Игры для дошкольников на бесконфликтное общение. Показатели бесконфликтного общения детей в детском саду

Любовь Михайловна Печикина
Игры для преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников. Часть 2

Игра «Сладкая проблема»

Цель : научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу

Ход игры : В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой по паре детей – по одной салфетке.

«Дети, садитесь в круг. Игра, в которой нам предстоит поиграть, связанное с сладостями. Что бы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг протии друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, пожалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Если согласие получено, то печенье можно взять»

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Они могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все – таки достанется печенье.

«А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем в этот раз»

Воспитатель наблюдает, что и в этом случае дети действуют по – разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости» . Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры , и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения :

Дети кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем – нибудь?

В этой игре с каждым обошлись справедливо?

Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

Как вы при этом себя чувствовали?

Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Рефлексия

Прощание.

Игра «Подари движение»

Цель : укрепление эмоциональных контактов между детьми, развитие доверия и взаимопонимания.

Ход игры : Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие – нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается

Рефлексия

Прощание

Игра «Примирение»

Цель : учить детей ненасильственному способу разрешения конфликтной ситуации

Ход игры:

«В жизни часто люди пытаются решить свои проблемы по принципу «око за око, глаз за глаз» . Когда –то нас обижает, мы отвечаем еще более сильной обидой. Если кто- нибудь нам угрожает, мы тоже реагируем угрозой и тем самым усиливаем наши конфликты . Во многих случаях гораздо полезнее шаг за шагом назад, признать и свою долю ответственности за возникновение ссоры или драки и поднять друг другу руки в знак примирения.

Нам в этой игре помогут Филя и Хрюша (игрушки) . Кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой - Хрюши. Сейчас вы попробуйте разыграть сцену ссоры между Филей и Хрюшей, например, из- за книжки, которую принеси в группу Филя. (Дети разыгрывают ссору между телевизионными героями, с проявлением обиды и злости). Ну вот, теперь Филя и Хрюша не дружат, они сидят в разных углах комнаты и не разговаривают друг с другом. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. 9Дети предлагают варианты : посадить рядом, отдать книжку хозяину и т. д. Да, ребята, вы правы. В этой ситуации с книжкой можно обойтись и без ссоры. Я предлагаю вам разыграть сцену по – другому. Нужно Хрюше предложить Филе посмотреть книгу вместе или по очереди, а не вырывать из рук, или предложить на время что – нибудь свое –машинку, набор карандашей и т. п. (Дети разыгрывают сцену по –другому) . А сейчас Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощения за то, что обидели друг друга, и пусть они подадут друг другу руки в знак примирения»

Вопросы для обсуждения с детьми, исполняющими роли :

Вам трудно было простить другого? Как вы себя чувствуете при этом?

Что происходит, когда вы сердитесь на кого –нибудь?

Как вы думаете, прощание – это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Упражнение «Новоселье»

Цель : формирование чувства единения с группой

Описание : Детям предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого весит на доске. Затем дети все вместе раскрашивают дом красками.

Игра «Добрый волшебник»

Цель : развитие чувства коллективизма, умения дружить, сотрудничать со сверстниками

Описание : «Если бы ты был добрым волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам вместе?» Игра продолжается пока каждый не станет волшебником, желания повторять нельзя

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Рефлексия

Прощание

Игра «Доброе животное»

Цель : способность сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Описание : Ведущий тихим таинственным голосом говорит :

«Встаньте пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2шага назад. Вдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе»

Рисунок «Мои друзья»

Цель : диагностика взаимоотношений детей

Описание : Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в идее животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п.

Интересным могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто – то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что это ребенок «колется» .

В качестве варианты этого упражнения можно использовать рисунок «наша группа» который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы

Игра «Ладонь в ладонь»

Цель : развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта

Материал : стол, стул, и т. д

Ход игры : Дети становятся попарно прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия : стол, стулья, кровать, гору (в идее кучи подушек, реку (виде разложенного полотенца или железной дороги) и т. д

В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Тренинг развития навыков бесконфликтного общения

Не будем ссориться

Аммосова Анна Николаевна,
педагог-психолог специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы (VIIIвида) №502
Кировского района Санкт-Петербурга

Аудитория тренинга

Учащиеся 5-7 классов (средний школьный возраст).

