Краткий очерк развития картографии. История картографии Эпоха возрождения и развитие картографии

) имеет конечную кривизну, её нельзя отобразить на плоскость с сохранением всех пространственных отношений одновременно: углов между направлениями, расстояний и площадей поверхностей. Можно сохранить только некоторые из этих соотношений. Важное понятие в математической картографии - картографическая проекция, то есть функция, задающая отображение точек на поверхности Земли на декартовы координаты на плоскости. Другой значительный раздел математической картографии - картометрия, которая позволяет по данным карты измерять расстояния, углы и площади на реальной поверхности Земли.

Составление и оформление карт - область картографии, область технического дизайна изучающая наиболее адекватные способы отображения картографической информации. Эта область картографии тесно взаимосвязана с , и т. п. гуманитарными аспектами.

Поскольку на картах отображается информация, относящаяся к самым различным наукам, выделяют также такие разделы картографии как историческая картография , геологическая картография , экономическая картография , почвоведческая картография и т. п. Эти разделы относятся к картографии лишь как к методу, по содержанию они относятся к соответствующим наукам.

История картографии

Древнейшие карты

Картография появилась, вероятно, ещё до появления в первобытном обществе. Об этом свидетельствует, например, то, что у народов, не имевших письменности в момент их открытия, имелись развитые картографические навыки. Путешественники, распрашивавшие о расположении окрестных и берегов, получали от них сравнительно внятные описания, в виде карт, нарисованых на кусочках коры, на песке или на бумаге (если она была). Сохранились карты в форме наскальных рисунков в итальянской долине Камоника относящиеся к .

Помимо наскальных изображений, до нас дошли и -вавилонские карты, относящиеся к –

Древнегреческая эпоха

Самые древние греки, например, философы (примерно 6 век до н. э.) считали Землю диском, или четырёхугольником. Однако, они уже сомневались в этом, например, философ из той же школы , считал Землю цилиндром.

Однако, уже в 4 веке до н. э. начало утверждаться учение о шарообразности Земли. Уже тогда появилось первые понятия о климатических зонах, а следовательно, и . Примерно в определил с помощью геометрических построений Земли с ошибкой не больше 15%. Он же ввёл линии широты и долготы на картах. Однако, на картах Эратосфена линии широты и долготы не были сколь-либо равноотстоящими - расстояние между ними варьировалось, для наиболее удобной передачи известных ему пунктов.

Древнегреческая методика определения широты - по максимальной высоте над .

Труды Птолемея были вершиной древнегреческого картографического знания. После этого сведения лишь обобщались, а в последующие эпохи картографическое знание пришло в упадок.

Эпоха Средневековья

Эпоха Возрождения и Новое время

Весьма помогло развитию картографического дела изобретение .

Следующая революция в картографии - создание и Абрагамом Ортелиусом первых атласов Земного шара. При этом Меркатору пришлось создать картографию как науку: он разработал теорию картографических проекций и систему обозначений. Атлас Ортелиуса под названием Theatrum Orbis Terrarum был напечатан в , полностью атлас Меркатора был напечатан только после его смерти.

Увеличению точности карт содействуют более точные способы определения широт и долгот, открытие Снеллиусом в способа и усовершенствование инструментов - геодезических, астрономических и часов (хронометров).

Хотя некоторые довольно удачные попытки составления больших карт ( , и т. д. ) были сделаны ещё в конце и в , однако только в мы видим большой успех в этом отношении, а также существенное расширение более точных картографических сведений по отношению к Вост. и Сев. Азии, Сев. Америке и т. д.

Важное техническое достижение - разработка способов измерения высот над уровнем моря и способов изображения высот на картах. Таким образом, появилась возможность снимать . Первые топографические карты были сняты в во .

Развитие картографии в конце 19 - начале 20 веков

История картографии в России

Уже в допетровскую эпоху в России было известно искусство составления географических чертежей, что доказывает «Большой Чертеж», начавший составляться ещё в (по-видимому, по приказу ) и значительно пополненный в , но который, к сожалению, до нас не дошёл (он имелся лишь в одном экземпляре); сохранился лишь комментарий к нему, «Книга Большому Чертежу». О старинных русских чертежах мы можем получить понятие из карты , составленной в по приказанию П. И. Годунова и копия с которой сохранилась в Стокгольмском государственном архиве, из сибирского чертежа Ремезова и из нескольких чертежей отдельных местностей конца 17 в., сохранившихся в русских архивах. Что касается «Большого Чертежа», то он послужил для составления карты, над которой трудился царевич и на основании которой были изданы в – карты Массы и Герарда в

Историю атласной картографии по праву можно считать одним из важнейших разделов истории картографии и в целом истории человечества. Создание атласа в любое время требовало долгой предварительной аккумуляции знаний об окружающей территории, акватории, геотории, а также высокого уровня развития соответствующих технических средств для составления этих монументальных произведений. По словам Т.Г. Сватковой, атласы отражают уровень развития и культуры тех стран, в которых они были созданы . Атласы действительно дают глубокое представление об уровне научного и культурного развития их создателей. Однако основное значение атласов все-таки заключается не просто в накоплении и отражении всех имеющихся достижения и знаний в области картографии, географии и других смежных наук, что безусловно очень важно, но в представлении этих знаний в некотором систематизированном обобщенном генерализованном виде. «Атлас представляет собой картографическую энциклопедию – систематизированный свод знаний и сведений о территории на современном уровне ее изученности» – говорит А.М. Берлянт . Действительно, одно из главных свойств атласа заключается в систематизированности представляемой информации, что делает атласы с одной стороны высокоинформативными источниками, с другой отличает их от иных картографических произведений. Всё это приводило к тому, что создание атласа требовало больших затрат. Именно из-за выше указанных причин: трудоемкости производства, необходимости систематизации и генерализации информации и востребованности в больших массивах информации атласы появляются гораздо позже многих других картографических произведений и крайне редко составлялись вплоть до XVI-XVII веков. Таким образом, создание любого атласа – важная веха в истории развития любого человеческого сообщества, выступающая индикатором состояния его науки и культуры. По этой же причине атласы представляют собой, как говорит Т.Г. Сваткова, ценнейшие исторические источники, позволяющие не только установить пространственные и временные рамки для тех или иных явлений в истории человечества, но и установить глубину познаний природных и социально-экономических процессов .

Резкий взлет атласной картографии произошел в Европе в XVI веке. Именно тогда появилось само слово «атлас». В 1570 году выходит в свет труд Авраама Ортелия «Зрелище шара земного» – собрание из 53-х карт, в последующем множество раз переиздававшееся . В это же время в Антверпене появляется портативный дорожный атлас , в 1572 в Кельне печатают атлас «Города Земного шара» . В 1575-1579 годах был изготовлен комплект карт четырех континентов – суммарно 42 листа . К концу 1581 года были закончены работы над Галереей географических карт в Ватикане . Герардом Меркатором было издано собрание карт в 1585 году под названием «атлас» . Буквально в это же время выходит и первый морской атлас Вагенера «Зеркало мореплавания» , а в 1592 году атлас «Сокровище мореплавания» . Параллельно с этим развивается и область атласного картографирования, ориентированная на создание атласов европейских государств: атлас Италии Маджини (1620) , атлас Голландии («Описание городов и земель его величества, его пределов и границ», 1573) , атлас Франции Мориса Бугеро (1594) , атлас «Театр Британской империи» (1612) и др. Такой внезапный рост количества издаваемых атласов не мог быть случайным явлением, в особенности учитывая факт того, что он произошел практически с нуля. До второй половины XVI века в Европе имели распространение только прообразы атласов – собрания портоланов (морских навигационных карт). Картографические материалы также широко использовались в иных печатных изданиях, таких как «Начала для послушников» (Любек, 1475), «Isolario» (Венеция 1485) – 49 карт, «Странствия по Святой Земле» (Майнц, 1486), Нюрнбергская хроника 1493 года и «Вновь напечатанная смесь» (Париж, 1522) . То есть атласы как будто появляются внезапно во второй половине XVI века и на первый взгляд сложно указать причины этого явления. Эпоха Великих географических открытий, увеличившая роль картографии, началась более чем за 70 лет до этого, изобретение книгопечатания, серьезно упростившего процесс распространения атласов, произошло за 120 лет до издания атласа Ортелия. Развитие капиталистических отношений и частного предпринимательства, позволивших организоваться первым картографическим мануфактурам, вообще берут свое начало чуть ли не в Средние века. Так почему же атласы появляются столь поздно? Широкое распространение атласы смогли получить только тогда, когда на них появился спрос, когда инновационные технологии упростили производственный процесс и отрыли возможность тиражирования атласов. Как уже было сказано, создание атласа требует больших трудозатрат, а значит становилось либо делом всей жизни составителя, либо могло было быть выполнено рабочим коллективом. И если в первом случае инициатива могла исходить от самого создателя атласа, то во втором только от заинтересованного заказчика. Почему таковые появляются только во второй половине XVI – первой половине XVII века – вот ключевой вопрос, ответ на который позволит понять, почему атласы стали широко распространены в Европе столь поздно. А значит необходимо обнаружить комплекс предпосылок, сформировавший спрос на атласы.

