Как мы различаем, какой актер играет хорошо, а какой — переигрывает? Актерская игра Игры актерские для детей 6 7 лет.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ (ОПИСАНИЕ)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА

Кроме предложенных общеразвивающих игр, дополнитель-ный материал можно найти в книгах:

Чистякова М.И. Психогимнастика - М., 1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. - М., 1995.

♦ Уроки театра на уроках в школе / Сост. Ершова А. П. - М., 1992.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ЭСТАФЕТА

Цель.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмеши-ваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо лю-бимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет ко-рабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ре-бенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, пе-редавая дальше. Если задание выполнено правильно и послед-ний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторя-ет ритм, тогда корабль спасен.

ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые про-звучат в комнате для занятий в течение определенного време-ни. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ

Цель. Тренировать зрительное внимание. Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе не-сколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету).

Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается за-помнить расположение всех предметов. Затем снова отвора-чивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответствен-но должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.

РУКИ-НОГИ

Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты: по одному - опус-тить руки, по двум - сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространст-ве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на сту-лья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.

ЕСТЬ ЛИ НЕТ?

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление. Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; веду-щий - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

ПЕРЕДАЙ ПОЗУ

Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фан-тазию, выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоми-нает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза по-следнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ

Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4-5 че-ловек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располага-ет свою группу в определенном порядке и «фотографирует», за-поминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроиз-вести изначальный вариант. Игра усложняется, если предло-жить детям взять в руки какие-нибудь предметы или приду-мать, кто и где фотографируется.

КТО ВО ЧТО ОДЕТ?

Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зритель-ную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народ-ной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описы-вает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ

Цель. Развивать внимание, согласованность действий, актив-ность и выдержку.

Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог по-казывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три - замри!». Стоять должно столько детей, сколько матре-шек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно бу-дет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он ви-дит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно пред-ложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного ко-личества детей.

ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ

Цель . Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети распределяются на три группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

ТЕЛЕПАТЫ

Цель . Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ре-бенок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальней-шем можно предложить детям, меняясь местами, поздоровать-ся или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая раз-вивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шеве-литься и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.

СЛЕД В СЛЕД

Цель . Развивать внимание, согласованность действий, ори-ентировку в пространстве.

Ход игры. Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодо-левают.

Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п.

Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ - НЕ РАСТЕТ

Цель . Развивать внимание, координацию.

Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не ле-тает - опускают руки вниз. Если растет - поднимают руки вверх, не растет - охватывают себя двумя руками.

ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ

Цель . Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к дру-гу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет веду-щий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассып-ную, а вторая команда остается на месте.

ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ

Цель . Развивать внимание, наблюдательность, быстроту ре-акции.

Ход игры. Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом к ним - ребенок - посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки », передразнивая ре-бенка, точно повторяют все за ним.

ТЕНЬ

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок - водящий ходит по залу, делая про-извольные движения: останавливается, поднимает руку, накло-няется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он дела-ет. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цве-ток; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

ПОВАРЯТА

Цель . Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7-8 чело-век. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блю-до (что предложат дети), а второй, например, приготовить са-лат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, мор-ковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впры-гивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в кру-ге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно пред-ложить приготовить кашу из разных круп или компот из раз-ных фруктов.

ВЫШИВАНИЕ

Цель. Тренировать ориентировку в пространстве, согласован-ность действий, воображение.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направ-лениях, вышивая различные узоры. Темп движения может ме-няться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ

(ухо, нос, хвост)

Цель . Тренировать слуховое и зрительное внимание, быст-роту реакции, координацию движений.

Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Веду-щий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называ-ют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориенти-роваться и верно назвать то, что показал ведущий.

ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН

Цель. Развивать память, слуховое внимание, согласован-ность действий.

Ход игры. Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с со-ответствующими цифрами выходят вперед и строятся по поряд-ку цифр в названном номере.

ЯПОНСКАЯ МАШИНКА

Цель . Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры. Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:

1) хлопают перед собой в ладоши;

2) хлопают обеими руками по коленям одновременно (пра-вой - по правому, левой - по левому);

3) не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо --вверх, одновременно щелкая пальцами;

4) то же самое делают левой рукой.

Когда дети научатся действовать ритмично и синхронно в\^/ разных темпах, каждому ребенку предлагается запомнить свой порядковый номер начиная с 0. Машинка вновь включается, и дети по порядку номеров на каждый щелчок называют свой номер. На следующем этапе на щелчок правой руки участник игры называет свой номер, а на щелчок левой - любой номер, который задействован в игре, передавая таким образом ход дру-гому ребенку, и т.д. С таким вариантом игры дети справляются во втором полугодии подготовительной группы.

ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

Цель. Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры. Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий зада-ет любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вто-рым - ребенок с буквой «о» и последним - ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра-жение.

Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен-ка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла-ток, срываю цветок.

ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не-сколько вариантов поведения по определенному заданию: че-ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша-ет» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получа-ет определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные ва-рианты:

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, разви-вать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу-тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке-ан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фан-тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази-тельность, воображение и фантазию.

Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе-редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол-жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари-анты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду-дочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картош-ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколад-ка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

Цель . Та же.

Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Ос-тальные дети по поведению участников превращения отгады-вают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те-атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса-вицы, пещера дракона и т.д.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

Цель . Та же.

Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де-ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре-вращать детей по своему желанию.

ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

КОРОЛЬ (вариант народной игры)

Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники. Здравствуй, король!

Король. Здравствуйте!

Работники. Нужны вам работники?

Король. А что вы умеете делать?

Работники. А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстриру-ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль-но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко-роль - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми пред-метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от-ношениях со сверстниками.

Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, кото-рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

РИТМОПЛАСТИКА

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МУРАВЬИ

Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Дви-гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

КАКТУС И ИВА

Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи-ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на-чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му-равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слег-ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто-роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко-лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес-кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве-денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет-ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во-зобновляется, команды чередуются.

ПАЛЬМА

Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

«Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

МОКРЫЕ КОТЯТА

Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня-щим шагом.

Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слег-ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на-прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы-рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

деятельности художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Государственного образовательного учреждения города Москвы

    Исследовательской и продуктивной деятельности , практическое овладение воспитанниками нормами речи «Чтение художественной литературы» Ознакомление с художественной литературой , как средством развития интеллекта...

