Жертва шулера 3 буквы. Карточный шулер: романтический образ или непростая жизнь человека? Перемены в шулерской жизни

Если вы думаете, что карточное шулерство умерло, то вы глубоко ошибаетесь. Столь доходный бизнес и не думает никуда пропадать. А в период отпусков шулеры с двойным азартом охотятся на своих жертв. И для этого разыгрывают настоящие спектакли.

Заманить жертву ничего не стоит…

В мире шулеров давно устоялась своя иерархия в зависимости от применяемых ими приемов и мест «работы». Например, есть шулеры-«паковщики». Они работают в одиночку. Свое название мошенники получили за то, что они стремятся вкладывать выигранные деньги в недвижимость и драгоценности («пакуются»). У таких аферистов особая манера игры. Сначала они обыгрывают своего партнера (или лоха, так в карточном мире называют жертву шулера), а потом дают ему отыграть примерно треть. На этом все прекращается. «Лох», сначала потерявший все свои деньги, рад и такому исходу.
Следующее звено иерархии шулеров составляют «гусары», которые «гастролируют» в поездах дальнего следования, на пляжах, вокзалах, в аэропортах, парках и даже в такси. Обычно они играют хорошо организованными группами, где роли распределены заранее, а приемы втягивания в игру и обыгрывание доведены до автоматизма. Один из группы мошенников ищет жертву и втягивает ее в простую игру в «подкидного». Другие, двое или трое, присоединяются как попутчики. И пошло поехало, пока человек не останется с носом.

«Гусары» обычно выдают себя за образованных, интеллигентных людей, что, в общем-то, им удается. У мошенников широкий кругозор, они полностью раскрепощены, начитанны, лишены всяких комплексов, в разговоре готовы поддержать любую тему, от искусства до собачьих бегов и политики. Они прекрасные психологи и, словно ясновидящие, сразу определяют человека состоятельного и жадного до денег, любителя разжиться за чужой счет.

Еще есть так называемые автомобильные «каталы». Их тактика такова. Сначала они «вычисляют» денежного человека. Обычно это делается, когда «клиент» бродит в поисках такси, чтобы доехать до другого населенного пункта. В этом случае «каталы» предлагают довезти его за сумму, раз в пять меньшую обычной платы. Но чтобы подобное меценатство не так бросалось в глаза, клиента просят подождать, пока таксист подберет еще пару человек, желающих доехать до нужного места назначения. Клиентов, разумеется, подбирают из коллег по катальному бизнесу. Одно место в машине обязательно остается свободным. Последующее рассаживание также происходит под дирижированием мошенников. В результате, клиент обязательно оказывается на заднем сиденье у левого окна. При этом у двери с этой стороны всегда либо отсутствует, либо сломан рычажок дверного замка. Дальше спектакль разворачивается по следующему сценарию. На выезде из отправной точки на дороге обязательно будет стоять голосующий. «Возьмем?» – как бы нехотя спрашивает водитель у пассажиров. Следует ответ: «Можно» или «Как хотите». Водитель, конечно, хочет. Теперь весь театральный коллектив укомплектован и для завлекания жертвы в сети все готово. Сначала водитель и его спутники начинают ненавязчивый душевный разговор. Слово за слово, поболтали, а пока ехать далеко, может, в картишки перекинуться, так, по-легкому? Попутчик соглашается. Сначала ставки небольшие, но вот они нарастают и нарастают. Азарт лоха вообще на пределе. Это значит, что клиент созрел – теперь его можно обчистить до нитки, что и происходит очень быстро.

На самой вершине иерархии карточных мошенников располагаются «катранщики». Это элита шулеров, наделенная по неписаным законам особыми полномочиями. Они ведут игру на «катранах» – в местах, надежно скрытых от глаз милиции (дача, квартира, ресторан). В фешенебельные «катраны» приглашают не только профессиональных игроков, но и некоторых высоких должностных лиц, желающих испытать остроту чувств. Проигравшие в карты должностные лица, естественно, должны возвращать долги, которые приходится платить нередко противоправными действиями в пользу преступников: например, сообщить нужную информацию, достать те или иные документы, повлиять на следователя, судью и т. д.

Подменить карту? Проще простого

Естественно, у любого профи в запасе тысячи уловок и приемов, помогающих обвести лоха вокруг пальца.

Так, техника шулера заключается в хитром способе сдавать карты. Если подошла его очередь раздавать карты, мошенник перед раздачей может подменить не только одну или несколько карт так, что вы и не заметите, но и всю колоду, в которой все будет подготовлено для его выигрыша. Для замены колоды аферисту требуется не более одной или двух секунд. Он как бы по инерции опускает руку с колодой карт под стол и мгновенно возвращает ее на прежнее место над столом, но уже с другой колодой.
Кроме того, некоторые карты могут исчезнуть вдруг в самом начале игры или в середине и появиться опять тогда, когда это нужно будет шулеру, например в конце игры. Тут надо следить за руками игроков. Аферист может спрятать карту в ладони, в рукаве или в специально сшитом для этой цели кармане на животе.

