S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо. Сталкер чистое небо Энциклопедия по сталкеру чистое небо

Сталкер Чистое Небо - это первое официальное дополнение к популярной игре . Разработчики довольно быстро выпустили эту часть, буквально через год после оригинала игры Сталкер. Всем известно, что Тени Чернобыля получили огромную популярность не только в странах СНГ, но и за рубежом. GSC Game World словили удачную волну и не собираются останавливаться. Компания разработчиков получила огромную армию фанатов и общее признание в России и Украине. И в 2008 году все мы увидели чистые небеса над головой - новую часть игры.

Stalker Clear Sky

Официальное дополнение вышло не таким удачным, как первая часть. Все дело в том, что разработчики поспешили с выходом приквела и получили огромный урок на будущее. Все дело в том, что в первый день выхода игры от игроков поступили жалобы вылетов и различных багов в Stalker Clear Sky . В первый день был выпущен патч, исправляющий ошибки. Чтобы избавится от всех недоработок, GSC пришлось выпустить еще 11 патчей к аддону Сталкер. После того, как GSC осознали, что выпустили сырую версию игры, они решили не повторять своих ошибок. Перед выходом второго аддона - , разработчики наняли команду тестеров, а также провели открытое бета-тестирование в Киеве.

Сталкер Чистое Небо - энциклопедия по игре

Игра Сталкер: ЧН - это приквел, то есть часть, в которой происходят события до сюжета оригинала игры. В этой части было добавлено несколько новых локаций, но большинство осталось из оригинала. Это был не очень удачный ход, потому, что многим игрокам они уже приелись. Также был введен новый сюжет, главный герой - сталкер по кличке Шрам, наемник, который должен найти Стрелка. Графический движок в аддоне был обновлен, добавлен новый рендер, улучшена графика. На нашем сайте вы сможете найти всю информацию по игре Сталкер: Clear Sky. Ниже приведены разделы нашей энциклопедии. В ней вы сможете найти всю интересующую вас информацию, от системных требований, до персонажей и вооружения. Также приглашаем вас посетить наш торрент-трекер, где в разделе чистое небо вы сможете скачать патчи, моды и прочее.

Обложка игры

S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо (англ. S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky) - компьютерная игра в жанре FPS (шутер от первого лица) с элементами RPG (ролевая игра), приквел S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля . Разработана компанией GSC Game World на основе движка X-Ray 1.5, в котором была добавлена поддержка DirectX 10 и сделан ряд улучшений по сравнению с предыдущей версией 1.0. Релиз игры состоялся 22 августа 2008 года.

Сюжет

Игра рассказывает предысторию сюжета S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, события происходят за год до начала оригинальной игры. Стрелок со своей группой в первый раз сумели проникнуть в ЧАЭС , тем самым вызвав катаклизм, едва не приведший к катастрофе. Сверхвыброс аномальной энергии изменил Зону - дорог, ранее изведанных и бывших отностильно безопасными, больше не стало.

Разведанные территории стали непроходимы из-за больших скоплений аномалий и большого уровня радиации. Многие сталкеры, будучи в вылазке во время Выброса, остались обречены, даже если успели укрыться. Но в то время, как многие территории оказались недоступными, открылись дороги к новым, ранее неизведанным местам. Это спровоцировало Войну группировок - борьбу за неосвоенные территориальные ресурсы.

Локации

Вырезанные локации

Особенности игры

  • Новые локации.
  • Новые группировки и возможность вступления в них.
  • Доработан искуственный интеллект.
  • Появилась система апгрейдов оружия и брони.
  • Добавлено новое оружие, а также улучшено уже существующее.
  • Появились регулярные выбросы.
  • Изменена система аномальных зон.

Оценки

Журнал «Игромания» присудил игре второе место в номинации «Шутер года 2008».

Согласно агрегаторам рецензий GameStats и Metacritic , которые учли по 27 и 47 оценок игровых изданий соответственно, средний рейтинг игры составил 71 и 75 из 100 соответственно.

Критика

Как только игра добралась до прилавков, разработчики уже выпустили первый патч, но игроки продолжали жаловаться на нестабильность игры. В итоге было выпущено еще 9 патчей, последним стал патч 1.5.10. Из-за серьезного улучшения графики по сравнению со S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля многие пользователи не смогли играть с максимальными настройками, так как движок недостаточно хорошо оптимизирован и, следовательно, игра обладает несколько завышенными системными требованиями. Поступали жалобы на ИИ компьютерных персонажей и линейность прохождения игры.

Системные требования

Минимальные требования Рекомендуемые требования
  • ОС: Microsoft Windows 2000 (SP4) / XP / Vista;
  • Процессор: Intel Pentium 4 2 GHz / AMD XP 2200+;
  • ОЗУ: 512 Мб;
  • Видеокарта со 128 Мб памяти и поддержкой DirectX 9c;
  • ОС: Microsoft Windows XP / Vista;
  • Процессор: Intel Core 2 Duo E6400 / AMD 64 X2 4200+;
  • ОЗУ: 1.5 Гб;
  • Видеокарта с 256 Мб памяти и поддержкой DirectX 9c;
  • Существует неверный миф о том, что в игре имеется альтернативная концовка, в которой Стрелок убивает Шрама . Чтобы ее увидеть, якобы требуется пройти игру без патчей.

Сентябрь 2011 года. Наёмник Шрам ведёт группу учёных-экологов через болота. Внезапно их накрывает выброс. Экологи погибают, а протагонист теряет сознание. На базе группировки «Чистое небо» (бойцы которой нашли Шрама после выброса) наёмник приходит в себя.

