Игромания bioshock infinite. Рецензия на игру BioShock Infinite

Когда проекты разрабатываются по современным голливудским шаблонам на потоке в краткие сроки компаниями по 500 человек, практически не остается место идеологам и личностям вроде Кена Левайна. От этого значимость Infinite только усиливается. Irrational Games - это вымирающий вид.

Новый BioShock не продолжает историю утопического подводного Восторга, а переносит нас в 1912 год, в небо, в парящий в облаках штат Колумбия. Главный герой по имени Букер ДеВитт, ранее работавший в национальном детективном агентстве Пинкертона, отправляется на поиски девушки Элизабет, заточенной внутри некого аналога статуи Свободы. Букер задолжал деньги, проиграв всё в азартных играх, и единственный шанс искупить долг - найти и вернуть заложницу в Нью-Йорк.

Секретный вход в город находится в маяке посреди океана, только на этот раз капсула отправит нас не вниз, а вверх. От видов воздушного города у вас захватит дыхание. Дома, улицы и целые районы, парящие в облаках, поддерживаются огромными воздушными шарами и двигателями, напоминая о старых работах художника Final Fantasy Йошитако Амано. Элементы стимпанка, мягкое освещение и роскошные эффекты дыма и облаков придают картинке неповторимый сказочный вид.

Церковь занимает важнейшее место в жизни всего штата. Люди глубоко верят в бога, ведут службы, а изображения пророка Захария Комстока то и дело мелькает в кадре в виде священной иконы. Глядя на безмятежную жизнь горожан, мы продолжаем исследовать живописные улицы Колумбии, которые сами по себе раскрывают часть истории. Украшенный праздничными гирляндами и ухоженными клумбами, город со временем начинает отталкивать и даже пугать плакатами с пропагандой американской исключительности, ультранационализма и расизма, а кульминацией нарастающего беспокойства становится веселое местное развлечение - ударь связанного темнокожего. К тому моменту, как вы доберётесь до Элизабет, вас обвинят в ереси и лжеучении, и за вами будет охотится полиция воздушного города.

Простая на первый взгляд история перерастает в сложный полномасштабный конфликт с участием национальной армии, оппозиции, механических роботов и армады боевых дирижаблей, но главная тема игры более камерная и личностная - она об отношениях родителей и детей. Каждое событие, каждый диалог важны для полного понимания сюжета, который искусно складывается в один запутанный клубок, раскрывающийся в финале. И, чтобы понять все хитросплетения сценария, вы наверняка захотите пройти BioShock: Infinite во второй раз. История игры сложна и запутанна, образы и намеки накладываются друг на друга как в фильмах Дэвида Линча, хотя, конечно, Infinite переварить гораздо проще, чем ВНУТРЕННЮЮ ИМПЕРИЮ .

Несмотря на то, что аудиодневники никуда не делись, разработчики подняли качество повествования на новый уровень, предлагая в этот раз прописанного героя с голосом и девушку, которая все время комментирует ту или иную ситуацию. Между Букером и Элизабет постоянно происходят дискуссии и эмоциональные перепалки, а неигровые персонажи сильнее проявляют себя в истории, отчего игра становится в разы живее, чем раньше.

Но не стоит думать, что Irrational Games все эти шесть лет занимались исключительно сюжетом. Если оригинал, как и сиквел, страдал от тоскливых блужданий в камерных декорациях подводного города, Infinite - это настоящий прорыв для серии. Локации Колумбии выстроены по принципу песочницы, поэтому у вас есть множество возможностей по перемещению и уничтожению врагов, а коридорные перестрелки довольно редки. Мистические способности девушки органично вплетены в игровой процесс. Элизабет способна открывать двери в другие миры через разрывы материи, в результате чего, на локациях появляются различные предметы. Их нельзя «включить» все сразу, надо выбирать что-то одно, либо последовательно. Точка для хватания на стене дома поможет забраться на крыши и с безопасного расстояния расстрелять врагов снизу. Защитные стены скроют вас от града пуль и ракет. Напольные и летающие турели отвлекут на себя внимание и, при хороших раскладах, перестреляют часть противников. Установки «Тесла» бьют электричеством. Более того, Элизабет может материализовывать специальные точки с аптечками и стойки с оружием. Но на этом ее способности не ограничиваются. Героиня подбирает деньги и указывает на расположение важного предмета. А если в пылу боя у вас закончились патроны, она тут же найдет пушку и кинет ее вам в руки. Тоже самое она проделывает с аптечками и бутылочками с маной. В итоге вам не приходится отвлекаться от перестрелок на поиски нужного предмета, поэтому динамика игры не падает, а наоборот постоянно нарастает.

Боевая система немного изменилась. Разработчики отказались от возможности тащить на герое все виды оружия в пользу двух пушек, которые быстро сменяются одной кнопкой. Если вам нужен другой ствол, то вы просто подбираете его с пола или забираете у трупа врага, которого убили. Аптечки и бутылочки с маной тоже нельзя носить с собой. Теперь у вас есть аналог перезаряжающегося энергетического щита, который защищает здоровье от повреждений до тех пор пока не израсходуется до конца. И, если вы не спрячетесь от дальнейших атак, то начнете терять свое здоровье. В этом случае на помощь приходят расставленные в различных местах на уровне аптечки и еда.

Враги стали активнее, а различные их комбинации заставляют с творчеством подходить к процессу уничтожения. В перестрелке могут принимать участие солдаты с холодным и огнестрельным оружием, несколько летающих и стационарных турелей, а также один или два «жирных» врага - будь то механический «Патриот» с миниганом или киборг с огромными стальными кулаками, опасный еще и тем, что любит бить током. Иногда на помощь прилетают баржи с ракетчиками на борту. Тут становятся очень полезными воздушные рельсы, с омощью которых можно быстро сменить свое положение в трехмерном пространстве локации. С них можно спрыгнуть на врага на барже, отбрасывая его в пропасть и получая удачный угол обстрела. Но противники тоже могут пользоваться рельсами, поэтому стоит быть на чеку. Либо с помощью специальной способности останавливать ракеты врага и перенаправлять их на других противников. Либо другой силой захватить контроль над управлением турелью или даже противником, если прокачать ее до необходимого уровня. Кроме этого, вы можете закидывать врагов небольшими огненными шарами и ставить мины, либо призвать стаю ворон, которая будет заклевывать их, мешая стрелять. Есть даже местный аналог сингулярности из Mass Effect , когда противники подлетают в воздух, размахивая конечностями в разные стороны, пока вы их безжалостно отстреливаете.