Генеральная цель тренинга:

Развитие навыков бесконфликтного общения.

Промежуточные цели направлены на развитие:

1. Представления о себе и об окружающих.

2. Умения выражать свои мысли и чувства и прислушиваться к мыслям и чувствам окружающих.

3. Представления о конфликтах в целом.

4. Понимание конфликта.

5. Представления о развитии конфликта.

6. Способов избежать конфликта или разрешить его наиболее безболезненным способом.

Задачи:

1. Создание доверительных отношений в группе.

2. Развитие аналитических способностей.

3. Развитие самоконтроля.

4. Развитие умения корректно выражать свои мысли и чувства.

5. Формирование стремления и желания понять другого человека.

Длительность одного занятия - 1 час 30 минут.

Первый день занятий

Цель: Создание доверительных отношений в группе

Преподаватель объясняет детям цель занятий. Дает инструкцию о том, что детям на протяжении всех занятий надо будет вести дневник, в который они будут записывать то, что происходило на занятиях. А также кратко рассказывает о конфликтах в целом, то есть читает краткую лекцию (см. приложение).

Потом учитель говорит о необходимости принятия правил группы, которые учащиеся в дальнейшем будут соблюдать:

1. Конфиденциальность, то есть неразглашение информации.

2. Правило «Стоп», используется в том случае, если участник не хочет выполнять упражнение.

3. Все участники должны с уважением относиться друг к другу.

Возможны и другие правила, которые дети предложат сами.

Упражнение №1. «Если бы я был животным…»

При помощи данного упражнения дети запоминают имена других учащихся и пытаются по поводу данного имени вызвать у себя положительные эмоции.

Ход занятия. Дети сидят или стоят в кругу. Кто-то начинает: «Меня зовут Настя. Если бы я была животным, я была бы львицей». Следующий представляет львицу Настю, потом себя и т.д.

Упражнение №2. «Таблички с именами»

Продолжается знакомство членов группы.

Ход занятия. Каждый учащийся делает табличку со своим именем и рисунком, например, каким-нибудь символом. Потом все встают в круг и комментируют свои картинки-символы.

Упражнение №3. «Три изменения в одежде»

Направлено на развитие внимания по отношению к членам группы; создание более комфортной непринужденной обстановки.

Ход занятия. Группа делится на пары. Пары становятся друг против друга, внимательно смотрят друг на друга и запоминают, кто во что одет. Потом все отворачиваются и вносят три изменения в свой туалет (например, закатывают рукава, меняют местами ботинки и т.п.). По готовности оба поворачиваются и определяют, что изменилось во внешности партнера.

Подведение итогов.Необходимо спросить у учащихся, все ли изменения они обнаружили и что было особенно трудным или легким. (3)

Упражнение №4. «Надувной шар»

Упражнение на разрядку. Дети должны сотрудничать, а не конкурировать друг с другом.

Ход занятия. Все молча стоят в кругу и передают шар друг другу, показывая, как он легок. Когда шар, побывав в руках у каждого, вдруг становиться очень тяжелым, дети должны показать, как им тяжело и как им приходиться напрягать мускулы и сгибаться под тяжестью шара. Так шар приобретает все новые качества: становиться горячим, холодным, драгоценным или зловонным. (6)

Второй день занятий

Цель: Формирование представления о себе и об окружающих.

Упражнение №1. «Место, где я себя прекрасно чувствую»

Продолжительность 30 минут.

Данное упражнение дает возможность участникам группы рассказать о себе и узнать о других; отметить личностные особенности.

Ход занятия.Детям нужно нарисовать картинку и изобразить место, где они очень хорошо себя чувствуют. Это может быть собственная комната, бабушкин дом, школа или какая-нибудь воображаемая местность. Тренер объясняет детям, что это не урок рисования и речь идет не о том, чтобы выполнить безупречный рисунок, нужно просто рассказать о себе на бумаге. Когда все заканчивают работу, дети садятся в круг и показывают, комментируя свои рисунки: где это, что там интересного, почему это место так нравиться и т.д. Потом можно вывесить рисунки на стене.

Упражнение №2. «Ты мне нравишься, потому что…»

Продолжительность около 40 минут

Формирует уважение, чуткость и внимательность к окружающим людям.