Действие игры

Хронология вселенной игр S.T.A.L.K.E.R.
Время действия Игра
2008 S.T.A.L.K.E.R. Mobile
10 сентября 2011 S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо
1 мая 2012 S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля
3 августа 2012 S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти
2015 S.T.A.L.K.E.R. 2

Лебедев, основатель и лидер «Чистого неба», рассказывает Шраму о том, что нервная система наёмника при выбросе принимает весь удар на себя, и главному герою это грозит неминуемой гибелью. После недолгих разъяснений о сложившемся в округе положении Лебедеву приходит тревога со второго форпоста. Шрам отправляется на форпост, где его снова поражает выброс. Придя в себя на базе «Чистого неба», Шрам узнаёт от Лебедева, что при следующем выбросе вне укрытия нервная система наёмника полностью выгорит, и он погибнет. Выбросы происходят так часто потому, что кто-то проник за «Выжигатель мозгов», и Зона пытается уничтожить этого незнакомца, уничтожая на пути всё живое. В итоге нити всех слухов приводят игрока на «Кордон» к местному торговцу Сидоровичу, у которого неизвестный сталкер интересовался редкими радиодеталями. Однако чтобы пробраться на «Кордон», необходимо вытеснить враждующую с «Чистым небом» группировку - «Ренегатов», ранее захватившую все важные места на болотах. С помощью Шрама «Чистое небо» укрепляет свои позиции и уничтожает главную базу врагов. Захватив подходы к тропам, наёмник пробирается на Кордон, где ему удается связаться с Сидоровичем. Торговец соглашается помочь, но только за услугу: вернуть украденный у военных кейс с артефактом. Как выясняется позже, нападение на военный конвой совершили сталкеры под предводительством Отца Валерьяна. Организованное им объединение сталкеров-одиночек переправляло товар Сидоровича через военных, совершая с ними сделки. Однако командир военных, майор Халецкий, решил продавать товар бандитам и даже умудрился отдать двух сталкеров в рабство на «Свалку». Одиночки не потерпели такого предательства со стороны военных и взяли майора в плен, но дальнейшего чёткого плана действий у них нет. Положение обостряется, и военные готовятся к штурму базы одиночек, дабы преподать им урок и вызволить своего офицера. Но сталкеры, вместе со Шрамом, берут инициативу в свои руки и зачищают боевые подступы военных на Кордоне: сначала на элеваторе, а потом на АТП. Майор Халецкий под впечатлением такого развития событий раскалывается и говорит, где кейс. Наёмник относит кейс Сидоровичу, и тот рассказывает, что интересующий Шрама сталкер носит прозвище «Клык». Сидорович продал Клыку детали, которые нашёл, а за остальными отправил на «Свалку» к диггерам.

На Свалке, по метке Клыка, Шрам наткнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК, Шрам узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник. Шрам нашёл посланника, когда того загнала в угол стая слепых псов. От диггера наёмник узнал, что Клык ушёл в «Тёмную долину».

В «Тёмной долине» из-за частых нападений на базу группировки «Свобода» был объявлен усиленный режим. На блокпосте Шраму подсказали, что он может получить информацию на базе группировки. Здесь Шрам сталкивается с комендантом базы по фамилии Щукин, который сыграет необычную роль в развитии событий. Щукин отказывает Шраму во встрече с лидером группировки, пока база на карантине. Однако обещает устроить этот разговор, если наёмник выполнит его задание. После того, как наёмник убил пси-собаку в окрестностях базы, комендант отправил его на один из блокпостов. Придя туда, Шрам увидел, что все бойцы «Свободы» мертвы. По записи в КПК одного из бойцов «Свободы», все поняли, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях «Свободовцев». Шрам принёс КПК Чехову, лидеру и основателю группировки. Наёмник узнал, что Клык был у Чехова и искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов открыл лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову, а тот понял, что комендант передавал сведения о «Свободе» наёмникам, которые выполняли чей-то контракт. Чехов рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и заинтересовался, зачем Клыку эта деталь. Техник группировки, Дядька Яр, сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык отправился на «Свалку».

Цель Стрелка

На «Свалке» по метке КПК Клыка Шрам попал в подвал Барахолки, где его оглушили «Бандиты», забрали всё снаряжение с деньгами и сбежали. Очнувшись, Шрам нашёл КПК Клыка в подвале, и по нему всё стало ясно - Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через «Выжигатель Мозгов». В КПК была запись о том, что группа, в которой был Клык, догадалась, что об их походе к центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ «Агропром». Догнав «Бандитов» и вернув своё снаряжение, Шрам направился туда.

На бывшей территории предприятия НИИ «Агропром» Шрам пообщался с генералом Крыловым, лидером группировки «Долг». Тот сообщил наёмнику, что «Долговцев» постоянно атакуют мутанты, которые вылезают из подземелий. Шрам согласился спуститься под «Агропром» и затопил подземные ходы.

Спустившись в подземелья и почти полностью затопив их, Шрам нашёл тайник Стрелка. Из аудиозаписи КПК в тайнике Шрам узнал, что к центру Зоны пробрались сталкеры с кличками Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу - гораздо более сильному, чем первый, из-за которого всё живое погибнет, а Зона перейдёт в полностью неустойчивое состояние. Стрелок направился на Янтарь к учёному Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

На «Янтаре» Сахаров рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку - якобы хотел помочь в испытании устройства, пресекающего пси-излучения. Учёные дали ему экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию «Янтаря». Однако он оттуда не вернулся, и сигнал, получаемый учёными от устройства, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему, что есть возможность уравновесить уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогла. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним Сахаров окончательно понял, что уравновесить уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком

По указанию Сахарова, Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Цель отряда - перезапуск системы охлаждения, по вине которой пси-излучение неустойчиво. Отряду удаётся совершить перезапуск системы, и уровень пси-излучения уравновешивается. Сахаров передаёт Шраму сообщение, что Стрелок находится совсем близко. Шрам в погоне за Стрелком попадает в бывший заповедник «Рыжий лес ».