Вариантов развития событий множество - благодаря огромному набору различных средств уничтожения и комплексному дизайну локаций вы сами режиссируете каждую перестрелку, что просто бесценно в современном засилье проскриптованного заранее "кинца". И, конечно, не может не радовать отсутствие надоедливых миниигр и необходимости фотографировать раздражающих противников, которые прыгают по стенам и потолку. Их в игре, к слову, тоже нет, как и танков с невероятным количеством здоровья, которые так утомляли в первых двух частях серии.

Вкрапления ролевой игры никуда не делись, вы, как и раньше, вольны получать и прокачивать способности и оружие в специальных магазинах. Пушки уже не меняются внешне от прокачки, но это не сильно расстраивает. А смена одежды дает дополнительные бонусные эффекты. Например, убийство врага может запустить цепной электрический разряд, останавливающий всех противников в определенном радиусе действия, или дополнительный огненный урон от атак ближнего боя. Есть и такие полезные возможности, как увеличение запаса патронов для всего оружия на 50% или ускоренная в два раза перезарядка щита. Одежду, еду, деньги и многое другое вы находите на уровнях. Там же находятся дополнительные задания в виде шифра и книги, которая поможет этот шифр разгадать. Как правило такие задания приводят к секретному проходу со скрытыми за ним деньгами, одеждой и улучшением здоровья, магии и щита, который поднимает один из параметров по вашему выбору. Поэтому изучение локаций не только интересно, но и крайне полезно.

Так как в определенные моменты вы навсегда покидаете уровень, можно пропустить важный предмет или побочное задание, но разработчики подумали и об этом тоже. Поэтому Элизабет будет вас предупреждать о таких вот «точках невозврата». На радость казуальным игрокам, стрелочка, указывающая направление до цели, никуда не делась, но теперь она не мешается на экране, ведь для ее появления необходимо нажать специальную кнопку, а через три секунды она и исчезает. Внимание к деталям отличает игру от многих других. Так, например, если смотреть на танцующих на ярмарке детей, можно обратить внимание, что со временм один упадет на пол и заплачет, а второй побежит к маме. Удивительно было обнаружить и то, что осматривая гитару в подвале одного из домов, запускается целая сцена, в которой главный герой начинает играть под мелодичное пение Элизабет.

Студия Кена Левайна не только не ударила лицом в грязь перед поклонниками оригинала, но и сильно улучшила все компоненты сразу. Эта игра порадует как ценителей шутеров, так и любителей приключений и RPG. А фанаты сюжета по достоинству оценят мощнейший сценарий с одной из самых эмоциональных развязок, что нам довелось пережить. BioShock: Infinite - без сомнения идеальный проект и самое яркое событие в игровой индустрии за долгое время. Ни в коем случае не пропустите этот прощальный подарок уходящего поколения.

Игра пройдена на PC .

Лучший способ художественно рассказать о какой-либо стране все, что накопилось и наболело, давно придуман: берется город, изолируется от мира, все порядки и нравы умножаются на 3, а каждая отдельная идея вкладывается в голову отдельному персонажу. Еще должен быть герой, идущий насквозь. И девушка, да, обязательно девушка, слабо вписывающаяся в действительность города, красивая и невинная (опционально). И, само собой, должен быть злодей. Какой-нибудь злой несчастный старик, смотрящий на всех жителей с высоты своего жизненного опыта.
Системные требования

Win Vista 32

Core 2 Duo E4600/Athlon 64 X2 5200+

GeForce GT 340/Radeon HD 3800

2 GB RAM

20 GB HDD

Рекомендуемые требования

Win 7 64

Core 2 Quad Q6600/Athlon II X4 610e

GeForce GTX 560/Radeon HD 6950

4 GB RAM

20 GB HDD

В версии Кена Левина герой — Букер Девитт, выходец из детективного агентства Пинкертона, однофамилец физика-теоретика Брайса Девитта. Букер проигрался в азартные игры с таким размахом, что вынужден отправиться в летучий город Колумбию и доставить оттуда своим заказчикам Элизабет — загадочную юную особу, заточенную в башне на окраине города. Злодей — отец Комсток, не менее загадочный духовный лидер Колумбии, пророк, диктатор с мессианскими идеями. Город — суверенное клерикальное государство в декорациях США начала XX века, с влиянием религии как в Иране, и влиянием личности как в Северной Корее. Запустить все это в небо, как бы запечатав историю в пространственно-временной вакуум, — штрих гениальный.

Град обреченный

Величие первого контакта Букера Девитта с Колумбией подчеркивается особо. Скромному звону колокольчиков маяка, которым Букер «пингуется» с Колумбией, летучий город отвечает гармоничными утробными гудками — прямо как космический корабль в «Близких контактах третьей степени» Спилберга. Здесь, однако, пришельцем становится герой. Он садится в кресло, кресло превращается в ракету, ракета доставляет ошалевшего от такого поворота событий сыщика из мокрого и темного пролога в залитый золотым светом рай.

Выглядит Колумбия волшебно. Ни одной другой игре не шел так весь этот bloom, blur и прочий HDR: мы на небесах, солнце здесь светит особенно ярко. Махины летающих зданий — очень красивых, кстати — слегка покачиваются, и может показаться, что они стоят прямо на облаках. Ветер развевает раздвоенные флаги-языки, летят дирижабли, вдалеке над городом нависает гигантская статуя ангела. Аллилуйя.

Аборигены — в основном глубоко воцерковленные люди, и войти в город без обряда крещения не дают. После крещения, в процессе которого Девитта чуть не топят, перед нами предстает местная святая троица — скульптуры Вашингтона, Франклина и Джефферсона: все как греческие боги. Демонических же сущностей с точки зрения местной идеологии две: Содом внизу (весь остальной, земной мир) и Ложный пастырь (Букер), который хочет увести агнца (Элизабет). По радио при этом передают пропаганду в лучших традициях чучхе: на днях в Соединенных штатах содома еще одного нашего единоверца сожгли на костре, еще одного ребенка съели. Такие, мол, там нравы, а не то что. Довольно быстро становится понятно, куда мы попали. Колумбия — это злая карикатура на все самые мракобесные черты США, они здесь гиперболизированы до абсурда, но исходный импульс каждой абсурдной детали честен, основан на реальных событиях.