В XV – XVI веках Старый свет подвергался ряду масштабных фундаментальных преобразований, многие из которых имели свое отражение в развитии картографии в европейских странах. Произошли изменения в науке и технике, были открыты и изучены новые территории, менялись экономические отношения, европейские страны становились колониальными империями. Все эти преобразования с точки зрения развития атласного картографирования можно разделить на «внешние» и «внутренние». Так, к внешним необходимо в первую очередь отнести Великие географические открытия и связанное с ними становление колониализма. Эффективное изучение новых территорий, их экономического потенциала не могло вестись без соответствующего картографического сопровождения, детализированное изображение империй отныне нельзя было представить на одной единственной карте, так как дискретное распределение колоний на больших расстояниях друг от друга и от метрополии не позволяло создать карту приемлемых масштабов при сохранении необходимого уровня детализации. Возникла прямая потребность в создании сводов карт. Однако это не объясняет появление страновых атласов и атласов отдельных регионов Европы. На то была несколько иная причина. В период XVI-XVII веков происходило явление, которое можно обозначить как уплотнение геопространства. Уплотнение геопространства заключалось в том, что на одной и той же отдельно взятой территории или акватории росло количество объектов и связей между этими объектами. Действительно, если сравнить, к примеру, численность населения Англии и Франции на 1500 и на 1600 годы, то видно, что рост составил где-то 40 % и 30 % соответственно (эта цифры еще более выразительны, если сравнить 1400 и 1600 годы). Увеличение численности населения повлияло в свою очередь на его плотность, выросла нагрузка на сельскохозяйственный комплекс. Естественный ландшафт все более преображался под действием усиливающегося антропогенного фактора. В итоге развивалась сеть транспортных путей и городов, под нужды человека использовались все новые земли. Уплотнение геопространства не позволяло как прежде отразить все антропогенные и естественные объекты в пределах одной карты приемлемого масштаба без соответствующей картографической генерализации. Появившуюся проблему могла решить только атласная картография. Атласы позволяли отразить все населенные пункты, транспортные пути и административные единицы государства в доступном для визуального восприятия масштабе в единственном целостном издании без необходимости их генерализации. Именно поэтому в конце XVI – начале XVII веков появилось столько атласов европейских стран. Альтернативы атласам в визуальной передаче информации обо всех объектах на территории любой крупной европейской страны не было.

Другой внешней по отношению к атласному картографированию причиной можно назвать подъем капиталистических отношений на Западе и связанного с этим развития частного предпринимательства и торговли. Поскольку участие правительств государств в проведении картографических работ в XVI – начале XVII веков было сравнительно невелико, то в условиях благоприятной экономической обстановки и формирующегося спроса на картографические произведения стали появляться частные картографические предприятия . Эти предприятия прошли путь от цехового способа производства, превалировавшего вплоть до середины XVI века, к более совершенной организации картографической мануфактуры, что благоприятно отразилось на качестве продукции и позволило выполнять более трудные производственные задачи . Также развитию картографии и атласного картографирования способствовал ряд технических усовершенствований и новшеств. Изобретение книгопечатания избавило картоиздателей от необходимости ручного производства карт, при котором создание любого атласа требовало колоссальных усилий. С другой стороны, трудоемкость атласов и стоимость создания этих произведений имело для них самих и положительное значение. Атласы стали предметом роскоши, их дарили королям, герцогам, императорам, папам и высшей аристократии. Появилась своеобразная мода на атласы, обеспечившая картографические предприятия заказами. Интересен и другой факт – картографический метод в эпоху Возрождения стал применяться в научных исследованиях. Л. Браун приводит пример, когда развитие навигации и морской картографии шло параллельно, и любое открытие в одной из этих отраслей давало импульс для развития другой . Применение картографического метода в различных исследованиях также положительно сказалось на появлении спроса на продукцию картографических мануфактур, в том числе и на атласы.

Необходимо отметить и внутренние предпосылки развития картографии и атласного картографирования в XVI веке. К ним относятся создание большого количества новых картографических проекций, в числе которых и равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора . В практику вводится градуировка . Появляются специализированные карты и атласы , например карта климатических зон, напечатанная в Лувене еще в 1483 году . Отныне атласы могли составляться не только из карт соседствующих территорий, но и из карт разных тематик. Проводятся систематические картографические съемки суши c применением компаса, колеса и мерного шнура, появилась новая профессия съемщика. В первой половине XVI века изобретаются мензулы и прообразы теодолитов . Гравировка печатных форм и создание оттисков отныне позволяла с гораздо большей точностью, чем при ручном копировании, повторить передачу визуальной информации, что крайне важно для такой точной науки, как картография . Все это прямо и косвенно способствовало становлению атласного картографирования в европейских странах. Таким образом, только к середине-второй половине XVI века сформировался благоприятный «климат» для создания атласов и развития атласного картографирования, выражавшийся в комплексе сложившихся внутренних и внешних предпосылок. Появился спрос на атласы, который в тоже время позволил возникнуть картографическим мануфактурам и улучшить качество продукции, что в свою очередь создало конкурентные преимущества перед другими категориями товаров (например, географическими картами). Благодаря уникальному стечению обстоятельств появились впервые со времен Птолемея европейские атласы Ортелия и Меркатора.

Развитие атласного картографирования в Европе в XVI – XVII веках с одной стороны являлось следствием серьезных изменений в устройстве европейского общества и развития науки и техники, а с другой поддерживало и сопровождало эти же самые изменения. Таким образом, осуществлялась коэволюция атласной картографии и ряда общественных систем, государств. Любые изменения в темпах развития европейских стран имели свое отражение в научной сфере и в атласной картографии в частности. А так как региональные и страновые тренды регулярно изменялись, то и развитие атласной картографии не было гомогенным в пространственно-временном континууме. Атласная картография не шла по простому линейному пути, в ее развитии в период XVI-XVIII веков можно выделить несколько этапов (см. таблицу 1). Первый этап длился с самого начала XVI века (его начало было положено Великими географическими открытиями) вплоть до середины XVII века. Кульминацией этапа стало появление атласа Меркатора в 1585 году. Это был не просто колоссальный научный прорыв, само слово «атлас» появляется только в это время. Центры картографии на протяжении всего первого периода постепенно смещались из Португалии и Италии в Нидерланды и к концу XVII века Нидерланды стали ведущей «картографической державой». Затем в первой половине – середине XVII века наступил второй этап, выражавшийся в некотором кризисе в развитии европейской картографии и в частности атласного картографирования. Темпы развития атласной картографии замедлились из-за отсутствия качественных сдвигов в отрасли, о чем говорит К.А. Салищев: «Не было новых, действительно ценных научных идей, которыми раннее выделялись работы Меркатора» . Оно также ограничивалось и отсутствием обмена научной информацией между различными странами и колониальными кампаниями, географическая информация и картографические материалы были строго засекречены. На это указывает в частности тот факт, что о существовании Торресова пролива стало известно европейской общественности только через 163 года после его открытия . Кризис возник и из-за распространения коммерческой практики Лафрери, заключавшейся в комплектовании атласа под запросы клиента из любого набора карт (причем часто разных картоиздателей). Такая коммерциализация отрасли привела к упадку атласной картографии , поскольку при подобном механическом формировании наборов карт терялось одно из главных свойств атласа – системность в представлении визуальной информации, не говоря уже о том, что возникало огромное количество противоречий между различными картами в пределах одного набора. Тем не менее и этот период отмечается значимыми произведениями атласной картографии – в первую очередь атласом Блау 60-х годов XVII века. Данный атлас содержит 609 двухстраничных карт . Публиковали свои атласы также семьи Янсон и Хондиус . К счастью, второй этап длился не долго, во второй половине XVII века наступил третий этап, ознаменовавшийся перемещением центров развития картографии из Нидерландов во Францию, Англию, а также Германию. Новые атласы вновь приобрели свойство систематичности, восторжествовал критический подход. Атласная картография демонстрировала новый подъем. Прорыв был осуществлен Николаем Сансоном в 1650 году – именно тогда вышел в свет большой атлас «Обозрение Франции» . Атласы Сансона пользовались популярностью вплоть до конца XVII века . Они отличались строгим критическим сопоставлением содержащихся карт и не менее строгой оценкой источников . Благодаря подходу, введенному Сансоном, удалось решить проблему простого механического составления атласов. Методы Сансона использовались в последующем и другими французскими картографами – Делилем и д`Анвилем . Третий этап завершился лишь в первой половине XVIII века.