Там Шрама встречает засада - отряд «наемных сталкеров» которых до этого нанял Стрелок. За время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, который сразу же подрывает за собой. Со Шрамом связывается Лебедев и упоминает, что единственная возможность теперь догнать Стрелка - пройти в заброшенный ныне город Лиманск. Однако путь в Лиманск проходит через реку, мост через которую управляется на противоположном берегу «Ренегатами». Лебедев даёт поручение Шраму отправиться к сталкеру по имени Лесник, который может знать способ пройти в Лиманск. Чтобы найти Лесника, Шраму приходится пройти через весь кишащий мутантами лес и через аномалию-портал.

Лесник рассказывает, что иногда к нему на КПК поступают просьбы наёмников о помощи из Лиманска, но сигнал слишком слабый. Лесник советует Шраму выйти на локацию «Армейские склады», где сигнал должен быть лучше. Там Шрам принимает сообщение от наёмников, угодивших в аномалию, из которой они никак не могут выбраться. Возвратившись к Леснику и передав ему координаты наёмников, Шрам узнал подробнее об этой аномалии под названием «Пространственный пузырь». Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из этой аномалии. После небольшого задания для Шрама (принести из старых шахт в лесу артефакт «Компас») Лесник пообещал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил Шраму отправиться на «Армейские склады», где на базе военных есть мощный действующий радиопередатчик, с помощью которого наёмникам можно будет ответить. После Большого Выброса на базе выжило полтора десятка солдат, которых командование бросило на произвол судьбы, не рискуя посылать отряды в выведенную из равновесия выбросом зону. После победы над военными Шрам нашёл и использовал передатчик, и, при помощи инструкций Лесника, отряд наёмников успешно выбрался из аномалии, начав продвигаться к Лиманску по мосту, захваченному «Ренегатами».

Когда Шрам прибыл к мосту, элитный отряд «Чистого неба» во главе с Лебедевым уже находился там. Наёмники, тоже прибывшие к мосту, на противоположном берегу пытались опустить мост. В итоге, мост был опущен, а отряд «Ренегатов» - побеждён.

Передовая группа «Чистого неба», вместе со Шрамом, отправилась через Лиманск. Там шла настоящая война, так как, после открытия второго пути к центру Зоны, туда отправили свои отряды почти все группировки. Затем, преодолевая препятствия и заслоны группировки «Монолит» и военных, группе «Чистого неба» удалось пробиться через Лиманск. Путь к центру Зоны пролегал через заброшенный госпиталь, где группу «Чистого неба» встретили бойцы «Монолита». Также Шраму пришлось уничтожить вертолёт военных. После этого наёмник попадает на ЧАЭС, где встречается с Лебедевым и его элитным отрядом.

Окончание

Петренко, боец «Чистого неба», передаёт Лебедеву частоту Стрелка, который находится уже совсем рядом, и тот подтверждает её. К сожалению, добраться до Стрелка не представляется возможным. На ЧАЭС повышенный уровень пси-излучения, однако Стрелок в безопасности из-за устройства, которое выдал ему Сахаров. Шраму выдают электромагнитное ружьё «Гаусс-пушку», чтобы он уничтожил защитное поле вокруг Стрелка, с чем наёмник успешно справляется.

Однако внезапно начинается второй Сверхвыброс. Далее, все те, которые были на ЧАЭС, в том числе Стрелок и Шрам, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, зомбирующими их.

2 октября 2008

Популярное издание THG.ru, о современной электронике, опубликовало статью об игре S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо . В этой статье вы не только подробно узнаете об сюжете, главных отличиях от оригинальной игры, но и станете свидетелями теста качества и производительности новой игры.

Главной задачей по-прежнему остались сражение и исследование Зоны. Но улучшения весьма хороши. Местные проводники позволяют быстро перемещаться между лагерями. Аномалии стали более смертельными, а система апгрейда оружия и брони переносит игру на качественно новый уровень шутера. Война между группировками привносит стратегический элемент, хотя всё равно придётся сражаться с врагами, чтобы захватить самые важные базы.

Превью от CyberStyle

7 декабря 2007

Еще одно превью о проекте "S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо" вы можете прочитать на страницах портала www.cyberstyle.ru

Стоит начать с того, что столь масштабные изменения привели к открытию сталкерами новых территорий, попасть на которые раньше было абсолютно невозможно из-за скопления аномалий, зон повышенной радиации или естественных преград. На новых территориях, помимо просто мест, которые можно взять под контроль, были обнаружены сотни артефактов, которые стали практически второй валютой в Зоне.

Интервью на gametech

26 ноября 2007

Первая часть интервью с разработчиками проекта "S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо " опубликовал на своих страницах портал www.gametech.ru На вопросы журналиста отвечал Валентин Елтышев.

На вопрос, в чем причина успеха, как-то ответили сами западные журналисты. Они сказали, что S.T.A.L.K.E.R. – это абсолютно не американская, не голливудская игра. Она создана по другим законам и сильно этим выделяется.

"Боевой народ" о "Чистом небе"

3 сентября 2007

Превью по проекту "S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky" опубликовал на своих страницах игровой портал «Боевой народ». В материале – краткое описание всех составляющих игры.

Сайт

Сюжет

Пролог

Сентябрь 2011 года. Наёмник Шрам ведёт группу учёных экологов через болота. Внезапно их накрывает выброс. Экологи погибают. Протагонист теряет сознание. На базе группировки «Чистое небо» (бойцы которой нашли Шрама после выброса) наёмник приходит в себя.