Ход занятия. Дети сидят в кругу. Кто-нибудь один, по желанию, садиться посередине. Дети, опять же по желанию, говорят, что им нравиться в данном учащемся, например: «Мне нравиться, как ты смеешься»; «Мне нравиться, что ты всегда готов помочь» и т.д. Важно, чтобы дети говорили не о мелочах, поверхностных признаках, а о чертах и свойствах характера. Участие в этой игре должно быть сугубо добровольным. (5)

Упражнение №3. «Никто не знает»

Продолжительность 20 минут.

Учащиеся узнают что-то новое друг о друге. Формирует интерес и стремление к общению с окружающими.

Ход занятия. Дети бросают друг другу мяч. Тот у кого окажется этот мяч, говорит следующую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или - у меня)…» У каждого из участников мяч может побывать несколько раз.

Третий день занятий

Цель: Формирование умения выражать свои мысли и чувства в корректной форме

Упражнение №1. «Спинная почта»

Продолжительность 15 минут.

Тренировка невербальных форм коммуникации.

Ход занятия. Группа делится на пары. Дети поочередно молча рисуют или пишут друг другу «послания» на спине и отгадывают, что написал или нарисовал товарищ.

Упражнение №2. «Что ты сказал?»

Продолжительность около 20 минут.

Формирует желание и умение у детей слушать и слышать своего собеседника.

Ход занятия. Учащиеся сидят в кругу. Один из них рассказывает что-нибудь о себе, например, на тему: «Что я делал вчера после школы» (не менее трех дел (занятий)). Остальные слушают и стараются запомнить как можно больше. Затем четыре учащихся достают из спичечного коробка каждый по спичке; одна из них - короткая. Тот, кому достается короткая спичка, должен назвать три занятия из тех, которые несколько минут назад перечислял его товарищ. После того как все уяснили принцип упражнения, дети делятся на группы, по четыре человека, и каждая группа выполняет это упражнение четыре раза, меняясь ролями.

Упражнение №3. «Ты что, вообще обалдел?»

Продолжительность 25 минут.

Дает возможность испробовать различные формы устных высказываний.

Ход занятия. Дети сидят в кругу. Учитель дает одному из них карточку с каким-нибудь высказыванием (например: «Ты что, вообще обалдел?») и предлагает ему передать тот же смысл другими словами, обращаясь к своему соседу слева. Сосед должен, в свою очередь, проделать то же самое со своим соседом слева и т.д. Затем кто-то другой получает другую карточку, с другим высказыванием.

Примеры высказываний: «Здорово у тебя получилось!»; «Я не хочу тебя вообще больше видеть!»; «А вот и неправда!»; «Не суйся не в свое дело! Это тебя не касается!»; «Слушай, ты мне надоел!»; «Отвали! Я не хочу с тобой разговаривать!»; «Если я говорю - значит, знаю!»; «Ну хватит! Не мешай!»; «Отстань от меня!».

Дети могут придумывать высказывания сами.

После следует обсудить, что было не очень приятно слышать; какие чувства испытывали ученики, услышав какую-либо фразу; можно ли данные фразы перефразировать в более корректные.

Упражнение №4. «Куда девать свою ярость?»

Продолжительность 30 минут.

Формирует представление о том, что есть более мягкие, но не менее действенные способы проявления ярости, недовольства.

Ход занятия. Преподаватель задает вопрос: «Что вы делаете, когда злитесь?» Ответы записываются на доске или на стенгазете. Весь список действий просматривается несколько раз и все вместе думают при каких типах поведения кому-нибудь причиняется боль либо что-нибудь ломается или портится. Соответствующие действия вычеркиваются из списка (например, кулачная расправа, швыряние разных предметов) или «корректируются» (например, просто кричать, а не товарищу прямо в ухо; бросать только мягкие предметы).Получившийся перечень допустимых действий переписывается набело и вывешивается на видном месте. Преподаватель объясняет, что теперь они (участники группы) должны действовать в соответствии со списком. (3)

Четвертый день занятий

Просмотр фильма «Чучело»

Цель: Формирование представления о конфликте.

После просмотра фильма группа обдумывает и отвечает на следующие вопросы:

· Какие чувства вы испытывали при просмотре фильма?

· Какие конфликты вы заметили в фильме?

· Кто был прав, а кто нет?

· Почему произошла такая ситуация?

· Могло ли быть по-другому? Как?