Начало XX века очерчено идеей американской исключительности (встали с колен и пошли/полетели по особому пути) и бесстыжим расизмом. Последний в сюжете особой роли не играет, но служит мощной и исторически актуальной декорацией, как щегольские костюмы и условные Тулуз-Лотрек с Альфонсом Мухой на стенах. С маленькой истории межрасовой любви стартует действо: Букер вытаскивает на ярмарке мяч с призовым номером, и герою доверяют первый бросок в нечестивую влюбленную парочку, приговоренную к побиению бейсбольными мячами. Результатом неприятной ситуации становится то, что Букер сносит полицейскому лицо крюком, и начинается.

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы

Во-первых, стрелять здесь намного приятнее, чем в прошлых частях. Оружие звучит и отдает так, будто мы играем в какой-нибудь из лучших WWII-шутеров, а «вигоры», как теперь именуются способности, переключаются одной кнопкой, и совсем ненужных среди них нет. Мучительно выбирать, какими пожертвовать, а какие оставить, не придется — они все как на ладони. Во-вторых, Букер проворнее героев прошлых игр серии. Он может в бою прицепиться крюком к рельсе, прилететь с бешеной скоростью на балкон, а потом спрыгнуть кому-нибудь на голову что тот Бэтмен. Расставленные по аренам рельсы и крюки сильно добавляют динамики перестрелкам, которые здесь в большинстве своем продуманы чуть дальше, чем «целься, стреляй». Враги могут появиться сверху, из тумана, ворваться в дом или спрыгнуть с балкона; постоянно появляются мини-боссы и встряхивают игрока, заставляя резко сменить тактику.

Однако по основным внешним признакам все довольно старомодно. Игровая механика сделана по передовым технологиям 2003 года с некоторыми оговорками. Так, здесь нет сохранений, кроме автоматических, и после смерти игра продолжается почти сразу. Носить с собой десяток аптечек не дадут, так что приходится довольно часто в панике носиться по кругу и жрать всяческие ананасы. Вместо тоников-перков здесь самый настоящий шмот. Штаны +3 к дальности удара, шляпа +300 огненного урона и тому подобное. Как общий результат — BioShock Infinite куда быстрее, чем оригинальная , это немного другая игра, и по ощущениям она даже больше похожа на какой-нибудь . Она к тому же более линейная: путешествовать особо некогда, хоть и очень хочется. К тому же повествование тесно сплетено с прохождением, и снижать его темп из-за желания игрока погулять было бы режиссерской ошибкой. А режиссура игры как произведения — момент очень важный, и тем очевиднее это становится с появлением Элизабет.

Капитанская дочка

Влюблять в Элизабет нас начинают своеобразно — выясняется, что злодеи подсматривают, как она поет, рисует и вообще живет. Осуждаем злодеев, жалеем Элизабет. Потом сами подсматриваем, как она поет, рисует и вообще живет. Смех смехом, но такого невинного вуайеризма достаточно, чтобы начать серьезно привязываться к Элизабет. Ею нельзя не умиляться — это диснеевская принцесса, волшебное существо из мира фантазий. Ей нельзя не сопереживать — в Диснейленде бушует кровавая революция, повсюду ужасы войны. А она во многом обычная девушка — мечтает побывать в Париже, любит танцевать, умеет разламывать пространство и время. Очень трогательно хмурит брови, когда злится; трогательно бросается книгами, воздушными шариками, товарняками и уличными оркестрами.

Разрывы в пространстве Элизабет организует прямо как Делореан из третьей части «Назад в будущее» — если она открывает портал на месте картинки с индейцами, там обязательно будут индейцы. Механика работает так же: видим на месте разлома призрачный крюк — будет нам крюк, видим турель — будет турель. Вокруг этого умения почти всегда строится тактика перестрелки: больше одного разлома открывать нельзя, а в каждом есть что-нибудь полезное.

В качестве напарницы Элизабет взламывает замки и подкидывает в нужные моменты деньги, аптечки, соли (ману) и боеприпасы. Поначалу в горячке боя ее помощь можно охарактеризовать как «Букер, лови топор», но только поначалу, пока мы ошибочно воспринимаем ее как часть обстоятельств, когда на самом деле она — часть нашего персонажа. Все эти способности теоретически могли быть и у Букера, но Элизабет — их вместилище и персонификация, они добавляют объема героине и опять же помогают привязаться к ней. Элизабет нам нужна, без нее никак — или по меньшей мере очень тяжело. Она спасает в те моменты, которые в других шутерах лежат на плечах самого игрока: проследить за здоровьем и использовать вовремя аптечку, проследить за солями и вовремя выпить банку с синей жидкостью, проследить за патронами и вовремя перезарядиться. В самые горячие моменты, на стыке эмоций появляется Элизабет и выручает. Это умнейший, тончайший режиссерский прием, и в подобных приемах — львиная доля очарования BioShock Infinite .

***

Сюжет под конец становится запутанным, как актерская карьера Михаила Горбачева, и с небес на землю опускаться не спешит. Из поднебесья он вырывается к таким высоким материям, что уже и конкретное что-то говорить не хочет — одни чувства и абстракции. Кен Левин на время становится игровым Терренсом Маликом и старается сказать нам что-то очень важное, но словами это сделать не может, как не может Терренс Малик или кто угодно еще. Потому что иногда слова — слишком слабая форма выражения. Зато чувство можно транслировать, эмоционально привязав игрока к виртуальной 19-летней девушке, умеющей разламывать пространство и время. Кен Левин делает это для того, чтобы история сработала на игрока должным образом, чтобы мы прочувствовали ее насквозь, чтобы мы стали Букером Девиттом хотя бы на секунду, и испытали те эмоции, которые должен был бы испытать он. И все это Левин делает в том числе с помощью игровых механик. Такого совмещения игрока с персонажем до этого не было, пожалуй, нигде. Bio S hock Infinite поднимает игры как средство самовыражения на новую ступень: это глубокая, умная игра и настоящее произведение. И только то, что вместо названия студии-разработчика мы говорим «Кен Левин», свидетельствует о многом. Еще не играли в последнего Левина? Поиграйте.