Действие игры

Лебедев, основатель и лидер «Чистого неба», рассказывает Шраму о том, что нервная система наёмника при выбросе принимает весь удар на себя и главному герою это грозит неминуемой гибелью. После недолгих разъяснений о сложившейся тактической ситуации, Лебедеву приходит тревога со второго форпоста. Шрам отправляется на форпост, где его снова поражает выброс. Придя в себя на базе «Чистого неба», Шрам узнаёт от Лебедева, что при следующем выбросе вне укрытия нервная система наёмника выгорит, и он погибнет. Выбросы происходят так часто потому, что кто-то проник за Выжигатель мозгов, и Зона пытается уничтожить этого незнакомца, уничтожая на пути всё живое. В итоге, нити всех слухов приводят игрока к местному торговцу Сидоровичу, у которого неизвестный сталкер интересовался редкими радиодеталями. Однако, чтобы пробраться на другую локацию, необходимо вытеснить враждующую с «Чистым небом» группировку, ранее захватившую все важные объекты на болотах. С помощью Шрама «Чистое небо» укрепляет свои позиции и уничтожает главную базу врагов. Захватив подходы к тропам, наёмник пробирается на Кордон, где ему удается связаться с Сидоровичем. Торговец соглашается помочь, но только за услугу: вернуть украденный у военных кейс с артефактом. Как выясняется позже, нападение на военный конвой совершили сталкеры под предводительством Отца Валерьяна. Организованное им объединение сталкеров-одиночек переправляло товар Сидоровича через военных, совершая с ними сделки. Однако командир военных, майор Халецкий, решил продавать товар бандитам и даже умудрился отдать двух сталкеров в рабство на Свалку. Одиночки не потерпели такого предательства со стороны военных и взяли майора в плен, но дальнейшего четкого плана действий у них нет. Ситуация обостряется и военные готовятся к штурму базы одиночек, дабы преподать им урок и вызволить своего офицера. Но сталкеры, вместе со Шрамом, берут инициативу в свои руки и зачищают боевые подступы военных на Кордоне: сначала на элеваторе, а потом на АТП. Майор Халецкий, под впечатлением такого развития событий, раскалывается и говорит, где кейс. Наёмник относит кейс Сидоровичу, и тот рассказывает, что интересующий Шрама сталкер носит прозвище «Клык». Сидорович продал Клыку детали, которые нашёл, а за остальными отправил на Свалку к диггерам.

На Свалке, по метке Клыка, Шрам наткнулся на труп диггера. По аудиозаписи в КПК Шрам узнал, что за Клыком на восток отправился диггер-посланник. Шрам нашёл посланника, когда того загнала в угол стая слепых псов. От диггера наёмник узнал, что Клык ушёл в Тёмную долину.

В Тёмной долине, из-за частых нападений на базу группировки «Свобода», был объявлен усиленный режим. На блокпосте Шраму подсказали, что он может получить информацию на базе группировки. Здесь Шрам сталкивается с комендантом базы по фамилии Щукин, который сыграет интересную роль в развитии событий. Щукин отказывает Шраму во встрече с лидером группировки, пока база на карантине. Однако обещает устроить этот разговор, если наёмник выполнит его задание. После того, как наёмник убил пси-собаку в окрестностях базы, комендант отправил его на один из блокпостов. Придя туда, Шрам увидел, что все сталкеры мертвы. По записи в КПК одного из сталкеров все поняли, что комендант передавал врагам всю информацию о передвижениях «свободовцев». Шрам принёс КПК Чехову, лидеру и основателю группировки. Наёмник узнал, что Клык был у Чехова и также искал какую-то техническую деталь. Однако остальную информацию Чехов открыл лишь после того, как Шрам нашёл Щукина, принёс его КПК Чехову, а тот понял, что комендант передавал сведения о «Свободе» наёмникам, которые выполняли чей-то контракт. Чехов рассказал Шраму о том, что продал Клыку деталь, которую тот искал, и заинтересовался, зачем Клыку эта деталь. Техник группировки Дядька Яр сохранил частоту КПК Клыка, и по ней Шрам узнал, что Клык отправился на Свалку.

Цель Стрелка

На Свалке по метке КПК Клыка Шрам попал в подвал Барахолки. Там его оглушили бандиты, забрали всё снаряжение, деньги и сбежали. Очнувшись, Шрам нашёл КПК Клыка в подвале, и по нему всё стало ясно - Лебедев был прав насчёт того, что кто-то пробрался через Выжигатель. В КПК была запись о том, что группа, в которой был Клык, догадалась, что об их походе к центру Зоны узнали. Как говорилось в записи, подробный план их дальнейших действий находился в тайнике, координаты которого присутствовали в КПК. Тайник находился в подземельях НИИ Агропром. Догнав бандитов и вернув своё снаряжение, Шрам направился туда.

На бывшей территории предприятия НИИ Агропром Шрам пообщался с генералом Крыловым, лидером группировки «Долг». Тот сообщил наёмнику, что долговцев регулярно атакуют мутанты, которые вылезают из подземелий. Шрам согласился спуститься под Агропром и затопил подземные ходы.

Спустившись в подземелья и практически полностью затопив их, Шрам нашёл тайник Стрелка. Из аудиозаписи КПК в тайнике Шрам узнал, что к центру Зоны пробрались сталкеры Стрелок, Клык и Призрак. Они готовят второй поход к центру Зоны, что, по словам Лебедева, приведёт ко второму Сверхвыбросу, гораздо более сильному, чем первый, в результате которого всё живое погибнет, а Зона перейдёт в абсолютно нестабильное состояние. Стрелок направился на Янтарь к учёному профессору Сахарову за устройством, которое сохранит разум членов группы в целости и сохранности.