Кроме того, шулеры знают несметное количество способов крапления карт. Например, их можно подрезать. При этом шулер старается краешек карты надрезать не для укорочения ее длины по сравнению с другими картами, а для того, чтобы только появился надрез. После такой подготовки карта имеет те же размеры, что и другие карты, но края у нее неровные, и в колоду она входит с трением. Таким образом, ее можно легко найти во время тасовки на ощупь, пальцами. Но сейчас преступники поставили себе на службу новейшие достижения науки, в частности, химии и физики: на карты наносится крап специальным составом, который виден только через особо обработанное стекло.
Иногда шулеры используют подручные технические средства, чтобы подсмотреть карты противника. Например, коробок спичек, в одну из граней которого вставляют небольшое зеркало. Прикурив, такой коробок отработанным жестом небрежно бросают на стол и через зеркальную грань наблюдают, какие карты кому сдаются. В этих же целях используются портсигары, зажигалки и тому подобные вещи – все зависит от фантазии шулера и его квалификации.

А в последние годы в ряде крупных городов карточные аферисты для высвечивания карт противника стали применять электронную технику. Например, в Кишиневе при разоблачении шулерской группы был обнаружен «электронный» стол для игры. С помощью вмонтированной в него аппаратуры высвечивались карты противника. Управление игрой вел соучастник, располагавшийся на балконе.
Помимо этого используется и видеотехника. В люстру или прямо в потолок монтируется микровидеокамера, передающая изображение в другую комнату или даже в другую квартиру, где находится сообщник шулера.

Следите за жестами

Но и это еще не все. Одной из самых распространенных уловок шулеров является потайное оконце в стене, замаскированное зеркалом, картиной или ковром. Жертву сажают спиной к потайному глазку, чтобы из другой комнаты видеть его карты. Потом сообщник мошенника, войдя в комнату, заранее условленным знаком дает подельнику сигнал, какие карты на руках у лоха. Система сигналов очень разнообразна: например, скрещенные пальцы означают трефу, почесывание брови – бубны, сгибание пальца – червы, соединение указательных пальцев обеих рук – пики и так далее.
Однако профессионалы высокого класса стараются избегать подобного риска и не перебарщивать с уловками, считая их слишком опасными, – жертва может почуять неладное и насторожиться. Все должно выглядеть предельно естественно и не мешать лоху самому войти в заранее приготовленную западню.

Революция в шулерском деле

Обычно шулеры стараются не светиться. И действительно, по имени и в лицо их знают только в своей среде. Исключения составляют лишь аферисты, наиболее прославившиеся своими подвигами. Одним из них является П. Дж. Кеплинджер из Сан-Франциско по прозвищу Счастливый Голландец, совершивший настоящую революцию в шулерском деле.

Он разработал на основе предыдущих достижений анонимных изобретателей остроумнейший механизм. В двойном рукаве специально сшитой рубашки помещался выдвижной стальной зажим, который по желанию игрока мог выхватывать у него из руки карту или несколько карт и втягивать их в рукав. Точно так же карты могли выдаваться из рукава в руку. Вся система приводилась в действие тросиком, который проходил под одеждой через ряд трубочек и колесиков до колена Счастливого Голландца. Сидя за карточным столом, он нащупывал конец тросика, выводил его через разрез в шве брючины наружу и цеплял к другому колену. Под столом тонкий тросик, соединявший колени игрока, не был заметен. Разводя колени, жулик заставлял стальной зажим выдвинуться и разжаться, а, сводя колени, закрывал и втягивал зажим в рукав. Несколько часов тренировок, и Кеплинджер научился прятать и выдавать любую доставшуюся ему карту.

Он стал использовать свою систему в самых известных игорных домах Сан-Франциско в покере против таких же отпетых жуликов, как он сам. И делал это не время от времени, как требовала осторожность, а почти постоянно. Его опытные партнеры быстро поняли, что здесь дело нечисто: не может так везти из игры в игру. Поэтому они разработали план разоблачения Счастливого Голландца.
По условному сигналу трое противников схватили Кеплинджера и, методично обыскав его с ног до головы, нашли его изобретение. Ему предложили выбор: либо смастерить такую же штуку для каждого из разоблачителей, либо подвергнуться суду Линча. Счастливый Голландец, естественно, предпочел остаться в живых и через несколько лет его «механическая рука» стала обычным инструментом шулеров во всем мире.

Карточная афера века

Но через некоторое время Бьянко надоело делиться деньгами, и он бежал с Кубы. Лафоркад попытался продолжить аферу самостоятельно, но внедренный испанцем в гаванские казино запас крапленых колод иссякал. Самому же Лафоркаду не хватало навыков и опыта, чтобы запустить в игру свой крапленый «товар». Вскоре он был пойман на обмане и арестован. Но следствию не удалось доказать, что он метил карты или подбрасывал меченые колоды в игру (и он действительно был в этом невиновен), так что, его оправдали.

Хотя такие аферы – явление все же редкое, тем не менее, попасться в ловко расставленные силки шулеров очень легко. А бороться с ними практически невозможно. У простаков есть единственный способ избежать ловушек карточных аферистов – никогда и ни при каких обстоятельствах не садиться за карточный стол.