  • Образовательная программа государственного ц ентр развития ребенка - детский сад № 1619 «лебедушка» южного окружного управления образования

    Основная образовательная программа

    средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой Художественная литература

  • Детский сад № 478 южного окружного управления образования департамента образования г москвы

    Основная образовательная программа

    Пособие. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой . М. Перспектива, 2010. Л.А. Кондрынская, Т.Н. Вострухина. Художественная литература в развитии творческих способностей...

  • Детская игра это радостный процесс творчества. Как возбудить и сохранить игровой интерес в актерской игре? Ведь в детских играх почти все люди увлеченно играют. Актеры увлекаются на сцене во время игры не так часто. Для актера это высший пик творческого самочувствия на сцене. Вероятно в детских играх, игроки удерживают в сознании необходимые игровые правила и игра происходит. И выигрыш возможен! Сохраняется вера в свои силы! Значит, актерская игра гораздо сложнее. Правила ее сложнее, чем правила просто детской игры и тогда забава уходит из игры, уходит азарт и интерес, который во многом строится на возможности проявить себя — выиграть, или удержать саму игру, получить удовольствие оттого, что можешь в эту игру играть. Можешь! Обратите внимание на глаголы — забава, потеха, позабавиться. Это состояние присутствует в любой игровой ситуации. Что же тешит играющий человек?

    Возьмем одну из самых простых детских игр — «в жмурки». Любая игра сакральна. Скрытый смысл этой игры связан с переходом в другой мир — мир «жмуриков». Мы, играя в детстве в эту игру, и не подозревали, что мы играем со смертью. Мы, с азартом и неким страхом, дразнили игрока-воду, который играл «жмурика» — человека потерявшего связь с нашим миром, потерявшего зрение, — главный канал получения информации о нашем мире. И те, кого поймает «жмурик», выходили из игры со смертью. Они становились за чертой игры, т.е. за чертой жизни, по ту сторону меры. Эта черта-кон всегда манит живущих-играющих. Манит желание раздвинуть границы пространства жизни, потому, что, рискуя, пробегая рядом с игроком-«жмуриком» и не попадаясь ему в руки, мы обретаем свободу, мы вооружаемся умением жить. Жить так, что бы избежать страха смерти. Мы увеличиваем степени возможного риска, степени возможного для себя поведения в этом мире. Так мы обретаем этот мир, мы его присваиваем, мы становимся его хозяевами. Пугающий и чужой нам мир становиться безопасным и родным. Надо только научиться жить в нем, искусно манипулируя его правилами. Именно отсюда растут все желания человека приобрести что-то в этом мире: большую физическую силу, крепкое здоровье, сверх способности, деньги, власть, людское признание и любовь, иметь много детей или родственников, или друзей и т.д. и т.п. Все это, по моему мнению, «одна, но пламенная страсть» приобрести некую сверхвооруженность в этом мире и против этого мира. Приобрести сверхсилу, которая позволит справиться с любыми ограничениями существования в правилах игры этого мира.

    Можно совершить некое историческое исследование на тему — как люди, в разные исторические времена приобретали эту сверхсилу. Один из таких путей предложил Христос. Это путь от обратного. Что бы жить свободно и легко в этом мире надо преодолеть страх потерять земное, страх потерять саму земную жизнь. Именно этому учит нас его жизненный путь — смертью смерть поправ…

    Но вернемся к игре «в жмурки». Суть правил игры в том, что при отсутствии зрительного канала восприятия (у игрока-воды завязаны глаза), «вода» должен поймать (осалить) игроков у которых глаза открыты и которые гораздо вооруженнее его свободой и средствами избегания проигрыша. Он же может пользоваться только слухом и осязанием. Это как бы слепота случая, который можно обойти, обыграть. Но игра не происходит, если игроки не рискуют, т.е. не дают «жмурику» дополнительные возможности поймать себя. При этом происходит восстановление равенства в силах игроков и воды-жмурика. Только в этой ситуации игроки начинают проявлять максимум своих сил в стремлении поймать или увернуться. Только при ситуации возможности проявления максимальных затрат сил игроков, появляется игровой азарт. При этом в любое время любой из игроков может передохнуть, отойдя в сторонку, или перестав на некоторое время ловить игроков. Но не все игры так безопасны…

    При чем же тут актерская игра? Если возникает необходимость перенести игру «в жмурки» на сцену создается ситуация игры в игре. А тут происходит все наоборот! Как в жизни — что бы выжить необходимо идти на встречу смерти. Это путь Христа, это путь Ивана «Дурака». Ду-рачек — делающий наоборот, как рак, пятящийся назад, но двигающийся к цели.

    Дело в том, что если эту ситуацию надо разыграть на сцене, то актеру, играющему «воду» нельзя не видеть ситуацию. В противном случае может произойти случайность, которая нарушит запрограммированный ход игры.

    Обще известно, что именно запрограммированность хода игры отличает просто игру или жизнь-игру от игры на сцене. В жизни, или игре, нам игрокам, неизвестно кто и когда выиграет. Известно, что мы предполагаем, а Бог располагает. В актерской игре игрок знает заранее, кто и когда выиграет или проиграет то, что стоит на кону. В этом смысле на сцене актер «Бог». Он знает заранее что произойдет. Он творец — автор творения жизни на сцене.

    Но в чем же тогда игра? Исчезает одна из главных составляющих игры — желанный выигрыш, в результате проявления своих замечательных качеств. Во что играет актер? С кем он играет? Кто его соперники по игре? Что он выигрывает, или проигрывает? От чего зависит умение игрока актера?

    Эти, на первый взгляд, простые вопросы волнуют меня как исследователя актерской игры. У актера есть в игре данный набор средств достижения цели и определенная логика их использования. Это актер изменить не может. Здесь случайность недопустима. А игра тем и увлекательна, что в ней многое строится на случайности. Но актер может изменять, в зависимости от ситуации, то «как» он использует данные игровые средства. Это «как», в актерской школе — «приспособления», и есть та зона случайности, в которой живет и развивается игра актера. Но, удержать свое поведение в рамках заданности, можно только отстранившись от мешающих факторов: собственной логики, знания закрепленного игрового сюжета и его перипетий. Значит, актер должен во время игры постоянно решать задачу нейтрализации одних факторов и доминирования других. Общеизвестно, что для актера важно устранить фактор знания тех случайностей персонажа, которые актеру необходимо «как бы» не знать. Для этого, необходимо одно знание удалить на периферию сознания, погасив к нему интерес, а другое актуализировать при помощи увлечения, фантазии, воображения. Для процесса актуализации актеру постоянно во время игры необходимо создавать в воображении те картины и мысли, которые могут быть в это время у персонажа. Т.е. сознание актера должно быть серьезно занято работой, что бы не осталось свободного места и времени для не актуальной информации.