На Янтаре Сахаров рассказал Шраму о том, что Стрелок заключил с учёными сделку - якобы хотел помочь в испытании блокиратора пси-излучения. Учёные дали ему экспериментальный прототип, и Стрелок отправился на заводскую территорию Янтаря. Однако он оттуда не вернулся, и сигнал, получаемый учёными от блокиратора, был потерян. Сахаров, узнав намерения Шрама догнать Стрелка, рассказал ему, что есть возможность стабилизировать уровень пси-излучения настолько, чтобы можно было находиться на территории комплекса. Шрам узнал, что недавно группа сталкеров нашла на заводской территории какую-то техническую документацию, но вернуться не смогла. Шрам отправился за документами и принёс их Сахарову. По ним Сахаров окончательно понял, что стабилизировать уровень пси-излучения возможно.

Погоня за Стрелком

По указанию Сахарова, Шрам отправился к отряду сталкеров под руководством Левши. Цель отряда - перезапуск системы охлаждения, по вине которой пси-излучение нестабильно. Отряду удаётся совершить перезапуск системы и уровень пси-излучения стабилизируется. Сахаров передаёт Шраму сообщение, что Стрелок находится совсем близко. Шрам в погоне за Стрелком попадает в Рыжий лес .

Там Шрама встречает засада. За время перестрелки Стрелок убегает в тоннель, который подрывает за собой. Со Шрамом связывается Лебедев и упоминает, что единственная возможность теперь догнать Стрелка - пройти в Лиманск. Однако путь в Лиманск проходит через реку, мост через которую контролируется на противоположном берегу бандитами. Лебедев даёт поручение Шраму отправиться к сталкеру по имени Лесник, который может знать способ пройти в Лиманск.

Лесник рассказал Шраму, что иногда к нему на КПК поступают просьбы сталкеров о помощи из Лиманска. Но сигнал слишком слабый. Лесник советует Шраму выйти на Армейские склады, где сигнал должен быть лучше. Там Шрам принимает сообщение наёмников, угодивших в аномалию, из которой они никак не могут выбраться. Возвратившись к Леснику и передав ему координаты наёмников, Шрам узнал подробнее об этой аномалии под названием Пространственный пузырь. Лесник рассказал, как сам однажды в неё попал, однако там же нашёл артефакт, который вывел его из этой аномалии. После небольшого задания для Шрама Лесник пообещал, что подумает над тем, как вывести наёмников из аномалии, и предложил Шраму отправиться на Армейские склады, где на базе военных есть мощный действующий радиопередатчик, с помощью которого наёмникам можно будет ответить. После Большого Выброса на базе выжило полтора десятка солдат, которых командование бросило, не рискуя посылать отряды в дестабилизированную выбросом зону. После победы над военными Шрам нашёл и использовал передатчик, и при помощи инструкций Лесника отряд наёмников успешно выбрался из аномалии и стал продвигаться к Лиманскому мосту, захваченному бандитами.

Когда Шрам прибыл к мосту, элитный отряд Чистого неба во главе с Лебедевым уже находился там. Наёмники, тоже прибывшие к мосту, на противоположном берегу пытались опустить мост. В итоге мост был опущен и отряд бандитов побеждён.

Передовая группа Чистого неба, вместе со Шрамом, отправилась через Лиманск. Там шла настоящая война, так как после открытия второго пути к центру Зоны туда отправили свои отряды почти все группировки. Затем, преодолевая препятствия и заслоны группировки Монолит и военных, сталкерам удалось пробраться через Лиманск. На пути к центру Зоны пролегал заброшенный госпиталь, где сталкеров встретили монолитовцы. Также Шраму пришлось ликвидировать вертолёт военных. После этого наёмник попадает на ЧАЭС, где встречается с Лебедевым.

Окончание

Петренко, боец «Чистого неба», передаёт Лебедеву частоту Стрелка, который находится уже совсем рядом, и тот подтверждает её. Добраться до Стрелка не представляется возможным. На ЧАЭС критический уровень пси-излучения, однако Стрелок в безопасности при помощи устройства, которое выдал ему Сахаров. Шраму выдают электромагнитное ружье, чтобы он уничтожил защитное поле вокруг Стрелка, с чем наёмник успешно справляется. Однако внезапно начинается второй Сверхвыброс. Далее все сталкеры, которые были на ЧАЭС, в том числе Стрелок и Шрам, показаны безвольно лежащими в помещении перед мониторами, зомбирующими их.

В результате второго Сверхвыброса география Зоны перешла в то состояние, которое можно видеть в «Тени Чернобыля ». Монолитовцам, по неизвестным причинам, не удалось распознать среди захваченных сталкеров Стрелка. В результате «промывки мозгов» он теряет память и становится одним из агентов «О-Сознания» с заданием «Убить Стрелка», в качестве «метки» получая татуировку «S.T.A.L.K.E.R.» на правой руке. С этой целью весной 2012 года его отправляют к окраине Зоны на «грузовике смерти», с чего и начинается сюжет игры «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля ».