Пятый день занятий

Упражнение №1. «Учебный конфликт»

Продолжительность около 60 минут.

Цель: Анализ конфликтных ситуаций, причин их возникновения и способов поведения.

Упражнение проводиться в два этапа. Формирует понимание конфликта.

Ход занятия. Преподаватель заранее с коллегой или с ребенком из группы готовит ролевые игры - конфликты. Перед классом разыгрываются данные ролевые игры, которые затем обсуждаются по следующей схеме. Что было источником, причиной конфликта (например, поссорились из-за стула или игрушки)? Как разрешался конфликт (спор, драка; один обиделся на другого или проигнорировал его)? Чем закончился конфликт (например, ничего не произошло; кто-то вмешался; участники конфликта сумели договориться)? После этого каждый учащийся получает «лист наблюдения» и задание: в течении следующих двух дней провести наблюдение над тремя конфликтами и зафиксировать на бумаги их развитие. Затем результаты наблюдения обсуждаются. (5)

Упражнение №2. «Психи»

Продолжительность около 30 минут.

Дети размышляют над тем, как они провоцируют конфликты, срывая свою злость или недовольство чем-то на других.

Ход занятия. На первом этапе игры учитель спрашивает учащихся, кто из них иногда злиться и «психует»? Что они делают, когда злятся?

Остановитесь на нескольких примерах. Когда дети срывают свою злость на посторонних. Спросите детей, почему они это делают.

Спросите их, решают ли они таким образом свою проблему. Попытайтесь объяснить им, что они, напротив, создают новые проблемы. Например: «Ты злишься из-за плохой оценки за диктант и даешь подножку своему однокласснику. Избавился ли ты таким образом от своей плохой оценки? А что происходит тем временем с твоим одноклассником?»

Еще пример: «Твоя мама говорит, что ты должен навести порядок в своей комнате и только потом смотреть телевизор. Ты кричишь на своего брата. Избавился ли ты тем самым от необходимости убирать комнату? А что происходит с твоим братом?»

На следующем этапе игры учащиеся стоят в кругу. Учитель говорит им, что иногда человек испытывает злость и должен сдерживать ее или отложить ее выражение «на потом». Как вы это делаете? Далее объясняет детям, как это можно делать и вместе с детьми тренирует обе возможности.

Медленно выпускать «пар»: «Думай о чем-нибудь, что тебя разозлило. Напряги мышцы и медленно вдохни. Выдыхая. Сосчитай до пяти и расслабь мышцы, от головы до ног». (Можно спросить детей, может ли кто-нибудь из них сказать, о чем он думал, затем упражнение стоит повторить.)

Воздушный шар: «Думай о чем-нибудь, что тебя разозлило. Держи руки над головой, как будто это воздушный шар, и медленно вдыхай; воздушный шар при этом «раздувается». Затем медленно выдыхай. Выпуская воздух из «шара» (повторить три раза).

Спросите детей, как они себя чувствуют после этого упражнения? Как они считают, помогло бы это сдержать злость?

Шестой день занятий

Цель: Разъяснение способов ненасильственного разрешения конфликтов.

Упражнение №1. «Что происходит с осликами?»

При помощи данного упражнения учащиеся узнают различные способы разрешения конфликтов.

Материал - рисунок двух осликов из книги: Учебное пособие - «Конфликтология» Б.С. Волков Н.В. Волкова (с.26).

Необходимо закрыть два последних рисунка. Поместить рисунок на видное место.

Спросите детей, что происходит с осликами. В чем их проблема? Что привело к этому? Сформулируйте суть конфликта и спросите, как эта ситуация может развиваться. Какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему? Обсудите с детьми все плюсы и минусы предложенных решений. Затем откройте нижние рисунки и спросите, какое решение нашли ослики. Как стало возможным, что они пришли именно к этому решению? (Например, они остановились и обсудили свою проблему; они вместе подумали над тем, как выйти из положения.) Можно ли чему-нибудь научиться у осликов?

Важно, чтобы дети четко поняли, что думали и испытывали ослики, прежде чем нашли это решение.

Упражнение №2. «Конфликты в классе»

Продолжительность 20-30 минут.

Суть упражнения - поиск решений для характерных конфликтов.

Ход занятия. Учитель описывает заранее придуманную конфликтную ситуацию, группа одновременно ее обсуждает.