    Так во всем: что бы не видеть «нечто» необходимо занять зрение другим «нечто», всмотреться в другое. При этом не просто направить глаза на другой объект (смотрит в книгу, а видит фигу), а производить исследование, выполнять реальную продуктивную работу в сознании.

    Если вернуться к актерской игре «в жмурки», то игроку-воде необходимо постоянно создавать картины внутреннего видения, которые он должен фантазировать на основе звуков и осязания. Если эти картины появятся в сознании, то будут приглушены картины реального зрительного восприятия, которые мешают актеру играть «слепого». При этом актер должен пользоваться этими зрительными восприятиями, что бы исполнить план роли, воплотить художественный замысел. Значит, он удерживает одновременно в сознании два плана поведения. Для этого актер создает в сознании временную установку на двуплановое поведение, которое и есть художественный замысел, работающий на энергии художественной потребности. Сформированная художественная потребность, или сверхсверхзадача, включает в работу энергию потребности воли. Именно тогда воплощается закон поведения в актерской игре, который гласит: необходимо оказаться в нужное время в нужной мизансцене и выполнить задуманное воздействие . Если этот закон выполняют все участники игры, то «случайно» происходит задуманный художественный результат.

    Теперь осмыслим этапы освоения актерской игры. Сначала актеры играют в реальную игру, например, «в жмурки». Это завет Михаила Щепкина — брать образцы в природе. Затем подражать природе. Это значит играть в ту же игру, но с правилом «если бы». Если бы глаза были завязаны или закрыты, при этом на самом деле они открыты. Затем играем в повязке, сквозь которую видно, но зритель-наблюдатель не знает видно или нет. Затем несколько человек с повязкой на глазах, а у кого из них повязка просвечивает и сквозь нее видно не известно. Если все игроки, и те, кто видит сквозь повязку и те, кто не видит сквозь нее, ведут себя по одним и тем же законам, т.е. совершают похожие движения, происходит обучение — вести себя так чтобы все видели, а потому думали , что игрок на самом деле не видит. В этой простой детской игре, переведенной в актерскую игру, весь основной смысл актерского обучения.

    Если мы понимаем, что форма и есть содержание, а средство и есть цель , то совершенно ясно, что между внутренним миром человека и внешним миром находится некая грань, или тонкая пленочка-форма их взаимообусловленности. И если мы понимаем сценическое действие как движение актера к целям персонажа, то действие, в данном случае возникает на ортоганали удержания верных физических движений, которые соответствуют определенным целям.

    Тогда, вероятно, вот так выглядит технология педагогики освоения сценического действия и актерской игры:

    1.Освоение навыка создания «мишени» , или адреса воздействия. Это закон создания «видения», или замысла . Умение создавать «видение» это значит, смотрю на партнера по игре, а вижу в нем реальные черты проявления заданного, например, «враждебности», или наоборот «любви ко мне». Причем сам партнер здесь не причем. Это на него «так смотрят» и «так его видят». Смотреть «другими глазами» это то, что позволяет «играть короля». Смотрю на стену в репетиционном зале, а вижу, например, далекий горизонт и гладь моря…

    2. Освоение «балета» семиотики соответствующего данной «мишени». Например, семиотика движений тела во время дождя. Логика движений человеческого тела во время ветра. Причем ветра то нет! Это тот самый детский ответ — «ветер дует, потому что деревья качаются». Эта «оборачиваемость» процесса присуща всему художественно образному творческому процессу создания художественной иллюзии. Поэтому актеру необходимо, как минимум, освоить телесную семиотику стереотипов бессловесного поведения. Семиотику стереотипов словесного воздействия. Это освоение первого великого закона актерского искусства — закона идентификации . Художник ведет себя так, что создает мир его окружающий. Этот закон «создания миров» прекрасно понимают в искусстве пантомимы, в сценическом движении. Первым об этом внятно заговорил Этьен Декру, провозгласивший революцию в обучении актера. Но что бы вести себя соответственно чему-либо, это «что-либо» должно быть ясно представлено и удержано в сознании. Поэтому без первого умения не работает второе. Значит необходимо создать «видение» и необходимо уметь его передать по средством своих движений. Тогда в сознании «других» возникает тот же образ, то же «видение».

    3.Но в этом случае можно сказать, что талантливый актер, который «создает миры», создает своих партнеров, как персонажей спектакля, совершенно не нуждается в талантливых партнерах. На практике так часто бывает. Зритель ходит в театр на своего любимого талантливого актера. Это явный солист. Но такую практику К.С. Станиславский разрушал и преследовал, как негативную. Он утверждал принцип ансамблевости. Именно этот принцип позволял группе актеров создавать иллюзию целостности происходящей на сцене истории, в которую верил зритель. Вывод очевиден. Для того чтобы создать иллюзию целостности происходящей на сцене истории необходимо, чтобы все актеры вели себя соответственно законам этой истории. Это второй великий закон — закон трансформации . Если закон идентификации обнаруживает связь с миром и строит партитуру движений актера снаружи, т.е. центростремительно, то закон трансформации центробежный. Этот закон строит форму поведения изнутри. «Я чайник…» — и тело принимает наиболее выразительную форму соответствия этому предмету. Значит, закон трансформации говорит — «какой я и как мои движения зависят от меня», а закон идентификации говорит — «каков мир и как мои движения зависят от окружающего мира».

    4.И последний закон — это закон противопоставления или контраста, или просто противовеса. Ибо только контраст позволяет нам одно отличать от другого. Это умение строить борьбу, вскрывать конфликт. Строить композицию мизансцены расположения частей тела в пространстве и тел относительно друг друга. Иными словами это освоение законов «сценического взаимодействия».

    Можно предположить, что содержание процесса актерского обучения необходимо строить исходя из этой логики и последовательности приобретения умений актера, где одно предполагает другое, а в совокупности позволяет создавать актерскую игру посредством главного — сценического действия.

    «Ум, воля, чувство!» — по Станиславскому.