Игровой мир

Локации

Существующие

Болота Здесь начинается действие игры. Самая большая из локаций. После сильнейшего выброса Зона открыла пути на Болота - легендарную территорию - родной дом группировки «Чистое Небо». Вместе с этим, грязевые топи являют собой аккумулятор радиации, аномалий, мутантов и прочей аморальной нечисти в лице беспредельщиков, именуемых Ренегатами. Кордон На территории Кордона происходят постоянные стычки военных и сталкеров. В заброшенной деревне, которая расположена недалеко от военного блокпоста, находится лагерь новичков. В нём главным сталкером является Волк. Рядом в бункере живёт торговец Сидорович. У железнодорожного моста находится база сталкеров, которой руководит Отец Валерьян. На равнинах обитают слепые псы, стада плотей и кабаны. Порой случаются набеги бандитов со Свалки. Иногда встречаются недорогие артефакты. Свалка Локация является огромным техническим кладбищем: сюда ещё после первой аварии свезли много радиоактивной техники о прочего хлама. Являясь местом пересечения многих дорог, Свалка представляет огромный интерес у большинства группировок, включая бандитов, которые организовали свою базу прямо на территории бывшего железнодорожного депо. Их попытки контролировать территорию часто приводят к вооружённым стычкам, нередко перерастающим в настоящие войны. На севере и востоке находятся владения «Свободы», на западе - «Долга», а на юге и на Барахолке - «Одиночек». НИИ «Агропром» Территория бывшего института. В самом институте находится база группировки «Долг» под предводительством Генерала Крылова. На территории фабрики расположена база сталкеров-одиночек под руководством Ореста. На западе расположено небольшое озеро. На локации расположено большое количество мутантов, появившихся из подземелий Агропрома. Здесь можно найти достаточно редкие артефакты. Подземелье НИИ «Агропром» Большой лабиринт под землёй. Здесь находится тайник Стрелка. Внутри подземелья находится лагерь бандитов (позже - сталкеров группировки «Долг»). Из монстров - снорки, контролёр, тушканы и огненные полтергейсты. Тёмная Долина Аномалий на этой территории немного. В заброшенных зданиях расположена база группировки «Свобода». Также на локации находятся наёмники, выполняющие заказ на уничтожение группировки «анархистов». Мутантов почти нет. Янтарь По всей долине ходят зомбированные сталкеры. Главная «достопримечательность» Янтаря - установка пси-излучения на территории заброшенного завода «Янтарь». Рядом находится пересохшее озеро Янтарное, на дне которого находится лаборатория учёных, под охраной группы сталкеров. Рыжий лес Огромный лес, наполненный аномалиями, мутантами и радиоактивными участками. В середине леса есть аномалия «Симбионт». Место жительства Лесника. Мутанты: пси-собаки, псевдогигант, кровососы, в большом количестве - снорки. Военные склады Здесь находится база военных десантников. Неподалёку расположена небольшая деревня, в которой живут кровососы. На востоке располагается небольшое радиоактивное болотце, с одной стороны окружённое минным полем. Проход к «Выжигателю Мозгов» охраняется блокпостом Монолита. Аномалий немного, но есть возможность найти в них редкие артефакты. Лиманск Заброшенный город, открытый Большим выбросом. В городе идут уличные бои между различными группировками. Причина конфликтов - через город проложена вторая дорога к Центру Зоны, причём более безопасная, чем путь через Выжигатель Мозгов. За контроль над Лиманском сошлись несколько группировок: «Долг», «Свобода», Бандиты и военные. Монолиту пришлось сдерживать поток всех группировок. Если расспросить Лесника о городе, он скажет, что город ещё до появления Зоны был зловещим. Его жители провозглашали советскую власть, ко всем не местным относились с презрением. Здесь построили большую антенну (в реальности существует прообраз этой установки - Загоризонтная РЛС «Дуга»). Если все это осмыслить, то можно предположить, что людей зомбировали. Заброшенный госпиталь Загадочная локация, не отмеченная на карте, контролируемая членами группировки «Монолит». Монстров здесь нет. Присутствуют снайпер, пара станковых пулеметов, занятые боевиками «Монолита», мины и военный вертолет, враждебно настроенный не только к главному герою, но и к членам группировки «Монолит». ЧАЭС Заключительная локация, где Наёмник гонится за Стрелком. Бывшая атомная электростанция. Это самое сердце Зоны. Если верить легенде, где-то здесь находится мифический «Исполнитель Желаний» или «Монолит», способный выполнить любое желание сталкера, добравшегося до него.

Вырезанные

Подземелья Припяти Долгое время планировались разработчиками. После прохождения локации «Госпиталь» Наёмник Шрам в составе передовой группы «Чистого неба» должен был проложить дорогу основной группе через них (в Лиманске и Госпитале глава группировки «Чистое небо» Лебедев сообщает об этом главному герою). Другой вход в них находится около Лиманского заповедника на локации «Рыжий Лес», но при приближении к нему Стрелок взрывает тоннель. Локация по ходу разработки меняла своё наполнение. Так, сначала предполагалось показать новых мутантов, появившихся в результате того, что персонал, работающий в подземельях на момент второго взрыва ЧАЭС, попал под воздействие Ноосферы и превратился в различных мутантов, например, военные превратились в неких морлоков. А затем локацию подогнали под более поздний концепт «Чистого Неба», где предполагалось прохождение весьма протяженной локации с отстрелом многочисленных орд сталкеров группировки «Монолит». На причины исключения из приквела данной локации повлияли следующие моменты: сжатые сроки разработки игры, из-за чего разработчики просто-напросто не успели реализовать локацию в полной мере; локацию исключили в угоду локациям «Лиманск» и «Госпиталь». Данная локация сохранилась в виде наработок с главным залом. Были сделаны официальный скриншот, концепт-арты и обширное описание в дизайн-документе. Впоследствии локация в переработанном виде появилась в S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти . Генераторы Локацию планировали добавить ещё в «Тени Чернобыля», но, как и многие другие, она не попала в финальную версию игры, а была переработана и перенесена на локацию ЧАЭС-2. В «Чистом небе» её хотели вернуть, но в качестве интерактивного интро на движке игры вместо CGI-ролика. По задумке, она имела одну большую борозду (напоминающая аномалию «Загребущие Руки» или «Коготь») с небольшим шарообразным объектом в конце. На протяжении подхода к объекту игроку, в составе отряда «Дельта», предлагалось уничтожить группу снорков, прыгающих на отряд сверху. Далее, после уничтожения мутантов, следовал сверх-выброс и на этом заканчивалось вступление. Сохранились наработки с первыми локациями: Госпиталь, Подземелья Припяти (Путепровод-1 или Катакомбы-2) и Генераторы, где и можно было увидеть черновой вариант этой сцены. По неизвестным причинам разработчики в окончательной версии сценария решили остановиться на первоначальной задумке. Мост через реку Припять Локация, представляющая собой повреждённый железнодорожный мост через реку Припять. Данная локация была одним из кратчайших путей к НИИ «Агропром», она располагалась западнее локации НИИ «Агропромом». Известно, что на ней должны были располагаться причалы, затонувшие баржи с лагерем бандитов и разложенными досками между опорами моста над водой, по которым игрок должен был перейти на противоположный берег и войти в подземелья Агропрома с целью поиска тайника группы Стрелка. Локация так и не была реализована, остались концепт-арты и описание в дизайн-документе. От локации отказались на очень ранней стадии разработки игры. Остров Картографа Очень маленькая сюжетная локация, на которой игрок должен был встретить Картографа, персонажа, не вошедшего в игру. Сохранилось описание, концепт-арты и наброски этой локации:
Это небольшой холм-остров, окружённый водой и густым туманом. На нём игрок увидит маленькую деревянную церковь, несколько силуэтов деревьев и небольшой деревянный мост прямо перед ним, идущий через заросли камыша. На куполе церкви установлена самодельная радиоантенна, похожая на ТВ-антенну для дециметровых волн. Картограф живёт внутри самой церкви, он удивительный человек. Он - сталкер, который «чувствует» тропинки в Зоне, и может свободно входить и выходить из «пространственных пузырей». Жилище Картографа – одно из самых странных мест в Зоне. Никто не знает пути к нему. Из его окон вы можете увидеть разные места.

