Игра на что похоже. Дидактическая игра «На что похоже? Краеведческий зонтик «Родной город»

Схема конспекта занятия

Тема : «Что на что похоже».

Возраст воспитанников : 6-8 лет.

Тип занятия : изучение нового материала.

Цель занятия: развитие вербальных функций дивергентного (творческого) мышления

Задачи занятия -

Образовательные (учебные, овладение различными видами предметной деятельности):

    Способствовать развитию навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта

Развивающие (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию) :

    совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

    способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

    способствовать развитию образного мышления и воображения

Воспитательные (развитие личностных качеств) :

    Способствовать развитию коммуникативных качеств, умения слушать собеседника

Оборудование и технические средства обучения

Словарь : воображение, творчество.

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мяч, 2 набора картинок

Планируемые результаты:

Метапредметные:

получат знания о понятии ассоциации;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям

применение полученных знаний в измененных условиях.

Коммуникативные:

Работать в группе, в парах, слушать собеседника, владение диалогической формой речи, договариваться и приходить к общему решению.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, вырабатывать самостоятельность.

Личностные:

Развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Результаты

Критерии оценки

Метапредметные

коммуникативные

Учебная ситуация: вхождение, актуализация познавательной и аналитической деятельности с опорой на личный опыт учащихся через диалог

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

Активно включается в диалог, с интересом слушает педагога, поддерживает диалог, выдвигая собственные версии и приводя аргументы

Познавательные

Учебная ситуация: получение нового знания

    применение личностного опыта при определении основного понятия (ассоциации)

    произвольное осознанное устное высказывание

    овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений и отнесения к известным понятиям;

Регулятивные

Учебная ситуация:

    формирование умений оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    формирование умений конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

Адекватно оценивает свои действия, в случае неудачи делает попытку разобраться в причине неуспеха.

Учебная ситуация: рефлексия

    освоение начальных форм познавательной и личной рефлекции;

Адекватно оценивает свои достижения, точно позиционируя себя на «горе знаний», задание вызывает интерес

Личностные

смыслообразование

Учебная ситуация: рефлексивно-оценочного характера

    наличие мотивации в работе на результат ;

Регулярно проявляет интерес к заданиям, в которых прогнозируется определенный результат

самоопределение

Учебная ситуация: получение нового знания

    принятие и освоение социальной роли обучающегося;

    развитие доброжелательности, уважение друг у другу.

Активно включается в учебно-познавательную деятельность, адекватно оценивает свои образовательные результаты, понимает важность личного вклада для их достижения

Ценностная
ориентация

Учебная ситуация: получение нового знания

    формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии

Воспринимает окружающий мир как целостную систему. Может проводить микро- и макроанализ объектов (рассматривать его как отдельную систему и показывать его роль в системе более высокого уровня иерархии)

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Вхождение

Приветствие

Введение темы

Мотивация

Планирование, целеполагание

Цели для обучающихся:

Настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

Цели и задачи для педагога:

Создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;

Включить всех воспитанников в работу

Установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии;

Методы организации работы:

Контактная игра.

Проблемные вопросы

Игра-ассоциация

Форма организации работы : фронтальная, индивидуальная.

Приветствие, создание эмоционального настроя на работу, сильной мотивации

Приветствует воспитанников. Предлагает ритуал приветствия.

Метод «Приветствие»

Участники должны буду здороваться друг с другом, но не просто так, а фантазируя при этом.

Для начала они представляют себе, что встречают близкого друга или подругу, которого давно не видели.

Следующее, что педагог просит – представить участников, что они инопланетяне. Как по-вашему они могут приветствовать друг друга?

Просит участников представить, что они находятся в чужой стране – может быть Индии или Японии.

Просит участников представить, что они пингвины

Теперь участники представляют, что встретили своего очень хорошего, близкого друга или подругу, с которыми не виделись несколько месяцев.

А теперь скажите, что, помимо приветствия друг друга, вы делали? Какое ваше качество, свойство вам приходилось применять здесь?

И как вы думаете, какая тема занятия сегодня?

Хотите научиться думать нестандартно, необычно? Находить неожиданные решения задач?

А как вы думаете зачем это нужно?

Участники ходят по комнате – молча, ни с кем не разговаривая. Участники приветствуют друг друга так, если они очень хорошие друзья. (30 секунд)

Участники здороваются со всеми, кого они знают. (30 секунд)

приветствуют друг друга в соответствии с заданным образом, проявляя сообразительность и воображение.