    ..Или снова про арбуз и свиной хрящик.

    По следам недавней дискуссии, развернушейся в комментариях, тоже решила порассуждать о том, что лично меня привлекает в актерских работах, и почему именно меня это привлекает. Хотя тема на самое деле еще обширней, чем кажется.

    А вот с чего все началось.

    «…Талантливых актеров - мало. Но есть целый бизнес, который отбирает
    подходящие типажи и делает из них крепких ремесленников (я все время
    удивлялась, как много похожих лиц у нас в кино и в Штатах. Потом до меня дошло, что это, скорее всего, не простое совпадение). Я всеми силами отгоняю от себя эту мысль, но - как я думаю - каждый из наших кумиров прекрасно знает, в каком ракурсе он будет смотреться перед камерой лучше всего. И он постоянно держит это в голове. Обаяние? Харизма? Они прекрасно об этом осведомлены, и тебе покажут это все в наиболее выгодном свете. Хороший художник по костюмам, визажист и парикмахер доделают остальное.
    Совсем некрасиво звучит, да? То есть актер озабочен не тем, чтобы вжиться в свой персонаж. Он думает только о том, как тебя заставить во всё это поверить, используя некий арсенал трюков из своей палитры. У кого-то он богаче, у кого-то - беднее.

    А теперь прикинем - нам-то какая, в конце концов, разница? Вывернется ли Файнс из штанов, для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично и соответственно - действовать и выглядеть полностью правдоподобно?» e_zaec

    Вот за что, Заец, я тебя всегда ценила, ценю, и буду ценить, так это за то, что ты не ленишься предельно четко и наглядно формулировать свои мысли! Нет, ну и за многое другое, конечно, но вот за это - в частности.
    А уж когда мысли эти вдруг оказываются по совместительству также и моими, по какой-либо причине неоформленными в виде такого, как у тебя, аккуратного текста, - вот в таких случаях я вообще прихожу в состояние полной эйфории и немедленно начинаю радостно подскакивать на своем шатком стульчике, активно суча при этом в воздухе лапами и даже порой тихонечко повизгивая от восторга:)

    Именно поэтому мне очень захотелось тебя процитировать, а кроме того, немного развить затронутую вами вчера тему.

    Ни для кого не секрет, что я в самом деле весьма неравнодушна к хорошей, талантливой актерской игре.
    Но что лично я вкладываю в это, вообще-то достаточно условное понятие?
    Хороший актер для меня - это в первую очередь человек, который способен, который умеет играть самые разные роли и создавать отличные друг от друга образы. Человек, который снимается в фильмах, различных как по жанру, так и по стилю. И само собой разумеется, что он делает все это хорошо, то бишь персонажи его будут, что называется "психологически достоверны" и убедительны.
    Смотреть именно такие работы мне будет наиболее приятно и интересно: я бы сказала, что чаще мне бывает интересен даже не столько сам фильм и его сюжет, сколько созданный актером в этом фильме образ. Например, "Вальмон" Милоша Формана. Или "Амадей"... Или… да-да, или любой из фильмов с Рэйфом Файнсом.

    Чем сложнее будет устроен персонаж, тем интереснее. Но при этом я должна еще и безоговорочно верить актеру: малейшее сомнение, и все - волшебный морок исчезает, очарование ушло безвозвратно...

    А вот если помимо всего перечисленного актерская работа вызовет у меня желание не только немедленно пересмотреть(это обязательно), но и начать обдумывать, то есть влезть в шкуру героя, на время взглянув на его мир его же глазами, попытаться проанализировать ход его мыслей и логичность его поступков, в общем, как говорится, понять, "как он дошел до жизни такой", - вот в этом случае восторгу моему поистине не будет предела.

    Гхм. Разумеется, что как любая норамльная женщина подавляющее большинство зрителей я также люблю красивую картинку, поэтому не стану луквить: если упомянутых "идеальных персонажей" ко всем перечисленным выше прелестям изобразит актер, привлекательный внешне, мне это понравится значительно больше, нежели бы с не меньшим мастерством ту же роль исполнил некий лысый и беззубый пень с брюхом ниже колен.

    Именно по этой причине периодически все мои сложные рассуждения о кайфе от созерцания талантливой актерской игры благополучно отправляются гулять лесом, а сама я, освободившись от пут снобизма и вооружившись внушительным пакетом попкорна, усаживаюсь смотреть какую-нибудь... Обойдемся без примеров - одним словом, какую-нибудь красиво сделанную голливудскую муру, которая на самом деле, ни уму, ни сердцу:)
    Хотя вообще-то, мой "идеальный фильм" - это и сценарий, и игра, и к тому же радость для глаз.

    Согласна ли я смотреть фильм, где вообще никто ничего не играет, но зато все чрезвычайно эффектно выглядят, - наприемер, весьма лихо машут сверкающими мечами и налево-направо сверкают стройными воинскими лодыжками?.. Сложный вопрос. Наверное, все-таки лишь в том случае, если там будет играть кто-то, кого я и без того высоко ценю по умолчанию, так что буду во-первых готова простить ему любые «прегрешения», а во-вторых, банально не засну от скуки в процессе просмотра.
    Впрочем, из каждого правила есть свои исключения, но в данном случае - это все-таки исключения.

    Теперь возвращусь к процитированному в начале тексту о "крепких ремесленниках" e_zaec .
    О них она рассказала самым, на мой взгляд, исчерпывающим образом. Ни прибавить, ни отнять!

    Действительно, это отличные воплотители однажды выбранного и стопроцентно подходящего им образа, под которых, фактически, делаются фильмы и пишутся сценарии.
    Кстати, у меня есть стойкое такое ощущение, что в последние годы эта практика неуклонно идет на убыль: сегодня все-таки значительно меньше имен, под которые "делают фильмы", чем, например, в восьмидесятые. И с другой стороны, гораздо чаще на наших глазах происходит прямо обратное - практически каждый популярный бокбастер норовит открыть очередную "звезду".
    То ли этот рынок труда разросся до такой степени, то ли просто вкусы у народа изменились, и народ стал требовать значительно большего разнообразия - черт его знает. Кинематограф - индустрия еще очень молодая, постоянно развивающаяся, так что мы сейчас как раз имеем возможность наблюдать все эти изменения, постоянный поиск, прощупывание каких-то новых путей и новых подходов к созданию кинофильмов.
    ...В любом случае, сегодняшний "голливудский суперстар" уже довольно заметно отличается от классической голливудской звезды двадцатилетней давности (о более раннем периоде я вообще молчу). На сегодняшний день это человек, постоянно пробующий себя в самых разных жанрах и не боящийся экспериментировать. Фактически, дело идет к отказу от какого-то определенного амплуа: думаю, такая звезда, как Джонни Депп, в качестве примера всех устроит.
    ...Но я немного ушла от темы.