После того, как из игры решили убрать данного персонажа, необходимость в этой локации отпала, а роль в сюжете перешла к персонажу Лесник.

Нововведения

  • Добавлены новые территории - Рыжий Лес, Лиманск, Болота, Заброшенный Госпиталь. Вместе с этим убраны некоторые локации из оригинальной игры - Бар, Дикая территория, Радар, Припять, Управление Монолитом.
  • Помимо старых группировок (учёные, «Долг», «Свобода», «Монолит», бандиты, военные, наёмники) появились новые («Чистое Небо», «Ренегаты»). Игрок может принять участие в войне группировок и привести к победе любую из участвующих в ней (кроме учёных, военных, наёмников, «Монолита» и «Ренегатов»).
  • Улучшен AI компьютерных противников.
  • Изменена система аномальных зон и поиска артефактов.
  • Появились выбросы.
  • В сравнении с предыдущей игрой серии, улучшена графика: добавлена поддержка DirectX 10 (а с патчем 1.5.07 - DirectX 10.1), доработан рендер DirectX 9. В игре используется модифицированная версия игрового движка X-Ray 1.5. Добавлена инверсная кинематика .
  • Улучшена реалистичность оружия, добавлено новое, но в официальной версии модели оружия опять же не лицензированы.
Системные требования
Минимальные Рекомендуемые
ПК (Microsoft Windows)
Операционная система Windows 2000 (SP4), Windows XP , Windows Vista Windows XP , Windows Vista , Windows 7
Центральный процессор Intel Pentium4 2 GHz / AMD XP 2200 + Intel Core 2 Duo E6400 / AMD 64 X2 4200 +
Объём RAM 512 МБ 1,5 ГБ
Объём свободного места на жёстком диске 10 ГБ 10 ГБ
Информационный носитель DVD , Steam
Видеокарта 128 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 9c 256 МБ видеопамяти с поддержкой Direct3D 10.1
Звуковая плата DirectX 9.0 совместимая звуковая карта
Устройства ввода Клавиатура , мышь

Коллекционное издание

Проанализировав идеи пользователей на форумах, на которых был объявлен конкурс на предложения для «Сталкерского набора», GSC Game World отобрали следующее:

  • Диск с игрой S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо
  • Карта Зоны Отчуждения
  • Руководство пользователя
  • Сборник рассказов
  • Светящийся артефакт с символикой S.T.A.L.K.E.R.
  • Бандана чёрного или зелёного цвета
  • Настенный календарь из Лиманска
  • Одна нашивка группировки («Монолита», «Чистого неба», одиночек или бандитов)
  • Бензиновая зажигалка с гравировкой логотипа «S.T.A.L.K.E.R.»
  • DVD-диск с бонус-материалами (Фильм про создателей игры; саундтрек игры; 3 трейлера)
  • Металлический жетон S.T.A.L.K.E.R.

Критика

Сразу же после выхода и появления на прилавках магазинов игра стала объектом жёсткой критики и жалоб игроков. Причиной тому послужило огромное количество внутренних ошибок игры, из-за которых игровой процесс был весьма затруднительным. Практически сразу же появились первые патчи. Также на многих игровых форумах горячими темами обсуждения становились именно скриптовые вылеты S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо .

Также объектом жалоб игроков стали системные требования игры. Взамен отличной графике и эффектам игра выставила компьютерам немалые требования к компонентам. Указанной в документации «оптимальной конфигурации» не всегда хватало, чтобы получить стабильную частоту кадров при высокой детализации. Для игры в среде DirectX 10 с максимальными настройками графики в документах предлагалась «супер-конфигурация». Однако её составляющие были экстремально дорогими. Жалобы от игроков на низкую производительность даже на мощнейших системах также негативно сказались на репутации игры.

Кроме этого, критике игроков подверглась и сама концепция приквела, в котором Зона Отчуждения превратилась из загадочного и мистического места в некое подобие реконструкции битвы за Сталинград .

Спорными стали также изменения геймплея - с одной стороны, повысилась реалистичность, с другой - появилось больше элементов чистого шутера. Это привело к тому, что отдельные эпизоды игры (например уровни «Лиманск», «Заброшенный Госпиталь» и «ЧАЭС») превратились в линейный FPS . Улучшенный AI также подвергся критике игроков: вражеские персонажи «научились» метко стрелять и бросать гранаты в игрока, вне зависимости от уровня сложности.

