Игра каркассон наука и магия. Настольная игра Каркассон

Настольная игра Каркассон пользуется славой одной из лучших настольных игр мира. В чём превосходство Каркассона? В простых правилах, в многообразии партий, в их небольшой продолжительности, в отсутствии открытой конфронтации между игроками - это классический образец игры "в германском стиле".

Тема игры - освоение территорий вокруг Каркассона, одного из крупнейших замков, а позже и городов Франции. Несколько игроков исполняют роли феодалов, которые разведывают, что да как в окрестных землях, и берут под контроль дороги, захватывают пахотные угодья, строят города и монастыри.

В Каркассоне действия игроков предельно просты. В свой ход игрок должен взять картонный квадрат с участком средневекового ландшафта и выложить его на стол к уже выложенным квадратам по принципу домино. Новый квадрат должен продолжать уже существующую картину мира - дорога смыкается с дорогой, пастбище с пастбищем, городская стена - с другим её участком. Когда благодаря размещению квадрата на столе возникает новый объект (например, дорога отходит в сторону от перекрёстка), игрок, выложивший этот квадрат, может застолбить этот объект за собой. Для этого он должен взять одну деревянную фигурку из своего резерва и поставить её на квадрат. Теперь в его интересах развить и завершить этот объект (т.е., в нашем примере, замкнуть дорогу следующим перекрёстком). Развивать объекты следует, соблюдая известную осторожность: если игрок не завершит этот объект до конца игры, он не получит за него ничего. По завершении, игрок снимает своего человечка с объекта и получает определённое число очков.

Ключевой стратегический момент игры - это время, когда игрок решает, "куда ставить-то" новый квадрат земли. Игрок выбирает, что для него выгоднее, ведь один квадрат может дать несколько вариантов размещения с разными последствиями. Продолжить свой объект или помешать противнику завершить его монастырь/город/дорогу? Рассердить коварным ходом одного соперника или раззадорить своими успехами всех? От простого выбора зависит не только победа или поражение в игре, но и эмоциональный настрой всей компании. А такой выбор делается на каждом новом ходу! Кроме того, значимость выбора повышается по мере приближения игры к финалу. В резерве остаётся всё меньше свободных квадратов, а число вариантов размещения квадрата с каждым ходом только увеличивается. При этом у игроков всё меньше шансов завершить начатые объекты или исправить последствия "вражеской диверсии". Напряжение, как и положено в хорошей игре, нарастает, сопротивление игроков друг другу увеличивается, сила эмоций достигает пиковых значений. Лучше всего сыграть самим: чтение о чужих переживаниях не сравнится с собственными ощущениями.

Каркассон - это название старинной французской крепости, а также замечательная настольная игра для 2-5 человек, известная во всём мире, обладающая множеством наград, высокими оценками и большим разнообразием дополнений. В чём секрет успеха? В простых правилах, но в то же время глубоком игровом процессе, в очаровательном оформлении, в интересной механике строительства королевства, в милых подданных и многом другом…

Каркассон: Наука и магия - это сборник дополнений для Каркассона, с которым игровой процесс станет еще разнообразней. Волшебство и технологии на службе средневекового люда! В этой коробке вы найдете семь дополнений: Летательные аппараты, Гонцы, Паромы, Золотые рудники, Маг и ведьма, Грабители и новый набор Кругов на полях.

Дополнение Каркассон: Наука и магия замешивается с базовыми тайлами обычного Каркассон и играется по обычным правилам.

В завершающей статье цикла "Каркассон. Бесконечное строительство" читатель по имени Завен рассказывает о самом свежем наборе, появившимся на российском рынке — Наука и магия , а также рассуждает на тему "что не так с расширениями к Каркассону".

Часть 3. “Наука и магия”

Завершающая статья нашего цикла, повествует о последнем наборе дополнений для настольной игры “Каркассон”, который получил название “Наука и магия”. Данный набор содержит 7 дополнений: “Летательные аппараты”, ”Гонцы”, ”Грабители”, ”Паромы”, ”Золотые рудники”, ”Маг и ведьма”и ”Круги на полях” (на самом деле “Круги на полях 2”). Данные набор, в отличие от предыдущих, состоит исключительно из мини-дополнений.

Про дополнение “Круги на полях” было написано в прошлой статье. В данном наборе появилось 6 новых тайлов с кругами на полях, но никаких новых правил к ним не появилось. Соответственно, мы не будем останавливаться на этом дополнении, а рассмотрим остальные 6 расширений.