    Так вот, я полностью согласна с теорией Заеца о существовании двух отдельных категорий актеров, придерживающихся принципиально различных методов работы.

    Для примера рассмотрю кандидатуру Гаррисона Форда, речь о котором у нас уже заходила раньше.
    Да, он харизматичен, он добротен, но, как бы я ни любила его Индиану Джонса и Хэна Соло, я никогда не смогла бы назвать его хорошим актером.
    Гаррисон Форд, на мой взгляд, - это как раз очень наглядный пример актера одной роли! Однажды выбранное амплуа, совершенно определенный стиль, но все это отточено до практически немыслимого совершенства. Грубо говоря, все удачные работы Форда всегда будут оставаться лишь гранями этого самого, единожды выбранного образа. Еще раз повторяю, - да, мне очень нравится яркие, обаятельные, и по-своему очень-очень целостные персонажи Форда, но это совсем не то, что лично я считаю актерской игрой.

    Для меня же здесь будет отствовать одна очень важная вещь: элемент неожиданности. Если я заранее знаю, чего ждать от актера, то попросту очень скоро мне станет скучно, да и стимул ждать следующих ролей пропадает. Если все роли актера относительно однотипны, будет достаточно лишь выбрать из них в фавориты одну-две, чтобы потом коротать время, пересматривая их долгими зимними вечерами.
    Если же наоборот, я знаю, что актер умеет быть разным, - в таком случае процесс ожидания новых (или же поиска старых) фильмов с его участием приобретает почти детективную окраску. Удивит на этот раз, или нет? И как справится с новой, неожиданной для себя задачей? А может быть опять будет как в том замечательном фтдльме, только еще лучше?..
    А это никогда не бывает скучно:)

    Именно поэтому для меня как раз существует огромная разница - «вывернется ли Файнс из штанов для того, чтобы мы поверили в его Хитклифа, или Костнеру с Уиллисом подберут сценарий, в котором они сами будут чувствовать себя органично» (с)

    И любое сравнение работ того же Костнера с работами того же Файнса - вещь в моем случае совершенно невозможная и немыслимая уже просто потому, что это абсолютно разные явления в принципе.
    В конце концов, что лучше - классическая музыка или рок-н-ролл? Свет ночного костра или танцующие на поверхности воды солнечные блики? Арбуз или свиной хрящик?..

    P.S.
    Собственно, все написанное выше является частной точкой зрения, которую я ни в коем случае не пытаюсь позиционировать, как некую единственно верную.
    При этом я прекрасно помню, что о вкусах не спорят: мое мнение - это просто мое мнение, являющееся однако единственно верным для меня самой на данный момент. А соглашаться с ним, или же недовольно фыркнуть - целиком и полностью дело читающих;)

    УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

    УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?

    Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, вообра­жение.

    Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

    1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

    2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котен­ка; натираю пол.

    3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

    4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю пла­ток, срываю цветок.

    ОДНО И ТО ЖЕ ПО-РАЗНОМУ

    Цель . Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

    Ход игры. Детям предлагается придумать и показать не­сколько вариантов поведения по определенному заданию: че­ловек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слуша­ет» и т.д.

    Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

    Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получа­ет определенное задание.

    I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

    а) сидеть у телевизора;

    б) сидеть в цирке;

    в) сидеть в кабинете у зубного врача;

    г) сидеть у шахматной доски;

    д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

    II группа - задание «идти». Возможные варианты:

    а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

    б) идти по горячему песку;

    в) идти по палубе корабля;

    г) идти по бревну или узкому мостику;

    д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

    III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

    а) бежать, опаздывая в театр;

    б) бежать от злой собаки;

    в) бежать, попав под дождь;

    г) бежать, играя в жмурки и т.д.

    IV группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

    а) отгонять комаров;

    б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

    в) сушить мокрые руки и т.д.

    V группа - задание «Ловить зверюшку». Возможные ва­рианты:

    б) попугайчика;

    в) кузнечика и т.д.

    КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

    Цель. Развивать умение оправдывать свое поведение, разви­вать веру и фантазию, расширять знания детей.

    Ход игры. Детям предлагается отправиться в кругосветное пу­тешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через оке­ан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

    ИГРЫ НА ПРЕВРАЩЕНИЯ

    В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фан­тазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение.

    ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА

    Цель. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообрази­тельность, воображение и фантазию.

    Ход игры. Предмет кладется на стул в центре круга или пе­редается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый дол­жен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Вари­анты превращения разных предметов:

    а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, ду­дочка, расческа и т.д.;

    б) маленький мячик - яблоко, ракушка, снежок, картош­ка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

    в) записная книжка - зеркальце, фонарик, мыло, шоколад­ка, обувная щетка, игра.

    Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

    Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

    ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ

    Цель . Та же.

    Ход игры. Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Ос­тальные дети по поведению участников превращения отгады­вают, во что именно превращена комната.

    Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, те­атр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей краса­вицы, пещера дракона и т.д.

    ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ

    Цель . Та же.

    Ход игры. По команде педагога дети превращаются в де­ревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и пре­вращать детей по своему желанию.

    ИГРЫ НА ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ

    ПРЕДМЕТАМИ ИЛИ НА ПАМЯТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

    ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

    Цель . Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

    Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое-пятеро внучат», с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

    Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

    Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

    Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, скажем, но зато мы вам покажем!

    Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

    В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.


    КОРОЛЬ (вариант народной игры)

    Цель . Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

    Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3 - 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

    Работники. Здравствуй, король!

    Король. Здравствуйте!

    Работники. Нужны вам работники?

    Король. А что вы умеете делать?

    Работники. А ты отгадай!

    Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстриру­ют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правиль­но, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (ко­роль - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

    ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

    Цель . Развивать навыки действия с воображаемыми пред­метами,"воспитывать доброжелательность и контактность в от­ношениях со сверстниками.

    Ход игры . С помощью считалки выбирается ребенок, кото­рый приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

    С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили дарить.

