Система игр с правилами дошкольном возрасте. Игры с правилами в дошкольном возрасте

Методическая разработка: игры с правилами - средство формирования произвольного общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Кузьменко Юлия Константиновна, воспитатель МБДОУ №303 города Нижнего Новгорода.
Описание материала: методическая разработка представляет интерес для воспитателей старших и подготовительных групп ДОУ.
Актуальность.
Игра с правилами – ведущий вид игры в старшем дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики детей, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.
Психологическая готовность к школе рассматривается как условие успешного перехода от игровой деятельности к учебной. Психологическая готовность к школе связана с формированием произвольных форм общения детей с окружающими в разных видах игровой деятельности.
Взаимодействие, общение детей со сверстниками – один из компонентов психологической готовности к школе. Чтобы безболезненно перейти от игры к учению дети должны уметь слушать ответ товарища, анализировать его, учитывать его точку зрения, что поможет им в школе найти адекватный способ решения учебной задачи.
Произвольность в общении детей со сверстниками формируется в играх с правилами. В играх с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками на основе правил; учитывать игровую позицию партнера, перестраивать свое поведение в соответствии с ней, удерживать условность своей позиции и позиции партнера.
Цель: формирование произвольного общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте в играх с правилами.
Задачи формирования общения, взаимодействия детей со сверстниками.
1)Обогащение содержания игр детей: побуждать детей объединять как можно больше предметов (игрушек) рассказом по смыслу в целостный сюжет; побуждать детей придумывать правила игры по сюжетам сказок, превращать в игру с правилами придуманные ими истории, сказки.
2)Освоение основных умений, связанных со способами построения игр: побуждать детей понимать, выделять правила из сказки, арифметической задачи, переставлять, менять правила; побуждать детей осмысливать правила, объяснять их партнерам, другим людям; побуждать детей занимать в играх с правилами роли («тренера», «болельщика»), анализировать выполнение правил участниками игры.
3)Развитие игрового взаимодействия между детьми: учить детей самостоятельно договариваться, согласовывать свои действия с партнером по игре с учетом правил, а также внутри команды; учить детей вырабатывать совместный способ игры, распределять участников, договариваться о стратегии и тактике игры.
Принципы организации игр с правилами.
Открытость и доступность. Свободное участие желающих. Любая игра должна быть проста и понятна.
Коллективность. Отражает совместный характер игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща.
Целеустремленность. Отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с целями команды.
Состязательность и соревнование. Без соревнования нет игры. Побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, индивидуальные и душевные силы.
Методы формирования общения, взаимодействия детей со сверстниками:
воспитатель - организатор
" двойная позиция " (например, ребенок берет на себя роль и водителя, и пешехода)
воспитатель – советчик
воспитатель – партнер
воспитатель инициирует любую сюжетно-ролевую игру
введение болельщиков
введение управляющего
Система работы включила в себя следующие направления:
создание условий развития игр с правилами
подбор и использование игр с правилами в совместной деятельности взрослого и детей
создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельной деятельности детей
взаимодействие с родителями
Создание условий развития игр с правилами.
1)Создание игрового пространства с помощью предметов, игрушек, игровых модулей.

2)Обеспечение места для игры.



3)Руководство взрослыми играми с правилами.
Этапы обучения играм с правилами:
учить объединять предметы сюжетом (до 15 предметов)


научить придумывать правила игры (предложить небольшой рассказ: нужен повод, для кого сочиняются правила)
дети игру с правилами превращают в сюжетно-ролевую, а для этого воспитатель превращается в «незнайку», «неумейку»
учить взаимодействовать по правилам игры
учить осознавать необходимость подготовительного этапа игры (прежде, чем начать действовать, договариваться о правилах игры)
Подбор и использование игр с правилами в совместной деятельности взрослого и детей.
1) Включение игр с правилами в организованную образовательную деятельность с детьми.
2) Включение игр с правилами в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность детей, прогулка, гимнастика после сна.
3) Включение игр с правилами в культурно-досуговую деятельность: развлечения, праздники.
Создание развивающей предметно-игровой среды для самостоятельной деятельности детей.
1)Подбор и использование готовых игр с правилами.


2)Использование игр с правилами, придуманных и изготовленных детьми совместно с воспитателями.



