Личностный рост детей в ходе становления игры. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка

Разделы: Работа с дошкольниками

Меня зовут Коттусова Гюзель Габделхадиевна. Я воспитатель детского сада из города Казани. Вот уже почти 26 лет работаю с дошкольниками. Другого дела для себя я не представляю.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходи, прежде всего, в игре…”

Развитие детей младшего дошкольного возраста немыслимо без самых разнообразных игр, которые могут быть подвижными, так и развивающими. Игры детей - это два в одном: и игра, и работа. Перед взрослым стоит определенная задача - он должен дать старт интеллектуальной игре и позаботься о том, чтобы малыш играл с увлеченностью, при этом, не отстраняясь, а становясь полноправным участником игры.

Я стараюсь в воспитательно-образовательный процесс включать весь комплекс игр, которые существуют для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно- ролевые, и игры- драматизации, и подвижные, и конструктивные игры.

У игры огромные воспитательные возможности. Особое место занимают сюжетно- ролевые игры. Эти игры дети создают самостоятельно. Они занимают совершенно особое место. Они наиболее полно формируют личность ребенка. Такая игра дает возможность детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Тематика сюжетно- ролевых игр детей 3- 4 лет преимущественно связана с отражением семейных отношений и элементарно профессионального взаимодействия старших (врач-пациент, парикмахер-клиент и т.п.). В совместной игре с детьми воспитатель развивает у детей умение принимать новую роль, участвовать в несложном диалоге, побуждает детей называть свои игровые роли и игровые действия. Дошкольники учатся вступать в общение с воспитателем через игровой персонаж (воспитатель от лица куклы спрашивает: “А что я буду кушать? А куда мы пойдем гулять?”). Ребенок отвечает и совершенствует игровые действия. При поддержке взрослого дети учатся играть со сверстниками (в парах, в небольших группах).

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения, творчества, организаторских способностей, общения детей. Они учатся справедливо оценивать действия поступки сверстников и свои собственные. Исходя из этого, можно считать, что эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей.

Передо мной, как перед воспитателем, стоит задача - сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашей группе 27 малышей с разными характерами. Д ля большинства ребят группа детского сада является первым детским общество, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами. Подчиняться требованиям большинства. Проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитать это чувство у детей и решила использовать для этого сюжетно- ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая за играми, я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия с каждым ребенком.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить ребенка играть
  • содействовать объединению детей в игре
  • тактично руководить выбором игры
  • научить детей соблюдать правила во время игры
  • воспитывать чувство доброжелательности и взаимопомощи

Работу по развитию сюжетно- ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

  • создание необходимой игровой среды
  • непосредственное руководство играми детей

В группе создана соответствующая игровая среда. Красивые нарядные игрушки быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: кормить, укладывать т.д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши малыши научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использую вопросы, которые подсказывают новые действия. Большое место отвожу показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: “кормлю куклу, укладываю ее спать”. Дети внимательно наблюдают за моими действиями. Продолжая играть, передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий.

Для обогащения игр детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например, мама и дочка пришли с прогулки домой, Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Также инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры “Дочки-матери”, а дополнительные атрибуты и предметы – заменители обогащают её содержание.

Широко использую в своей работе игры- показы. Так, во время игры с куклой я говорю: “Нашей Кате хочется погулять, давайте поможем ей одеться”. Во время одевания рассматриваем одежду куклы, называем её. Затем я последовательно одеваю куклу. Дети наблюдают за моими действиями. Чтобы закрепить навыки я предлагаю повторить мои действия. Вначале детям требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращаю внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно. Накопленный опыт помогает детям активней участвовать в игре. А в результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

В плане воспитательной работы стараюсь также уделять внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетно – ролевой игре детей с разными игрушками, определяю для себя действия по развитию первых сюжетно- ролевых игр.