    РИТМОПЛАСТИКА

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    МУРАВЬИ

    Цель . Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Дви­гаться в разных темпах. Тренировка внимания.

    Ход игры . По хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

    КАКТУС И ИВА

    Цель . Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координи­ровать движения, останавливаться точно по сигналу педагога.

    Ход игры. По любому сигналу, например хлопку, дети на­чинают хаотично двигаться по залу, как в упражнении «Му­равьи». По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактуса» - ноги на ширине плеч, руки слег­ка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной сто­роной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как ко­лючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотичес­кое движение возобновляется, затем следует команда: «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разве­денные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как вет­ви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены. Движение во­зобновляется, команды чередуются.

    ПАЛЬМА

    Цель. Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

    Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на

    «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «й вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

    МОКРЫЕ КОТЯТА

    Цель. Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса; двигаться врассыпную мягким, пружиня­щим шагом.

    Ход игры. Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слег­ка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, на­прягая все мышцы. По команде «солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четы­рех «лапок», с «головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.

    ШТАНГА

    Цель. Попеременное напряжение и расслабление мышц пле­чевого пояса и рук.

    Ход игры. Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее, отдыхает.

    САМОЛЕТЫ И БАБОЧКИ

    Цель. Учить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентиро­ваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

    Ход игры. Дети двигаются врассыпную, как в упражнении «Муравьи», по команде «самолеты» бегают стремительно, вы­тянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряже­ны); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая ру­ками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из сторо­ны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты.

    Упражнение можно делать под музыку, подобрав соот­ветствующие произведения из репертуара по музыкальному вос­питанию.

    БУРАТИНО И ПЬЕРО

    Цель. Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

    Ход игры. Дети двигаются как в упражнении «Муравьи», по команде «Буратино» останавливаются в позе: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, раскрыты в сторону, кисти пря­мые, пальцы растопырены, все мышцы напряжены. Движение по залу возобновляется. По команде «Пьеро» - опять замира­ют, изображая грустного Пьеро: голова висит, шея расслабле­на, руки болтаются внизу. В дальнейшем можно предложить детям двигаться, сохраняя образы деревянного крепкого Бура­тино и расслабленного, мягкого Пьеро.

    НАСОС И НАДУВНАЯ КУКЛА

    Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимо­действовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, ар­тикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

    Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок - надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на кор­точках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй - «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; на­клоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выды­хает воздух со звуком «с-с-с-с» (второй вид выдыхания), при вдохе - выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», мед­ленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивают проб­ку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш» (первый вид выды­хания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить наду­вать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: «С! С! С!»

    СНЕГОВИК

    Цель . Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

    Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на шири­не плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти ок­руглены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весен­ними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепен­но расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, па­дают на пол, полностью расслабляясь.

    БАБА-ЯГА

    Цель. Умение напрягать и расслаблять в движении то пра­вую, то левую ногу.

    Ход игры. Дети ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя движения под текст. Бабка-Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! (Дети идут врассыпную по залу.) А потом и говорит: «У меня нога болит!». (Дети останавливаются.) Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар! Вышла на лужайку - испугала гайку! (Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, а потом правую ногу, прихрамывают.)

    СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

    Цель . Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

    Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превра­щается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замора­живать» всех детей: называет при этом определенные части тела правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, го­лова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превраща­ются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца. (Расслабляются шея, руки, корпус, ноги), дети сначала опускаются на корточки, затем полностью расслаб­ляются и ложатся на пол.

    КОНКУРС ЛЕНТЯЕВ

    Цель .

    Ход игры.

    Хоть и жарко, хоть и зной,

    Занят весь народ лесной.

    Лишь барсук - лентяй изрядный

    Сладко спит в норе прохладной.

    Лежебока видит сон, будто делом занят он.

    На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

    (В. Викторов)

    Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер л стараются как можно больше расслабиться.

    ГИПНОТИЗЕР

    Цель . Обучение полному расслаблению мышц всего тела.

    Ход игры. Педагог превращается в гипнотизера и проводит в сеанс усыпления»; делая характерные плавные движения ру­нами, он говорит: «Спите, спите, спите... Ваши голова, руки, и ноги становятся тяжелыми, глаза закрываются, вы пол­ностью расслабляетесь и слышите шум морских волн». Дети постепенно опускаются на ковер, ложатся и полностью рас­слабляются.

    Можно использовать аудиокассету с музыкой для медитации ирелаксации.

    НЕ ОШИБИСЬ

    Цель. Развивать чувство ритма, произвольное внимание, координацию.

    Ход игры. Педагог в разных сочетаниях и ритмах чередует хлопки в ладоши, притопы ногой и хлопки по коленям. Дети повторяют вслед за ним. Постепенно ритмические рисунки ус­ложняются, а темп убыстряется.

    РИТМИЧЕСКИЙ ЭТЮД

    Цель. Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнерами.

    Ход игры. Дети делятся сначала на две, а по мере приобрете­ния определенных навыков на три и даже четыре группы. Пер­вая группа придумывает ритмический рисунок и начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к пер­вой, отхлопывая свой ритмический рисунок, затем включается третья группа и т.д.

    ПОЙМАЙ ХЛОПОК

    Цель. Развивать произвольное слуховое внимание и быстро­ту реакции.

    Ход игры. Дети стоят врассыпную. Их задача заключается в том, чтобы среагировать на хлопок педагога и хлопнуть прак­тически одновременно с ним. Педагог предлагает «поймать» то маленький мячик, то цветок, то монетку.

    ГОЛОВА ИЛИ ХВОСТ

    Цель. Развитие координации движений, быстроты реакции, воображения.

    Ход игры. Педагог превращается в Ивана-Царевича, а все дети - в Змея-Горыныча. Иван-Царевич взмахивает мечом (гимнастической палкой или линейкой), если взмах на уровне головы - Змей Горыныч должен спрятать головы (дети быстро наклоняются), если взмах на уровне ног, Змей-Горыныч спаса­ет хвост (дети подпрыгивают).

    СЧИТАЛОЧКА

    Цель. Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.

    Ход игры. Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.

    Раз, два - острова Два хлопка, полукруг одной рукой,

    затем другой в сторону, как бы изо­бражая два острова.

    Три, четыре - Два хлопка, обеими руками

    мы приплыли изобразить волнообразные движения

    в направлении от себя.