Участники отвечают на вопрос

Выходят на понятия воображение и фантазия

Отвечают

Обучающиеся отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга

Основной.

Оценка знаний учащихся

Сообщение новой информации (инпут)

Формирование и развития навыка

Цель для обучающихся:

Совершенствовать ассоциативное мышление, вербальные способности,

Развить образное мышление, воображение

Цель для педагога:

Познакомить обучающихся с понятиям ассоциации;

Совершенствовать ассоциативные механизмы мышления

Способствовать снятию реципрокности в работе больших полушарий головного мозга

Способствовать развитию образного мышления и воображения

Методы организации работы : использование проблемных вопросов и заданий, тренинговые упражнения.

Формы организации работы : индивидуальная, фронтальная.

Могут достаточно легко воспроизводить свои ассоциации при выполнении упражнений;

Используют оригинальные образы.

Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу:

Заинтересованность в работе;

Методы мотивирования учебной активности воспитанников:

смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Вводится понятие «ассоциации» как образ-слово возникшее на исходное

Упражнение “Бег ассоциаций”

Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое существительное. Например, я бросаю мяч Николаю, называя слово “карусель”. Николай быстро называет любое слово, пришедшее ему в голову по поводу “карусели” и отправляет мяч обратно. Следующий скажет свою ассоциацию в ответ на брошенное ему слово. Постараемся делать это быстро, долго не обдумывая”.

При кажущейся простоте упражнение нередко вызывает трудности у участников. Это может выражаться в сообщениях о том, что ничего не приходит в голову, в длительных паузах, даже раздражении. Возникающее при этом напряжение некоторые участники пытаются преодолевать, реагируя заранее заготовленными словами. Педагог во время выполнения упражнения не акцентирует на этом внимание. Главное, к чему стремится ведущий - создание атмосферы, способствующей спонтанному порождению ассоциаций.

Когда упражнение завершено, можно спросить у участников, с какими трудностями они столкнулись во время его выполнения, на что они обратили внимание во время работы.

Упражнение «Необычные изобретения»

Педагог демонстрирует изображения необычных предметов (прил.1), задача участников ответить на вопрос по картинке:

Что это?

Для чего нужно?

Упражнение “Невероятные истории” .

Это упражнение заимствовано из техники сочинения историй с помощью игральных карт Нормой Лебен.

Педагог выкладывает перед группой набор картинок изображение вниз и говорит, что каждый из участников, когда наступит его очередь, может открыть две картинки. Поясняется, что группе предстоит сочинить историю, используя изображение на картинках.

Педагог начинает рассказ и задает тон развитию сюжета. По мере развития сюжета картинки располагаются в виде спирали, раскручиваясь из центра по часовой стрелке. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в сюжет не вовлекались разрушающие, негуманные идеи.

Промежуточная рефлексия

Понравился ли получившийся рассказ? Что получилось, что нет?

Слушают

Участники выполняют упражнение

Выполняют упражнение, могут помогать друг другу при затруднениях, предлагая свои варианты ответов

Выполняют упражнение, сочиняют историю

Отвечают на вопросы, анализируют результат и свой вклад в общее дело

Закрепление учебного материала .

Цель для обучающихся:

Определить первичный уровень освоения навыка;

Научиться выражать свои мысли и чувства вербально

Цель для педагога:

Используя приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала.

Методы организации работы :

Тренинговое упражнение коммуникативного характера.

Формы организации работы : парная.

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

Успешное выполнение упражнения;

Удовлетворение от проделанной работы.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся:

смена видов деятельности, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.

Упражнение “Мои ассоциации” “Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева). Вспомните все его хорошие проявления во время нашей работы, все что он говорил, делал. Теперь решите, на какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из нас, по очереди, скажет своему соседу возникшее у него описание”.

Это упражнение позволяет каждому участнику получить личностно ориентированную обратную связь, в то же время характер задания направлен на развитие ассоциативных механизмов.

Разбиваются на пары случайным порядком

Выполняют упражнение

Подведение итогов занятий. Рефлексия. Обсуждение ДЗ.

Цель для обучающихся:

В ходе проведения рефлексии определить

уровень собственных достижений и затруднений по изучаемой теме, выстроить свою индивидуальную траекторию развития по изучаемой теме.

Цель для педагога:

- подвести итоги урока, построив траекторию дельнейшей работы по освоению новой темы для каждого обучающегося;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе

Рефлексия по методу «Шеринг»

Как вы себя чувствовали во время занятия?