Формы работы с родителями:
Анкетирование родителей «Готовность своего ребенка к школе я рассматриваю…».
Очные и заочные консультации («Учите детей общаться», «Значение игр с правилами для подготовки детей к школе»). Выставка-демонстрация игр с правилами.
Просмотр видеофильмов («Мы играем в игры с правилами»).
Тематические родительские собрания: («Во что играют наши дети», «На пути к школе»).
Визиты родителей в группу для участия в педагогическом процессе по использованию игр с правилами для формирования произвольного общения детей со сверстниками.
Использование игр с правилами очень важно для подготовки детей к школе: в играх с правилами формируется произвольность в общении детей со сверстниками. Это ключевая предпосылка готовности к школе. Общаясь и взаимодействуя со сверстниками, ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения с ними, предметную ситуацию, но и на сознательно принятые задачи, нормы, правила. Общение приобретает определенный контекст, из него исчезают импульсивные реакции детей, уступая место осознанным действиям и высказываниям, соответствующим принятым задачам. «Собери колоски»
Материал. Корзинка; колоски, сделанные из бумаги; колосок-цифровичок для определения номера пары; медали; таблица; две косынки; секундомер.


Правила игры:
1. Дети делятся на пары по желанию. Определяется очередность пар.
2. Пара с завязанными глазами по команде собирает колоски в корзинку.
3. Колоски собираются в течение 30 секунд. (Используется секундомер.)
4. Заполнение таблицы.
5. Вручение медалей.
Ход.
Дети делятся на пары. С помощью колоска-цифровичка определяется очередность пар (каждая пара берет по одному зернышку с номером). На ковре стоит корзиночка, вокруг нее по кругу лежат «колоски». Выходит пара детей, воспитатель завязывает им глаза, дети по команде с завязанными глазами в течение 30 секунд собирают колоски в одну корзиночку. По истечении времени игра останавливается, дети пересчитывают собранные колоски, воспитатель в таблице отмечает количество собранных каждой парой колосков. Дети сами называют номер победившей пары. За быстроту, ловкость, сноровку паре-победителю вручаются медали.
« Угадай, что мы задумали».
Материал. Волчок со стрелкой, поднос с дарами осени.


Правила игры:
1. Выбирается водящий с помощью « волшебной стрелочки» (раскручивается волчок со стрелкой), он уходит в спальню.
2. Загадывается предмет. Дети договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Предмет называть нельзя.
3. Зовется водящий. Дети рассказывают о предмете, но не называют его.
4. На чьем рассказе водящий угадает, какой предмет задуман, тот и
становится следующим водящим.
5. Игра повторяется.
Ход.
Выбирается водящий, он уходит в спальню, остальных детей воспитатель приглашает сесть вокруг подноса с дарами осени. Воспитатель предлагает загадать предмет из даров осени. Ребята описывают его, договариваются, что каждый о нем будет рассказывать. Приглашают водящего и поочередно дают различные определения загаданному предмету, не называя его. Как только водящий отгадывает и называет предмет, игра заканчивается. Ведущим следующего кона игры становиться тот, на чьем рассказе была дана отгадка.
«Что я загадала?»
Материал. 10 кругов разного цвета и размера, фишки разного цвета, кубик с изображениями животных, мяч.



Правила игры:
1. Ведущий выбирается с помощью считалки.
2. Ведущий раскладывает круги от самого маленького до самого большого попорядку.
3. Кому ведущий бросает мяч – тот отгадывает.
3. Отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше», «меньше».
4. Кто ответит правильно – получает красный фант. Кто больше всех наберет красных фантов, тот выиграл. Он становится ведущим следующего кона игры.
5. Кто ответит неправильно – получает фант другого цвета. В конце игры некрасные фанты разыгрываются с помощью кубика (дети изображают животных).
6. После разыгрывания фантов игра заканчивается.
Ход.
Выбирается ведущий с помощью считалки. Он раскладывает перед детьми 10 кругов разного цвета и размера от самого маленького до самого большого попорядку. Напоминает правила. Предлагает детям отгадать, какой круг он загадал. Например:
Игрок: «Этот круг больше красного?»
Ведущий: «Да, больше.»
Игрок: «Он больше синего?»
Ведущий: «Нет.»
Игрок: «Больше желтого?»
Ведущий: «Да.»
Игрок: «Это зеленый круг?»
Ведущий: «Да.»
Правильно угадавшие, получают фанты красного цвета. Не отгадавшие – получают фанты другого цвета. По окончании игры некрасные фанты разыгрываются с помощью кубика (дети изображают животных). Кто больше всех набрал красных фантов – выигрывает и становится ведущим следующего кона игры.
«Разноцветная ярмарка».
Материал. Поднос с геометрическими фигурами, вырезанными из разноцветного картона; корзинка; волчок со стрелкой.