За каждым из трех этапов и в особенности за первым скрывается спектр из уникального сочетания «внешних» и «внутренних» факторов, позволивших атласной картографии стать сложившейся полноценной отраслью буквально за несколько десятков лет. Уплотнение геопространства, географические открытия, создание колониальных империй, подъем капиталистических отношений, изобретение книгопечатания, создание новых картографических проекций, начало ведения систематических съемок местности, появление мензул и теодолитов, начало применения картографического метода в научных исследованиях – все эти факторы сложились лишь к XVII веку, когда и произошел взлет атласной картографии. Позднее некоторые из этих предпосылок трансформировались, эффект от одних из них был исчерпан, другие наоборот не претерпевали изменений. Всё это в совокупности влияло на спрос на атласы и карты, делая его гетерогенным в пространстве и во времени, что позволяет сегодня выделить три этапа в развитии европейской атласной картографии в период до XVIII века. Наглядное представление о коэволюции атласной картографии и общественных систем европейских стран дает временная трансформация центров атласной географии. Сначала Испания и Португалия, затем Нидерланды, потом Англия, Франция и Германия – именно в такой последовательности менялся баланс сил в Европе. В каждой из этих стран на момент её максимального могущества образовывался наиболее полный «букет» факторов и максимальный спрос (связанный в том числе с экспансией и колонизацией), позволившие данному государству стать центром атласной картографии. Атласы сопровождали развитие и экспансионистские устремления европейских стран, а это в свою очередь требовало высокого уровня развития картографии и атласного картографирования. Таким образом, атласы были там, где проявляли свою активность колониалисты, предприниматели, купцы, завоеватели, короли и императоры.

XVI и XVII века дали в сумме огромное количество различных атласов, несущих в себе не только важную географическую информацию, но и позволяющих представить уровень развития картографии, науки и культуры для каждого из трех периодов. В каждый атлас вложен немалый труд, порой это становилось делом всей жизни. Над атласами работали великие ученые-картографы, целые мастерские и мануфактуры, атлас был одним из ценнейших подарков, какой можно было только представить. XVI и XVII века были поистине одним золотым веком европейской атласной картографии.

Таблица 1 – Этапы развития картографии в XVI-XVIII веках

Краткая характеристика

Периодизация

Ведущие центры

Наиболее значимые произведения

XVI век – первая половина XVII века


Библиографический список
  1. Сваткова Т.Г. Атласная картография: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. 203 с.
  2. Картоведение: Учебник для вузов / А.М. Берлянт, А.В. Востова, В.И. Кравцова и др.; Под ред. А.М. Берлянта. М.: Аспект Пресс, 2003. 477 с.
  3. Кильдюшевская Л.К. Атлант мировой картографии //Наука из первых рук. 2012. №. 4 (46). С. 106-115.
  4. Салищев К.А. Картоведение. М.: Издательство Московского государственного университета, 1976. 439 с.
  5. Маркова С. Г., Корнилов И. К. Атласы, карты, глобусы: полиграфический аспект //Вестник Московского государственного университета печати. 2014. №. 1. C. 61-70.
  6. Багров Л. История картографии / пер. с англ. Н.И. Лисовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. 319 с.
  7. Паолуччи А. Галерея Географических Карт. Рим: Tipografia Vaticana, 2012. 128 с.
  8. Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850 / пер. с англ. М. Рудакова; под ред. И. Чубарова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 224 с.
  9. Браун Л. История географических карт / пер. с англ. Н.И. Лисовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. 479 с.
  10. Свет Я.М. Предшественники и современники / Вступительная статья; Джеймс Кук Первое кругосветное плавание. М.: Эксмо, 2008. С. 8-22.
Количество просмотров публикации: Please wait

Как известно из курсов истории, после падения Римской им­перии рабовладельческий строй в Европе сменился феодальным. Началась новая историческая эпоха - средневековье (средние века), длившаяся с V в. примерно до середины XVII в. Раннее средне­вековье (V-XIV вв.) в Европе характеризовалось господством церкви.

Основным видом картографических произведений в этот период становятся так называемые монастырские карты, которые состав­лялись в монастырях и служили как иллюстрации к богословским сочинениям. Их авторы монахи не стремились к правильной пере­даче географической действительности. Основная задача состояла в наглядной передаче на картах религиозных представлений о мире, библейских мифов и легенд . На таких картах обычно в центре по­мещался Иерусалим, на востоке - рай. Шарообразность Земли отвергалась . Земля считалась плоской.

В тот же период средневековья в странах Арабского Востока и в Армен ии картография и география достигли определенных успехов.

Немалую роль в этом сыграли переводы «Руководства по географии» Птолемея. Арабские и армянские ученые составили карты с изображением известных им земель, которые по сравнению с евро­пейскими монастырскими картами отличались несравненно боль­шей реалистичностью и по форме, и по содержанию . К этому периоду следует отнести и успехи в составлении географических описаний и карт в Китае .

История китайской картографии показывает, что изготовление карт на шелке было освоено учеными этой страны еще до начала нашей эры. Они применяли также картографические проекции . Кроме того, прообраз компаса в виде намагниченной иглы , плавающей на кусочке дерева в сосуде с водой , датируется III в. до н.э . Знакомство с достижениями китайских ученых было ограничено вследствие языковых трудностей и малодоступности страны для иностранцев.

Подъем в развитии картографии в Европе относится к периоду позднего средневековья, когда возникла большая необходимость в географических картах, отвечающих растущим потребностям и прак­тическим интересам общества. Карты оказались необходимыми преж­де всего для развития торговли между Востоком и Западом по Средиземноморью и Черному морю. В связи с этим уже в конце XIV в . получили широкое распространение специальные морские карты - портоланы (от итальянского слова porto - гавань), слу­жившие для ориентировки при движении по морю.

На этих картах с довольно большой подробностью показывались основные очертания береговой линии морей с выделением замеча­тельных мысов, бухт, прибрежных островов, портов и пр.



На сухопутной части портоланов обыч­но было нанесено несколько рек и один-два города. Названия прибрежных городов и других береговых объектов всегда распо­лагались под прямым углом к береговой линии "на суше", с тем чтобы прибрежные воды оставались чистыми для прокладки кур­са. Все пометки, предназначенные для мореплавателей, разме­щались в прибрежной полосе, повторяющей очертания береговой линии, и выполнялись нетопографическими знаками. В них со­общались более или менее подробные сведения о мелях, опасных местах, волноломах, приливах и отливах, ветрах, расстояниях.

Главными центрами изготовления портоланов были портовые города Италии Генуя, Венеция, Амальфи, а производство геогра­фических карт было сосредоточено в Западной Европе и Сканди­навии.

В более поздний период (XV-XVI вв.) следует выделить в первую очередь португальские портоланы , которые выполнены на хорошо выделанной шкуре - пергаменте, поскольку должны были выдерживать многократное использование во время про­должительного плавания.

В истории картографической съемки Земли портоланы зани­мают особое, несколько необычное место. Они обладают высоки­ми художественными достоинствами, несомненно, знаменуют значительный прогресс в распространении сведений о географии новых, ранее неизвестных стран .

Вместе с тем портоланы лише­ны точной математической основы, разработанной еще в антич­ные времена Птолемеем, - рационально выбранной проекции, географической градусной сетки и географических координат. В более поздних, особенно в португальских, портоланах уже отме­чено такое явление, как конвергенция (схождение) меридианов, состоящее в том, что при изображении на плоскости Земли, име­ющей форму шара, линии меридианов по мере продвижения на север все более сближаются. Примерно с 1520 г. на портоланах стали наносить линии долготы.



Портоланы использовались для обеспечения мореплавания на протяжении 2-3 столетий. Портолан и магнитный компас были единственными инструментами навигатора.

Для удоб­ства прокладки курса корабля на таких картах вычерчивались специальные сетки компасных линий (с направлениями до 28 рум­бов) . Особенностью портоланов являлось также наличие на них графического (линейного) масштаба, что позволяло не только ориентироваться в пути, но и измерять расстояние .