Понравилось ли занятие? Было ли оно полезным и почему?

Ритуал прощания.

Педагог просит встать в круг и взяться за руки. Говорит, что все отлично поработали и предлагает поблагодарить друг друга.

Участники по очереди высказываются о занятии, своем самочувствии

Участники встают в круг, берутся за руки, по очереди говорят спасибо др. др.

Приложение 1




Дидактические игры для дошкольников своими руками

Черникова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ д/с №24 «Полянка» комбинированного вида г. Кстово Нижегородской области
Описание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. В процессе дидактической игры ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. С целью всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста было изготовлено дидактическое пособие «Всезнайка». Его можно использовать и в работе с детьми старшего возраста, если подобрать игры, соответствующие возрастным особенностям.
Описание пособия:
Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат грампластинки, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.

Процесс изготовления дидактической игры:

1.Взять фанеру. Выпилить 2 –е части прямоугольной формы, соединить между собой с помощью петель.
2.В верхней части дидактического пособия выпилить окошечко в виде шестиугольника, в котором будет видно по одному сектору первого и второго круга.
3.В нижней части пособия вставить 2 металлических стержня.


4.Взять грампластинки.


5.Найти подборку картинок по изучаемым темам.


6.Пластинки разбить на 4, 5, 6 секторов в зависимости от числа картинок. В каждый сектор наклеить картинки, подобрав их по лексическим темам, таким образом, чтобы на левой пластинке картинки находились по часовой стрелке, а на правой - против часовой стрелки. Парные пластинки пометить путём наклеивания в центр одинакового по цвету кругу из самоклеящейся плёнки и ободка из цветной изоленты.
7.Открыть пособие и вставить парные пластинки на металлические стержни.


8.Закрыть крышку пособия и можно играть. В одном из окошечек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания другого круга. В этих играх одной картинке 1-го круга обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го круга.


Цель: обобщение знаний детей младшего дошкольного возраста.
Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища;развивать мелкую моторику пальцев рук
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.


Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.


Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур;упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.
Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа - угадать, какое настроение изображено на рисунке.

Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.

Завершение занятия. Рефлексия.

Вопросы:

  • Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими?
  • Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?
  • Какие особенности изображения настроения Вас удивили?

5. Прощание. Ритуал. Д/задание. Заполнить 1 ступень к Гармонии – «Я - успешный и профессиональный»

Занятие 2. Мир чувств и эмоций

Подготовка. Разминка. Скажи – ка, дядя.

Группа разбивается на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы, представленные в списке, и отдать ответы тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры: все делается вместе, ответы ищутся параллельно по нескольким направлениям, каждый отвечает за один из вопросов. Тренеру не стоит подсказывать варианты работы над задачей, достаточно лишь отметить, что игроки свободны в выборе тактики проведения игры.

Как правило, лист, передаваемый командам, должен содержать количество вопросов из расчета: вопрос - одна минута игры. Давая 10 мин. на поиск всех ответов, тренер, таким образом, должен приготовить список из 10 вопросов.

Примерные вопросы:

1. Имена скольких участников тренинга начинаются на букву "К" и содержать в ФИО букву «к» ?

2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?

3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг? Сколько стульев есть в этой комнате?

4. Выясните у Анны, в каком городе она родилась.

5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете секретаря?

6. Узнайте, какое любимое блюдо у Дмитрия Билана? (можно назвать имя любого другого певца, артиста, телепередача о котором была возможно на этой недели).

7. Как зовут члена тренинговой группы, который живет на улице Таежной?

8. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Елена?

9. Какой любимый анекдот у (любое имя участника)?

10. Сколько рябин растет на аллее перед гостиницей?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, получив задание? Изменились ли Ваши эмоции и чувства к концу задания? Да? Нет? Почему?

Введение в тему. Игра К. Фопеля «Радуга».

В ходе игры участникам предлагается воспользоваться цветами радуги для того, чтобы их дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Для этого им необходимо встать и начать двигаться по комнате. В начале движения участники должны представить себе, что вся комната наполнена красным воздухом.

Тренер ведет упражнение по следующей инструкции:

Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного или почувствовать его чудный аромат. (15 секунд)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)

Цвет окружающего нас воздухаизменился. Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд)

Чудеса приближаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!

Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду. (15 секунд)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады.,. (15 секунд)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете.

Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Вопрос: в каком цвете было приятно? Какой цвет вызывал неприятные эмоции и почему?

Основная часть.