Подготовила Анна Попенко

Шулерские термины

Падать в долю - присоединиться к партнеру, у которого в игре хорошая масть. Падать в долю имеют право только катранщики.

Пакет - несколько карт известных только сдатчику. Существует такое выражение как заслать пакет. Заключается оно в том, что сдатчик сдает по нескольку карт за раз и эти несколько карт он сдает определенному игроку.

Паковщик - шулер одиночка высокой квалификации, который на выигранные деньги приобретает ценности, то есть пакуется.

Палец в рот - жест, условный знак молчания у шулеров.

Парень - валет (игральная карта).

Парить - путаться, обманывать в счете или в записи.

Пассажир - жертва шулера.

Пассажир испорченный - игрок, который знаком с шулерскими приемами.

Пасти - следить, смотреть, наблюдать за кем-либо или чем-либо.

Пастись - кормиться, промышлять, зарабатывать в определенном месте, регулярно посещать это место.

Пацаны - игральные карты.

Перевод - шулерский прием при игре в очко, который заключается в том, что собрав большой банк, шулер дает условный знак своему партнеру идти на сумму и сдает ему нужные карты.

Переворачивать вольт - шулерский прием, который позволяет вернуть колоду в исходное положение.

Перегородка - карта при игре очко, которая портит партнеру игру.

Переделка - состояние жертвы, которую обыгрывают шулера.

Передергивать - использовать шулерский прием "держка". Также называют прием вольт , незаметное переклаывание части колоды карт на прежнее место.

Перекидка - шулерский прием, который позволяет вернуть карты в первоначальное положение.

Перекупщик долгов - лицо, которое покупает карточный долг, уплачивая его выигравшему. Проигравшему предоставляет отсрочку, но взыскивает на 30% больше проигранной суммы.

Пижон - жертва шулера.

Пинтер - картежный мошенник.

Пихать - так говорят, когда шулер применяет против другого игрока шулерский прием. Например, использует в игре крапленые карты.

Племент - игральные карты.

Поглаживание одежды - условный знак шулера: "Отойди от меня!"

Поглаживание подбородка - условный знак шулера: "Подойди ко мне!"

Подавиться - натолкнуться на неприятность, не суметь обыграть соперника.

Подбор - часть карт, которая сложена в колоде, в определенном порядке.

Поджог - игра незнакомых между собой шулеров с использованием шулерских приемов.

Подковать стиры - пометить игральные карты.

Подковка - пометка игральных карт.

Подливу гнать - сочинять, лгать, обманывать, врать, фантазировать.

Подмазка - разжигание азарта у жертвы, которая находится в проигрыше (шулерский прием).

Подрезать - сесть играть в карты с намерением обыграть удачливого игрока.

Подушки - поддельные карты.

Подъем набрать - иметь хорошие карты.

Показка - условный сигнал с помощью, которого передается тайная информация.

Показчик - помощник шулера, помогающий ему в определении карт партнера или своих карт для игры наверняка.

Полуцветная - карта одного значения и цвета с ловленной картой партнера при игре Третями .

Понести - обыграть, начать выигрывать подряд несколько раз.

Понт-томта - жертва шулеров.

Портачить - при изготовлении поддельных карт, портить их.

Порченный - игрок, который знает шулерские приемы, но не занимается мошенничеством.

Посадить - обыграть в карты.

Поставить на кон - играть в карты на жизнь неугодного для группировки человека.

Постановка - спектакль (запланированные действия в шулерской игре), который разыгрывается вокруг жертвы.

Постановщик - автор постановки, который планирует игру и все обстоятельства, которые происходят вокруг игры.

Пошла кровь носом - обыгранная жертва расплачивается.

Пошпилить - играть в карты.

Принялся - намеченная шулерами жертва начала играть на деньги.

Прогнать майдан - вести шулерскую игру в поездах.

Прозвенеть бубенцами - проиграться, остаться без ничего, проиграть одежду.

Прокат - заранее определенная сумма, которую должен уплатить партнер, если он не набрал ни одного очка в игре рамс.

Прокладка - несколько неподобранных карт, которые вкладываются между подобранными картами.

Проколоть - собрать сведения о шулере, чтобы не выйти на него при игре в карты.

Пролакшиться - проиграть в карты.

Пролетарий - человек, который проиграл. Иногда говорят, что он пролетел.

Протолкать - когда один игрок против другого применяет шулерский прием, например, использование крапленых карт.

Пуговицу застегнуть - вовлечь в карточную игру.

Пулемет - игральные карты.

Пулеметчик - картежник.

Пустой лох - пассажир, намеченный шулером для обыгрывания в карты, но оказавшийся без денег.

Пятерик - то же самое, что и баламут, то есть карты сложенные в колоде в определенном порядке, только он сложнее и предназначен для тех, кого нельзя взять на баламут. В одной части колоды располагаются четные карты, а в другой нечетные, четные слегка затачиваются по краям.