Правила игры:
1. Выбирается покупатель с помощью волчка.
2. Продавец должен продать один предмет, называя сам предмет и его цвет.
3. Покупатель должен сделать три покупки.
4.После этого выбирается новый покупатель, а продавцы меняют товары.
5. Игра начинается сначала.
Ход.
Выбирается покупатель с помощью волчка. Дети выстраиваются в круг. Каждый держит за спиной геометрическую фигуру, вырезанную из цветного картона - это «продавцы». Внутри круга ходит «покупатель». Дети хором произносят потешку:
Поля, Поля, не сиди!
По ярмарке походи!
Все товары хороши!
На что хочешь, покажи!
Стоп!
На последнем слове ребенок останавливается и делает «заказ» продавцу: «Мне нужны овощи (одежда, посуда, цветы)». Продавец должен предложить предмет из нужной категории, совпадающий по цвету и форме с фигуркой, которую он держит за спиной. Например: «У меня есть красный помидор», - достает круг красного цвета. Покупатель делает еще две покупки. Затем выбирается новый ведущий, продавцы меняют товары, игра начинается сначала.
«Собери фигуру».
1 вариант
Материал. Набор плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера, карточки – схемы, звезды, магнитофон.





Правила игры.
1. Дети выбирают схему с помощью музыки.
2. По схеме нужно выложить фигуру и сказать, на кого или на что она похожа.
3.Если фигура выложена правильно, участник игры получает звездочку.
Ход.
Пока звучит музыка, дети бегут вокруг столов. Когда музыка остановится, дети садятся около той схемы, у которой остановились, и начинают выкладывать фигуру. После того как задание выполнено, нужно сказать на кого или на что похожа фигура. Если фигура выложена правильно, участник игры получает звездочку.
2 вариант
Материал. Набор плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера, карточки – схемы, два «поля», «чудесный мешочек» с объемными геометрическими фигурами двух цветов по количеству детей, «золотые» и «серебряные» медали.





Правила игры:
1. Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка».
2. Каждая команда выкладывает по одной фигуре по схеме на «поле».
3. Та команда, которая закончит первой, побеждает.
4. Каждая команда должна сказать, на кого или на что похожа выложенная фигура.
5. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные».
Ход.
Дети делятся на две команды с помощью «чудесного мешочка». Дети, доставшие желтые фигуры, – команда «желтых», синие – команда «синих». По сигналу воспитателя команды начинают собирать фигуру, каждая на своем «поле», используя карточки-схемы. Та команда, которая быстрее справилась с заданием, выигрывает. Каждая команда представляет свою фигуру. Победившая команда получает «золотые» медали, проигравшая – «серебряные».
«Три шашки».
Материал. Рабочее поле – часть шахматной доски три клетки на три (2 шт.), полоска картона равная по длине трем клеткам (2 шт), три шашки (2 комплекта), «чудесный мешочек» с черными и белыми шашками по количеству детей.


Правила игры:
1.С помощью считалки выбирается судья, который будет проверять, правильно ли члены команды выложили шашки.
2. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» команде. Кто достанет белую – в «белой».
3. Шашки нужно выложить так, чтобы палочка не смогла закрыть три клетки подряд.
4. Шашки по диагонали не выкладывать.
5. Та команда, которая правильно выполнит задание, побеждает.
Ход.
С помощью считалки выбирается судья. Дети делятся на команды. Кто достанет из мешочка черную шашку, тот в «черной» команде. Кто достанет белую – в «белой». Судья напоминает правила игры. По его команде дети начинают выполнять задание.
Как только одна из команд закончит, судья проверяет правильность выполнения задания. Та команда, которая правильно выполнила задание, побеждает. Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….1. Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте …………….……………………………….………………………................

1.1. Игра с правилами. Её понятие и сущность…………………………..

1.2. Выдающиеся педагоги о роли игры с правилами в воспитании ребёнка …………………………………………..................................................

1.3. Формирование нравственных качеств у детей в игре………………………….

2. Методика руководства игры с правилами в дошкольном возрасте……………..
2.1. Практические рекомендации по организации игр с правилами………….
- Дидактические игры для младшей, средней, старшей групп.
- Подвижные игры для младшей, средней, старшей групп.
2.2. Картотека игр с правилами для детей дошкольного возраста.

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Игра с правилами – ведущий вид игры в старшем дошкольном возрасте. В игре происходят важнейшие изменения психики детей, осуществляется подготовка к новой, более сложной деятельности – учению, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.