    Пять, шесть - Два хлопка, поочередное движение

    сходим здесь правой рукой ладошкой вниз (как бы отбиваем мяч),

    левой - ладошкой вверх (подбрасываем мяч).

    Семь, восемь - Два хлопка, правая рука вытягивается вверх,

    сколько сосен! затем на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука

    Девять, десять - Два хлопка, средним и указательным

    мы в пути пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».

    До-счи-тал Выполнить 4 движения, по одному на

    до де-ся-ти! каждый слог:

    1) ладонь правой руки на голову;

    2) тыльная сторона левой руки под подбородок;

    3) ладонь пра­вой руки касается правой щеки;

    4) ладонь левой руки касается левой щеки.

    Выполнить 3 движения:

    1) правая рука вытягивается вперед;

    2) левая рука вытягивается вперед;

    3) звон­кий хлопок в ладоши.

    КАК ЖИВЕШЬ?

    Цель, Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

    Ход игры.

    Педагог Дети

    Как живешь? - Вот так! С настроением показать

    большой палец.

    А плывешь? - Вот так! Любым стилем.

    Как бежишь? - Вот так! Согнув руки в локтях, притоп-

    нуть поочередно ногами.

    - Вдаль глядишь? - Вот так! Руки «козырьком» или «бинок-

    лем» к глазам.

    Ждешь обед? - Вот так! Поза ожидания, подпереть щеку

    Машешь вслед? - Вот так! Жест понятен.

    Утром спишь? - Вот так! Ручки под щечку.

    А шалишь? - Вот так! Надуть щечки и хлопнуть

    по ним кулачками.

    (По Н.Пикулевой)

    БАБУШКА МАЛАНЬЯ

    Цель . Развивать внимание, воображение, находчивость, уме­ние создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

    Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий; дети поют потешку и выполняют движе­ния.

    У Маланьи, у старушки, (Идут по кругу и поют.)

    Жили в маленькой избушке

    Семь дочерей,

    Семь сыновей,

    Все без бровей! (Останавливаются и с по-

    С такими глазами, мощью мимики и жестов изо-

    С такими ушами, бражают то, о чем говорит-

    С такими носами, ся в тексте.)

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой...

    Ничего не ели, (Присаживаются на корточ-

    Целый день сидели. ки и одной рукой подпирают

    На него (нее) глядели, подбородок.)

    Делали вот так... (Повторяют за ведущим лю-

    бой жест.)

    ШЕЯ ЕСТЬ, ШЕИ НЕТ

    Цель. Развивать подвижность мышц плечевого пояса.

    Ход игры. Дети стоят в основной стойке и в соответствии со словами педагога выполняют движения.

    Шея есть - стоять прямо, показывая длинную шею.

    Шеи нет - поднять плечи вверх, как бы «втянуть» шею (уродцы). Повторить несколько раз.

    ЗАКРЫТЬ КНИЖКУ, РАСКРЫТЬ

    Цель . Та же.

    Ход игры. Закрыть книжку - плечи вперед. Раскрыть книжку - плечи отвести назад. Повторить несколько раз.

    ЗАВОДНАЯ КУКЛА

    Цель. Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

    Ход игры. Дети стоят в позе куклы: ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти напряжены, пальцы растопырены, ладони вперед. Желательно упражнение проводить под музыку, с раз­мером 2/4, например, «Полька» А.Жилинского.

    Такт 1. Наклонить голову вперед на первую четверть, на­зад - на вторую четверть.

    Такт 2. Голову вперед, назад и прямо (движение на каж­дую восьмую длительность).

    Такт 3. Наклонить голову назад, потом вперед.

    Такт 4. Голову назад, вперед, прямо.

    Такт 5. Повернуть голову вправо, затем влево.

    Такт 6. Вправо, влево, прямо.

    Такт 7. Повернуть голову влево, затем вправо.

    Такт 8. Влево, вправо, прямо.

    Такт 9. Наклонить голову к правому плечу, затем к левому.

    Такт 10. К правому, к левому, прямо.

    Такт 11. Наклонить голову к левому плечу, затем к правому.

    Такт 12. К левому, к правому, прямо.

    Такт 13. Движение как в 1-м такте.

    Такт 14. Движение как во 2-м такте.

    Такт 15. Движение как в 3-м такте.

    Такт 16. Голову прямо на 1 -ю долю, на 2-ю долю согнуть­ся пополам, уронить голову и руки - завод кон­чился.

    ТЮЛЬПАН

    Цель . Развивать пластику рук.

    Ход игры. Дети стоят врассыпную в основной стойке, руки внизу, ладони вниз, средние пальцы соединены.

    1. Утром тюльпан Соединяя ладони, поднять руки

    раскрывается к подбородку, раскрыть ладони,

    локти соединить.

    2. На ночь закрывается Соединяя ладони, опустить руки

    3. Тюльпанное дерево Внизу соединить тыльные сторо-

    ны ладоней и поднимать руки над головой.

    4. Раскидывает свои Руки сверху раскинуть в стороны, ветви ладони вверх.

    5. И осенью листики

    опадают Повернуть ладони вниз и мягкоопускать вниз, чуть перебирая пальцами.

    ОСЬМИНОГ

    Цель . Развивать пластику рук, координацию движений.

    Ход игры. Руки в стороны, ладони вперед, основная стойка. Мягко скрестить руки в запястьях перед грудью и плавно от­вести в стороны. Повторить четыре раза, сверху то правая, то левая рука. Мягко скрестить руки на груди, как бы стараясь обхватить себя руками, плавно развести в стороны. Повторить четыре раза, чередуя положение рук.

    МЕДВЕДИ В КЛЕТКЕ

    Цель . Развивать ловкость, координацию движений.

    Ход игры. Встать на колени, затем сесть на пятки, ладони положить на пол и в тыльные стороны ладоней уткнуть «мок­рые носы». Медвежата сидят в клетке и пытаются из нее вы­браться к маме в лес...

    1. Правой вперед, затем Не поднимая головы, вытянуть вперед

    левой правую руку по полу, по­том левую руку.

    2. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исходное

    положение.

    3. В стороны, в стороны Вытянуть руки по полу в стороны:

    сначала правую, потом левую.

    4. К себе, к себе По очереди вернуть руки в исх. п.