Как известно, карты были изобретены в IX веке в Китае. В Европе же они получили распространение лишь в конце XIV века, причем практически сразу же отыскались мошенники, которые использовали в игре крапленые карты.

В середине XVI века в Англии вышла книга, посвященная азартным играм, в которой во всех подробностях были описаны способы нанесения на рубашку карт малозаметных для постороннего глаза меток.

Производители игральных карт стали тут же изобретать способы борьбы с этим злом. Была разработана специальная, абсолютно непрозрачная бумага. Карты изготавливались из двух слоев плотной глянцевой бумаги, которые склеивались черным клеем на основе сажи. Выполненная таким образом карта ни при каких условиях освещения не просматривалась на свет. Кроме того, ее невозможно было перегнуть, нанести на ее поверхность вмятины, морщины или потертости. Глянец, покрывавший карты, не позволял сделать на них метки красками или чернилами. Еще более изобретательными в этом вопросе были те, для кого нечестная игра превратилась в профессию.

Шулерство стало довольно опасным занятием. В XVI веке разоблаченных шулеров ожидала виселица. Американский суд предоставлял жертвам шулеров право физической расправы с преступниками, вплоть до их убийства.

В 1849 году магистрат одного из французских городов обратился с просьбой к знаменитому фокуснику Жану Робер-Удену изучить сто пятьдесят карточных колод, которые были изъяты у подозрительно удачливого профессионального игрока.

На протяжении двух недель вооруженный увеличительным стеклом фокусник тщательно исследовал каждую карту, но ему так и не удалось обнаружить ничего подозрительного. Следует отметить, что обратная сторона карт, выпускаемых в те времена, не имела рисунка и была белой. Считалось, что на чистом поле намного труднее нанести крап.

Расстроенный фокусник уже решил смириться со своей неудачей, встал с кресла и со злостью швырнул на стол последнюю колоду карт. «И вдруг мне показалось, что на блестящей спинке одной из карт я заметил бледное пятно, – писал Робер-Уден. – Я подошел на шаг ближе, и пятно исчезло. Но тут же появилось опять, когда я снова отступил».

Наконец, фокусник понял, как шулер метил карты. Вероятно, нанося на картон каплю воды, он удалял с некоторого участка поверхности глянец. Полученную таким способом метку можно было различить только с некоторого расстояния, под определенным углом зрения и при особом освещении. Место пятна выбиралось неслучайно: оно соответствовало каждой масти и рангу карты. Робер-Удена заинтересовала эта проблема, и он продолжил ее изучение, а спустя несколько лет написал и опубликовал целую книгу, которую посвятил методам работы карточных шулеров.

С 1850 года на обратную сторону карт стали наносить сложный рисунок. Идея производителей заключалась в том, чтобы таким образом скрыть приметные загрязнения, которые могли случайно попасть на карту в процессе ее использования, например капли кофе, вина или потертости, по которым нечестный или просто наблюдательный игрок мог отличить знакомую карту.

Однако и рисунок рубашки карт мошенники научились использовать в своих целях, нанося на него малозаметные сигнальные штрихи, точки или оттенки.

Производителям карт во все времена приходилось непрестанно разрабатывать новые способы глянцевания, предотвращающие всякие метки. Шулерам же в ответ на это всегда удавалось составлять такие рецепты красок и чернил, с помощью которых можно было бы наносить малозаметные знаки на самый блестящий картон.

Государство выпускало чистые колоды карт, которые переправлялись заказчикам в опечатанных бандеролях. Жулики разработали способы подмены этих колод на меченые.

Порой им приходилось проворачивать и крупномасштабные операции: сознательно снизив цены, они продавали торговцам партии меченых карт, которые у них покупали владельцы гостиничных и клубных киосков и ресторанов. Подготовив тем самым почву, шулеры шли играть в эти заведения.

В середине XIX века испанский шулер Бьянко закупил большое количество высококачественных карточных колод. Самым тщательным образом пометив каждую карту, Бьянко запечатал колоды в оригинальные упаковки и дешево перепродал их в Гавану, слывшую в те времена столицей азартных игр. Затем он сам отправился на Кубу, чтобы пожать плоды своего труда.

Высадившись в Гаване, Бьянко не без удовольствия обнаружил, что его план претворяется в жизнь: помеченные им колоды с гарантией чистоты были проданы во все лучшие казино. Наведываясь по очереди в эти игорные дома, Бьянко каждый раз срывал огромные банки.

Чтобы не вызывать подозрений, в очередном казино или клубе он красноречиво жаловался на крупный проигрыш, который якобы только что постиг его в соседнем игорном доме.

Однако гениальный аферист не учел лишь одного факта. К сожалению, он был не единственным среди тех, кто мечтал поживиться тем же самым способом. Некоторое время спустя в Гавану из Франции прибыл карточный шулер Лафоркад. Ему удалось проникнуть в один из аристократических клубов кубинской столицы, где он украл несколько карточных колод, чтобы нанести на них метки и ввести в игру в том же клубе. Но, увы, Лафоркада ожидало разочарование. Когда он пришел в свой гостиничный номер и распечатал украденные колоды, он обнаружил, что кто-то опередил его: все карты уже были мечеными. Покупая свежие колоды у гаванских поставщиков и находя на них те же метки, Лафоркад понял, что наткнулся на грандиозную аферу.