В работе раскрывается влияние игры с правилами на нравственные качества личности ребёнка. Все основные моменты, касающиеся использования игр с правилами в дошкольном возрасте, постараюсь отразить в данной работе.
Цель курсовой работы: изучение влияния игры с правилами на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации игр с правилами с детьми дошкольного возраста.
Предмет исследования – игра с правилами как средство развития нравственных качеств дошкольников.
Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи:

· Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

· Раскрыть понятие и сущность игры с правилами;

· Изучить мнения выдающихся педагогов о роли игры с правилами в воспитании ребёнка;

· Раскрыть методику проведения игр с правилами в дошкольном возрасте;

Методы исследования:

· Теоретические (изучение литературы, идеализированная модель)

1.Теоретические аспекты организации игр с правилами в дошкольном возрасте

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра с правилами – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Ведущим видом деятельности является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии.
Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования – воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.
Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.
В процессе развития личность проходит периоды особенной открытости конкретным социальным действиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом таковой открытости разным социально-нравственным, духовным и педагогическим действиям и готовности к их принятию считается дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни. Данный шаг считается более сензитивным для формирования этой готовности, а способность исполнять моральный выбор у деток данного возраста формируется на базе развивающейся нравственно-оценочной работы сознания и обусловлена их нуждою в согласии и признании. В фундамент становления данной возможности ложится развивающаяся самодостаточность ребенка-дошкольника и его стремление по доброй воле идти по стопам социально-одобряемым нравственным идеалам поведения.
Подвижные игры довольно существенны для всестороннего становления ребенка. Значение их не только в том, что они развивают перемещения детей, но и в том, что побуждают детей быть волевыми, активными, деятельными, размышлять, достигать успеха.

Игра с правилами. Её понятие и сущность

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.
Д. Б. Эльконин указывал, что игра возникает из условий жизни ребенка обществе и отражает эти условия. В ней происходит «первичная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает особо знание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».
С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста. (см. рис. 1)

В данной работе рассматриваются игры с правилами, а так же их влияние на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.

Проблемой игры в обучении детей дошкольного возраста занимались и занимаются многие ученые педагоги и психологи. У истоков изучения дидактической игры, как основы обучения детей стоял Ф. Фребель, М. Монтессори. Много внимания дидактической игре уделяли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Л.А, Венгер, А.П, Усова, В.Н. Аванесова и др.

Так же многие ученые подчеркивали важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания, умения и навыки в различных сферах деятельности. (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева)

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, служит хорошим средством подготовки детей к школе.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, по форме организации, по виду обучающих задач. В педагогике существует различные взгляды на классификацию дидактических игр. И, конечно же, важным моментом является руководство дидактическими играми, используемыми в работе с детьми дошкольного возраста, со стороны педагога.

Все основные моменты, касающиеся использования дидактических игр в дошкольном возрасте, я постараюсь отразить в данной работе.

Игра - один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин) и основным средством воспитания и обучения детей.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева) .

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляла собой основу воспитательно-образовательной работы в детском саду. Он подчеркивал, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. (3, стр.334) он впервые в истории педагогики выделил игру, как особое средство, необходимое для развития детей дошкольного возраста.

М. Монтессори так же огромное значение придавала игре. Она утверждала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По ее мнению они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми. Но эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей педагог ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Остановимся подробнее на значении дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Например, многие дидактические игры по формированию математических представлений у детей направлены на развитие у ребят логического мышления, с их помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, учатся производить анализ, синтез, решать задачи.
Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

Большую роль в развитии речи детей играют дидактические игры. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры. В методике развития речи повсеместно используются дидактические игры, направленные на решение основных задач развития речи детей: обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие навыков монологической и диалогической речи, обучение детей белорусскому языку. Из этого можно сделать вывод, что дидактическая игра является одним из средств развития речи детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Дидактическая игра, как одна из многообразных игр дошкольника, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха.

Конечно же, воспитательное значение дидактической игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. Например, Игра «Соедини части, получишь целое» развивает усидчивость, сосредоточенность, требует сообразительности и наблюдательности.

Множество игр знакомит дошкольников с трудом взрослых, дети узнают особенности той или иной профессии. Ребята совместно с педагогом могут участвовать в изготовлении дидактических игр, атрибутов к ним совместно. Следовательно, через дидактическую игру воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
Учитывая зависимость от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяютсяпо содержанию(математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­имповедением, определяет их воспитательное значение.
В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытается са­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольников способности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождает стремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

1.2. Выдающиеся педагоги о роли игры с правилами в воспитании ребёнка

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

1) для всестороннего гармонического развития

2)в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был знаменитый чешский педагог-демократ Ян Амос Коменский (1592-1670). Он считал игру важной формой работы ребенка, отвечающей его природе и предрасположенностям: игра - серьёзная умственная работа ребенка, в какой развиваются все виды возможностей малыша, расширяется и обогащается круг представлений о находящемся вокруг мире, развивается речь; в общих играх ребенок сближается со сверстниками. Рассматривая игру как условие "веселого юношества и как" средство многостороннего, гармонического становления ребенка, Я. А. Коменский рекомендовал совершеннолетним тщательно относиться к играм деток, мудро управлять ними.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов-филантропистов (И.Б. Базедов, X.Г. Зальцман и др.). С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. Взгляды Фребеля на игру отражали религиозно-мистические основы его педагогической теории. Процесс игры, утверждал Ф. Фребель,- это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя, Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение: игра является наиболее типичной деятельностью для дошкольников. Поэтому основой воспитания Фребель считал игру. Им разработаны различные игры для детей (подвижные, дидактические), среди них игры «с дарами». Этим играм Фребель придавал особое значение.

