), имеющих большое достоинство, был прекращен, а мелкие медные начали чеканить по старому способу - на расплющенной проволоке. В начале 1655 г. правительство Алексея Михайловича вовсе отказалось от использования неполноценного серебряного рубля и полуполтины, и русская денежная система практически полностью вернулась к старому набору номиналов серебряных монет - копейка, деньга, полушка. Для заграничных платежей вместо рублей российской чеканки стали использовать западно-европейские талеры с надчеканками лицевой стороны от копейки и датой 1955 - такие монеты в народе прозвали "ефимки".

Следующим шагом в том же 1655 г. стало изготовление из меди копейки и деньги, имеющих вес серебряных денег и приравненных к последним в цене. При этом все налоговые платежи принимались только в серебряной монете. Ее в ограниченных количествах продолжали чеканить только на Московском монетном дворе, а на остальных начался широкомасштабный выпуск медной.

Находящиеся в обращении медные деньги (в основном копейки) постепенно падали в цене, что привело к спекуляции и негативно отразилось на торговле. Дошло до того, что за 1 рубль серебром давали 17 рублей медью. К 1659 г. серебряные монеты практически полностью исчезли из оборота. С 1661 г. русские медные деньги совсем перестали принимать на Украине, а вскоре и по всей Руси на них отказывались продавать хлеб. Доведенное до отчаяния население в 1662 г. подняло восстание, вошедшее в историю под названием «Медный бунт». И хотя оно было жестоко подавлено правительством, уже в следующем году с большими потерями для бюджета (хотя выкупали медные деньги по курсу от 5 до 1 серебряной копейки за 1 рубль медью) был осуществлен возврат к «старой» серебряной системе просуществовавшей еще почти 40 лет, до 1700 года.