Летательные аппараты.

В рамках данного расширения в игру были включены следующие новые компоненты:

  • 8 квадратов местности с летательными аппаратами
  • 1 особый шестигранный кубик (1,1,2,2,3,3)

Первые эмоции, которые у меня возникли, когда я открыл коробку с набором дополнение - “Кубик? “В Каркассоне?” Зачем?”. Оказывается, он используется исключительно для того, чтобы определить насколько клеток полетит мипл, выставленный на летательный аппарат. Разумеется, как и во многих других дополнениях для Каркассона, на использование летательного аппарата имеется несколько ограничений: можно приземляться только на незавершенный объект; можно приземлиться на занятый объект; нельзя приземляться в поля; и последнее - нельзя приземляться на пустую клетку.

Оценка дополнению: 1/10. Отвратительное, и что самое главное абсолютно ненужное дополнение для “Каркассона”. Логика предыдущих наборов дополнений четко прослеживается и здесь - Клаус-Юрген Вреде явно жалеет о первоначальной неподвижности миплов и пытается всеми правдами и неправдами это изменить. Данное дополнение, мало того, что ломает базовые механики, так ещё и в какой-то степени становится “читерстов”, придя в нужный момент игроку пытающемуся захватить вражеский замок или другой объект. Некоторую случайность вносит кубик, но, как правило, очень небольшую и незаметную. Несуразность данного дополнений подкрепляется тем, что по логике вещей летательных аппаратов не было вплоть до 1903 года. Соответственно, не смотря на изначальную не очень высоко. Остается открытым вопрос - зачем оно было придумано и введено в игру?

Дополнения “Гонцы” и “Грабители”


Эти два дополнения посягнули на единственную, казалось бы, неприкосновенную вещь в игре - дорожку подсчета очков.

Дополнение “Гонцы” включает в себя:

  • 6 фишек гонцов разных цветов
  • 8 квадратов посланий

Гонцы, вставая на темные секторы дорожки подсчета очков, тянут квадрат событий и выполняют соответствующие им действия. При этом гонцы выставляются на дорожку сначала игр и можно их двигать в любой момент, вместо мипла, стоящего там. В любом случае, в конце игры их пройденный путь сложиться.

Оценка дополнению: 1/10: Абсолютно бессмысленное дополнение, ломающее значение мипла на дорожке с очками. Теряется смысл в движении обычного подданного по дорожке, поскольку гонец может получить послание, которое принесет дополнительные очки. Это не говоря уже о читерстве некоторых посланий…

Дополнение “Грабители”, включает в себя:

  • 6 фишек грабителей разных цветов
  • 8 новых тайлов местности

Грабители менее безобидны - они всего лишь позволяют получить дополнительные очки за счет завершенных объектов других игроков, но всё же легкое читерство во всем этом читается. Можно грабить владельцев больших городов и получить очки фактически ни за что, достроив город соперника.

Оценка дополнению: 1/10. Грабители - чистой воды читерсво, работающее при желании нажиться на чужих победных очках.

Паромы.

В дополнение “Паромы” включены следующие компоненты:

  • 8 фишек паромов
  • 8 квадратов местности, на которых можно выставить паромы.

На мой взгляд, данное дополнение лишено смысла. По своей сути, паромы - это те же трехсторонние тупики из базовой игры, только с условием, что закончить ей можно только одну дорогу, а две другие объединяться между собой.

Оценка дополнению: 2/10. После замешивания данного дополнения у нас в компании остался один вопрос, какой в нём смысл? Строить более длинные дороги? Или ломать дороги конкурентам? Это дополнение оно само по себе, и ни с какими другими никаким образом не пересекается. И при всем при этом оно теряется при большом количестве тайлов. Напрашивается только один вывод: это очередное бессмысленное дополнение для “Каркассона”.

Золотые слитки.


Данное расширение было включено:

  • 8 тайлов
  • 16 деревянных фишек золотых слитков.

Сразу скажу, это дополнение не такое плохое, на мой взгляд, как все предыдущие в рамках данного обзора. Однако, несколько, опять же, на мой взгляд, фатальных ошибок предопределили его судьбу. По своей сути оно чем-то, похоже на дополнение из первого набора “Купцы и строители”. На тайл с золотым слитком выставляется фишка + на любой соседний тайл и по итогу владелец объекта, после его завершения получает очки.

Золотые слитки могли стать приятным бонусом, как, к примеру, товары из упомянутого выше дополнения, если бы не одно но - очки начисляются по разному в зависимости от итогового количества золотых слитков. Учитывая общую рандомность “Каркассона” это может оказать существенное влияние на финальный подсчет очков. По итогу, мы плюнули на официальные правила и решили, что каждый слиток будет приносить по 2 очка, после первой же партии с этим допом. В той партии, получилось так, что 14 слитков собрал один игрок и получил при финальном подсчете 56 очков за них, что существенно изменило итоговый порядок игроков на финише.

Оценка дополнению: 4/10. Если следовать официальным правилам - то смело может отнять от оценки дополнения 2 балла, поскольку оно может сильно испортить игру, особенно при игре малым составом. Если же использовать хоумрулы (наподобие предложенного мной выше), то, у данного расширения неплохой потенциал, тянущий примерно на 6 баллов. Почему всего 6? Потому что, при всем хорошем, что в данном расширении имеется - оно вторично на фоне “Купцов и строителей”.

Золотые слитки.

Последнее расширение в данном наборе получило название “Маг и ведьма” и содержит следующие компоненты:

  • 8 магических тайлов
  • 1 фишку ведьмы (оранжевая)
  • 1 фишку мага (фиолетовая)

Здесь все довольно просто. Маг и Ведьма могут выставиться при выпадении магического тайла. Что же они делают? Маг прибавляет по 1 очку за каждый квадрат замка или дороги, на котором он стоит. Притом это работает даже в конце игры. Ведьма в свою очередь снимает половину очков за объект, на котором стоит.

Оценка дополнению: 3/10. Ну, зачем же вы товарищ Вреде добавили ведьму? Не было бы её - был бы отличный усилитель очков, в лице мага, а так очередное манчкинство. Но главная проблема этого дополнения в другом — крайне малая количество магических квадратов.

Общая оценка набора: 2/10. Очень плохой набор дополнений целиком набитый несуразными дополнениями и плохими геймдизайнерскими решениями. Вместо того, чтобы приумножать существующие механики - появляются новые, которые не приносят ничего интересного, а лишь идут в угоду моды на разнообразие. Игра “Каркассон”, если сравнивать с животными, первоначально была чистокровным арабским скакуном. Сейчас же, вместе со всеми дополнениями из данного набора, его как будто нашпиговали стероидами, из-за которых у него выросли три дополнительные лапы, выпала грива, а тело покрылось огромными волдырями.

Bonus. Рассуждения на тему.

Говоря о дополнениях к “Каркассон”, налицо возникает дефицит геймдизайнерской мысли. Нет-нет! Поймите меня правильно - Клаус-Юрген Вреде абсолютно точно любит свою игру, однако, он не может признать то, что игра уже должна была завершиться примерно 20-25 дополнений назад, а не доиться до последнего (всего вышло около 30 дополнений для оригинального “Каркассон”). Тогда бы игра стала бы золотым фондом настольных игр. Сейчас же, к ней отношение испорчено уже окончательно и выглядит оно примерно так: “База была хороша, вот дополнения местами” или “Игра была хороша лет 10 назад, до выхода дополнений”. Обидно, на самом деле, за “Каркассон”, главной проблемой которого стало неумение её автора во время остановиться и сказать “Хватит!”.

Те, кто любит Каркассон, будут счастливы получить набор со всей кучей имеющихся дополнений — они разнообразят игру, иногда делают её чуть сложнее, но всегда — намного интереснее. Все дополнения подходят к классическому Каркассону и Колесу фортуны . Можно добавлять по одному каждый раз, а можно вообще использовать все вместе. Только не запутайтесь в расчетах, когда у вас на одном тайле будет маг, летающий аппарат и слиток золота, например.

Что это за дополнения?