В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему главное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материалами; самостоятельным творческим играм детей не придается ценности.

Важные мысли о роли игры в формировании ребенка содержатся в трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др.

К.Д. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от общественного окружения. Он утверждал, что игры не протекают для малыша безо всяких следов: они имеют все шансы определить характер и поведение человека в обществе. Так, «дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не просто отучается от сего направленности и в реальной жизни». К.Д. Ушинский придавал большое значение совокупным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, впрочем считал необходимым направлять детские забавы, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Веский взнос в исследовании педагогики игры внес П.Ф. Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал игру как упражнение при посредстве которого ребенок готовится к жизни. В своей педагогической системе П.Ф. Лесгафт уделял основное внимание, физическому воспитанию детей. Он разработал систему подвижных игр, в которых развиваются физические и духовные силы ребенка.

Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и значением воспитателя, организующего быт и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Большое значение она придавала подвижным играм, которые считала главнейшей формой физических упражнений. По ее воззрению, подвижные игры дисциплинируют, развивают чувство ответственности и коллективизма, но их надо кропотливо выбирать в соответствии с возрастными возможностями ребят.

Особенная награда принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она верно считала, что дидактическая игра выделяет вероятность развивать различные возможности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она обозначила особую роль педагога в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева придумала большое количество дидактических игр, которые до сих времен применяются в детских учреждениях.

В ряде дел Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании малыша. Она считала, что игра всецело отвечает потребностям ребенка дошкольного возраста в движениях, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, энергичность, живость фантазии, пытливость. Совместно с тем она рассматривала игру как ключевое средство воспитания и добивалась, чтобы жизнь детского сада была заполнена различными играми-забавами, важными для здоровья детей и их правильного развития. Н.К. Крупская рассматривала игру и как средство познания мира: через игру малыш изучает цвет, форму, свойства материалов, исследует растения, животных. В игре у детей развивается умение следить, расширяется кругозор, выявляются вкусы и требования.

Особое значение придавала Н.К. Крупская игре в деле воспитания коллективистических чувств. Она призывала педагогов всякими способами помогать детям в их союзе, выделяя, что в игре ребенок лучше усваивает значение правил и необходимость их соблюдения: в коллективной игре воспитываются воля, выдержка, самообладание; игра обучает совместному, коллективному деянию, вырабатывая умение владеть собой; игра воспитывает в детях конкретную организованность.

Н.К. Крупская подчеркивала надобность вдумчивого и нешуточного управления играми детей. Продумывая задачи и содержание игр с правилами, нужно помаленьку усложнять их. Невозможно шаблонизировать игры, нужно давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание игры. Впрочем, нужно отводить небезопасные игры, возбуждающие у ребят ненужные чувства. Нужно кропотливо анализировать существующие игры с точки зрения их общественно-воспитательного смысла: как те или иные игры воспитывают умение коллективно откликаться, коллективно работать, как они соединяют, дисциплинируют, организуют.

Идеи Н.К. Крупской были развиты и реализованы на практике выдающимся русским воспитателем А.С. Макаренко. Он присваивал игре большое значение в воспитании ребенка. Н.К. Крупская и А.С. Макаренко рассматривали игру как деятельность, в которой складываются свойства личности будущего гражданина и функционера: чувство коллективизма, энергичность, творчество, умение одолевать трудности; развиваются физиологические и психологические возможности ребенка, нужные для грядущей жизни.

Разноплановую оценку получила всемирно знаменитая система дидактических игр, создателем которой считается М.Монтессори. По определению пространства игры в жизни детского сада она близка к позиции Фребеля: игра обязана быть учащей, в неприятном случае это «пустая» игра, не оказывающая воздействия на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала заманчивые дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы были устроены так, что малыш имел возможность автономно выявить и выправить промахи, развивая при этом волю и упорство.

1.3. Формирование нравственных качеств у детей в игре.