Группе необходимо: сформулировать суть конфликта (в чем заключается проблема?). На это отводится примерно три минуты. Затем группа отвечает на вопрос и ответ аргументируется. После группа должна придумать оптимальное решение (что участники конфликта могут сделать, чтобы решить свою проблему?). Через несколько минут группа выносит свое решение и аргументирует его. Затем можно предложить новую ситуацию.

Упражнение №3. Ролевая игра «Ссора в школе»

Первый этап. Продолжительность 15 минут.

Суть данной ролевой игры - анализ характерных конфликтов в школе.

Ход занятия. Дети самостоятельно или по два человека записывают конфликтные ситуации, которые они наблюдали в школе или в которых они сами побывали. Далее они отдают написанное учителю и совместно выбирают три - четыре конфликтных ситуации. На следующем занятии дети проигрывают эти ситуации. Можно сразу же распределить роли.

Седьмой день занятий

Цель: Выработать стратегию поведения при возникновении конфликтной ситуации.

Упражнение №1. Ролевая игра «Ссора в школе»

Второй этап. Продолжительность 45 минут.

Анализ характерных конфликтов в школе.

Ход занятия. Как было описано ранее дети разыгрывают ситуации. Учитель после каждой ролевой игры обсуждает с детьми, что произошло, какие возможности решения проблемы есть у участников конфликта.

Дети разыгрывают конструктивное решение проблемы, которое затем тоже обсуждается. Честное ли это решение? Насколько оно реалистично?

Упражнение №2. «Правила спора»

Продолжительность около 45 минут.

Упражнение является заключительным. При помощи данного упражнения у детей формируется представление о возможных способах поведения при возникновении конфликтных ситуаций.

Ход занятия. Учитель совместно с детьми разрабатывает правила разрешения конфликтов в классе. Все высказывают предложения, которые обсуждаются и если группа их принимает записываются на ватмане. Затем весь список проверяют и оценивают его с помощью следующих критериев. Понятно ли правило? Справедливо ли оно? Насколько оно реалистично? (То есть сможем ли мы в самом деле соблюдать его)? Когда правила будут разработаны, можно подумать как быть с теми, кто будет их нарушать. Дети должны четко знать, что их ждет в случае нарушения правил. Затем правила вывешиваются на видном месте и в будущем дети должны всегда ссылаться на них.

Время от времени правило могут подвергаться некоторым изменениям. Те из них, которые окажутся нереальными или ненужными, вычеркиваются. Все изменения предварительно обсуждаются. (3)

Список литературы

1. Билл Уизерс. Управление конфликтом. - М.: «Питер», 2004.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: «Академический проект», 2005.

3. Джеми Валкер. Тренинг разрешения конфликтов. - СПб.: «РЕЧЬ», 2001.

4. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.

5. Томас Крам. Управление энергией конфликта. - М.: АСТ РЕФЛ-бук, 2000.

6. Тренинг развития жизненных целей / Под. ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.: «РЕЧЬ», 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Лекция «Что же такое конфликт?»

Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов субъектов взаимодействия.

Субъектом конфликта будет являться активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Выделяют три основных вида конфликтов:

1.Внутриличностный

2.Межличностный

3.Групповой

Внутриличностный конфликт - столкновение различных личностных образований (мотивов, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями.

Межличностные конфликты являются самыми распространенными. В межличностном конфликте выступают две или больше личностей, враждующих между собой по разным причинам: власть, должность, собственность, престиж и т.п.

Групповые конфликты по сравнению с межличностными менее распространены, но более масштабны и могут быть более тяжелыми.

Выделяют два типа групповых конфликтов:

1. конфликты: «личность - группа»;

2. конфликты: «группа - группа».

Стратегии поведения при возникновении конфликта:

1.Конкуренция. Может использоваться, если человек обладает авторитетом, властью, волей.

2.Сотрудничество. В этом случае находится решение одинаково приемлемое для обеих конфликтующих сторон.

3.Компромисс. При компромиссе стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.

4.Уклонение или уход от конфликта. Такая модель может быть продуктивна, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон и возникнувшая проблема не столь важна.

5.Приспособление. Способ, когда человек действует совместно со своим оппонентом и отстаивает его интересы.

Тайный друг

Материалы: небольшие одинаковые листки бумаги, ручки.