Позднее, когда европейцы стали отправляться в дальние плавания через океаны, подобные компасные карты, естественно, уже удовлет­ворить не могли. Необходимыми были морские мировые карты. На первых порах, когда еще не были созданы такие карты, мореплава­тели обратились к глобусам, которые с этой целью стали изготовлять­ся в конце XV в.

Один из первых глобусов был создан (в 1492 г.) немецким карто­графом и астрономом М. Бехаймом, на котором использованы ре­зультаты открытий, сделанных к этому времени. Глобусами в тот период пользовались и картографы при составлении карт и разра­ботке проекций.

Большое влияние на развитие картографии оказало изобретение в XV в. гравирования и печатания карт , что существенно снизило их стоимость и сделало возможным более широкое распространение. До этого карты размножались рукописным путем.

Изготовление карт концентрировалось первоначально в городах СевернойИталии , позднее - в Нидерландах .

Расцвет культуры и науки в эпоху Возрождения оказал силь­ное воздействие на развитие картографии.

В свою очередь, карто­графия , развитие знаний о Земле не могли не оказать влияния на мышление европейца, на формирование самого духа Возрож­дения.

Необходимо упомянуть о двух выдающихся научных дос­тижениях , имевших первостепенное значение для развития кар­тографии и всей европейской науки в целом.

Первое из них - великие географические открытия в XV--XVI вв. В ходе их постепен­но обнаруживались вполне понятные ошибки и неточности в картах, составленных Птолемеем, что вызвало необходимость в их исправле­нии и замене новыми.

Португальцы высадились в Сеуте (Северо-Западная Африка) в 1415 г., затем проникли на юг вдоль Западного побережья Африки. Христофор Колумб открыл Америку (1492), Васко да Гама - морской путь в Индию (1497-1499), Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (1519-1521), доказав на практике правильность представления о шарообразности Земли.

Вторым научным достижением стало установление истинно­го места , занимаемого Землей во Вселенной , - создание Никола­ем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира . Н.Коперник учился в Италии как раз в то время, когда Х.Колумб совершал свое путешествие. Италия эпохи Возрождения пере­живала в ту пору небывалый расцвет духовной жизни. В это же время для развития картографии в Европе важное значение имело открытие и перевод на латинский язык «Руководства по географии» Птолемея . Этот труд, впервые изданный в 1477 г., быстро приобрел огромный авторитет благодаря богатству и научности описательного и картографического мате­риала. Уже к концу XVI в. число его изданий достигло 40. Именно эти идеи о Земле и дали в руки Н.Копернику ключ, которым он "открыл небесные врата".

В конце XV и начале XVI в. съемка Земли и составление карт на основе полученных данных стали для европейцев делом первостепенной важности. Составлением карт занимались вели­чайшие художники и ученые - Альберт Дюрер (1471-1528), Ле­онардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник .

Вместе с раз­витием науки в целом совершенствовались и развивались карто­графические науки, инструменты и методы съемки Земли.

В результате дальних экспедиций было получено много но­вых географических сведений. Настало время отразить их на обзорных картах.

Во второй половине XVI в. получают распространение систематические собрания карт, выполненных по аналогии с собранием карт Птолемея в его «Руководстве».

Подобное собрание карт в 1570 г. издал в Антверпене А. Ортелий (1527-1598 гг.) под названием «Обозрение шара земного». В дальнейшем при переиздании своего труда Ортелий улучшил карты и дополнил новыми, включая также и исторические карты, что оказало большое влияние на развитие исторической географии и картографии.

Особая роль в развитии картографии в XVI в. принадлежит фламандцу Герарду Меркатору (1512-1594 гг.). Его не зря называют отцом картографии Нового времени.

Герард Меркатор (1512-1594), Абрахам Ортелий (1527-1598) и их колле­ги создали первые атласы, ставшие значительными вехами в гео­графической науке. Картографы, быть может, с некоторым пре­увеличением называют период, длившийся с середины XVI до середины XVII в., столетием атласов.

Почетный титул "отца современной картографии" он получил потому, что составил много замечательных карт, создал несколько проекций, в том числе цилиндрическую равноуголь­ную проекцию карты мира, носящую его имя.

На основе тщатель­ного анализа и отбора имеющихся в то время картографических материалов Меркатор подготовил большое собрание карт, дав ему название «Атлас». Это название дано Меркатором по имени героя античной мифологии Атласа, поддерживающего над Землей небесный свод.

Такое название с тех пор употребляется для всех собраний карт подобного рода. Атлас Меркатора отличается богатством содержания, внутренним единством, строгостью матема­тической основы, качеством оформления.

Проекция Меркатора используется и ныне. Она обладает хоро­шим свойством: сохраняет углы, или, что то же самое, направления.

Например , если на карте соединить прямой Лиссабон с Нью-Йорком и измерить угол, образуемый этой прямой с направ­лением на север, то, следуя курсом, пересекающим под этим уг­лом географические меридианы, можно приплыть из Лиссабона в Нью-Йорк. Именно сохранение углов позволило положить про­екцию Меркатора в основу всех морских, а позднее и авиацион­ных навигационных карт. Недостаток проекции Меркатора - каж­дый полюс уходит в бесконечность и разворачивается в линию.

Г.Меркатор оставил заметный след и в истории создания ат­ласов, выпустив в своей проекции карту мира на 18 листах (1569), которая пригодна для использования в морской навигации. По-видимому, при работе над картой мира у Меркатора и зародился замысел создать атлас, над воплощением которого он трудился вместе со своим другом картографом А.Ортелием . К 1578 г. было закончено почти 100 листов, охватывавших значительную часть земного шара. При жизни Меркатора замысел не был осуществ­лен. Полный атлас на 107 листах вышел лишь в 1595 г., уже после смерти Меркатора, под названием "Атлас, или космогра­фические размышления".

Широкую известность приобрел также атлас, составленный в 1570 г . А.Ортелием , - "Театр (или зрелище) земного шара". Боль­шинство карт в "Театре..." Ортелия выполнено другими карто­графами в различных проекциях и масштабах, но в отличие от обычаев того времени на остальных картах указано имя ее соста­вителя.

Оба труда ("Атлас..." Г.Меркатора и "Театр..." А.Ортелия) были столь значительными событиями в истории картографии, что за последующие 100 лет переиздавались 41 раз

Последующий рост спроса на карты привел к изданию в Нидер­ландах довольно объемистых атласов во многих томах большого формата. Они, помимо карт, включали и обширные тексты географи­ческого и исторического содержания.

В то же время начинают выходить атласы , содержание которых имело определенное специальное назначение . Среди них большое распространение получил двухтомный атлас морских навигационных карт Вагенера , изданный впервые в 1584-1585 гг . Известно 18 из­даний этого атласа на нескольких языках.

В связи с формированием в XVI в. в Европе крупных феодальных государств, охватывавших большие территории, возникла потреб­ность в более подробных картах этих территорий.

С указанной целью во второй половине XVI в. и в начале XVII в . были начаты круп­номасштабные съемки в ряде стран Европы (первона­чально в Баварии). Эти съемки выполнялись с помощью простейших инструментов - компаса, шнура или мерного колеса . Измерения расстояний и углов поворотов производились только по дорогам (мерным ходам ), а все окружающие объекты местности изобража­лись глазомерно . Вполне понятно, что получаемые на основе таких данных карты были весьма схематичны .

Вместе с тем в начале XVII в . были сделаны крупные успехи в практической астрономии и геодезии , что послужило основой даль­нейшего развития картографии.

К этому времени относятся изобрете­ния Галилеем астрономической зрительной трубы (1609 г.) - одной из основных частей всех геодезических угломерных и дальномерных приборов.

А в 1616 г. голландский ученый Снеллиус произвел первые градусные измерения на основе изобретенного им способа триангуля­ции.

К этому времени была уже изобретена мензула. Все это создавало предпосылки для проведения более точных градусных измерений , создания подробных топографических карт на геодезической основе.

Картография в России

Картография в России в допетровскую эпоху . Русская карто­графия имеет свою самобытную историю. Как известно, монголо-татарское иго существенно задержало экономическое и культурное развитие России, что, естественно, отразилось на географической и картографической изученности страны. Положение изменилось лишь в последней четверти XV в., когда образовалось Русское централи­зованное государство и стала ощущаться острая необходимость в изучении страны и в создании ее подробных карт.

Многочисленные географические описания и карты, или, как их тогда называли, «чертежи», начали создаваться на различные терри­тории государства. Составление таких чертежей поощрялось госу­дарством и осуществлялось силами служилых людей в результате непосредственного ознакомления с местностью . Чертежи собирались и хранились в соответствующих учреждениях государства (в Разрядном приказе, ведавшем обороной страны, и в Посольском приказе).