Французскому мошеннику ничего не оставалось делать, кроме как наводить справки. Он посещал казино и игорные клубы, преследуя пока что единственную цель: вычислить предприимчивого афериста. Наконец, Лафоркад обратил внимание на довольно странное поведение Бьянко, которому постоянно везло, но при всем при этом он не переставал жаловаться на проигрыши. И вот в уютном уголке одного из клубов Лафоркад составил с Бьянко приватную партию в экартэ, в ходе которой уличил его в организации аферы и поставил перед выбором: если Бьянко не поделится с ним половиной всех своих шулерских доходов, его обман здесь же будет раскрыт. Обескураженный испанец, конечно же, предпочел взять француза в долю.

Но в конце концов Бьянко надоело делиться деньгами, и он бежал с Кубы.

Лафоркад попытался продолжить аферу в одиночку, однако внедренные испанцем в гаванские казино крапленые колоды постепенно выходили из употребления. Сам же Лафоркад был не настолько опытен для того, чтобы запустить в игру свой крапленый товар.

Вскоре его уличили в обмане и арестовали. Но, так как следствие не сумело найти доказательств тому, что он метил карты и подбрасывал в игру меченые колоды (Лафоркад действительно этого не совершал), его оправдали.

Многим шулерам удавалось метить карты по ходу игры. При этом точки или царапины, ощутимые осязанием, незаметно наносились на их поверхность острым ногтем, кончиком иглы, припаянным к перстню, или специальными чернилами из оливкового масла, камфары, стеарина и анилина. Когда в том возникала необходимость, шулер слегка смачивал свой палец краской, небольшое количество которой хранилось на пуговице костюма или специальной подушечке, подобной штемпельной, пришитой за лацканом пиджака. Чтобы не оставлять улик, после окончания игры пятнышко таких чернил с меченой карты без особого труда удалялось.

Издавна существуют и другие способы карточного мошенничества. Шулеру совсем не обязательно каждый раз метить карты. Можно и подсмотреть, какие карты держит в своих руках противник. Конечно, в редких случаях самого незадачливого партнера удается посадить спиной к зеркалу, лакированному шкафу или другой отражающей поверхности. При игре с опытным противником шулеры прибегают к более тонким методам, например, к использованию стеклянной поверхности стола, полированного портсигара или даже лужицы специально для этой цели пролитого на стол напитка.

Уже упоминавшийся ранее Робер-Уден описал в своей книге шулерскую табакерку. На ее крышке располагалась скрытая кнопка, при нажатии на которую овальный портрет дамы заменялся вогнутым зеркальцем. Такая вещица позволяла ее хозяину при раздаче карт видеть, что кому достается. Подобные зеркальца прятали в курительных табакерках, спичечных коробках, на перстнях и даже на кончиках сигарет и зубочисток.

По мнению одного американского эксперта по шулерскому искусству, опытный мошенник способен заработать кучу денег, зная место в колоде всего лишь одной карты. Но бывают и более интересные варианты, когда шулер не просто знает расположение карт, но и может управлять им, подсовывая нужную карту в подходящий момент или удаляя невыгодную.

В простейших случаях подмена карт была основана только на ловкости рук. Карту прятали в рукаве, под коленом, под воротником рубашки. Кроме того, умельцами были изобретены механические устройства с пружинами, обладающие способностью убирать карту из руки шулера в рукав или за пазуху, а потом выбрасывать ее в игру.

В 1888 году шулер из Сан-Франциско П. Дж. Кеплинджер по прозвищу Счастливый Голландец произвел настоящую революцию в шулерском деле, разработав на основе предыдущих достижений изобретателей свой хитроумный механизм.

В двойной рукав специально сшитой рубашки был помещен стальной выдвижной зажим, который по желанию игрока мог выхватывать у него из руки карту или несколько карт и втягивать их в рукав. Точно так же карты могли возвращаться из рукава в руку. В действие всю эту систему приводил тросик, проходивший под одеждой через ряд трубочек и шкивов до колена Счастливого Голландца. Расположившись за карточным столом, игрок нащупывал конец тросика, выводил его наружу через разрез в шве брючины и крепил к другому колену. Соединявший колени игрока тонкий тросик под столом был практически незаметен. При разведении колен стальной зажим выдвигался и разжимался, а при сведении он втягивался обратно в рукав. Через несколько часов усиленных тренировок Кеплинджер научился мастерски прятать и выдавать любую доставшуюся ему карту, причем окружающие даже не догадывались о его деятельности.

Блестящее изобретение действовало бесшумно, незаметно и безотказно. Партнер по игре мог заглянуть шулеру в рукав и не увидеть там ничего подозрительного. Использование подобного весьма оригинального устройства могло обеспечить Кеплинджеру безбедное существование на протяжении всей жизни, если бы не овладевшая им жадность, а может быть, азарт профессионального игрока. Счастливый Голландец стал применять свою систему в самых известных игорных домах Сан-Франциско в покере против таких же отпетых мошенников, как и он сам. Причем шел он на этот риск не время от времени, а, забыв о всякой осторожности, практически постоянно. Это не могло продолжаться до бесконечности, и вскоре небывалое везение Кеплинджера во всех играх навлекло на него подозрение его опытных соперников, которые решили разоблачить Счастливого Голландца.