В 2007-м году разработчики шутеров отправились к вершинам Олимпа разными дорогами. Одни, в лице Infinity Ward, превратили жанр в сплошной аттракцион, где режиссура и постановка вытесняли вдумчивый игровой процесс. Другие не оставляли попыток возродить старые концепции, дополнив их чем-то действительно новым. Образцом второго пути и стал BioShock Кена Левайна и его студии.

Благодаря повышенной интерактивности окружения игра удостоилась прозвища «шутер 2.0», и не зря: враги в BioShock не были безмозглыми камикадзе, умели лечиться и своевременно отступать, огонь позволял растопить замерзшую дверь, а вода честно проводила ток. Но почему-то подражатели пошли дорогой аттракционов, а не «умных» шутеров. Сломался ли Кен Левайн под напором дурной моды? Ни то и ни другое.

- Я вижу два возможных варианта развития событий. Первый: встретившись лицом к лицу сама с собой на тридцать лет старше, она просто потеряет сознание. Или второе: создается временной парадокс, нарушается пространственно-временной континуум, начинается цепная реакция. Время и пространство захлестываются в петлю, в результате чего Вселенная разрушается. Но это в худшем случае. В лучшем случае разрушится только наша Галактика…
х/ф «Назад в будущее II» (1989).

Из глубин да в небеса

Кен Левайн (Ken Levine) - большой любитель градостроительных игр. Но если у нас это принято ассоциировать обустройством мегаполисов в симуляторах вроде SimCity, то глава Irrational Games, вдохновляясь книгами об утопиях и антиутопиях XX века, радует нас чудесными, порой пугающими мирами, позволяя взглянуть на их процветание и медленный закат.

Так появился Восторг (Rapture) - гигантский подводный город, тайно построенный в 1946-м году на дне Атлантического океана бизнесменом-меценатом Эндрю Райаном. В попытках создать идеальное общество, независимое от правительства и религии, творец подводного рая приглашал в свой мир самых достойных, по его мнению, людей, предоставляя им полную свободу самовыражения.

Торговые автоматы - одни из немногих вещей, что перешли из оригинальной игры почти без изменений.

Но благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад, а величие подводного царства сравнимо только с его монументальным крахом. Отец-основатель не учел, что для поддержки функционирования городу недостаточно систем автообслуживания, а отсутствие организаций по защите прав людей стало причиной махинаций, коррупции и угнетения простого народа.

Утопия становится антиутопией, а на смену демократии приходит диктатура. В 1960-м году, когда на сцене появляется главный герой игры BioShock, Восторг уже охвачен гражданской войной, большинство жителей под действием чудотворного вещества АДАМа превратились в безумных мутантов, а остатки тех, кто еще не потерял рассудок, спрятались в своих домах и лабораториях.

Принцесса, запертая в башне, еще не научилась принимать гостей, но уже знает, что книги можно не только читать.

Но Восторг был не единственной попыткой воплощения «американской мечты». В 1900-м году правительство Соединенных Штатов, чтобы доказать свое превосходство над остальным миром, строит летающий город Колумбию (Columbia) - «величайшее чудо, созданное человеком».

Планировалось, что проект станет символом технологического прогресса и процветания нации, но одно конструкторы не учли, а именно - систему контроля «верхушки» парящего государства. В городе вспыхивает восстание и новоиспеченные правители объявляют о выходе Колумбии из состава США, мотивируя поступок словами «Нам и так хорошо». Благими намерениями, да…

После исчезновения Колумбии проходит двенадцать лет, а нас знакомят с протагонистом BioShock Infinite - бывшим сотрудником детективного агентства Пинкертона, Букером Девиттом. В отличие от героя оригинальной игры, Джека, наш альтер-эго прибывает в город-утопию добровольно: его нанимает молодая пара, приказывая найти и вывезти оттуда некую Элизабет в обмен на выплату долгов.

Букера, как и Комстока, частенько посещают видения. Возможно, у них гораздо больше общего, помимо умения видеть будущее?

Связующим звеном между реальным миром и чудо-государством вновь будет маяк, только на этот раз в «рай» мы попадаем не на батисфере, а на ракете. Прибыв на место, сразу ощутите контраст с предыдущими BioShock - на смену мрачным коридорам и атмосфере упадка приходят величественные монументы, красочные сады, пляжи и ярмарки, а на шумных улицах всегда полно людей.

В этом мире революция еще не состоялась, да и власть порядком отличается: если во вселенной Эндрю Райана проповедовалась свобода и демократия, то Колумбия напоминает религиозную коммуну во главе с самопровозглашенным пророком - Захари Комстоком. Кто-то ему молится, другие считают защитником и покровителем, только рабочему люду живется несладко, а значит, и этот мирок рано или поздно наступит на те же грабли, что погубили Восторг.

Соловей - тюремщик и единственный «друг» Элизабет. Вышла бы достойная замена Большим Папочкам, если бы позволили с ним по-настоящему сразиться.

Сюжет BioShock Infinite напоминает произведение искусства. Не в плане того, что он хорош, а потому, что поймет его далеко не каждый. Это история об алчной власти, пространственно-временных парадоксах и их последствиях. Прохождение игры сравнимо с первым просмотром трилогии «Матрица» - история затрагивает кучу философских вопросов, но однозначных ответов на них не дает.

Синдром недосказанности

Кен Левайн снова создал уникальную вселенную, где уживаются магия и технология, религия и наука. За счет блестящей работы художников и дизайнеров этот город с первого взгляда кажется тем самым земным раем, где тысячи людей живут в мире без бед и простых житейских хлопот.

Парящая за облаками Колумбия - ключевое достоинство игры… и главный же её недостаток. Почему эта громадина вообще взлетела? По какому принципу она перемещается и что удерживает город в воздухе? Люди живут на такой высоте, где по идее нельзя находиться без кислородных масок, - за счет чего тогда стабилизируется атмосферное давление? Часть объяснений откроется лишь тем, кто плотно займется собирательством, но многие вопросы так и останутся без ответов.

Редкая игра способна похвастать обилием таких неповторимых локаций. Хотя в ряде сцен с освещением все же перемудрили.