Всё начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И от того, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирование основ моральных качеств, требуется уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить, человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни. А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Для формирования нравственных качеств хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств : самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно -волевой сферы -- важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении , зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции . Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей , к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей , неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия , выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств . И чем прочнее сформированы эти качества , чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками . Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того , как оно формировалось , какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности. (см. рис. 2)

Рис. 2
Для формирования любого нравственного качества важно , чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества , о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством , т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества .
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству , которое, в свою очередь, формирует социальные чувства . Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества . Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества .
В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность , обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры , связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.
С одной стороны, игра - самостоятельная деятельность ребе

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ
Рубрика (тематическая категория) Образование

Игры с правилами - особая группа игр, специально со­зданных народной или научной педагогикой для решения определœенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, яв­ляющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).

Учитывая зависимость отхарактера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидакти­ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебеж­ками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет­ные игры, в которых играющие выполняют роли (ʼʼКошки- мышкиʼʼ, ʼʼМагазин сувенировʼʼ), и бессюжетные (ʼʼПалоч­ка-выручалочкаʼʼ, ʼʼЧто изменилось?ʼʼ и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результа­та͵ выигрывать. Но данный игровой процесс опосредован какой- то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определœенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчинœенным игровым условиям в виде пра­вил. Как справедливо указывал А.Н.Леонтьев, овладеть правилом игры - значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять сво­им поведением, определяет их воспитательное значение.

В планеморального развития Д. Б. Эльконин особо вы­делил в играх с правилами те, в которых имеетсядвойная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вер­нуть в круг игрока, ʼʼзасаленногоʼʼ ранее. Значит, поведе­ние в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь това­рищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед со­бой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в иг­рах с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются не часто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: ʼʼПомоги Артему завязать шарфʼʼ; ʼʼПомоги Лизе убрать кубикиʼʼ. Товарищескую солидар­ность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело - игры с правилами, требующие от участников взаимопомо­щи, особенно если действуют и соревнуются команды (ʼʼЧье звено скорее построит дом?ʼʼ, игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участни­ку сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает правила, спо­рит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигрываю в игре ʼʼНазови растениеʼʼ). Ценно и то, что ребенок пытаетсяса­мостоятельно оценить свои действия и действия других иг­рающих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами бла­гоприятны для развития у дошкольниковспособности к вза­имооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной си­туации игры, которая ему интересна, ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требовани­ям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, т. е. рождаетстремление к самосовершенство­ванию. Также и успех в игре (был ловким, сообразитель­ным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собствен­ных глазах и глазах других детей, побуждает к новым уси­лиям и достижениям. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, игры с правилами - важнейшее средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры – это обучающие игры, целью которых является умственное развитие ребенка, развитие его познавательной деятельности, интеллектуальных операций, воспитание произвольности поведения и нравственно-волевых качеств личности. Они проводятся как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду.

По характеру используемого материала дидактические игры делят на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. В дидактических играх с предметами и игрушками дети осваивают действия с предметами и тем самым познают разнообразные их свойства: цвет, величину, форму, качество. Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино) отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей раннего возраста.

В процессе этих игр малыши усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с их изображениями на картинках. Разнообразны и умственные задачи, решаемые в настольно-печатных дидактических играх: закрепление знаний о предметах, их назначении, составление пар; дети учатся сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы, составляют целое из частей.

На третьем году жизни словесные игры в «чистом» виде не проводятся, а организуются словесно-двигательные игры. Словесно-двигательные дидактические игры построены на словах и действиях играющих и имеют большое значение в речевом развитии детей. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится в самостоятельную сюжетную игру.

Дидактическая игра имеет определенную структуру и при составлении конспектов дидактических игр необходимо отразить в них основные структурные компоненты игры: дидактическую задачу(обучающую), игровую задачу, игровое действие и правила игры..



Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей с учетом уровня их психического развития. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть: развитие представлений об окружающем (животном и растительном мире, о предметах и игрушках, событиях общественной жизни); развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи). Дидактическая задача может быть связана с сенсорным развитием ребенка (научить детей различать и правильно называть цвета, различать геометрические формы, формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, по расположению в пространстве) и т.д.

Определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь ввиду, какие знания детей (о природе, окружающих предметах, социальных явлениях) должны закрепиться, усвоиться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны формироваться (сравнение, обобщение), какие качества личности ребенка можно развивать посредством данной игры (наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность, честность). Например, в дидактической игре «Магазин» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Учить детей называть предметы, выделять их по цвету, форме, величине, отбирать указанный предмет среди других, задавать вопросы; познакомить с формами вежливого обращения: пожалуйста, спасибо»; в дидактической игре «Что это?» обучающая задача может звучать так: «Обогатить знания детей о предметах домашнего обихода (чайной посуде), объяснить назначения чашки и стакана, указать их отличительные признаки, формировать бережное отношение к ним» и т.д.