Все участники группы пишут на отдельных листках свои имена, заворачивают и складывают их вместе, затем каждый из членов группы вытягивает листок с именем другого участника, который становится его “тайным другом”. Для своего тайного друга необходимо делать различные приятные сюрпризы и маленькие подарки, но незаметно для него.

Игра может продолжаться несколько дней.

В конце игры все участники высказывают свои предположения о том, кто являлся их тайным другом, а затем объявляют истинных тайных друзей.

Комплимент

Все дети садятся в круг. Каждый по очереди говорит комплимент соседу справа (Я считаю, что у вас замечательная улыбка) и т.д. по кругу.

Я И ТЫ

Все садятся в круг. Участник, в руках которого мячик, бросает его любому из сидящих в кругу, называя при этом нечто общее, объединяющее их двоих (например, «любовь к лошадям», «умение играть на гитаре», «младшая сестренка» и т.п.)

Подарок

Все сидят или стоят в кругу. Первый игрок представляется и дарит подарок соседу справа: «Я Ваня. Я дарю вам цветочек», при этом Ваня мысленно держит в руке цветочек и передает его. И так далее. Когда круг закончен, в обратном направлении каждый участник игры высказывает свое отношение к подаренному ему подарку.

СМИ/Слухи

Ведущий заранее находит газетную статью или заметку, которую можно прочитать за короткий промежуток времени. Выбирается 7 участников, которые выходят из зала. Ведущий читает заметку (вместе с заголовком) первому участнику. Затем первый пересказывает второму и т.д. причём, в зале может присутствовать только одна пара пересказчиков: 1-2, 2-3, 3-4, и т.д. затем, последний участник пересказывает содержимое заметки всем слушателям. Замечания: практика показывает, что уменьшение объёма информации становится заметным при пересказе статьи уже на втором – третьем участнике, а её явное искажение – на шестом-седьмом. Иногда информация имеет прямо противоположный смысл первоначальному Игра «СМИ» очень напоминает игру «испорченный телефон». Попробуйте обсудить с детьми эту ситуацию. Почему информация так изменилась или уменьшилась. Помочь детям сделать вывод о том, что большинство конфликтов происходят именно потому, что информация доходит в том виде в котором она была изначальна.

Похвали себя

Участникам предлагается подумать и рассказать о тех свойствах, качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение этими качествами делает нас уникальными. В конце игры сделать вывод, что в каждом из нас есть положительные и общие черты, которые стоит ценить.
Дружественная ладошка

На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).

Упражнение ДЖЕФФА

Упражнение Джеффа проводится на большую аудиторию. Участвуя в упражнении, ребята учатся свободно высказываться, отвечать на вопросы, защищать свое мнение. Упражнение помогает лучше понять мир, свой коллектив. Ребята учатся уважать мнение других. Упражнение проводятся в два этапа: первый - ответы на вопросы, второй - анализ происходящего.

Подготовка: Для ведения упражнения необходимы двое ведущих. Готовятся три плаката с надписями: "ДА", "НЕ ЗНАЮ", "НЕТ". Крайние плакаты вывешиваются по двум концам зала, а средний - в центре. Ведущего располагаются в середине зала на возвышении, чтобы было лучше слышно задаваемые вопросы. Формулируется конфликтная ситуация (в виде конкретного вопроса, на который ответом могут быть только наши таблички).

После заданного опроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу.

Если по ходу дискуссии у кого-то возникает желание изменить мнение (перейти к другой стене), это разрешается только после объяснения изменившейся позиции. Правило одного говорящего и поднятой руки принимаются обязательно, до начала действия.

Делается это так. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку. Ведущий кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч право на ответ.

Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.

Варианты общения

Участники разбиваются на пары.

«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении. Затем они меняются ролями.

Обсуждение:

Как вы ощущали себя во время проведения первых трех упражнений?

Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?

Что мешало вам чувствовать себя комфортно?

Как вы себя ощущали во время последнего упражнения?

Что помогает вам в общении?

Солнышко

Игра на выявление конфликта и недоверия среди участников.

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это "солнце". Группа ("планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем "солнце" открывавет глаза и смотрит на образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Дружба

Необходимо: маленькие картонные карточки (как визитки), ручки или карандаши, 1 листок бумаги.