Да, игра фантастическая, но это не повод игнорировать законы физики и делать вид, что это нормально, - тот же Восторг был проработан настолько, что вопросов о неправдоподобности происходящего даже не возникало. По всей Колумбии разбросаны десятки голософонов и кинетоскопов с крупицами информации, но из сотни кусочков не собрать картину, рассчитанную на тысячу паззлов.

Чем дольше вы бродите по улицам заоблачного гиганта, тем сильнее ощущение, что весь город - лишь декорация для театральной постановки, а актеры в ней - куклы, не способные изображать эмоции. Ни о какой симуляции жизни речи не идет - жители города с клонированными лицами намертво прибиты к своим позициям и изредка бросаются фразами-заготовками, когда Букер проходит мимо.

Занятно: Колумбия - чрезвычайно богатый город. Даже в бедняцких районах мусорные баки забиты деньгами, хотя шныряющие попрошайки готовы убить за еду. А еще здесь процветает коммунизм: никто вам слова не скажет, если оберете до нитки каморку за магазином или ящики с припасами. Мародерство примут за воровство лишь в парочке мест.

Вокруг полисменов можно хороводы водить или часами играть в гляделки, но стоит выстрелить на другом конце карты, как орава блюстителей правопорядка сползется к вам со всей округи.

Кукольность NPC еще можно простить (все равно нормальная симуляция жизни до этого удавалась лишь Rockstar и GSC), но что случилось с хваленым интеллектом спутницы Букера Элизабет - загадка. Бегает себе симпатичная барышня за главным героем, подкидывает патроны, деньги или лечилку да вытаскивает из других измерений боевых дронов или оружие - вот и весь круг её «революционных» возможностей.

Собеседник из неё также неважный: чаще всего она открывает рот лишь в сюжетных местах и редких кат-сценах, в остальном вы слышите от неё немногозначные «Хм» и «Оу» при обшаривании комнатки с припасами. Даже диалоги со спутниками из Diablo III были куда занимательнее, не говоря об их количестве.

Тем грустнее, что в роликах её светлый образ показывали совсем по-другому. Девушка всю жизнь просидела взаперти и знает о внешнем мире только из книжек, но на удивление мало интересуется окружением и также ничему не удивляется. Что уж говорить, если немало фрагментов из трейлеров попали под нож - вспомните сцены с лошадью или пародией на американского президента. В релизе их нет.

Элизабет только на вид кажется порядочной девушкой - на деле же искусная домушница, хоть и бессильна без отмычек.

То же, что осталось, навевает тоску, и не последнюю роль в этом сыграло низкое качество российского релиза. Отсутствие дубляжа и полного перевода текстур, нечитаемый размер экрана - все это ставит крест на любых потугах вжиться в этот чудный мир, проникнуться его атмосферой.

Любителям английского также не позавидуешь - оригинальные голоса на четверку с минусом. Больше всего ужасает речь Элизабет: юная девушка, говорящая голосом зрелой женщины, сравнима с игрой на ненастроенном пианино - в обоих случаях хочется просто выключить динамики.

Сам игровой мир остался на уровне прошлых частей, с той лишь разницей, что свободу ограничивают не тесные коридоры, а пропасти и невидимые стены. Да, локации обширные, и зачастую позволяют вернуться туда, где вы бродили час или два назад, но стоит шагнуть за невидимый триггер, как путь в недоисследованные области закроется.

Это не настенные ругательства, а метка схрона «народников». Без книги-ключа в тайник не войти.

Изучать все же есть что. Чаще всего уровни - это не прямые коридоры, а маленькие «песочницы» с парой-тройкой «необязательных» комнат или заведений. В таких местах и находятся тайники с шифрами, аудиозаписи, оружие и куча полезного барахла. Тем же, кому важны сюжетные рельсы, не позволит заблудиться волшебная стрелочка, подсвечивающая дорогу к цели словно звездная пыль из Fable III.

Самой заметной новинкой игры стала монорельсовая система передвижения. В первой же стычке с противником Букер получит инструмент, позволяющий уцепиться за рельсу и «проехать» на ней в следующую локацию. Местное «метро» подсобит и в бою: чего стоит возможность приземляться на врага или стрелять во время поездки. Но и оппоненты не лыком шиты: частенько именно так к ним прибывает подкрепление.

Огорчает отсутствие карты, из-за чего невозможно не только определить, какие зоны локации уже обследованы, но и сориентироваться, в какой части Колумбии вы сейчас находитесь. Переоценивать транспортную систему также не стоит: одна ветка соединяет едва ли парочку локаций, а ваша экскурсия по летающему городу так или иначе ограничена сюжетом.

Единственная версия карты игрового мира. Сориентироваться по ней трудно, но это лучше, чем ничего.

Если не бить рекорды по скорости прохождения, BioShock Infinite отнимет пятнадцать часов вашей жизни. Растягивает путешествие и странная система сохранений: разработчики отказались от записи игры в любом месте - теперь только контрольные точки, и встречаются они либо в сюжетных местах, либо при входе на локацию, а значит, легко потерять прогресс даже двухчасового сеанса при неаккуратном выходе в меню или системном сбое.

Занятно: полное прохождение игры открывает режим сложности «1999», где стоимость воскрешения повышается до ста монет, уменьшается урон от оружия, а враги бьют еще сильнее. Нетерпеливые смогут его разблокировать с помощью Konami-кода в меню игры: вверх, вверх, вниз, вниз, влево, вправо, влево, вправо, кнопка отмены (Backspace) и кнопка подтверждения (Enter).

«Когда она разгонится до 88 миль в час, то ты увидишь нечто потрясающее!»

Игра не перезаписывает сохранения, а каждый раз создает новые, поэтому при желании легко откатиться на несколько контрольных точек назад. Концовка в BioShock Infinite всего одна, а вся нелинейность заканчивается выбором между орлом или решкой, птицей или клеткой (и это не шутка).