В дидактической игре обучающая задача осуществляется через игровую задачу , которая определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, в игре с пирамидкой игровая задача заключается в том, чтобы собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию; при игре в лото – первому закрыть все клеточки большой карточки. Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнай, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Угадай по описанию», «Сложи картинку» и т.п. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача – развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагается игровая задача: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы и отгадывать эти предметы по звуку. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий и стимулируется желание их выполнять

Основу дидактической игры составляют игровые действия . Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; положить красный шарик в красную коробочку; большому мишке дать большую чашку, маленькому – маленькую; подобрать кукле наряды; разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто кричит; самому изобразить как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и т. д. В играх детей раннего и младшего дошкольного возраста игровые действия простые. Ребенка младшего дошкольного возраста увлекает само игровое действие с предметами. Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Игровые правила определяют, что и как надо делать в игре каждому ребенку, указывают пути достижения цели. Правила в игре разнообразны: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Например, в игре «Что изменилось?» игровое правило заключается в том, что отвечает только тот ребенок, кого назовет матрешка-мама, и отвечать надо громко; в игре «Чудесный мешочек» игровое правило – предмет из мешочка можно достать только после того, как правильно его назовешь и т. д. Правила носят обучающий, организующий и дисциплинирующий характер и чаще всего соединены между собой. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, устанавливают их последовательность, регулируют отношения между играющими.

Таким образом, в дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил, между которыми существует тесная взаимосвязь: игровой замысел определяет характер игровых действий, а игровые правила помогают решить игровую задачу. Ребенок в игре учится непреднамеренно.

Подвижные игры направлены на разностороннее развитие моторной сферы детей, способствуют овладению основами двигательной культуры, учат ориентироваться в пространстве, выполнять действие в соответствии с правилами и текстом игры, приучают детей реагировать на сигналы в движении. Использование подвижных игр обеспечивает необходимую организму физическую нагрузку и удовлетворяет потребность детей в движениях.

Организация и методика проведения игр с правилами осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ (см. источник № 1). При проведении игр важно, чтобы игра была занимательной для ребенка, цели осознаны воспитателем, а ребенок принимал игру. Никогда не следует принуждать детей к игре и наказывать в игре.

В группе «Малыши», согласно программе воспитания и обучения «Пралеска», могут быть проведены подвижные игры с ходьбой и бегом: «К куклам в гости», «Кто тише», «Догоню», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес» и др., игры с подпрыгиванием и прыжками: «Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке» и др., игры с подползанием и ползанием: «Воротца», «Обезьянки», «Доползти до погремушки», «Кролики», «Наседка и цыплята» и др., игры с бросанием и ловлей: «Мяч в кругу», «Лови мяч», «Сбей кеглю» и др., а также дидактические игры, уточняющие представления детей о предметах и их качествах: «Собирание цветных шариков», «Катание шариков», «Найди такой же и принеси», «Один и много» и др.; игры, уточняющие представления детей о природе и труде людей: «Кто или что это?, «Кто что делает?», «Кто найдет такую же» и др., а также дидактические игры с движением: «Я могу идти (бегать, прыгать) так, а ты?»

Дидактическая игра

“ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК”

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характернымпризнакам; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровая задача. Узнать, что в мешочке, отгадать знакомый предмет на ощупь.

Игровые правила. Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.

Игровые действия. Ощупать предмет в мешочке, назвать его и достать из мешочка.

Материал. Предметы и игрушки окружающей обстановки (кукла, машинка, посуда, муляжи овощей и фруктов и т.д.).

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям (чашка, ложка, огурец, помидор, пирамидка, матрешка). Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он проводит краткую беседу, в ходе которой уточняется название предмета (игрушки), их функциональное назначение, характерные признаки. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

– Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу в мешочек. Никто никому не подсказывает

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе.

Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом

отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек). Вася, опусти руку в мешочек, ощупай предмет. Что там лежит? (машинка) Ты правильно назвал предмет. Это машинка. Доставай ее из мешочка. А теперь Вася выбери того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек. (Ребенок может выбирать не только следующего игрока, но и игрушку, которую положит в мешочек).

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек, которые с детьми заранее не рассматривались. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

Дидактическая игра

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

Дидактическая задача: Закрепить умение детей одевать куклу по погоде, правильно называть предметы одежды, одевать их в определенной последовательности. Воспитывать заботу о кукле.

Игровая задача. Одеть куклу на прогулку.

Игровые действия. Одевание куклы.

Игровые правила. Выбрать необходимую одежду, правильно называть ее, одевать куклу в определенной последовательности. Брать только по одному предмету одежды.

Материал. Кукла, одежда для куклы, зонтик.