Оценки

Рецензии
Рейтинг на основании нескольких рецензий
Агрегатор Оценка
GameRankings 74,04%
Metacritic 75/100
MobyRank 72/100
Иноязычные издания
Издание Оценка
1UP.com B
ActionTrip 7.1
Русские издания
Издание Оценка
3DNews 7,5/10
Absolute Games 47%
Kanobu.ru 7.4/10
PC Gamer в России 89%
PC Игры 8.0/10
PlayGround.ru 8.0/10
Riot Pixels 63%
Игромания 8,5/10
Игры@Mail.Ru 9.0/10
Лучшие компьютерные игры 8.5/10
Навигатор игрового мира 8.0/10
Страна игр 8.5/10
Награды
Издание Награда
КРИ «Лучшая игровая графика КРИ 2008»
КРИ «Лучшая технология КРИ 2008»
КРИ «Лучшая экшн-игра КРИ 2008» - третье место
КРИ «Лучшая игра КРИ 2008» - третье место
Игромания «Шутер 2008 года» - второе место
IGN «Лучшая графика на E3 2008»
GameLand-Award.ru «Лучший экшен 2008» - второе место
GameLand-Award.ru «Лучшая отечественная игра 2008»
Российское онлайн-издание «Daily Digital Digest» поставило игре оценку в 7,5 из 10 возможных. Обозреватель отрицательно отозвался о стабильности игры, однако нововведения и живое окружение получило положительный отзыв рецензента, отметив, что «у оригинала с этим как-то не сложилось: и технологии, вроде, были на уровне, и дизайн подходящий, но все равно Зона выглядела какой-то мертвой. Будто безымянный фотограф запечатлел на пленку ключевые декорации, а затем их просто размножили. В приквеле все по-другому». 3DNews похвалили нововведенную локацию «Болота», положительно оценена и улучшенная графическая составляющая игры. Нововведенная локация «Лиманск» была оценена на среднем уровне, «Лиманск - заброшенный уютный городок, эдакий привет из 80-х. С ним, правда, вышла небольшая осечка: как бы вы ни хотели назвать Clear Sky шутером с открытым миром, Лиманск - это типичный „коридор“, проложенный среди домов. Некоторая замкнутость - не то чтобы вопиющий недостаток, но при общем прицеле на „открытость“ хотелось бы больше свободы». Война группировок - главное нововведение второй самостоятельной части было оценено отрицательно, война группировок «получилась в итоге не такой интересной, как представлялась. Да и ошибки все портят, хотя поучаствовать в борьбе фракций, безусловно, любопытно». Последним комментарием рецензента было обобщение игры: «„Чистое небо“ - это тоже в какой-то степени редкий артефакт, заброшенный прямиком в аномалию. Аномалию из ошибок, тормозов, вылетов и прочих неприятностей. Но решитесь ли вы копаться в такой куче мусора, чтобы выудить драгоценный камень? Попытаться стоит, ну а если все равно ничего не выходит - новые патчи не за горами. Вот только многие ли решатся купить третий S.T.A.L.K.E.R. в день релиза?». Крупнейший и старейший русскоязычный игровой сайт Absolute Games поставил игре оценку в 47 % со статусом «вяло», которая является самой низкой в серии . Обозреватель начал с намёков об отсутствии стабильности игры, назвав предыдущую часть «ущербной». Absolute Games назвал игру расширенным переизданием «с иным сюжетом, четырьмя новыми локациями, букетом старых болячек и незнакомым главным героем», а также на протяжении всей рецензии шутил над стабильностью игры. Негативно был оценён баланс нововведения - персонажей-проводников, однако «механики» получили положительный отзыв в рецензии. Модель повреждений также подверглась критике. Обновлённый искусственный интеллект обозреватель назвал «идиотизмом», а войну группировок описал в плохих красках. Также была раскритикована одна из игровых ситуаций - «Чем ближе наемник к развязке, тем теснее стенки незримого коридора. Первый звоночек - ограбление на Барахолке: стоит герою зайти в подвал за спрятанным наладонником, как мародеры оглушают его и забирают весь скарб. Зачем GSC вставила эту нелепую сценку, коли и ежу ясно: народ загрузит «сейв» и спокойно выложит ценные вещи в полуметре от злосчастной двери?». Добавленные в игру элементы шутера, на специально отведённых для этого локациях, рецензенту не понравились и он назвал одну из игровых локаций, Лиманск, где игровой процесс рассчитан на шутер, пародией на игру Call of Duty 4 , «чья Припять укатывает в бетон обе части S.T.A.L.K.E.R. и по драйву, и по эмоциям».

Сайт Канобу поставил оценку 7.4 (на основании оценок пользователей). Самым положительным отзывом является комментарий с максимальной оценкой в 10 баллов, в котором пользователь негативно отзывается только о решенной ошибке игры и «скомканной» концовке. Худшая оценка - 0.5, которая является самой низкой в системе оценок.

Журнал PC Gamer в России поставил игре хорошую оценку - 89 % отметив, что приквел оказался «круче» первой части. Новведенная война группировок была оценена положительно, похвалено было и оружие с его системой модификаций. С правильной стороны были показаны особенности обновлённого игрового движка X-Ray , графическая часть получила похвальное сравнение о том, что она «мощная» и «обсчитывает около 800.000 полигонов за кадр. Большинство современных движков ломается на 200.000», также было похвалена одна из главных графических «изюминок» X-Ray - освещение и фотореалистичные текстуры. Искусственный интеллект также получил от рецензента положительный отзыв. Был оставлен колоритный отзыв «пока не поймал маслину… Вещи о которых надо знать о „Чистом небе“, чтобы поддержать разговор», в котором были похвалены аномалии, обновлённый анимационный движок, а в частности стрельба сталкеров из-за укрытия и приятные посиделки сталкеров у костра с рассказыванием колоритных анекдотов. Журнал