И снова ощущается то, как же много разработчики вырезали из игры. Еще в браузерной флэш-игре Industrial Revolution показали завязку конфликта между «основателями» и «народниками». В самой Infinite диалоги настраивают нас на то, что грядет революция и предстоит выбрать, на чью сторону встать. Но этой развилки не происходит. Не в этой игре…

Шутер 1.15

Давайте попросим Элизабет сотворить временной разрыв и перенести нас в 2007 год, когда диски с BioShock только отправились на прилавки. Вспомните, как начиналось путешествие Джека в неизведанный мир на высокой сложности: поиск оружия, убийство первого врага гаечным ключом, лечение аптечкой, чистая радость, если удавалось запинать мутанта без потери здоровья.

Когда в руках оказался револьвер, нередко возникал вопрос: потратить драгоценный патрон сейчас или приберечь «на потом» - мало ли какая тварь поджидает в следующем коридоре. Первые же стычки с Большими Папочками казались непосильным испытанием: огневой мощи не хватало, успех зависел от взаимодействия с окружением, умелого использования плазмидов и взломанных турелей.

Тот самый выбор. Знаете, на что он влияет? Ни на что.

Сражения в BioShock Infinite вызывают недоумение. Вы вырезаете хилых полисменов в ближнем бою с одного замаха, а с первым же пистолетом получаете под сотню патронов - даже с генами Кержакова вы вряд ли расстреляете весь боезапас до того, как закончатся враги.

Принципы боевой системы не изменились: боты обладают своим запасом «прочности», у каждой пушки собственные показатели урона: не удивляйтесь, если вражеский снайпер, с виду простой боец, выдержит несколько попаданий в голову, а враги покрупнее поглотят парочку автоматных рожков.

Чтобы игра не казалась легкой, создатели добавили ряд ограничений: в BioShock Infinite вы носите с собой только два ствола - если расстреляли весь боезапас, извольте в разгар боя искать другое оружие. Доходит до абсурда, когда вас запирают на арене для битвы с «боссом» и новую пушку взять неоткуда. Мест для хранения оружия не предусмотрели: хотите всегда быть при любимом гранатомете - таскайте его с собой или сражайтесь тем, что под руку попадется.

Этого механического патриота мы выдернули из параллельной вселенной - неплохое подспорье в ожесточенном бою.

Структура боев изменилась, и снова не к лучшему. На уровнях появилось несоизмеримое количество «мяса»: враги не блещут интеллектом и с дубинкой бегут на огнестрел в лобовую атаку - так «умный» шутер становится обычным. Лечильными аппаратами боты уже не пользуются, поскольку «травмпунктов» в Колумбии попросту нет, как нет и переносных аптечек: здоровье на нуле - бегите из боя и каждый раз ищите панацею.

Размеры вырезанного контента шокируют: разных типов боеприпасов нет, мини-игры по взлому замков, камер и турелей нет (как и самих камер!), внятного аналога Больших Папочек тоже нет, а возможность улучшать оружие хоть и осталась, но на его внешний вид модификаторы больше не влияют.

Вырезали плазмиды и тоники, но на сей раз им нашлась замена. По ходу игры вы находите энергетики: одни позволят взять под временный контроль врага или боевого робота, другие научат Букера поражать врагов электричеством или бросать натуральный огненный шар. У каждой способности есть альтернативный режим, позволяющий установить наземную ловушку.

Steam не только своевременно сообщит о заработанных наградах, но и напомнит остаток до разблокировки очередного достижения.

Энергетики бодренько кушают соли (аналог маны), поэтому одной «магией» вы много не навоюете, да и простора для тактики теперь немного: способностей всего восемь, часть из них бесполезные, зато такую вещь как телекинез в Колумбии не изобрели.

Заменой тоников служит одежда. Это те самые пассивные улучшения, но теперь они жестко привязаны к своей ячейке: если раньше можно было как угодно комбинировать сильные бонусы, то теперь три рубашки или две шляпы точно не оденете, а значит, простор для тактики сильно ограничивается.

Отсутствие переносных аптечек компенсировали регенерирующим щитом, так что теперь игровой процесс отличается от Borderlands лишь скудным набором оружия. Ввиду ограничения на два слота полностью бесполезными стали ракетницы, гранатометы и дробовики - ходить разумно либо с парочкой автоматов, либо брать один автомат и снайперскую винтовку.

Желтые трещины - признак того, что вам сбили щит… или он начал восстанавливаться.

Среди врагов трудно кого-то выделить - большую часть игры мы сражаемся с копами разной степени живучести. Неприятно удивить могут пожарники, бросающие бомбы и взрывающиеся после смерти, снайперы, ракетчики и невидимки, способные превращаться в стаю ворон, хотя их сила заключается не в уроне, а невообразимом количестве здоровья.

Если кто и попортит нервы, так это «боссы». Механик размерами напоминает Больших Папочек из оригинальной игры, но настроен исключительно враждебно - без приличного запаса патронов сразить его трудно. Но больше всего раздражают сражения с боссом-призраком - разработчики не нашли лучшего решения, чем навязать один и тот же бой в разных декорациях.

Заключение

Недоумение. Это чувство незримым компаньоном преследует от самого начала и до конца ролика после финальных титров. Зачем Infinite настолько упростили (точнее, отупили) по сравнению с оригинальной игрой 2007 года и её продолжением? Почему многие обзорщики вдруг ослепли, не признав целого вороха недоработок? Откуда у 2K Games столько неуважения к русскоязычному сообществу?

Элизабет не так проста, какой кажется на первый взгляд. Иногда она сама не своя, как можно видеть.

Впрочем, не подумайте, что игра плоха. Просто оригинал поднял планку качества на такой высокий уровень, что достигнуть его во второй раз оказалось уже непосильной задачей. Тяжелый для восприятия сюжет, слабо проработанные персонажи и куча как минимум неоднозначных геймплейных решений - умножьте все это на великолепную работу художников и поделите на неоправданные обещания и вырезанные сцены. В остатке - BioShock Infinite.

Вердикт: ни разу не игра года, ни разу не провал. Просто отличная игра, безо всяких переменных. Могло быть лучше, но спасибо за то, что хотя бы так.

Оценка: 8.0.

Между строк. Для меня это пока главное разочарование года. Редкий случай, когда ожидания настолько расходятся с конечным результатом. Если с Aliens: Colonial Marines и Resident Evil 6 все было по сути ясно изначально, то качество BioShock Infinite стало настоящим ударом. Оказывается, чтобы испортить идеальную концепцию, достаточно убрать карту, аптечки и нормальные сохранения, добавив ненужное ограничение на переносимое оружие.