Раздай каждому участнику чистую карточку и ручку. Пусть ребята придумают свою собственную бизнес-карточку (визитку) воображаемых компаний. Они не должны писать своего имени на карточках. Скажи, что название компании должно отражать то, каким другом они являются. Например, человек, который умеет выслушивать других, может создать карточку бизнес фирмы под названием "Кафе Слушающее Ухо".

После того, как каждый человек разработал свою карточку, собери все карты. Когда сделаете это, напишите на листе бумаги имена каждого из участников и название компании, которое выбрал этот человек. Положи все карточки в корзину.

Чтобы играть, дай кому-то из участников корзину с карточками. Пусть все участники встанут в линию (или сидят в круге). Дай человеку с корзиной в руках одну минуту, чтобы раздать карточки тем людям, которым как он или она думают, эти карточки принадлежат. Скажи детям, чтобы они не говорили - правильно ли были розданы карточки или нет.

Когда все карточки вручены, пусть каждый участник прочтёт вслух название, которое им дали. Проверь по своему списку, скольким людям вручили правильно их карточку. Присуди игроку с корзиной столько баллов, сколько карточек правильно было вручено их владельцам.

Пусть игроки положат карточки обратно в корзину другому игроку. Пусть теперь тот человек распределяет карточки. Продолжайте играть до тех пор, пока какой-нибудь игрок не вручит все карточки верно их владельцам. Или до тех пор, пока каждый игрок использует свой шанс вручать карточки из корзины и затем подсчитай - у кого из ребят получилось больше очков.

Дискуссия:

Название каких фирм лучше всего отражали то, кем является хороший друг?

Какие качества важны для хороших друзей?

Что каждый из нас может сделать, чтобы стать другом лучше?

Если бы, к примеру, компания платила нам деньги за то, чтобы мы были хорошим другом, какие бы вещи "зажигали" бы нас?

Топни ножкой!

Ведущий. Вероятно, все вы когда-нибудь видели, как маленькие дети топают ногами. Этими движениями они вовсе не хотят провоцировать или обижать своих родителей.

В любом возрасте топание ногами дает хорошую возможность снять стресс, углубить дыхание и создать ощущение жизненной силы. Просто идите через всю комнату и при этом сильно топайте обеими ногами... Когда вы привыкнете к этой деятельности, начните слегка приподнимать колени или, если хотите, можете попрыгать или станцевать польку (1 мин.).

Конспект группового занятия для старшеклассников

Цель: развитие коммуникативных навыков; социальной компетентности.

Задачи:

– ознакомление с основными феноменами межличностного восприятия;

– ознакомление с барьерами общения;

– развитие навыков сотрудничества;

– отработка навыков бесконфликтного поведения;

– сплочение коллектива;

– развитие доброжелательности, эмпатии, толерантности, этических норм поведения.

Оборудование: карточки с изображением лица человека, карточки с обозначением роли, мячик, памятка «Рецепт счастья».

Организация пространства: работа в кругу.

1. Приветствие

Цель: создание доброжелательной атмосферы, настроя на работу.

Школьники передают мячик по кругу со словами: «Привет (имя), ты сегодня…»

2. Актуализация знаний

Цель: активизировать жизненный опыт детей, показать значимость изучаемого материала.

Ведущий. Сегодня мы поговорим о том, как люди общаются друг с другом. Обсудим, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия.

Класс делится на две группы (по типу «день / ночь»). Работа с карточками.

Упражнение «Эффекты восприятия»

Каждой группе дается по фотографии одного и того же неизвестного человека (можно вырезать из журнала) с кратким пояснением. Одной группе говорится, что это фотографии преступника, другой - что это преподаватель. Дети сидят отдельно и фотографии друг у друга не видят.

Задание: определить личностные качества этого человека, основываясь на собственном восприятии и пояснении к фотографии.

Пояснение 1-й группе: Иванов Василий Сергеевич. За последние четыре года убил несколько человек (из газеты «Криминальные новости», 2004, № 7).

Пояснение 2-й группе: Петров Эдуард Иванович. Доктор химических наук, профессор. Получил Государственную премию за вклад в науку (из газеты «Аргументы и факты», 2003, № 5).