К сожалению, сами чертежи оказались утраченными, но сохранились их описи, из которых видно, что в XV и XVI вв. в России имелись многочисленные достаточно подробные планы городов и пригранич­ных крепостей, границ с соседними государствами и схематиче­ские карты обширных внутренних районов страны.

Все эти «чертежи » служили затем исходным материалом для составления сводных карт территории России . Есть документальные основания предполагать, что первая сводная карта Русского госу­дарства была составлена еще в начале XVI в.

Но основным достиже­нием русской самобытной картографии того времени явился «Боль­шой Чертеж всему Московскому государству», который охватывал обширную территорию, простиравшуюся на востоке до р. Оби . Он был составлен около 1600 г. (вероятно, в 1598 г.) в Разрядном при­казе . По своему содержанию и назначению это была своего рода обзорная стратегическая карта государства. В 1627 г.«Большой Чертеж» был выполнен вновь. К его второму экземпляру написана «Книга Большому Чертежу», которая представляет собой обстоя­тельное географическое описание государства. В 1627 г. в дополнение к "Большому чертежу" была составле­на карта, называвшаяся "Чертеж украинским и черкасским го­родам от Москвы до Крыма". Она охватывала огромную территорию от Москвы на севере до Крыма на юге и от Киева на западе до Воронежа и реки Дона на востоке.

Сам «Большой Чертеж» не сохранился, но «Книга Большому Чертежу» сохранилась в нескольких копиях. Судя по ней, на «Боль­шом Чертеже» подробно изображались населенные пункты, тракты и особенно подробно речная сеть, причем при сопоставлении с совре­менными картами выясняется большая для того времени точность «Большого Чертежа», особенно в центральных частях карты. Окраи­ны изображены с меньшей точностью, особенно только что присоеди­ненная к Русскому государству Западная Сибирь.

«Большой Чертеж» и другие русские картографические материа­лы имели существенное значение для развития картографии в Европе в XVI-XVII вв. Они сделали возможным значительно уточнить изображение Восточной Европы на издаваемых в Европе картах.

Присоединение Сибири, сопровождаемое выдающимися географи­ческими открытиями русских землепроходцев, требовало географического изучения ее территории. В связи с этим сибирским землепроходцам поручалось составлять описания и чертежи посещаемых и осваиваемых ими новых земель.

Вместе с тем Русское государство очень нуждалось для управления такой огромной территорией, как Сибирь, в ее подробных сводных картах такого же типа, каким был «Большой Чертеж».

Потребность в подобных картах всей Сибири была настолько велика, что их составление предписывалось спе­циальными правительственными указами. С этой целью многочис­ленные описи и чертежи, составляемые землепроходцами, собирались в воеводских канцеляриях крупных сибирских городов того времени (Иркутск, Тобольск и др.).

XVI и XVII вв. для русского государства характеризуются многими открытиями и большими территориальными изменени­ями.

Поход Ермака (1581) положил начало более широкому изуче­нию русскими Сибири. Одна за другой снаряжались экспедиции, исследовавшие обширные пространства и открывавшие миру скрытую до этого покровом легенд огромную часть Азии.

Иван Москвитин, в 1639 г . добравшись до Охотского моря , обследует его побережье.

Василий Поярков в 1643-1646 гг . проходит по Амуру к Охотскому морю.

Семен Дежнев в 1648 г. проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой.

Владимир Атласов в 1697-1699 гг. прошел Камчатку.

Каждая экспедиция составляла карту на весь свой маршрут. Все эти экспедиции и множество других дали ценнейший картографический материал. Отдельные карты, или чертежи, как их тогда называли, часто сводились в общие карты, охватывав­шие значительные территории.

На основании полученных материалов первую сводную карту всей Сибири составил в 1667 г. тобольский воевода П. Годунов. На этой карте (ориентированной на юг ) доволь­но подробно изображена речная сеть с озерами и волоками, соеди­няющими отдельные сибирские реки, по которым шли на восток русские люди, осваивавшие Сибирь.

Карта Годунова впервые нагляд­но отразила территорию Русского государства на ее обширном востоке.

Особого внимания заслуживают труды по описанию и картогра­фическому изображению Сибири тобольского уроженца Семена Ульяновича Ремезова. Его труды по своему характеру и содержанию как бы подводят итоговую черту под самобытным развитием всей русской картографии XVI-XVII вв. Обширные материалы, собран­ные русскими землепроходцами, позволили Семену Ремезову в. составить на их основании карту Сибири .

Среди многочисленных работ Ремезова наиболее известна «Чертежная книга Сибири», начатая в 1699 г . и закончен­ная им вместе со своими сыновьями к началу 1701 г. Эта «книга» - первый русский географический атлас из 23 карт большого формата дошедший до нашего времени. Масштабы на картах не обозначены, но в отдельных их частях указаны расстояния (в верстах или днях пути).

Масштабы карт различные, часть из них имеют масштабы, близкие к 1:200 000, 1:250 000, 1:400 000. В таких масштабах Реме­зов мог дать на картах много мелких подробностей, полезных при непосредственном пользовании картами на местности.

Большой интерес представляют и два других сохранившихся сборника картРемезова, в которых он поместил, помимо карт, рисун­ки характерных местностей и жителей Сибири и описания к ним.

Карты Ремезова для известных тогда и освоенных районов Сиби­ри и в наши дни поражают обилием и детальностью сведений, особен­но в отношении гидрографической сети, которая при отсутствии картографических сеток служила своего рода основой для построе­ния и сводок карт.

По сравнению с картами, издаваемыми в то время в Западной Европе, карты Ремезова отличались более разно­сторонней характеристикой природных особенностей местности, богатством сведений хозяйственного, этнографического и военно-политического значения. Труды Ремезова явились вершиной раз­вития самобытной русской картографии XVI и XVII вв.

Сам Ремезов по праву считается выдающимся картографом своего времени, крупным знатоком картографии, географии и истории Сибири.

▼Характерным для русской картографии XVI и XVII вв., необхо­димо особо отметить ее государственную направленность. Русские карты XVI-XVII вв. являлись с самого начала государственным достоянием и не служили, как это было в тот же период в странах Западной Европы, предметами частной собственности.

КАРТОГРАФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Со второй половины XVII в. (в исторической науке отсюда идет отсчет истории нового времени) в Западной Европе получают даль­нейшее развитие капиталистические отношения, экономические свя­зи, колонизация новых открытых территорий, что увеличивало потребность в новых видах карт различных масштабов и назначения, внедрения более точных и надежных методов съемок, построения и использования самих карт.

К числу важных работ , которые начали выполняться уже во второй половине XVII в., относятся градусные измерения во Франции.

Применяя в способе триангуляции более совершенный угломерный прибор, чем Снеллиус, французский ученый Пикар получил довольно точную длину одноградусной дуги меридиана (для Земли в виде шара).

П озднее Парижская академия наук организовала несколько градусных измерений, в частности в Перу и в Лапландии, которые подтвердили высказанную Ньютоном гипотезу о сжатии Земли с по­люсов : длина одноградусной дуги меридиана в приполярных странах оказалась больше, чем у экватора.

В конце XVIII в. французские ученые Ж. Деламбр и П. Мешен изме­рили дугу меридиана от Барселоны до Дюнкерка. На основе этих изме­рений были получены одни из первых точных данных о размерах земно­го эллипсоида и принята мера длины линий - метр, как одна десятимил­лионная часть четверти дуги Парижского меридиана.

С 1740 г. под руководством астронома Ц. Кассини развернулась большая работа по созданию сети опорных пунктов триангуляции на всю территорию Франции . На основе построенной сети под руководством Кассини была произведена мензульная съемка в масштабе 1:86 400 на всей тер­ритории Франции, которая закончилась в 1789 г . Издание топогра­фической карты на основе этой съемки (182 листа) было завершено полностью лишь в 1815 г .

И спользование триангуляции для создания геодезической основы топографических карт существенно увеличило их точность.

Опыт подобного использования триангуляции получил затем широкое распространение в других странах Европы, что определялось возросшей необходимостью в точных топографиче­ских картах для военных целей . Острая потребность в таких картах стала ощущаться уже на рубеже XVIII-XIX вв. в связи с новой системой тактики ведения боевых действий.

В начале XIX в. в армиях многих стран Европы были организова­ны специальные военно-топографические подразделения, которые затем приобретали значение государственных картографо-геодезиче­ских служб.

В результате их деятельности уже в середине XIX в. ряд европейских стран уже опубликовали топографические карты своих территорий

Картография эпохи Возрождения

Практические нужды развития сельскохозяйственного производства и торговли порождали необходимость описаний земельных угодий, сухопутных торговых путей, маршрутов морских каботажных и дальних плаваний, мест, удобных для якорных стоянок кораблей и укрытия их от непогоды. И вот в XIII веке произошло осознание, что географические реалии и их соотношения в пространстве качественно лучше передаются в графической, нежели в текстовой форме, что карта может быть незаменимым пособием в организации хозяйства. Уже около 1250 года появились составленные монахом Мэттью Пэрисом (Матвеем Парижским) дорожные карты Англии и Уэльса. Они представляли собой итинерарии, или списки дорожных станций с расстояниями между ними, но уже иллюстрированные. (Карты Мэттью Пэриса имеют некоторые черты сходства с «Пейтингеровой таблицей», благодаря чему можно предположить наличие некоторой генетической связи этих оригинальных картографических произведений.)

Наиболее быстро пошло дело в морском картографировании. Периплы, описания маршрутов, можно было использовать почти исключительно для плавания в видимости берегов, чтобы навигатор мог следить за указаниями документа об очередности портов и гаваней и расстояний между ними в днях пути. Но для плаваний в открытом море, вне видимости берегов, нужно было знать направление между портами. Решение этой задачи дало изобретение карт-портоланов.

Первое упоминание об использовании карт-портоланов на практике относится к 1270 году, когда мореходы короля Людовика IX, совершавшего по Средиземноморью крестовый поход в Северную Африку, смогли определить после бури положение королевского корабля, используя морскую карту; она не сохранилась.

Из-за секретности этих карт полностью отсутствуют их ранние образцы. Они фактически являлись ключом к заморским рынкам сбыта и колониям, средством обеспечения обогащения для их владельцев. На государственном уровне карты-портоланы рассматривались как секретные материалы, и их свободная циркуляция и внедрение в научную сферу были почти полностью исключены. На испанских кораблях предписывалось хранить карты-портоланы и навигационные журналы скрепленными со свинцовыми грузами, чтобы в случае взятия судна неприятелем немедленно утопить их.

Итак, в начале XIV века карты-портоланы появляются как уже вполне сформировавшийся тип карт. Наиболее ранняя известная карта этого типа, так называемая Пизанская карта, предположительно была вычерчена немногим ранее 1300 года. От этого века до нас дошло не более 100 карт-портоланов. Производство их развивалось первоначально в итальянских городах-республиках и в Каталонии, их языком была латынь. Вычерчивали их обычно на пергаменте, изготовленном из целой овчины с сохранением ее естественной формы. Размеры их колебались от 9045 до 140 75 см.

Функциональной и графической основой карт-портоланов служила центральная роза ветров. Современный магнитный компас обеспечил совмещение древней розы ветров и магнитной иглы. Следует заметить, что изобретение компаса хронологически совпадает со временем появления карт-портоланов.

Но роза ветров имеет более древнее происхождение, чем магнитная стрелка. Первоначально она развивалась независимо и была не более чем удобным способом деления кругового горизонта, а названия ветров использовались для указания направлений. Из розы ветров прочерчивались лучи по числу основных компасных румбов. Вначале использовалось восемь основных ветров; долго удерживалась латинская 12-ветровая роза, затем число ветров дошло до 32. На периферии карты, на лучах основной розы по кругу располагались вспомогательные розы. Розы ветров – основная и вспомогательные – использовались для нанесения на карту контуров береговой линии, портов и т. п., а также для определения в плавании курсового магнитного румба. Средневековый компас позволял прокладывать курс судна с угловой точностью, не превышающей 5°.

На вопрос, откуда пришел компас – из Китая или Европы, ответ очень прост. Из Европы. Арабы использовали для обозначения компаса итальянские, а не китайские термины. В случае же, если бы путь был обратным, а арабы в том и другом случае должны быть посредниками, у арабов были бы китайские термины.

В 1269 году Петрус Перигринус снабдил магнитную стрелку круглой градуированной шкалой и с помощью этого устройства определял магнитные направления на предметы. 1302 год – традиционная дата изобретения неизвестным итальянским навигатором из Амальфи морского компаса, заключавшегося в соединении розы ветров с магнитной иглой. Для обозначения главных точек компаса использовались различные (латинские, франкские, фламандские) названия ветров, а также северная Полярная звезда.

Изготавливая карты-портоланы, европейские картографы впервые по-настоящему осознали роль направлений и угловых измерений в составлении карт. В этом смысле карты-портоланы открывали новый этап в развитии практической картографии.

Карты-портоланы первоначально использовались для обслуживания морской торговли Италии и каталонских портов и охватывали акватории, по которым проходили их торговые пути от Черного моря до Фландрии. Со временем производство карт распространилось в Испании и Португалии, где их изготовление приобрело характер государственной монополии, а карты считались секретными.

Указом короля Испании от 20 января 1503 года в Севилье была учреждена «Палата торговли с Индиями», представлявшая собой государственное ведомство, объединявшее функции министерства торговли и гидрографического департамента для регулирования заокеанских торговых отношений и изучения вновь открытых территорий с обращением особого внимания к Новому Свету. Был создан отдельный географический или космографический департамент этой Палаты, явившийся, возможно, первым в истории гидрографическим департаментом. Пилот-майором (главным лоцманом) этого департамента, ответственным за составление карт и лоций, стал знаменитый путешественник Америго Веспуччи (1451–1512).

С конца XV века гидрографическое управление, подобное испанскому, существовало под названием Палата Гвинеи (позднее – Палата Индии) в Португалии.

В это время карты-портоланы стали объектом незаконной торговли. Официальные карты испанской Палаты хранились в сейфе с двумя замками, ключи от которых были только у Пилот-майора и Главного космографа. После того как Себастьян Кабот (1477–1557) пытался продать англичанам «секрет» мифического Анианского пролива, был издан указ, запрещавший иностранцам занимать руководящие посты в Палате. Но, несмотря на такие тщательные предосторожности со стороны испанского и португальского правительств, сведения о географических открытиях и практика составления карт-портоланов неизбежно распространялись в другие страны.

Затем морская картография начала развиваться в Голландии. Голландцы, досконально изучив берега Северной Европы, создали знаменитый морской атлас «Зеркало моряка», первый том которого вышел в свет в 1584 году. Значительный вклад в картографирование внесла голландская Ост-Индская компания, в частности составив так называемый Секретный атлас, включавший 180 детальных карт. С 1600 года активные картографические работы стала проводить и английская Ост-Индская компания.

Около 1406 года «Руководство по географии» Птолемея было переведено во Флоренции на латынь. Несколько позже появились карты, заменившие собой схоластическую картину мира, которую проповедовали монастырские «карты мира». Уже при самом своем новом рождении в Европе «География» Птолемея, восторженно принятая учеными и в какой-то степени канонизированная, потребовала уточнения в части хорошо знакомого средневековым европейцам Скандинавского Севера и Гренландии.

В 1492 году уроженец Нюрнберга Мартин Бехайм в содружестве с художником-миниатюристом Георгом Хольцшуером создали глобус, получивший известность как первый современный глобус Земли. Небесные глобусы более ранних периодов использовались и раньше византийскими, арабскими и персидскими астрономами, но за период между античностью и XV веком не сохранилось ни одного географического глобуса. Глобус Бехайма, по-видимому, основан на карте мира Генриха Мартеллуса конца XV века и имеет немногим более 50 см в диаметре (20 дюймов).

На глобус нанесены разделенный на 360 неоцифрованных частей экватор, два тропика, арктический и антарктический полярные круги. Показан один меридиан (80 к западу от Лиссабона), который также поделен на градусы; деления не подписаны, но в высоких широтах дана продолжительность наиболее длинных дней. Протяженность Старого Мира на глобусе равна 234° (при истинном значении 131°), и соответственно расстояние между Западной Европой и Азией на нем уменьшено до 126° (на самом деле 229°), что является итоговым выражением доколумбовых представлений о мире.

Применение печати для размножения карт позволило широко использовать сравнительный метод в картографии и таким образом стимулировало ее дальнейшее развитие. В то же время массовое производство карт способствовало в ряде случаев достаточно стойкому закреплению устаревших и ошибочных представлений.

Даже если картограф-составитель имел в своем распоряжении первичные материалы съемок – навигационные описи, карты-портоланы, судовые журналы, он не всегда мог связать эти материалы с имеющимися картами. Лишь с дальнейшим развитием методов астрономических определений координат местности, а также с изобретением тригонометрической съемки (триангуляции) картографы получили возможность определять практически неограниченное количество точек на местности путем измерения углов треугольников, образуемых этими точками, и длины исходного базиса.

Принципы метода триангуляции впервые были сформулированы в 1529 году известным математиком, профессором университета в Лувене Геммой Фризом Регниером (1508–1555). В 1533 году он сброшюровал с фламандским изданием «Космографии» Петра Апиана свою работу «Книжка» («Libellus»). В этом труде он детально описал метод съемки обширного региона или целого государства с помощью триангуляции. Метод триангуляции, во всех аспектах подобный методу Геммы Фриза Регниера, был, по-видимому, независимо изобретен до 1547 года Августом Хиршфогелем (1488–1553).

В 60-х годах XV века Иоганнес Региомонтан (1436–1473) посетил Феррару, где его захватило всеобщее увлечение «Географией» Птолемея, а также мечта создать новую карту мира и европейских государств. Он составил «Календарь», знаменитые «Эфемериды», или астрономические таблицы, и список координат различных мест, в основном почерпнутый у Птолемея. Также Региомонтан вычислил таблицы синусов и тангенсов и издал первое в Европе систематическое руководство по тригонометрии «О треугольниках», в котором рассматривались плоские и сферические треугольники.

Другой известный ученый XVI века, профессор астрономии и математики в Ингольштадте (Бавария) Петр Апиан (1495–1552) занимался составлением различных географических карт, среди которых известны карта мира в сердцевидной проекции, карта Европы и ряд региональных карт. В своем наиболее известном сочинении «Космография или полное описание всего мира» (1524), выдержавшем многочисленные переиздания, Апиан, в частности, дает указания по определению географических долгот посредством измерения расстояний Луны от звезд. Много внимания он уделял также совершенствованию астрономических инструментов.

Характерно, что все эти ученые были специалистами в области геометрии и тригонометрии, имели опыт в астрономических инструментальных наблюдениях и в известной степени были инструментальными мастерами, что неизбежно приводило к пониманию ими применимости геометрии и инструментальных методов к практическим съемкам.

Триангуляция для картографических целей впервые была применена великим фламандским картографом Герардом Меркатором (1512–1594), который в 1540 году издал на четырех листах карту Фландрии. Триангуляционная съемка осталась единичной для своего времени, но она знаменовала начало нового этапа развития картографии, получившей теперь возможность оперативного внесения новых сведений в обзорные карты с безошибочной локализацией этих данных. Большую роль сыграла также разработка новых проекций, из которых отметим лишь используемую до настоящего времени для целей навигации проекцию Меркатора (1541), дающую возможность прокладывать курсы судов по прямой линии.

Мы уже писали, что практика съемок земель в Древнем Риме вызвала необходимость создания специальных инструкций землемерам. Следующие подобные инструкции относятся к XVI веку. (Не случайно мы сомневались в датировке предыдущих инструкций.) Эти инструкции и наставления давали в известной степени нормированную методику полевых работ и составления планов и карт.

Первое руководство, дававшее конкретные указания землемеру, было издано около 1537 году Ричардом Бенизом (ум. в 1546), который был съемщиком у короля Генриха VIII. Текст Бениза не дает никаких указаний по поводу измерения направлений линий, а также не содержит упоминаний какого-либо инструмента для определения меридиана или направления любой другой точки съемки. Следует отметить, что традиция проводить съемку земель линейными методами, с ограниченным привлечением угловых измерений так и не была изжита в европейской картографии вплоть до XVIII века.

В начале XVII века в войнах Нидерландов, и особенно в Тридцатилетней войне (1618–1648), получили развитие массированные перемещения войск воюющих государств на местности. И для обеспечения маневра потребовалось значительно более детальное изучение ландшафта в оперативной картографической форме, с особым вниманием к условиям проходимости для крупных контингентов пехоты, кавалерии и артиллерии. Все это сильно расширило функции военных инженеров, которые наряду со своими прежними занятиями фортификацией начали производить съемки и рекогносцировку местности в топографических масштабах. Первоначально во Франции, а затем и в других странах Европы военные инженеры стали объединяться в специальные подразделения и получать профессиональную подготовку, частью которой было обучение элементам топографической съемки и составлению планов и карт.

Будучи оперативно-тактическими документами, военные карты должны были обладать хорошими измерительными свойствами, поэтому неудивительно, что наиболее ранние их образцы, составленные военными инженерами, указания масштабов имеют уже в 1540–1570 годах, в то время как на гражданских картах это начинается лишь с 70-х годов XVI века. Первой картой, которая была составлена со строгим соблюдением масштаба, считается план города Имолы, созданный Леонардо да Винчи (1452–1519) во время его службы у Чезаре Борджиа в 1502–1504 годах.

Важность угловых измерений для составления военных карт особо отмечена в 1546 году в книге итальянца Никколо Тарталья, служившего у английского короля Генриха VIII. Тарталья описывает компас с визирами, приспособленный для проведения угловых измерений. В конце XVI века в Ирландии военным топографом Ричардом Бартлетом была выполнена замечательная топографическая съемка, которая сильно опередила по точности и достоверности все современные ей работы. Следует подчеркнуть, что съемка Бартлета была редким исключением для того периода; расцвет военной топографии приходится на середину XVIII–XIX веков.

Проиллюстрируем важность картографии следующим примером.

Стремясь к захвату и закреплению за собой вновь открытых земель, испанцы и португальцы после долгих споров совершили условный колониальный раздел мира, установив границы своих сфер влияния по так называемой линии Тордесильяса, за которую в Западном полушарии принимался меридиан 46°37 з. д., а в восточном – 133°23 в. д. Молуккские острова, находящиеся приблизительно под 127°30 в. д., то есть в непосредственной близости от демаркационной линии, были главным источником восточной торговли специями. Потому-то они и стали основной ареной так называемой войны карт между Испанией и Португалией: в этой «войне» стороны всеми силами старались помещать на картах «острова специй» в пределах своих условных зон.

Породив массу картографических фальсификаций, «война карт» оказала тем не менее определенное стимулирующее влияние на изучение космологии и картографии.

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура Возрождения (его ещё называют французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Её сторонники стремились возродить Античность, что и дало новой культуре её

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Из книги Европа и ислам: История непонимания автора Кардини Франко

9 ЕВРОПА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ТУРКИ

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

32. Когда жили великие итальянские художники эпохи Возрождения В и мы приводим многочисленные свидетельства того, что даты жизни многих знаменитых художников Эпохи Возрождения на самом деле ближе к нам примерно на 100–150 лет. Речь идет, в частности, о Леонардо да

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Математика эпохи Возрождения В XVI веке европейские математики сумели наконец сравниться в мудрости с византийцами и превзойти их там, где успехи византийцев были невелики: в решении

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович автора Линтнер Валерио

Папы эпохи Возрождения

автора Линтнер Валерио

Императоры эпохи Возрождения Генрих VII Люксембургский 1308-1314Людовик IV Баварский 1314-1347Карл IV Люксембургский 1347-1378Венцеслав Люксембургский 1378-1400Рупрехт Палатинский 1400-1410Сигизмунд Люксембургский 1410-1437Альберт II Габсбург 1437-1439Фридрих III Габсбург 1440-1493Максимилиан IГ абсбург

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Венецианские дожи эпохи Возрождения Джорджо (Зорзи) Марино 1311-1312Джованни Соранца 1312-1328Франческо Дандоло 1328-1339Бартоломео Градениго 1339-1342Андреа Дандоло 1343-1354Марино Фальеро 1354-1355Джованни Градениго 1355-1356Джованни Дольфино 1356-1361Лоренцо Чельси 1361-1365Марко Корнаро 1365-1368Андреа

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Короли Неаполитанские эпохи Возрождения Роберт Анжуйский 1309-1343Иоанна I Анжуйская 1343-1381Карл III Дураццо 1381-1386Людовик II Анжуйский 1386-1400Владислав Дураццо 1400-1414Иоанна 11 Анжуйская-Дураццо 1414-1435Людовик II Анжуйский 1424-1434Рене Анжуйский 1435-1442Альфонс I Арагонский 1442-1458Фердинанд I

автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

9.7. Искусство эпохи Возрождения Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и театра, и литературы, и музыки, но, несомненно, главным среди них, наиболее полно выразившим дух своего времени, было изобразительное искусство. Неслучайно существует

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 23. Культура эпохи Возрождения 1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 14. Культура эпохи Возрождения На пути к Высокому ВозрождениюКультура эпохи Возрождения (ее еще называют и французским термином «Ренессанс») зародилась в Италии примерно в середине XIV в. Ее сторонники стремились возродить античность, что и дало новой культуре ее

В XVI в., в эпоху разложения феодальных отношений и возникновения капитализма в недрах феодального общества, создались условия, способствовавшие в Западной Европе расцвету картографической науки и производства.