    5. Правую руку вперед, Опираясь на левую руку, поднять-

    левую ногу - назад ся с пяток, потянуться правой рукой

    вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаться «раздви­нуть» прутья клетки).

    Задайте себе вопрос: верю я тому, что изображает актер или не верю. И ваш ответ будет для вас определяющим – хорошо он играет свою роль или нет. Так судил о достоверности актерской игры К.С. Станиславский. То, что зритель называет «переигрыванием», профессионалы называют: наигрышем.

    Актеры и режиссеры говорят в таких случаях: он наигрывает, ты наигрываешь...и т.д. Наигрывать, значит - перебарщивать, фальшивить. Наигрыш происходит, когда внутреннее существование актера, не соответствует его внешним проявлениям: внешнего больше. Мы видим, что актер внутренне вялый, а пытается изображать заинтересованность, отчаяние, возмущение. Достоверность достигается правильным внутренним существованием актера при изображении персонажа. В том и состоит актерская профессия – в умении не просто показывать что-то от образа, но одновременно самому проживать то, что происходит с его персонажем. «Внутреннее существование» – это профессиональный термин и является частью актерской техники.

    В театральных и кино вузах обучают, как проживать то, что проживает персонаж и, одновременно, видеть себя со стороны и управлять своей игрой. В конечном итоге – зритель чувствует то же, что и актер, если актер переигрывает или недоигрывает, то он вызывает чувство неловкости, оставляет нас равнодушными. Противоположностью наигрышу, является другая крайность – “дешевая мхатовская правденка», это выражение используют педагоги театральной студии МХТ, когда актер бормочет себе под нос, пытается играть, «как в жизни». Может, в кино на крупном плане такое бормотание будет как раз убедительно и к месту, но не в театре – где требуется донести до последнего ряда свою речь и актерскую энергию. Одной только естественной жизненной органики для театра мало, требуется определенная сценическая энергия, большая, чем в жизни. Найти золотую середину между двумя крайностями - наигрышем и «невыразительной правденкой», – одна из актерских задач, которую он решает в процессе репетиций. Но, случается, что актер находит точный рисунок внутреннего и внешнего существования, только на десятом спектакле.

    В кино с этим сложнее, надо быть готовым в конкретный день и час выдать все самое лучшее - камера зафиксировала твою игру и ничего уже поправить нельзя. В репетиционный период, тем не менее, приходится и переигрывать, чтобы ощутить амплитуду эмоции. «Не наиграешь, - не сыграешь» - говорят в таких случаях актеры. Если себя не отпустить, не почувствовать свой максимум, - что иногда и достигается переигрыванием, то будешь бояться сильных проявлений, страх ведет к той же актерской фальши. Законы работы актера с образом на камеру, в кино и телесериалах, те же, но с той существенной разницей, что здесь иная крупность: по одним глазам можно понять – врет актер или нет. В кино не надо рассчитывать на зрителя в «последнем ряду», как в театре, зритель в кино и на телеэкране разглядывает актера в микроскоп – игра должна быть деликатнее. Вопрос «верю или не верю» принципиален не только для зрителя: чем больше актер сам верит в предлагаемые обстоятельства своего персонажа, тем вероятнее его успех. Но зритель не должен разбираться во всех тонкостях актерской «кухни».

    Доверяйте интуиции – если вы под впечатлением от какой-то роли, значит для вас, актер, ее исполняющий, - хороший актер.

    Здравствуйте. Спасибо за очень подробный и интересный ответ.

    В дополнение к заданному вопросу хотелось бы узнать, корректно ли судить о мастерстве киноактера при просмотре фильма в дублированной озвучке? Можем ли мы делать выводы об игре иностранных актёров, смотря фильмы в российских кинотеатрах?

    Ответить

    Ещё 1 комментарий

    Я предпочитаю смотреть зарубежный фильм с титрами, либо с закадровым голосом синхронного переводчика, нежели дублированный. Мне важно слышать тембр голоса актера и его подлинные интонации и темперамент. У нас есть замечательные актеры, работающие на дубляже, – Анна Каменкова, Сергей Чонишвили, Андрей Ташков и еще целый ряд имен можно перечислить. Из ушедших - Володя Вихров, мой бывший однокурсник, озвучивавший роли Ален Делона и не только, а также великолепный Владимир Кенигсон – чьим голосом разговаривал у нас Луи Де Фюнес, Жан Габен и Тото. Но все чаще, в последние годы, дублирование картин производит ужасающее впечатление – это настоящая халтура, исполненная непрофессионалами или бездарями. Озвучивание своих ролей было нормой в советское время, звук не писался вчистую во время съемок, да и сейчас без него, бывает, не обойтись. На озвучивании можно подправить роль, голосом доиграть то, что было недотянуто на съемках. Тоже, очевидно, и при дублировании. Иногда и в отечественном кинопроизводстве при озвучивании, актера, исполнявшего роль, заменяют. Самый известный и успешный пример – Валентина Талызина, «отдавшая» свой голос героине Барбары Брыльской в «Иронии судьбы». Или Александр Дьяченко – озвучивавший работы Донатаса Баниониса. Мы уже не можем разделить полюбившийся персонаж от конкретного тембра и интонации. Так что – дело не столько даже в замене голоса, сколько в качестве этой замены. И все же, в случае плохого дублирования – насколько оно может испортить хорошую игру актера? Испортить, безусловно, может. Но есть тут сложность... Восприятие картины, как и работы актера зрителем, многосоставной процесс – он зависит и от качества сценария, сюжета, темы фильма, его диалогов – насколько они интересны. И от визуального образа всего фильма – работы операторов, художников и, конечно, режиссера и композитора. Всегда заметно расхождение в уровне фильма и уровне озвучивания – если оно есть. Плохой дубляж – всегда упрощает и банализирует общую идею, тогда как гениальный дубляж не может превратить грубую поделку в шедевр. Хорошее дублирование – незаметно для зрителя, звук составляет одно целое с образом и проявлениями актера на экране. Если же вас раздражает звук дубляжа, это говорит само за себя – испортили при озвучивании: не дотянули драму, огрубили тонкую комедию, работают не в жанре. Актер, исполняющий роль, здесь не при чем. Лично я всегда могу отличить хорошую игру актера от плохого дубляжа. Но впечатление все равно бывает испорчено. И еще – немаловажным является и качество перевода иностранных картин. Плохой перевод может превратить самого гениального автора в графомана.