Учащиеся обсуждают в группах, а затем высказывают свое мнение в общем кругу. И здесь дети видят, что у них были фотографии одного и того же человека, а характеристики они дали разные. Например, профессор - человек сосредоточенный, глубоко мыслящий, альтруистичный, так как для людей старается, для науки, взгляд у него внимательный. Человек, который убивал людей, - жестокий, скрытный, напряженный, брови сдвинуты, нахмурены, взгляд исподлобья.

Ведущий. Итак, сейчас мы увидели одного и того же человека, а описание услышали разное. Почему?

(Учащиеся делают вывод, что на их мнение повлияли разные установки на человека, разное пояснение.)

3. Актуализация знаний

Цель:предоставление теоретической информации по теме занятия.

А) Ведущий. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных (бессловесных) сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: мы можем узнать о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек. Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже - понять темперамент, характер, то есть дорисовать психологический портрет.

Общению между людьми мешают:

– барьеры;

– ошибки восприятия.

Разберем подробнее.

Ошибки восприятия

Ошибки привлекательности

Если человек нам нравится (внешне!), то мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д.

Ошибки превосходства

Если человек превосходит нас по какому-то важному для нас параметру, то мы склонны оценивать его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы склонны его недооценивать.

Ошибка отношения к нам

Если человек хорошо к нам относится, мы склонны наделять его хорошими качествами.

Установка

Это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения.

Конечно, мы перечислили не все ошибки восприятия, но наиболее распространенные.

Ролевая игра «Барьеры в общении»

Б) Ведущий. Игра, которую мы сейчас проведем, поможет понять, какие между людьми существуют барьеры в понимании.

Выбираются пять человек - активных игроков, остальные - наблюдатели. Эти пять человек образуют небольшой круг, им на головы надеваются «шапочки» (из полоски бумаги) с обозначением роли. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные учащиеся (наблюдатели) видят все роли игроков. Вслух говорить или подсказывать запрещается.

Задание: активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, чтобы другие игроки поняли, какая им досталась роль, дать им понять, что у них написано на шапочке. Соответственно, каждый должен понять, что написано на шапочке у него.

Роли:

– обращайтесь со мной как с лидером;

– игнорируйте меня;

– спорьте со мной;

– выслушивайте меня внимательно;

– соглашайтесь со мной.

Обсуждаемая ситуация: «Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе несколько лет, дружите семьями, отмечаете вместе некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш».

После выполнения задания – общее обсуждение.

Вопросы игрокам:

– Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло понять?

– Как вы друг другу помогали?

– Что было легко, что тяжело?

– Свойственна ли вам такая позиция в обыденном общении?

– Что было приятно, что неприятно?

– Что помогло (или помешало) договориться, решить проблему?

Предлагается высказать свои мнения наблюдателям.

В совместном обсуждении определяются «барьеры общения»:

– демонстрация разницы позиций;

– непонимание интересов собеседника;

– конфликтогенные черты характера;

– некоммуникабельность;

– отсутствие чувства юмора;

– неумение слушать;

– оценочные суждения.

В) Ведущий. Мы обсудили, что такое восприятие, как строится понимание между людьми, что мешает общению, какие барьеры могут возникать в процессе общения. Сейчас мы обозначим условия бесконфликтного общения.

Класс снова делится на две группы (по типу «луна/ солнце») так, чтобы учащиеся попали в новые группы.

Упражнение
«Условия бесконфликтного общения»

Задание: обсудить условия бесконфликтного общения. Создается общий список.

Например:

– управление эмоциями;

– умение конструктивно выражать негативные чувства;

– безоценочное обсуждение;

– умение располагать к себе и др.

Учащиеся. Знать ошибки восприятия, учитывать барьеры общения, развивать коммуникативные навыки.

4. Закрепление

Цель: закрепление изученного.

Работа по группам.

Упражнение «Договоритесь»

Задание: проигрывая вымышленную ситуацию, необходимо договориться, используя при этом все полученные знания по теме занятия.

Ситуация: общей группе предлагается на выбор поездка в Москву или в Санкт-Петербург. Обе группы должны договориться о том, куда они все вместе поедут. Принятое решение должно устроить всех.

Обсуждение:

– Какие стратегии вы выбирали?

– Какие встречались барьеры?

– Что получилось, не получилось?

5. Итоги

Цель: рефлексия занятия.

Рецепт счастья

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

6. Прощание

Цель: закрепление хорошего настроения.

Школьники встают в круг, улыбаются друг другу и аплодируют.