Виталий Красновид aka Dezintegration

  • BioShock Infinite: тестирование производительности
    Тестирование девятнадцати видеокарт и семидесяти двух процессоров в трех разрешениях и двух режимах работы.

  • на конференции сайт.

Сегодня на прилавках появилась Bioshock Infinite. Сможет ли игра про город в небе стать настолько же успешной, как и игра про город под водой?

Отправить

Все мы прекрасно помним, что такое Bioshock. Bioshock это путешествие из точки А в точку B. Вооруженный до зубов главный герой, неторопливо бредущий по узким тоннелям в компании толпы сумасшедших сплайсеров, потрясающий антураж в стиле ар-деко, глубочайшая атмосфера, негромкие голоса в коммуникаторе и аудиодневниках.

Перемещение из города под водой в город в небесах меняет только декорации. Потрясающий стиль и шикарная атмосфера никуда не делись. Никаких больше узких коридоров, соленой воды, капающей за шиворот главному герою с прохудившихся стеклянных перекрытий, и безумных фриков, с дикими воплями ползающих по потолку. И все же, впервые попав на гостеприимные улицы Колумбии, сразу ощущаешь руку мастеров Irrational Games. Да, пропали черты загнивающего города в толще воды, но никуда не делись фирменные элементы серии. С первых минут сюжета игрока не отпускает ощущение, что это - "тот самый" Bioshock. Многочисленные различия вы встретите несколько позже.

Эти самые изменения оказались довольно существенными. Во-первых, игра прибавила в динамичности. Прилетающие ниоткуда отряды подкрепления и лихо разъезжающие на подвешенных рельсах недруги заставляют вертеть головой, когда пешие враги совершенно не оставляют времени на разглядывание горизонта - головастый AI вовсю использует укрытия, отряды рассредоточиваются по карте, а бойцы, вооруженные снайперскими винтовками, категорически не желают сокращать дистанцию, дабы лично познакомиться с крюком (sky-hook), который главный герой использует совершенно не по назначению. При этом стреляют они отлично. Так что про дробовик, выручавший в узких коридорах предыдущих игр серии, на открытых пространствах можно забыть. А вот снайперскую винтовку - новинку в нашем арсенале - лучше держать при себе. "Так я буду таскать с собой все", - скажете вы. А вот и нет.


Дело в том, что персонажу "порезали" арсенал. Носить с собой больше двух пушек одновременно игроку запретили. Ситуация стала бы критической, если бы не глобальное изменение в игре - Элизабет. Пока вы расстреливаете весь мир, она из укрытия подает патроны, время от времени вздрагивая, когда ваш sky-hook отрывает голову очередному супостату.

Вы, разумеется, знаете, что помимо двух видов оружия нам придется таскать с собой молодую девушку, центрального персонажа игры. Избавиться от нее не получится - главный герой, Букер Девитт, связан простым договором. "Приведи девчонку, и мы спишем твои долги", - такую установку мы получаем в начале игры, и именно ей руководствуется Букер.


Если вы читали наше превью, то вы уже знаете, что разработчикам удалось создать в высшей степени удобного бота. И действительно - за всю игру я ни разу не испытал неудобств от того, что за мной хвостом вьется управляемый компьютером персонаж. Впрочем, вьется хвостом - это не самое правильное определение. Она бежит впереди героя, мгновенно возвращаясь, когда вы меняете направление движения. Если же вам удастся её запутать, девушка телепортируется поближе к главному герою. Однажды на моих глазах она свалилась в бездну с висящих в воздухе рельсов. Пока я озадаченно крутил головой, пытаясь сообразить, баг это или фича, Элизабет появилась у меня за спиной и уже с интересом разглядывала автомат по улучшению оружия.

Помните автоматы "Power to the people" от Fontaine Futuristics? Они были очень редкими и существенно поднимали параметры оружия, соответственно изменяя его внешний вид. В Колумбии процесс поставлен на поток - аппаратов пруд пруди, а улучшать каждую пушку можно по 4 раза - лишь бы деньги были. И внешний вид при этом она не меняет. А очень жаль.


Дело не в шарах

Нет, дело не в них. Ученые Колумбии дадут фору фрау Тенненбаум. Им не нужны непонятные морские животные, чтобы научить вас кидаться фаерболами, поднимать врагов в воздух или ловить пули, а затем отправлять их обратно. Вот и Колумбию держат над облаками совсем не баллоны с водородом. Благодарить за это надо одну рыжую даму, умершую много лет назад.

Колумбия - высокотехнологичный город, успешно совмещающий генетику с механикой. Жидкость, дающая человеку Силу (Vigor) тут распространяется открыто, так что отсутствие всеобщей истерии и наркомании на этой почве даже немного удивляет. Впрочем, это можно объяснить теократическим строем правления в городе. "Опиум для народа" с успехом заменяет все другие виды наркотиков.


Пассивные эффекты персонажу предоставляет одежда. Шляпа, жилет, штаны и ботинки - все это позволит вам подстроить героя под свой стиль игры. Любите кемперить со снайперкой? Сапоги Overkill подарят вам возможность перещелкать отряд противников, не дав ни одному из них сбежать в укрытие. Весело катаетесь по рельсам? Жилетка Winter Sheild даст вам временную неуязвимость при приземлении. Четыре элемента одежды - четыре пассивки для вашего героя. Комбинируйте.

Помимо 12 различных пушек в вашем распоряжении находится 8 Сил. В отличие от огнестрельного оружия, весь арсенал Сил вы таскаете с собой. Комбинируйте как хотите, но учитывайте, что запас маны (то есть, Соли) ограничен, а средства для его пополнения Букер в кармане не носит. Зато их носит Элизабет.

Силы тоже можно улучшать в соответствующем магазине-автомате. Улучшения недешевы, и на каждую Силу их всего по два, но они существенно влияют на эффективность использования способности. Выбирайте аккуратно.