  • Летательные аппараты. Благодаря тайлам местности с обозначением аппарата, крестьянин может перелетать 1, 2 или 3 тайла и оказываться даже на чужой территории вполне законно. Сколько полетит тот или иной аппарат, определяет специальный деревянный кубик.
  • Гонцы. Фишка посыльного ставится вместе с фишкой игрока на трек очков, и игрок сам решает, кого двигать вперёд: интересно то, что гонец каждые 5 очков получает возможность взять тайл посланий и выполнить задание, которое на нём нарисовано — это может принести дополнительные очки.
  • Паромы. С деревянными фишками паромов идут тайлы местности с озёрами, в голубые воды которых упираются дороги. Получается, без парома дороги не соединить, так что игроки должны заботиться о добыче паромов, если им выпадает тайл с озером.
  • Золотые слитки. Это дополнительная прибавка к итоговым очкам, если вы правильно выставите фишки слитков на поля с золотыми рудниками.
  • Маг и ведьма. Они появляются на тайле, который имеет специальный знак. В конце игры за мага, присутствующего на достроенном объекте игрок получает дополнительные очки, а за ведьму — теряет.
  • Грабители. Если вам попадается тайл со значком грабителя, вы берёте фигурку своего цвета и ставите её на трек очков другого игрока. Хитрый преступник будет отжимать призовые очки у вашего противника — это жестко, но вполне средневеково.
  • Таинственные круги на полях. Когда вам попадается такой тайл, инопланетяне могут клонировать вашего человечка (круги сами подскажут, будет это крестьянин, рыцарь или грабитель), а могут забрать его в космос для анализов.

Состав набора

  • 46 тайлов местности,
  • 8 тайлов посланий,
  • 16 фишек золотых слитков,
  • 8 фишек паромов,
  • 6 фишек гонцов,
  • 6 фишек грабителей,
  • Фишка ведьмы,
  • Фишка мага,
  • Специальный шестигранный кубик,
  • Правила игры с дополнениями.

Описание

О дополнении

В средневековье происходит научный прорыв! Алхимики и учёные взялись за своё и изменили привычный ход действий. Миплы на летающих аппаратах бороздят просторы и занимают приглянувшиеся места, гонцы приносят вести и победные очки, паромы соединяют дороги по озёрам, золотые слитки находятся в самых неожиданных местах, маги с ведьмами занимают замки и дороги, грабители ищут жертв, а круги на полях уже готовы принять незваных гостей!

Как играть

Дополнение «Каркассон. Наука и магия» замешивается с базовыми тайлами обычного «Каркассон», «Каркассон. Королевский подарок» или «Каркассон. Колесо Фортуны» и играется по обычным правилам.

Что такое Каркассон?

Каркассон – это название старинной французской крепости, а также замечательная настольная игра для 2-5 человек, известная во всём мире, обладающая множеством наград, высокими оценками и большим разнообразием дополнений. В чём секрет успеха? В простых правилах, но в то же время глубоком игровом процессе, в очаровательном оформлении, в интересной механике строительства королевства, в милых подданных и многом другом…

А можно подробнее?

Конечно! В настольной игре «Каркассон» игроки по очереди составляют «карту» средневекового королевства с помощью специальных плиток - тайлов. На каждой плитке могут быть расположены различные объекты: поля, дороги, города, монастыри. Каждый раз после того, как вы достраиваете «карту», вы можете расположить одного своего подданного на той плитке которую добавили, при этом, важно куда именно вы решите его поставить. Подданный может стать разбойником на дороге, рыцарем в городе, монахом в монастыре и мирным крестьянином в поле, и не следует забывать, что все эти объекты приносят разное количество очков! Есть где разгуляться гению стратега!

Коробочка с дополнениями

«Каркассон. Наука и магия» - это сборник дополнений для «Каркассона», с которым игровой процесс станет еще разнообразней. Волшебство и технологии на службе средневекового люда!

В этой коробке вы найдете семь дополнений: «Летательные аппараты», «Гонцы», «Паромы», «Золотые рудники», «Маг и ведьма», «Грабители» и новый набор «Кругов на полях».

Для игры необходим базовый «Каркассон», «Каркассон. Королевский подарок» или «Каркассон. Колесо Фортуны».

Для игры вшестером необходим набор «Таверны и соборы», который входит в наборы «Королевский подарок» и «Предместья и обитатели».

Настольная игра

Каркассон: Наука и Магия (дополнения)

7+Минимальный возраст 2–6Кол-во игроков 30–60 мин.Время игры

Товара нет в наличии.

Игра снята с производства. Мы не ожидаем её появления.

Волшебство и техника на службе средневекового люда! В империю Каркассон добавлены целых семь дополнений: «Летательные аппараты», «Гонцы», «Паромы», «Золотые рудники», «Маг и ведьма», «Грабители» и «Круги на полях II»!

Наличие для доставки:

Описание игры

Внимание! Для игры вам понадобится базовый Каркассон (отдельное издание или в составе подарочного набора Королевский подарок) либо Каркассон. Колесо Фортуны .

Также существуют другие интересные наборы:

  • Каркассон. Королевский подарок включает классический Каркассон (Средневековье) и 4 дополнения к нему: Таверны и Соборы (Inns and Cathedrals) – даст возможность получать больше очков за построенные дороги и города и содержит дополнительный набор миплов для 6-го игрока, Купцы и Строители (Traders and Builders) – добавит миплы строителей и поросят, а также возможность производить товары, Аббат и мэр (Abbey & Mayor) и Король (King), а также дополнение Разведчик (Scout), подходящее только к настольной игре .
  • Каркассон. Предместья и Обитатели содержит те же 5 дополнений и подойдёт для тех, кто уже обзавёлся базовыми играми.
  • Каркассон. Дворяне и Башни – 2 объёмных и 4 небольших дополнения: Башня (The Tower), Принцесса и дракон (Princess & The Dragon), Граф (The Count of Carcassonne), Река (The River), Круги на полях (Corn Circles), Культ (Cult, Siege & Creativity).

Базовый механизм составления карты местности из квадратов был использован в целом ряде последователей классического Каркассона – совершенно самостоятельных настольных играх с новым антуражем, разнообразными интересными добавлениями и совершенно разными правилами подсчёта очков:

  • Каркассон. Охотники и Собиратели перенесёт вас из средневековья в первобытные времена, где ваши соплеменники станут охотниками, рыболовами или собирателями.
  • Дети Каркассона – даже для 4-летних малышей существует свой Каркассон:) Это яркая и стремительная игра, в которой нужно просто выставить все фигурки своего цвета на поле.
  • Серия «Вокруг света», в которую входят Каркассон. Южные моря – яркий, с тропическо-морской темой и Каркассон. Золотая лихорадка (название говорит само за себя! ;)).

Форум

Оставить свой отзыв (понравилось/не понравилось и почему) вы можете чуть ниже в разделе Отзывы и комментарии , а задать вопросы по правилам и просто поговорить про игру, мы вас приглашаем на Форум »

Если вам понравилась игра Каркассон: Наука и Магия (дополнения), рекомендуем:

Отзывы и комментарии (35 )

    Отзыв | Алексей, Петрозаводск | 06.07.2017

    Здравствуйте! Если летательный аппарат был использован, потом его можно использовать снова? А если лет. аппарат не был использован сразу, можно ли его использовать потом? Любому игроку?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Алексей! Его можно использовать сколько угодно раз, но сразу после выставления тайла.

    Ответ про начисление очков грабителю, если в течение хода возможно неоднократное начисление очков игроку, которого грабят: в этом случае принцип прост - вор может выбрать кого грабить (если есть выбор), но не может выбрать за что грабить, он получает свою половину за первые начисленные очки будь то фея, закрытая постройка, Колесо фортуны, Катапульта, причем в той последовательности начисления, как это прописано в правилах (например, очко за фею в начале хода - сразу, до выкладки тайла, 3 очка (вору - 2) за фею при закрытии постройки - после начисления очков за закрытую постройку). Более того, если у игрока, которого грабят, закрывается разом две постройки или более (одним тайлом), то именно этот игрок вправе решить, какую из них посчитать первой (логично посчитать меньшую по очкам).

    Ответ от магазина Игровед:

    Отзыв | Николай | 23.06.2017

    Продолжим про Гонцов:
    Указание на то, что сообщением №8 нельзя удалить своего крестьянина с поля и получить очки (потому что он не стоит, а лежит) не верно, т.к.слово "стоит" в русских правилах - это не более, чем кривой перевод английского слова stand, которое имеет в т.ч. значение находиться, занимать, располагаться. Причем это не нарушает логику игры, поле то остается либо пустым (и его могут занять др. игроки), либо остается занятым другими игроками. При этом появляется стратегия постановки в большие города и поля двух своих миплов, чтобы одного снять, а другой остался и постройка может принести двойной доход.

    Ответ от магазина Игровед: Николай, благодарим вас за уточнения и исправления!

    Отзыв | Наталии Яшиной, Москва | 22.06.2017

    Прочитал рассуждения про гонцов и очень удивился.
    1) Нет никакого смысла двигать только гонца, т.к. бонусы получают (в виде карточки сообщений) за то что ИЛИ гонец, ИЛИ подданный на счетчике очков ПОСЛЕ добавления очков останавливаются (а не проходят через) на серой клетке (краткой 5). Поэтому в зависимости от количества начисляемых очков выгодно двигать ИЛИ гонца, ИЛИ подданного, а если не удается поставить их на серую клетку, то выгодно располагать их на разном удалении от серых клеток, чтобы увеличить вероятность последующего попадания на эти клетки.
    2) Гонцов можно грабить, т.к. обратного в правилах нет (ну, и кроме того, ограбить гонца - самое оно, по сути игры). Более того Complete Annotated Rules (http://www.carcassonnecentral.com/community/index.php?action=downloads;sa=view;down=292) содержит прямое указание на такую возможность: If playing with the Messages (Dispatches) expansion, the Robber can be placed beside EITHER a normal counting follower OR the Messenger (woman follower). Thus, the Robber can get points from
    EITHER a normal counting follower OR a woman follower, but only from the one on the same space as
    the Robber.

    Ответ от магазина Игровед: Николай, благодарим вас за уточнения и исправления!

    Отзыв | Павел, Москва | 10.06.2017

    Гонцов нельзя грабить, поэтому, если не хотите давать много очков грабителю соперника всегда можно передвинуть гонца. Верно? И получается я могу всю игру двигать гонца, вместо обычного поданного? Недавая себя ограбить.

    Ответ от магазина Игровед: Павел, здравствуйте.
    Да, получается так.

    Отзыв | Виктория, Донецк | 23.04.2017

    Да, и еще: мы смотрим послание, а потом выбираем, применить его или взять 2 очка? Либо надо выбрать не глядя, 2 очка или послание, а затем переворачивать его?

    Ответ от магазина Игровед: Виктория, вы берете послание, смотрите на него, а затем решаете (выполнить действие или получить 2 очка).

    Отзыв | Виктория, Донецк | 23.04.2017

    Здравствуйте! Дополнение "Наука и магия" показалось похуже предыдущих, но раз у меня все остальные дополнения есть, то и это решили приобрести, чем, в принципе, довольны. Хотя гонцы и грабители сильно перегружают шкалу подсчета очков, в них играем, когда вдвоём, а впятером неудобно.
    Объясните, пожалуйста, за гонцов:п.8) "получить очки за подданного и вернуть его в запас"
    - обязательно снимать того подданного, где их большинство, или где хочу (на другом объекте) - например, я не хочу терять второго рыцаря в городе, т.к. там стоят два чужих рыцаря;
    - можно ли получить очки за крестьянина? он ведь тоже подданный? Но, с другой стороны, он лежит, а не стоит?
    stars Не могу понять по поводу начисления очков за гонца. В конце игры берутся очки гонца и обычные очки и складываются? Какой тогда смысл двигать обычного мипла? За гонца и очков столько же + бонусы + ограбить нельзя.
    И что делать с очками, когда гонец проходит круг?
    Из этого можно сделать такой вывод по правилам: после прохождения круга гонцом его очки как бы обнуляются, то есть гонец не может заработать больше 49 очков. Если это так, то в правилах с гонцом есть какая-то логика, если нет, и гонца можно двигать и зарабатывать много очков, то смысла двигать стандартного мипла нет, пусть стоит на старте.

    Ответ от магазина Игровед: Максим, добрый день. Удобнее действительно двигать гонца, но есть нюансы. За один ход можно получить одно послание, при этом очки за каждый завершенный объект начисляются отдельно. Мипла имеет смысл двигать, чтобы не пересечь гонцом серые клетки дважды за ход. Получается, мы делим очки между нашими миплами, чтобы получить как можно больше посланий.

    | 15.12.2016 Большое спасибо за быстрый ответ!
    Хочу все-таки уточнить про грабителя: Он грабит при первой появившейся возможности? Т.е. не имеет значения каким образом и когда (в свой ход или нет) игрок, которого он грабит, получил очки?

    Ответ от магазина Игровед: Здравствуйте, Антон. Грабитель грабит того игрока, подданный которого стоит на одном делении дорожки с ним, если тот игрок должен получить очки. То есть, по сути, верно - грабит при первой появившейся возможности.