Мелкие феодальные владения сменились крупными абсолютистско-феодальными монархиями. Достоверные карты стали необходимыми для управления обширными территориями. Во многих странах была начата публикация региональных карт. С этого времени ведут начало систематические картографические съемки суши. Одной из ранних работ такого рода была съемка и карта Баварии масштаба 1: 45 000, выполненная Филиппом Апианом в 1554-1561 гг. и затем изданная в 1568 г. гравюрой на дереве в масштабе 1: 144 000 на 24. Появилась новая профессия съемщиков. В качестве измерительных инструментов применялись компас, мерный шнур и мерное колесо, хотя мензула и приборы, которые могут рассматриваться как прообразы теодолита, были известны уже в первой половине XVI в. При картографировании больших пространств съемщики обычно следовали по дорогам, определяя направления пути и пройденные расстояния. Окружающая местность изображалась глазомерно. Эти карты означали тот новый период в развитии картографии, когда от комментариев к трудам античных авторов перешли к непосредственному изучению местности.

Другим мощным стимулом к подъему картографии были великие географические открытия XV-XVI вв., которые привели к неслыханному развитию мореплавания, колонизации, торговли. У мореплавателей, колонизаторов, торговцев возросла потребность в правдивых географических картах. Карта получила всеобщее признание и распространение. Вместе с тем накопился огромный материал, коренным образом изменивший географические представления о Земле.

География Птолемея, сыгравшая выдающуюся роль в научно-математическом обосновании картографии, хотя и сохраняла в XVI в. популярность, не могла удовлетворить возрастающих запросов практики. Во-первых, она исходила из неправильных представлений о соотношении пространств, занятых сушей и океаном, а во-вторых, ее карты отличались схематизмом даже в отношении известных Птолемею стран.



Для картографирования вновь открытых земель имели большое значение испанская «Палата для торговли с Индией», голландская и английская «Ост-Индские компании» - крупнейшие предприятия по эксплуатации колоний. Они располагали специальными картографическими учреждениями, где собирались и обрабатывались географические и картографические материалы и готовились карты для снабжения собственных судов. В условиях колониального соперничества конкуренция преграждала путь свободному распространению знаний.

Вместе с тем широкий спрос на географические карты повлек за собой появление большого числа частных картографических предприятий, основанных на коммерческом интересе. Вплоть до XVIII в. в Западной Европе внимание государственного аппарата к картографическим работам было относительно невелико, и поддержка, оказываемая этим работам, носила эпизодический характер. В этих условиях развитие картографии в XVI и XVII вв. оказалось во многом обязанным частной инициативе.

Это развитие в разных странах имело свои особенности, отражавшиеся на содержании и внешнем виде географических карт. Поэтому вполне различимы картографические школы: итальянская, португальская, фламандская, французская и др. Великие художники и просветители эпохи - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. - в своих трудах обращались и к картографии.

Первоначально картография процветала в богатых торговых городах Италии, особенно в Венеции, Генуе и Флоренции, а также в Германии. Расцвет итальянского искусства в эпоху Возрождения оставил свой отпечаток и на географических картах, замечательных по великолепию рамок, изяществу и четкости надписей, по художественному выполнению рисунков каравелл, морских божеств, бытовых сцен и т. п. Карты вошли в тематику декоративного искусства. Выполняемые в разнообразной манере в виде фресок, стенных ковров, ювелирных изделий и др., они украшали дворцы владетельных особ и знати. Прекрасный пример - зал карт в Палаццо Веккьо во Флоренции, где на дверцах больших шкафов воспроизведен своеобразный «Атлас мира» из 53 весьма детальных карт, которые создавались в течение 26 лет с 1563 по 1589 г. Карты-фрески того же периода сохранились до наших дней в Бельведере Папского дворца в Ватикане, в галереях Уффици - бывших канцеляриях Тосканского герцогства во Флоренции, во дворце Капрарола близ Рима. Источниками для них служили карты из Географии Птолемея, а позднее карты Ортелия и др.

После того как благосостояние Италии оказалось подорванным вследствие перемещений торговых путей из Средиземного моря в Атлантику и в результате иностранных вторжений, центр западноевропейской картографической деятельности переместился во второй половине XVI в. в Нидерланды, самую богатую и передовую в экономическом отношении страну Европы того времени. Антверпен, новый центр мировой торговли, занял также положение центра картографической деятельности. Вершина фламандской школы была достигнута в трудах Ортелия и Меркатора.

Авраам Ортелий (1527-1598 гг.) был гравером, иллюминовщиком, торговцем и издателем карт. Он знаменит своим большим собранием из 70 карт на 53 листах, опубликованным в 1570 г. под названием «Theatrum orbis terrarum» - «Зрелище (или обозрение) шара земного», для которого, наряду с собственными картами, были привлечены и с большим искусством использованны карты многих, в частности итальянских, авторов. Логическая последователыность карт мира, Европы, Азии, Африки и Америки, упоминание имен 87 картографов - авторов карт, сопровождение каждой карты географическим описанием, включение исторических карт, наконец, исправления карт и расширение атласа в каждом новом издании обеспечили труду Ортелия небывалый успех. В период до 1612 г. он вышел в 33 изданиях и ряде дополнительных выпусков на 7 языках.

После переселения в 1552 в Дуйсбург из Лувена, где Меркатор подвергся религиозным преследованиям, его деятельность сопровождается выдающимися достижениями. Слава Меркатора обязана трем знаменитым трудам - карте Европы 1554 г., большой Карте мира «для мореплавателей» 1569 г. и капитальному атласу 1595 г. На Карте мира Меркатор впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию пояснил ее значение, удобства и способы применения для навигации, положив тем самым начало разработке научных методов использования карт. Атлас же Меркатора - результат подлинного научного творчества - представил явление нового порядка по относительной точности и богатству содержания, внутреннему единству, пониманию математических принципов построения карт, достоинств и несовершенств различных проекций. Атласы Ортелия и Меркатора были важнейшими, но далеко не единственными собраниями карт даже в пределах Нидерландов. В 70-х годах в Антверпене появился дорожный атлас портативного формата (20х15 см), показавший дорожную сеть Европы, в первую очередь торговые пути. Замечательно «Зеркало мореплавания» - двухтомное собрание морских навигационных карт Вагенера (1584-1585). Этот пионер среди атласов специального назначения включил в первом издании генеральную карту Западной Европы (в равнопро-межуточной цилиндрической проекции) и 43 частные карты с компасными розами и масштабами (1:370 000), показывавшие на воде отметки глубин (Наиболее ранняя из известных карт с отметками глубин датируется 1570 г.), песчаные отмели и т. д.). Известно 18 изданий атласа на голландском, латинском, французском, немецком и английском языках.век, когда возникла необходимость составления карт всей планеты (а не восьмой ее части, как у Птолемея), оказался весьма плодотворным в разработке новых проекций. К концу столетия число известных проекций достигло двадцати.

В выявлении свойств, достоинств и недостатков проекций большая заслуга принадлежит Меркатору. Он использовал проекции, сообразуясь с формой и положением изображаемых территорий и назначением карты. Для карт мира стали применять проекции полушарий, «сердцевидные», цилиндрические и псевдоцилиндрические. Региональные карты часто строились в трапециевидной псевдоцилиндрической проекции (Дониса) с прямолинейными меридианами, сохраняющими длины вдоль среднего меридиана и двух параллелей; она вошла в употребление уже в ранних изданиях «География» Птолемея.

В первой половине и середине XVI в. карты изготовляли мастера-ремесленники, объединенные в цеховые сословные организации. Такая организация дела при трудоемкости гравюры и иллюминовки была пригодна для выпуска отдельных карт малыми тиражами, но создание многолистных карт и особенно географических атласов, требовавших затраты огромного труда, не могло быть достигнуто усилиями двух-трех работников. Необходимо было кооперировать усилия, что первоначально достигалось расширением цеховой мастерской посредством увеличения числа работающих, но еще без разделения труда. Картографическое заведение Блау занимало в середине XVII в. большое здание, в котором размещались отделение гравюры, картопечатный цех с шестью станками, типографский цех с девятью печатными станками, литейная для шрифтов, корректорское отделение и ряд других служебных помещений. Там работали, как сообщает современник, лучшие граверы, словорезы, печатники и иллюминовщики карт. Около 1660 г. их насчитывалось 75 человек. Это было уже капиталистическое производство.