Дождавшись условного сигнала, трое противников схватили Кеплинджера и обыскали его с ног до головы. Изобретение, конечно же, было обнаружено, поэтому Счастливый Голландец, дабы избежать разоблачения и суда Линча, который вряд ли оставил бы его в живых, согласился смастерить такое же устройство для каждого из своих разоблачителей. В результате по истечении нескольких лет механическая рука Кеплинджера стала достоянием шулеров всего мира. В конце XIX века специализированные компании продавали его аппарат по 100 долларов за штуку. Для тех лет это была немалая сумма, но волшебный прибор, следует отдать ему должное, того стоил.

XX век произвел на свет немало выдающихся новинок в области карточного шулерства. Один из вариантов механической руки крепится к грудной клетке и приводится в действие глубоким вдохом или выдохом. В США в свободной продаже можно встретить карты, крапленые таким пигментом, который способен видеть лишь тот, кто носит контактные линзы определенного цвета. Полиция не вправе конфисковать такой товар, потому что эти карты продаются в магазинах шуток и розыгрышей.

Профессиональные шулеры прибегают также к помощи специальных наводчиков, вооруженных биноклем и рацией. Так, в 1949 году известный американский шулер Ник Дандолос по прозвищу Грек с помощью такого наводчика выиграл ни много ни мало 500 000 долларов. Напротив здания гостиницы «Фламинго» в Лас-Вегасе, где проходила игра, была снята комната, в которой укрывался человек, вооруженный сильным биноклем и рацией. Чтобы избежать разоблачения, партнеров Грека усаживали спиной к окну. При соблюдении этого единственного простого условия предприятие просто было обречено на успех.

Первое упоминание о карточных играх в России относится к началу XVII века. Предположительно карты были завезены в нашу страну в Смутное время из Польши. Наверняка сразу же появились люди, желавшие извлечь выгоду из этого дела. Вместе с тем судить о том, много ли тогда было шулеров и какому наказанию их подвергали, в наши дни довольно сложно, поскольку карты в России были запрещены царским указом. В «Уложении» Алексея Михайловича картежники упоминаются в одной строке с убийцами и ворами, так что первоначально в России-матушке карались не только промышлявшие мошенничеством, но и честные игроки. Однако существовало и исключение из всеобщего строгого правила. Так, сохранившаяся до настоящего времени опись дворцового имущества, составленная после смерти царя Алексея Михайловича, свидетельствует о наличии среди прочих вещей нескольких десятков карточных колод, что позволило сделать вывод, что в царском дворце в карты все-таки поигрывали.

Но законным способом проведения досуга они были признаны только при Петре I.

В романе Фаддея Булгарина «Иван Выжигин», появившемся в 1829 году, описываются некоторые способы карточного шулерства, применявшиеся в то время в России. Вот как один из шулеров посвящает героя романа в тайны своего ремесла:

«Зарезин вынул из ящика в столе табакерку и подал ее мне.

– Видите ли вы в ней что-нибудь? – спросил он.

– Ничего, кроме того, что она тяжела и очень хорошо сделана, – отвечал я.

– Тяжела оттого, что середина золотая, а верх платиновый и что тяжесть эта весьма нужна. Видите, это нижнее дно обведено рубчиком или рамочкою, а на самой середине дна – цветок, отделанный матом? Теперь извольте смотреть: вот я, например, банкир (то есть тот, кто раздает карты и против кого играют партнеры, называемые понтёрами).

При сем Зарезин сел за стол, взял карты в руки и продолжал:

– Теперь вижу, что вторая карта должна выиграть большой куш. Кладу карты на стол, прикрываю колоду табакеркой, как бы из предосторожности, чтобы понтёры не видали карт; вынимаю платок, вытираю нос, потом открываю табакерку, беру табаку, снимаю табакерку, продолжаю метать, и вот видите: семерка, которая должна была лечь влево, ложится направо.

– Как же это получается?

– А вот как. В табакерке два дна. Этот цветочек вставной, на пружине, и намазан по мату воском или клеем. Когда я беру табак, то прижимаю пальцем середину. Верхняя карта прилипает к цветку и держится в рамочке. Вторая остается верхней. Теперь идет другая карта, которую мне надобно положить направо. Я точно же таким порядком кладу табакерку на карты, прижимаю дно, и карта отстает от цветка и ложится наверх, а та, которая должна была выиграть при первой раздаче, проигрывает понтёру при второй».

Затем Зарезин демонстрирует еще одно чудо техники, так называемую гильотину. «Слово французское, – говорит он, – но изобретение русское, и не столь страшное, как французский механизм того же названия».

Гильотина представляла собой карту, масть которой и очки изменялись при помощи движения пальца. Любую карту с очками (но не фигурную) осторожно расщепляли посередине на два листочка. Между ними вставляли устройство для смены очков, роль которого выполняла тонкая стальная пружинка от часового механизма. Один ее кончик едва заметно выступал сбоку карты, а к другому были приклеены очки, вырезанные из других карт.

Иногда в подобном устройстве пружинку заменяли плоским рычажком, который изготавливали из расплющенной на наковальне тонкой швейной иглы. Затем на месте очков в лицевом листочке расщепленной карты вырезали окошки, после чего всю карту склеивали. Подобное изобретение неплохо работало, потому что при тусклом свете свечей партнеры не могли рассмотреть, как шулер двигал ногтем выступающий кончик часовой пружинки для того, чтобы выставить в прорезанные окошки нужные ему очки.

Одно время карты были сильным увлечением Николая Васильевича Гоголя. Неслучайно в его пьесе «Игроки» содержится описание нескольких способов подбрасывания в игру крапленых колод. «Приезжает на ярмонку наш агент, – рассказывает один из персонажей, опытный шулер. – Останавливается под видом купца в городском трактире. Лавки еще не успел нанять, сундуки и вьюки держит в комнате. Живет он в трактире, издерживается, ест, пьет – и вдруг пропадает неизвестно куда, не заплативши. Хозяин шарит в комнате. Видит, остался один вьюк: распаковывает – сто дюжин карт. Карты, натурально, тут же продали с публичного торга. Купцы вмиг расхватали их в свои лавки. А через четыре дня проигрался весь город!»

Так с помощью трюка с пропавшим агентом шулерская команда распространила по всему городу колоды с мечеными картами.

А вот еще один хитроумный трюк. Задумав обобрать богатого помещика, группа приезжих шулеров садится в повозку, запряженную тройкой лошадей, и во весь опор летит мимо купеческого дома. Для пущей убедительности пассажиры прикидываются пьяными. Они кричат и во все горло распевают песни. Из повозки выпадает чемодан. Дворовые люди машут вслед удаляющимся шулерам, кричат, но те якобы ничего не замечают и мчатся прочь. Чемодан, естественно, прибирают к рукам и рассматривают его содержимое. Среди кое-какой одежды находят колод сорок карт, которые, по замыслу мошенников, попадают на барские столы. На следующий же день хозяин и все его гости остаются без копейки в кармане. Обчищают их, конечно, шулеры, которые подбросили им чемодан с колодами крапленых карт.

В книге «Жизнь игрока, описанная им самим, или Открытие хитростей карточной игры», опубликованной в 1826 году, автор которой по вполне понятным причинам предпочел остаться неизвестным, приводится история, повествующая о том, как страстного картежника и меломана обыграли в карты при помощи скрипки.

Двое сели играть в бостон, а третий, скрипач-виртуоз, начал ходить по комнате и наигрывать импровизации якобы для развлечения игроков. Музыкант изучал карты обоих игроков и своей игрой передавал своему сообщнику сведения о мастях карт, которые находились на руках у его партнера. Так, если скрипач начинал играть на басовых струнах, это означало пики, на высоких тонах – трефы и т. д.

Другим способом передачи информации являются кодовые слова. Например, зная, какие карты есть на руках у партнера, шулер обращается к помощнику с такими словами: «Что ты думаешь? Ходи!» или «Батенька мой, как же тебе везет!» Оказывается, подобные фразы несут в себе определенную информацию: первое слово, начинающееся на букву «Ч» – это указание ходить с червей, на «Б» – с бубен и т. п.

Бывали в России и международные аферисты, владевшие шулерскими приемами. Кратковременный фаворит Екатерины II генерал-поручик С. Г. Зорич был известен как страстный картежник, который ввел при дворе игру на такие суммы, о которых до него никто и не помышлял. Именно о нем упоминает Александр Сергеевич Пушкин в «Пиковой даме».

За скандальное увлечение картами царица отослала Зорича от двора. Он уехал на Украину и поселился в своем имении в Шклове, где занялся большой игрой.

Спустя некоторое время Шклов стал международным центром карточных игр, чем-то вроде европейской Гаваны. В этот город съезжались искатели приключений со всей Европы.

Среди них оказались известные в те времена шулеры – австрийские графы, братья Зановичи, близкие друзья знаменитого Казановы, высокий титул которых помогал им в организации карточных афер. Зная о том, что свежие колоды привозили к Зоричу на обозах, графы подменили в одном из обозов настоящие колоды на крапленые и начали неизменно выигрывать.

Там же, на Украине, Зановичи занялись изготовлением не только крапленых карт, но и фальшивых банкнот, за что и были взяты под арест после того, как в Шклове обнаружили поддельные российские ассигнации на общую сумму в 700 000 рублей. Графы с позором были высланы из России. Вполне вероятно, что не без помощи подобных партнеров генерал Зорич накопил карточных долгов на два миллиона рублей.


| |

Интервью с человеком, чьи навыки в азартных играх выходят за рамки общепринятых правил и часто квалифицируются как мошенничество.

Как так сложилось, что Вы стали играть и играть зачастую по своим правилам?

"Он играл в карты с тех пор, как смог поднять колоду" (кинолента "Большой куш"). Я не далеко ушел от этого персонажа. Все мое детство и юность прошли в рабочем квартале, провинциального города, специально построенного для людей работающих на вредном химическом предприятии. По соседству жили осевшие цыгане и условно-досрочно освобожденные, продолжавшие очищать свою совесть во вредных цехах. Довольно скромный список развлечений взрослого населения включал в себя всего несколько пунктов: индийские фильмы в захолустном доме культуры, "йоршик в кафешке" с последующим мордобоем и, конечно, карты. Субботними вечерами в нашей "хрущовке" собирались друзья родителей расписать пульку по копейке за вист или развлекаться в подкидного дурака. Однажды я увидел, как мой дядя ударил карту "не по масти" и выиграл игру. Когда чуть позже я у него об этом спросил, он ответил: "Понимаешь, племяш, любая карточная игра называется "в дурака", независимо от набора правил". Возможно, я слишком буквально воспринял его ответ и это очень сильно отразилось на моем игрецком мировоззрении. Я играл в школе, институте, в армии, а по приходу со службы, стал перед выбором: идти на завод или начать свой бизнес. Но где взять денег для начала? У родителей нет, воровать не хочу, значит нужно их взять по согласию у того, у кого их много. Как? Выиграть. Причем выиграть без шансов для соперников. И я выполнил поставленный перед собой план.

Считаете ли Вы те действия, которые предпринимаете для увеличения своего преимущества в игре, мошенничеством?

Конечно. Любое мошенничество основано на двух составляющих - иллюзии и манипуляции. Остановлюсь только на иллюзиях. Какие иллюзии могут возникнуть у "потерпевшего":

    Карты тщательно перетасовываются (они вообще не тасуются)

    Я срезал (или срезал там, где нужно шулеру, или вообще не срезал)

    Игрок напротив не знает моих карт (знает и твои и чужие)

    У него столько же карт, сколько у меня (не всегда)

    Ему просто везет сегодня, завтра - мне (без комментариев)

Если эти иллюзии создаются умышленно и методично, то это конечно мошенничество.

У достаточно большого количества людей существует представление о жизни шулеров, как о некой романтике. Это действительно так?

Это еще одна иллюзия, которую я хочу развеять. Это очень тяжелый труд и жизнь, полная опасности. Известный во всем мире шулер Дейв Ортиз тренируется по 5-6 часов ежедневно. За год у него стирается около шестисот колод. Вам нравится такая жизнь? А теперь представьте себе, как может выглядеть "блэклист" в бандитском катране.

Встречались ли Вы в своей жизни со встречным шулерством?

Конечно! Расскажу одну историю. Как-то к нам приехали пошпилить два паренька издалека. Мы с партнером очень хорошо подготовились. Занесли очень технично крапленую колоду, причем с таким крапом, что прочесть его, не зная "алгоритмов", было практически невозможно. Сидим играем. Свара. Крупная сумма. Гость тасует, я режу, он начинает сдавать. И тут у меня с партнером, чуть глаза с орбит не повыскакивали. Колода - чистая. Причем, когда я резал, она еще была крапленой, гость подменил ее между срезкой и сдачей! Естественно этот кон мы им отдали и играть дальше отказались.

Считаете ли Вы индустрию азартных игр (казино, игровые автоматы, лотереи и т.п.) развлечением или это узаконенные лохотроны?

Для кого как. О лотереях не спорю, но против казино и автоматов можно бороться. С разной степенью спортивности.

Что должен предпринять человек, чтобы не стать жертвой шулеров? Не играть? Знать шулерские приемы? Другое?

Все шулерские приемы не узнаешь. Тем более что сегодня достойные шулера не ограничиваются ловкостью рук, а идут в ногу с научно-техническим прогрессом. Ответ однозначный - не играть

Вы часто играете в казино по территории бывшего СССР. На каком уровне, по Вашему мнению, находится безопасность игорных домов постсоветского периода?

Здесь ответ очевиден. Чем солиднее казино, тем лучше и надежнее служба безопасности. В начале этого года мне случилось играть в казино, в котором нет камер. Питбосс на столе блэкджека расписывает дроп, а инспектор на покере очень внимательно раскладывает отыгранную им колоду, в то время как молодой дилер борется с пятью боксами. Мне даже как-то противно стало за такое неуважение ко мне и к бизнесу в целом. Выбрил я это казино наголо. И угрызений совести нет никаких.

В какой игре казино можно добиться максимально положительных результатов, используя шулерские приемы?

Покер естественно. Но игрокам это почти не удается. Это может удаться дилеру. Что обычно в сговоре и происходит.

Вы довольно долго занимаетесь игрой, считаете ли это Вашим основным занятием в жизни? Планируете ли и дальше заниматься этим?

Вся жизнь - игра. Думаю, интерес к азартным играм у меня не иссякнет, но на сегодня, к счастью, это не основной источник моего дохода. Надеюсь, что так будет и впредь.

© Интервью взял Виталий Сафронов, информационный портал