В младшей группе сюжет игры простой. Однако для развития игр недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. В начале младшей группы большинство детей просто манипулируют с игрушками. Моя цель- помочь детям обогатить свои игровые действия. В связи с этим, мы наблюдаем за работой нянечки, повара, плотника. Во время наблюдений, я заостряю внимание детей на том, что повар, например, готовит для нас не только завтраки, но обеды, полдники, ужины. Попутно я называю блюдо (суп, рагу, кисель, компот). В дальнейшем, во время своих игр, дети рассказывали, почему у них получился такой вкусный омлет или жаркое, а потому, что они использовали для их приготовления самые различные продукты.

В самом начале, когда дети еще не были знакомы друг с другом, они играли по одному. Я помогала им сдружиться. К концу младшей группы, вначале средней ребята уже начали играть небольшими группками, стали проявлять интерес друг к другу, заботу и внимание. Ссор стало меньше.

В нашей группе также созданы условия, в которых каждый малыш может проявить свои чувства и эмоции, желания, никого не стесняясь. В этом огромную роль играют театральные игры. Во время произнесения своих ролей, дети понимают, чти их нужно четко, внятно проговаривать, чтобы окружающим было понятно. У детей развивается речь, память. Театр, чаще всего связан со сказкой, благодаря которой дети учатся воспринимать мир не только умом, но и душой.

В своей практике использую также и дидактические игры. С помощью их дети учатся сравнивать, анализировать, делать свои выводы и умозаключения. Дидактическая игра способствует развитию речи детей, обогащению активного словаря. При руководстве детской игрой я не только знакомлю детей с новыми словами, но также слежу за их употреблением в речи. Дидактическая игра необходима детям, так как она создает положительный настрой, делает жизнь ребёнка интересной, яркой.

В нашей группе создана такая игровая среда, в которой созданы условия для удовлетворения потребностей детей в самых различных видах деятельности. Дидактические игры нашим детям очень нравятся, потому что они очень просты, но в тоже время интересны и увлекательны. В них можно поиграть в любое время.

Каждая игра - со взрослым, либо с товарищем - это приобретение ребенком определенного опыта, где он учится радоваться своим маленьким победам и с достоинством переживать свои поражения.

Я люблю играть с детьми. Главное в игре - умение сохранить её непосредственность, а также, чтобы дети могли применять в повседневной жизни те навыки, умения, которые получили, играя в сюжетно- ролевые, театральные, дидактические и другие игры.

Хочу привести несколько игр, которые, на мой взгляд, будут интересны младшим дошкольникам:

“Идём на прогулку”.

Цель : учить детей подбору одежды и обуви по сезону, изучение их названий, элементов, из которых они состоят.

“За покупками в магазин”.

Цель: учить детей называть и классифицировать предметы, расширять словарный запас, формировать культуру поведения в общественных местах.

“На приёме у доктора”.

Цель: учить детей уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, расширять словарный запас. Учить детей быть терпимыми, чуткими, заботливыми.

“День рождения куклы Кати”.

Цель: знакомство детей с праздничной сервировкой стола, закрепление названий различных видов посуды, её назначения. Обогащение словаря детей. Воспитание культуры поведения в гостях, заботливого, внимательного отношения к окружающим.

Существенных результатов во всестороннем развитии детей через игру можно добиться, тесно сотрудничая с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Я приготовила несколько консультаций, например “Традиционные национальные игры и их роль в воспитании детей”, “Спортивные игры с нестандартным оборудованием”, “Роль сюжетно- ролевой игры в жизни дошкольника”. Всё это способствует возникновению живого интереса родителей к игровой деятельности детей. Взрослые правильно воспринимают, предложенные им рекомендации, а это в свою очередь, очень помогает мне в моей работе.

Игра имеет очень важное место в жизни дошкольника, она составляет основное её содержание, выступает как ведущая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Разыгрывая различные роли, ситуации, дети учатся сопереживать, сочувствовать, ориентироваться между людьми, в обстоятельствах.

Большое влияние игра оказывает на развитие умения детей взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, а также в совместных играх со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Ребёнку необходимо играть, как взрослому необходимо работать. Он должен играть с радостью, с желанием. Взрослые обязаны помочь ребёнку вселить в себе уверенность в собственных силах и возможностях.

Таким образом, игре принадлежит значимая роль в жизни и в развитии детей. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Список использованной литературы.

1. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание, 1999, №7.

2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика- Синтез, 2012.