Говорить о сюжете совершенно не хочется, так как без спойлеров это сделать невозможно. Нам дали качественную историю (впрочем, от Кена Левайна другого и не ждут), которая серьезно изменит ваше отношение как к происходящему на Колумбии, так и к самим героям. Казавшаяся нерешительной девочкой Элизабет еще в самом начале проявит характер; нас проведут через Колумбию под пятой тирана, через Колумбию в огне гражданской войны и через Колумбию, погружающуюся в пучину безумия; а еще игрока ожидает... нет, здесь остановимся. Просто скажем, что сюжет и персонажи выше всяких похвал, хоть рассказ и немного провисает в середине.

Можно ли сказать, что игра получилась лучше родоначальницы серии? Навряд ли. А можно ли сказать, что Infinite правильно аккумулирует наработки предыдущих игр серии, добавляя оригинальные идеи? Несомненно. Делает ли это Bioshock Infinite хорошей игрой? Да. Тысячу раз да.

Главный герой BioShock Infinite Букер ДеВитт должен каким-то людям много денег - те, не объясняя подробностей, в обмен на финансовую свободу требуют привести к ним девушку Элизабет, которую держат под стражей в - самое интересное - летающем городе Колумбия. Матерящегося ДеВитта без предупреждения выстреливают в специальной капсуле в воздух; через мгновение перед его глазами открывается совершенно фантастический пейзаж с парящими в облаках домами и целыми улицами. Так начинается одно из самых стремительных, запутанных и необычных приключений, что знали видеоигры за последние лет пять, если не больше.

Я побывал в удивительном месте - удивительном настолько, что хочется рассказать друзьям - и посоветовать немедленно туда отправиться. Кен Левин, главный дизайнер игры, всю свою карьеру руководствовался следующим принципом: первично окружение, а не механика. Сначала нужно создать место действия, придумать, как там все устроено, населить его людьми, дать им жилье и работу - и только потом добавить этой картине деталей в виде игрока, его врагов и прочих утилитарных штук. По такому принципу в свое время были построены обе предыдущих части BioShock и обязательная классика вроде Deus Ex и System Shock 2. В Infinite эта методика достигает своего апогея. Воздушный город Колумбия - не просто набор аттракционов (хотя и они там тоже есть), а абсолютно самостоятельная среда, выстроенная не только ради игрока и его действий. Мы попадаем в незнакомый, полный сюрпризов город, каждая деталь которого заслуживает внимания. Черт подери, я побывал в совершенно невероятном месте.

Надо понимать, что речь все еще идет о шутере, где главное - чтобы было интересно стрелять, а все остальное, вроде бы, факультативно. В основе лежат механики, по которым работали две предыдущие игры Левина: в одной руке герой держит оружие, а другой бьет врагов электричеством, запускает их в воздух, поджигает и развлекает более дикими методами - здесь они называются «энергетиками». Все это можно развивать в разных направлениях возле специальных ларьков; чаще всего выбор упирается в цену вопроса: оружие улучшать дешевле, но в итоге оно или больнее стреляет, или быстрее перезаряжается, в таком духе. Развитие способностей оказывает на происходящее драматическое влияние: среди прочих доступен энергетик под названием «Return to sender», позволяющий поймать все летящие в героя пули, а затем запустить их обратно в автора. Infinite удивляет и сильно освежает целой массой моментов. Динамика перестрелок выбивает землю из-под ног: как только заканчивается вводная часть и начинается непосредственно игра, темп происходящего набирает обороты со скоростью света, и где-то к середине игры стрельба в переулках Колумбии вырастает до скромного театра военных действий с абордажем воздушных судов и возможностью обрушиваться врагам на головы, предварительно разогнавшись на специальных рельсах, протянутых по воздуху между домами. Спутница главного героя, Элизабет, в отличие от, кажется, вообще всех виртуальных напарников из других игр, ведет себя явно не как похищенная девочка, чаще помогает, чем требует заботы, и делает игру только интереснее. Вместе с героями BioShock Infinite постоянно растет над собой, временами прыгая выше головы; вплоть до самого финала предлагаются новые механики и алгоритмы, а с точки зрения постановки и развития сюжета творятся совершенно удивительные дела.

Назад в девяностые

Анонсированный полгода назад 1999 Mode для BioShock Infinite, как следует из названия, предлагает самый суровый уровень сложности. Что интересно, режим не только работает в духе старой школы, но и в нем же открывается. Чтобы открыть 1999 Mode, нужно или пройти игру, или в главном меню набрать так называемый Konami Code: Up, Up, Down, Down, Left, Right, Left, Right, (Cancel), (Confirm).

Авторы умеют выдержать тон и знают меру: дикая по масштабу кровопролития и суеты перестрелка с участием оживших манекенов Джорджа Вашингтона с пулеметами непременно сменяется созерцательной частью, где остается только крутить головой по сторонам с выпученными от любопытства глазами. Ощутимая часть игрового времени, уходит на исследование мест, посещать которые вовсе не обязательно, но иначе не получается - любопытство берет свое. За запертые двери помогает проникнуть Элизабет: в какой-то момент выясняется, что долгие годы одиночества в окружении целой библиотеки сделали свое дело, и на уровне теории девушка вообще знает много интересных вещей. Отдельная песня - развитие отношений между Элизабет и Букером. По ходу пьесы строго деловой интерес героев друг к другу перерастает в определенную зависимость, и вопреки логике выясняется, что убраться из города, не разорвав эти узы, невозможно. Здесь начинаются такие повороты, рассказать о которых, не задевая жизненно важные ткани, нельзя, но поверьте: на протяжении своего развития сюжет Infinite успевает столько раз свернуть в неожиданном направлении, что вы устанете считать.

Отвечая на популярный вопрос: Infinite - герметичное, законченное произведение, для понимания которого знать подоплеку предыдущих BioShock необязательно. Тем не менее, между этими играми существует крайне нетривиальная связь, и для полного отрыва головы в ходе финала Infinite рекомендуется посмотреть хотя бы первую часть.

Память мучительно пытается нащупать внутри себя фильмы и книги, с которыми BioShock Infinite можно было бы для наглядности сравнить, но ничего не получается. Это совершенно уникальный опыт, редчайший случай, распространяющий свою эксклюзивность далеко за пределы понимания функционирования видеоигр и скучных рассуждений об игровом процессе. Сложно говорить об этом с невозмутимым лицом: я не просто прошел BioShock Infinite, я провел несколько дней в фантастическом, невероятном городе, сомневаться в реальности которого у меня нет ни единого повода.

Рецензировалась версия для PC.