Ход игры. Говорю детям, что кукла Катя уже выздоровела и ей нужно погулять. Но одеть на прогулку куклу нужно так, чтобы она вновь не простудилась /т.е. соответственно погоде/.

Предлагаю детям поочередно выбрать из одежды необходимую, уточняю название предметов одежды и последовательность одевания.

Если на улице пасмурно, то спрашиваю: – Что еще нужно взять кукле на прогулку? /зонт/.

После того, как кукла готова идти на улицу, дети тоже одеваются. Кукла Катя «напоминает» последовательность одевания, «уточняет» у некоторых детей название предметов одежды.

Литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М., 1984.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1978.

4. Фролова А.Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. – Киев, 1989.

1.3 Игра с правилами

В конце концов, претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам.

Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации. Воображение тоже связано со смыслом и, более того, для своего развития предполагает специальные задания на осмысление. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с правилами - это игры коллективные. В них встречаются два рода отношений. Это отношения соревновательного типа - между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выиграет, то другой проиграет), и отношения подлинного сотрудничества - между участниками одной команды. Такое сотрудничество, участие в коллективной деятельности помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны. Это очень важно. Например, ребенок играет в «колдунчики». Он убегает от «колдуна» и, кроме этого, может «рассалить», «оживить» уже заколдованного. Сделать это малышу бывает страшно: его ведь могут заколдовать. Но если взглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он расколдует своего товарища, то тот потом сможет расколдовать его самого. Умение посмотреть на ситуацию со стороны непосредственно связано с самым важным компонентом воображения - особой внутренней позицией. Ведь именно эта позиция и дает ребенку возможность вносить смысл в ситуацию, делать плохое хорошим, страшное смешным.

Таким образом, игра с правилами, наряду с рассмотренными нами режиссерской, образно-ролевой и сюжетно-ролевой играми, - необходимое условие развития воображения в дошкольном возрасте.

Игры с правилами принято делить на дидактические и подвижные.

Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети «заболевают» видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.

В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности.

Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы. Для взрослого же это отличная возможность наблюдать за уровнем взаимодействия и выделять некоторые тревожные знаки.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.

В последнее время появилась тенденция к замене подвижных игр спортивными занятиями. В какой-то мере это нормально, если учитывать рост уровня физической культуры населения. Однако игра должна оставаться игрой – увлекательным разнообразным занятием. А спорт подразумевает однообразные оттачивания определенных навыков и движений. Спорт стал престижнее игры. А между тем подвижная игра отражает педагогический талант целого народа, и в ней заложено много смысла. Предположим, у нас есть мальчик, талантливо играющий в футбол в роли нападающего. Он уже вряд ли станет вратарем или защитником. Таким образом, появляется однобокость, негибкость развития. Лапта или вышибалы – это одни из любимых игр, но футбол в данном случае становится единственной.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Первые строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Вторые организуются и проводятся взрослыми и без их участия не существуют.

Для дидактической игры, как и для другой любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла. Игровые задачи могут быть самые разные. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила, ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие «наказание» за нарушение других правил и совершенно других действий. Между игровым замыслом, игровыми действиями и правилами существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. Это свойство игры - обучать и развивать ребенка через игровой замысел, действия и правила – автодидактизм.

Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. Существует большое количество игр, направленных на систематизацию знаний.

В процессе дидактической игры совершенствуются познавательные процессы ребенка. В играх с народными дидактическими игрушками совершенствуется сенсорная культура детей: развивается восприятие цвета, величины, формы предмета. В некоторых словесных играх совершенствуются операции мышления: сравнение, обобщение, классификация. В целом ряде игр формируется сообразительность и умственная активность. Каждая дидактическая игра требует длительной концентрации внимания, имеются специальные игры, развивающие внимание.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания.

Дидактическая игра – это средство всестороннего развития ребенка. Причем, учитывая, что игра – это всегда увлекательное занятие, она вызывает непроизвольное внимание, что существенно облегчает восприятие новых навыков и не перегружает ребенка. Выходит, вместо того, чтобы заставлять ребенка заниматься неинтересной ему деятельностью, можно попытаться представить эту деятельность в виде увлекательной игры.

Следует отметить, что сложность игры должна возрастать по мере взросления детей. Как только ребенок осваивает данный вариант игры, нужно показать ему новый вариант, усложнить задачу. Сами дошкольники не способны использовать все возможности игрушек.

Наконец, обозначим основные типы дидактических игр.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Игра по правилам зачастую носит соревновательный характер, что отличает ее от сюжетно-ролевой. Здесь появляются проигравшие и победители. Но грамотно поставленная игра способна помочь даже самым робким принять участие во всеобщем занятии.