3. Дошкольное воспитание, 2012, №7.

Консультация для родителей.
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка.

Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны. Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д. Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н.К. Крупская)

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. (Хухлаева Д.В.)

Подвижная игра – процесс, в котором все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами, игры направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми, взрослыми и самими играющими.

Подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексные решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Подвижные игры действенное средство разностороннего развития ребёнка.

В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании, увёртывании, ловли и т.д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Подвижные игры в большей степени способствую воспитанию физических качеств: быстрота, ловкость, силы, выносливость, гибкость, и, что немало важно, эти качества развиваются в комплексе. Например, для того, чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети выполняют много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

П.Ф.Лесгафт считает подвижную игру ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Он указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинирует их, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребёнка действовать с большей ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество.

Правила обязательны для всех участников, они регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями, т.е. подвижная игра является и средством нравственного воспитания детей.

Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни.

В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е.А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие.

Велика роль подвижной игры в умственном развитии ребёнка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представление, развивается мышление, воображение. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребёнка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определённой последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, эстетических ценностей общества. Подвижная игра является одним из условий развития культуры ребёнка, всегда является творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая исключительное значение для развития ребенка дошкольного возраста. Психологи говорят о развивающем значении игры, педагоги отмечают её общевоспитывающий. характер. В психолого-педагогических исследованиях установлены факты влияния игры на становление отдельных психических функций, свойств и качеств личности, усвоение разнообразных знаний, норм и правил поведения, формирование взаимоотношений детей и др.

Множество подходов к определению значения игры можно объединить в три большие группы, подчеркнув ее роль в процессе становления:

отдельных психических функций (мышления, речи, памяти, внимания, воображения);

некоторых видов деятельности (познавательной, конструктивной, изобразительной, общения);

развитии личности ребенка в целом (физического, нравственного, познавательного, эстетического, трудового).

Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.Л. Рубин­штейн подчеркивали решающее значение игры в развитии воображения и образного мышления. Действительно, действия ребенка осуществляются в мнимой, воображаемой ситуации, реальные предметы заменяются другими, ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Таким образом постепенно с накоплением опыта развивается способность к творческому воображению.

Использование предметов-заместителей способствует постепенному переходу сначала к сокращенным игровым действиям, а затем - действиям во внутреннем, умственном плане. Выполнение различных ролей создает условия для принятия позиции другого человека, сопоставления собственной точки зрения с другими возможными вариантами. Это, по мнению Д.Б. Эльконина, способствует переходу мышления на более высокий уровень

Игровая деятельность оказывает влияние на формирование произвольности всех психических процессов и поведения . В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, чем в ситуациях прямого указания взрослого. В ходе разрешения игровых задач создаются условия для осознания ребенком собственных действий (запоминания, припоминания, выделения и построения социальных функций контроля), что ведет к более глубокому пониманию их значения.

Д.Б. Эльконин показывает значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. В процессе игры у детей происходит ориентация в общественных функциях взрослых, смысле их деятельности и взаимоотношениях. На этой основе у ребенка возникает иерархия мотивов, он учится подчинять свои непосредственные желания мотивам успешного выполнения взятой на себя роли. Д.Б. Эльконин отмечает, что «... в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных, аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности».


В совместных играх детей объединяет общая цель, совместные усилия по её достижению, общие переживания. Играя вместе, дети должны учитывать интересы друг друга, согласовывать индивидуальные замыслы, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Таким образом в играх разворачивается такая важная для детей деятельность, как общение .

Продуктивные виды деятельности, которые в дошкольном возрасте получают статус самостоятельных, зарождаются также в игре. Нередко игра ребенка начинается с постройки: домика для куклы, парохода для путешествия, замка для принцессы. Во время рисования дети разыгрывают тот или иной сюжет: покатился колобок дальше, а на встречу ему - зайчик. Иногда дети прерывают игру для того, чтобы изготовить недостающий материал: пакеты для игры в «магазин», конверты для почтальона, жезл для милиционера. Так в игре складываются другие виды деятельности конструирование, рисование, ручной труд.

В игре зарождаются элементы учебной деятельности . В играх с правилами дети выполняют учебную задачу, скрытую игровой формой, учатся контролировать свое поведение и поведение сверстников, объективно, доброжелательно оценивать результаты деятельности.

В игре удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности, накапливаются знания, развиваются способности, формируются важнейшие качества ума. В ряде исследований сформулировано значение игры как формы самоорганизации детей. Совместная игра создает условия для возникновения детского общества и реальных отношений между детьми. Именно в этом А.П. Усова усматривала основное воспитательное значение игры. В ней развивается и действует «особое качество, позволяющее детям устанавливать между собой связи, чувствовать друг друга, обращаться друг к другу, быть способным действовать друг с другом». Это качество было названо общественностью . Только при наличии этого качества ребенок становиться членом детского общества, входит в него и в нем действует, в чем-то завися от детского сообщества, в чем-то подчиняясь ему. На основе общественности, как качества личности ребенка, формируются поступки и усваиваются нравственные нормы поведения и отношений.

Принимая на себя различные _роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. В совместной игре со сверстниками ребенок приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Через игру можно узнать особенности характера ребенка, его интересы, представления об окружающем, отношения со сверстниками. Яркость, красочность содержания, богатство замысла показывает богатство личности играющих (А.П. Усова).

С помощью игры можно осуществлять коррекцию поведения детей, их отношений со сверстниками, формировать уровень притязаний и характер самооценки дошкольников.

Исключительное значение игры для развития всех психических процессов, отдельных видов деятельности и личности ребенка в целом дало основание ученым считать её ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование игровой деятельности дошкольника

как психолого-педагогическая проблема


1. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.

2. Этапы развития игровой деятельности детей.

3. Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.
1.1.Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка.

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.

Кроме того, хорошее игро - действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся в неблагоприятных семьях.

Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.

Все компоненты комплексного руководства формирования игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми раннего возраста.

По мере взросления детей меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитание детей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр , установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающий в игровой форме.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач . В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.

Вторая группа - это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

К группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.

Кроме собственно игр следует сказать о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.

Своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой воспитания и обучении в д /с» в наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.

Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.

Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности- учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе.
1.2.Этапы развития игровой деятельности детей.

1.3.Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.

Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у умственно отсталого ребёнка, следует, прежде всего, выделить главную – недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально – деловым общением со взрослым в ходе ориентировочной и предметной деятельности.

Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых педагогических условий для развития ребёнка, так называемая депривация, возникающая особенно часто в тех случаях, когда умственно отсталый ребёнок пребывает в преддошкольном возрасте в учреждении закрытого типа.

Будучи лишен необходимого притока свежих эмоциональных впечатлении дошкольник – олигофрен получает предстовление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Маленькие умственно отсталые дети, поступающие в специальные дошкольные учреждения, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой.

Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным умственно отсталый дошкольник также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения.

Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных, умственно отсталых дошкольников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев, они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части умственно отсталых детей наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр необученных умственно отсталых дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей никогда не встречается у умственно отсталых дошкольников при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

Замечено, что в процессе игры олигофрены действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающих названия некоторых игрушек и действии. Необученный умственно отсталый ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у умственно отсталых не может занять ведущие место и следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случено, отведено центральное место в программе воспитания и обучения умственно отсталых. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению к школе.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующие значение отводится среди них сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Учитывая её особую значимость для детского развития, программа делает особый акцент на поэтапное формирование у умственно отсталого ребенка сложенного механизма сюжетно- ролевой игры.

Перед учителем- дефектологом ставится задача постепенного введения умственно отсталых в мир игры, обучение его разнообразным игровым приемам, использованию различных средств общения со сверстниками. Для того чтобы у умственно отсталого ребёнка возникло желание играть в месте с детьми, он должен быть подготовлен.

Кроме сюжетно- ролевой игры умственно отсталые обучаются дидактическим и подвижным играм.

Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр.

Таким образом, раздел «Игра» включает три направления: обучение сюжетно - ролевым играм, подвижным и дидактическим.

Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим – в основном (на специальных занятиях) воспитателям.


Литература.

1. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение»1989.

2. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А. Марковой Москва «Просвещение»1982.

3. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение»1976.

4. «Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова. Под редакцией М. А. Васильевой. Москва «Просвещение»1986.

5. Эльконин «Психология игры»

6. Гаврилушкина. Соколова. «Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников». Москва «Просвещение»1985.

9. Журнал Дефектологии 1972 №2 Статья Соколовой «Особенности игровых действий».

Введение _________________________________________________________3

Значение игры в развитии личности ребенка ___________________________4

Классификация игр _______________________________________________9

Сюжетно-ролевые игры ___________________________________________9

Театрализованные игры ___________________________________________10

Дидактические игры_______________________________________________10

Музыкально-дидактические игры____________________________________10

Заключение______________________________________________________11

Список литературы________________________________________________12

ВВЕДЕНИЕ

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.

Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Развитие как биологический процесс есть - реализация тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных (дифференцировка) преобразований особей с момента зарождения до конца жизни (индивидуальное развитие, или онтогенез) и в течение всего времени существования жизни на Земле их видов и других систематических групп (историческое развитие, или филогенез). В данном случае нас интересует именно первое определение, предполагающее качественные и количественные изменения. При развитии ребёнка не только растет масса тела и происходит активизация его физических возможностей. Одновременно ребёнок развивается и психически, познает мир, действительность, вступает с ним в общение. И здесь, основой общения ребенка с миром становится игра.

В первые 2-3 месяца жизни ребенка игра и игрушки (предметы игры) важны для развития органов чувств ребенка, накопления зрительных и слуховых впечатлений, поддержания положительного эмоционального состояния. Для этих целей необходимы яркие, крупные, контрастных цветов игрушки. Ребенок учится их хватать, обследовать, доставать из разных положений. Затем он подползает к игрушкам, играет с ними сидя, стоя и ходит с ними. Именно так с помощью основ игры развиваются первые физические и познавательные навыки ребенка. Важны игрушки, которые ребёнок видит, слышит и осязает одновременно всеми органами чувств и которые привлекают его внимание разнообразием форм, цвета, мелодичностью звучания.

В этом возрасте важно постоянно общаться с ребенком, играть с ним, что будет способствовать развитию у него первоначальных предпосылок двигательных навыков, навыков общения и др.

В возрасте от 3 до 7 лет ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. В этом возрасте необходимы игры для ребенка со сверстниками на темы, близкие их опыту и отражающие события общественной жизни. Игры в это время служат средством формирования социального сознания ребёнка, объединяют детей в коллектив, познания мира и его преобразования, при этом создаются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.

Игра - отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «взаправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта. Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет. Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культовыми ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека Оуэн М. Теория игр. М. 1996. С. 4..

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры: а) немецкого философа и психолога К. Грооса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни; б) австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности; в) голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению. З. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания. Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил Лесной Д.С. Игра. // Большая энциклопедия. М. 2000. С. 254. .

Иную трактовку игр дает теория “активного отдыха”, развитая немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем. Согласно этой теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха, который может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры, ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, разумеется в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны Лесной Д.С. Игра. // Большая энциклопедия. М. 2000. С. 256. .

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности Лесной Д.С. Игра. // Большая энциклопедия. М. 2000. С. 256..

Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий») усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество. Однако, данная точка зрения не мешала видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С. 17-18..

Среди отечественных исследователей феномена игры следует Эльконина, Леонтьева, Сухомлинского и др.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» Цит. по: Никитин Б.П. Развивающие игры. М. 1998. С. 12..

Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблем игры, не выдвигал бы свей точки зрения на её природу и значение. Игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции возможных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и др.), для лечения психических заболеваний См.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:: 1989. С. 65. .

В эмпирической психологии игры при изучении игры, так же, как и при анализе других видов деятельности и сознания в целом, долгое время господствовал функционально-аналитический подход. Игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Исследователь К.Д. Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И. Сикорский связывал игру с развитием мышления. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» Цит. по: Никитин Б.П. Развивающие игры. М. 1998. С. 12..

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация, а следовательно - деятельность развивающая.

Воспроизводя различные события жизни, через игру - эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника, способности ребенка.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР