Почему люди любят игры. Зачем Вы играете в компьютерные игры? Игры развивают зрительно-двигательную моторику

Почему люди играют? Человек с самого детства предрасположен играть в игры. Изначально, это веселый и простой способ познания мира, затем отличный вариант времяпровождения или способ выплеснуть эмоции. Ни для кого не секрет, что среди заядлых игроков в компьютерные игры есть зрелые и состоятельные личности. Некто выбирает азартные игры, другие более безопасные варианты.

Так почему же игры так привлекают?

Все мы отлично знаем о людях, которые тратят свои деньги на лотерейные билеты, игровые автоматы, ставки. Хоть шанс победы и мизерный, они продолжают снова и снова играть в свою игру. Если спросить, зачем люди играют в азартные игры, то можно ответить, что ради возможного заработка и шанса разбогатеть. Однако на самом деле, в большинстве случаев, причины далеки от стремления к приличному состоянию.

Как правило, игроки делятся на дисциплинированных и недисциплинированных. Первый тип людей отлично понимает, что шансы на победу минимальны и могут остановиться до того как игра ударит по их состоянию или загонит в долги. Люди второго типа занимаются самообманом, внушая себе при каждой ставке, каждом броске костей или шарика рулетки, что именно этот раз будет победным. Они уверяют сами себя, что вот-вот игра расплатится с ними за все деньги потерянные до этого момента. Но заветная победа не приходит к ним, и игроки идут на следующую попытку. Любой, кто лично знает заядлого игрока, подтвердит, что, даже выиграв приличный куш, тот продолжит играть дальше. Это говорит о том, что человеком движет не жажда победы, хоть он и уверяет себя в этом, а нечто иное.

Играющие люди регулярно подвергаются наблюдению и изучению разнообразными учеными. Пытаясь найти первопричину, было открыто несколько подсознательных мотивов, вызывающих в человеке желание играть. Психолог Майкл Эллери считает, что причиной зависимости от азартных игр, все-таки, служит алчность. Желание резко получить кругленькую сумму задурманивает рассудок, игрок накручивает себя, уверяя в победе, и идет на риск. Но большинство людей отлично знают цену деньгам, говорит Эллери, и покуда они не выиграют пару тройку раз, привязанность не сработает.

Не одержавший еще ни одной победы в азартной игре, не имеет чувственного опыта в этом вопросе и ему легче отказаться от следующей ставки. Однако, после второй, третей, пятой победы мозг привязывается. Как и после приема кокаина или героина, во время победы и получения награды организм вырабатывает гормон «допамин». Тот, в свою очередь, активирует участки головного мозга, отвечающие за удовольствие. Человеческий организм быстро подсаживается на «гормон счастья» и начинает требовать его снова и снова. Однако, чувство победы, хоть и без награды со временем может вызвать привязанность даже к безобидным играм. Игорные заведения отлично понимают, как работает . По этой причине они всегда позволяют новичкам совершить ряд красивых, но недорогих побед. После этого игрок оказывается на крючке.

Игра симулирует экстремальную ситуацию

Е. Гофман, а позднее и Т. Лозковски провели ряд исследований и наблюдений, которые привели к открытию новых причин, по которым люди играют. Смысл любой игры в том, что кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. Это создает своего рода напряжение и ситуацию, связанную с рисками. Именно данная сторона игры, по мнению ученых, привлекает людей ведущих тихую, скучную жизнь без встрясок и эксцессов. А так же, по той же причине, играют и люди постоянно подверженные риску.

В ситуации с первым типом игроков все достаточно ясно. Они компенсируют недостаток эмоций в своей жизни через различные игры. Но почему же играют те, у кого и без этого слишком много рисков? Люди, ведущие напряженную и нервную жизнь, не могут без этого, находят продолжение своей жизни в играх. Но, в то же время, они ощущают разрядку, когда весь риск заключен в одном моменте: одной партии, одном броске камней, одном матче. По окончании игры все заканчивается и, вне зависимости от победы или поражения, им становится легче, нервы расслабляются.

Психологические потребности – не единственная причина любви к играм

Социолог М. Уокер высказал мнение о том, что не только подсознательные желания могут служить причиной, по которой люди играют. Он выделил ряд обстоятельств, влияющий на предрасположенность к игре. Культура тех мест, где вырос или живет человек, может диктовать одобрительное отношение к играм. Не которые люди начинают играть ради того, чтобы завести определенные выгодные знакомства. Повлиять на выбор человека может и окружение, склоняющее его играм, или род деятельности, требующий выплескивать негативные эмоции. Игра – отличный способ выжать из себя все тревоги. Некоторые люди имеют сложности с физическим возбуждением, или оживлением эмоций. Так, напряженная игра стимулирует их недостатки путем всплеска гормонов.

Привлекательность компьютерных и настольных игр

Причины хорошего отношения к разнообразным играм лежат в сфере положительных эмоций. Каждый человек с самого детства любит активно фантазировать и представлять различные ситуации. дают возможность переработать фантазии в некое подобие опыта. Так же, современная игровая индустрия изобилует проектами с прекрасными сюжетами. Все люди любят узнавать что-то новое, всем нравится чувствовать эмоции, от которых захватывает дух. Сценарий, видеоряд и музыкальное оформление видеоигр предоставляют такую возможность. Так же, каждый человек любит преодолевать трудности и побеждать. Любая игра, будь то компьютерный шутер или затяжная партия в шахматы, удовлетворяет эту эмоцию. Так же люди любят стабильность, а все игры построены на постоянных нерушимых правилах. Именно движение в прогнозируемой среде приносит человеку ощущение комфорта. Еще одной причиной может служить желание оказаться в компании. В подобном случае преследуется тяга к общению, а не к игре. В редких случаях игры используют для саморазвития, тренировке определенных навыков. Чаще всего это делают спортсмены.

Таким образом, можно отметить, что любовь людей к азартным играм скрывается в психологической привязанности, потребности эмоциональных потрясений либо их социальной нише. Что касается компьютерных и настольных игр, то здесь утоляются потребности в положительных эмоциях. Однако, даже такие игры вызывают легкое подобие зависимости.

Почему с самого начала развития цивилизации не только дети, а и взрослые люди играли всегда?

В мире бизнеса 2016 год вполне можно назвать трендом развлекательной индустрии.

Почему мобильные онлайн игры стали трендом? Потому что даже взрослые люди любят играть и потому что количество пользователей смартфонов непрерывно растет.

В следующей статье покажу все в цифрах, а сегодня о том, почему все люди от мала до велика любят играть и с самого начала развития цивилизации люди играли всегда.

Если вы читаете эту статью, то вы, как и все любите играть и в конце получите игрушки в подарок.

Если не задумываться глубоко, то понятие игра ассоциируется только с детьми – это большое заблуждение.

А на самом деле человек не перестает играть всю свою жизни, говорят ведь «вся жизнь – игра» по определенным правилам правилам. Которые мы сами себе устанавливаем.

Часто такая игра-жизнь нам перестает нравиться, но мы не можем выйти из нее, потому что в ней есть определенные правила. А иногда хотим играть в другую игру-жизнь, но правила той игры позволяют присоединиться другим, но не вам.

В спорте соревнуются команды по легкой атлетике, биатлону, гимнастике – это просто соревнование. А команды по хоккею, футболу, волейболу не соревнуются, а играют. Вам не кажется, что неспроста эти состязания назвали игрой?

Мы взрослели, но не переставали играть, только игры менялись – шашки, шахматы, бадминтон, теннис. Многие люди любят играть - в карты и лото…

Компьютерные игры – это просто новый этап в развитии игр, продиктованный временем. Вначале появились электронные игрушки, я помню игру в тетрис. Затем на компьютерах – прямо в систему уже встроены игры. Также в интернете игры на любой вкус.

На блоге создана развлекательная страница страница, на которой стоят и мобильные игры, а также рубрика кроссвордов. Буду проводить турниры по кроссвордам с реальными призами, подписывайтесь на новости блога чтобы в них учавствовать.

Почему же взрослые люди любят играть?

  • Для снятия напряжения или стресса прошедшего дня, чтобы переключиться на позитив.
  • Иногда так преодолевают страх перед реальностью с ее проблемами и неурядицами, в игре все решается легко и можно стать и почувствовать себя победителем хотя бы в нереальном мире.
  • Иногда уходят от реальных проблем на виртуальные проблемы, которые при любом раскладе не повлияют на реальные события.
  • В игре можно делать все, даже то, что нельзя делать и что вы никогда бы не делали в жизни.
  • И наконец простое желание убить время.
  • Еще много причин можно написать….

Я, например, перед сном люблю разложить карточный пасьянс на компьютере – это стирает в голове мысли, которыми она была заполнена, не продолжаю решать задачи в постели и следовательно легко засыпаю.

Вообще я люблю . Но в наше время можно запросто увидеть, как 30-40 летний бизнесмен или даже член правительства играет в какую-нибудь «стрелялку». Причём профессиональнее своих детей. Никто не считает это чем-то неправильным.

Мобильные игры — это полезно или вредно?

Игры перешли на новый уровень, мобильный. И играть в мобильные игры можно будучи далеко от компьютера.

Мобильный интернет вывел развлекательную индустрию на совершенно другой уровень. Это удобство для игроков и миллиардные доходы для создателей игр.

Играть в мобильную игру можно абсолютно в любое время и в любом месте. Это дает возможность людям скоротать время в поездках, перелетах, на вокзалах и в аэропортах.
Огромное разнообразие мобильных игр позволяет любому человеку выбрать подходящую для себя игру или несколько. Мобильные игры невероятно красочны и динамичны, что привлекает и детей и взрослых.

О пользе мобильных игр ученые пишут много, но они не дали окончательный ответ, здесь еще много неразгаданного.

Развивающие игры даже для двухлетнего ребенка полезны в разумных пределах. Во время игры развиваются и закрепляются практические навыки ребенка, он учится логически мыслить, начинает тренироваться память. Всегда дети развивались быстрее в семье, где много других детей для игр, в детских садиках дети более развитые, чем домашние.

Для людей в возрасте компьютерные и мобильные игры предотвращают болезнь Альцгеймера. Даже, если нет напарника для игры в шашки или шахматы, им может стать компьютер.

Для людей с огромной психологической нагрузкой игры снимают стресс.

Хотя игра, конечно, есть игра, можно и проиграть. Но надо , оттачивая мастерство, соблюдать правила – эти навыки непременно пригодятся в жизни.

Вы заметили — счастье и успех у того, кто живет и работает играючи?

Много говорят и о вреде игр, в смысле игромании, зависимости от игр.

Но это, как и с хорошим вином – никто не станет вырубать виноградники, не остановит производство хорошего виноградного вина из-за наличия алкоголизма в народе.

Или производство автомобилей и самолетов увеличивается, несмотря на то, что в автомобильных и авиакатастрофах гибнут люди.

Мобильные игры онлайн на смартфонах, планшетах не только интересно, но и прибыльно?

Удобство мобильного интернета вообще невозможно переоценить и соответственно широкий доступ к мобильной связи вывел игровую индустрию на совершенно новый виток.

Растущее качество онлайн игр для мобильных телефонов, их краски, динамика привлекают еще больше игроков к мобильным играм, и работы у разработчиков игр прибавилось.

Мой земляк, 40-летний Виктор Кислый оказался на первом месте среди самых успешных белорусских бизнесменов.

Детское увлечение, игра в «танчики», и то, что в школе он много времени проводил в программной лаборатории отца, привели к тому, что уже в 17 лет он вместе с друзьями начал создавать первую свою онлайн игру.

Пара десятков созданных игр на счету Виктора, но слава и деньги Виктору Кислому принесла игра World of Tanks. Она сейчас одна из самых популярных мобильных игр в странах СНГ и на большей части стран мира.

Если у вас есть смартфон, то для вас доступна возможность сейчас познакомиться с лучшими мобильными онлайн играми.

Заходите на этот сайт, выберите для себя игру, установите ее бесплатно и еще получите в подарок 20 токенов для участия в розыгрышах.

Часто, когда у человека спрашивают, зачем он/она играет в компьютерные игры, возникает ступор. «Что за глупый вопрос?» - именно таким будет ответ в большинстве случаев. Если же попытаться добиться более аргументированного ответа, то можно услышать: «это весело, помогает расслабиться после работы» или «это как погрузиться в многотомный увлекательный роман, в котором ещё можно и поучаствовать» или «это неотъемлемая часть моей жизни, я с самого детства играю».

Люди редко задумываются о столь важном вопросе, из-за чего ответ на него часто звучит как оправдание или попытка защититься от тех, кто не воспринимает компьютерные как равноправное медиа наравне с кино и литературой. Но я абсолютно убеждён, что вам необходимо найти правильный ответ, чтобы играя не тратить время просто так, а получать максимум пользы.

Игры в том или ином виде существуют в человеческом обществе с его зарождения, а само понятие присутствует в языке каждой культуры. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, «игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Это способ выместить лишнюю энергию, получить яркие эмоции и всячески повысить уровень эндорфина в крови участников. Но верно ли это утверждение для всего, что мы по привычке называем играми?

В древние времена единственным исключением, пожалуй, являлись шахматы. Придуманные не меньше, чем 1500 лет назад, они наглядно продемонстрировали, что в играх имеет место не только физическая сила и выносливость, но и умственная работа. За редким исключением игры неизменно ассоциировались с бесцельным времяпрепровождением в течении всей человеческой истории. И, должен сказать, небезосновательно.

С началом информационной эры человечество столкнулось с новым видом игр, которые так и стали называть - «компьютерные». Но почему всё то же старое слово «игра» было использовано для чего-то столь нового и необычного? Что вообще может объединять, например, шахматы и футбол с одной стороны, и Stanley Parable с Dota 2 с другой. Мы привыкли называть это «геймплеем» - или попросту взаимодействием/интерактивностью. В играх на свежем воздухе или в шутерах- это взаимодействие между членами команды. В Journey или Stanley Parable - взаимодействие между игроком и игровым миром.

Действия участников всегда во всех случаях направлены на конкретный результат: забить гол, поставить мат оппоненту или уничтожить главную башню команды противника - ясные и очевидные цели. А вот ради чего играть, например, в Stanley Parable с точки зрения именно игры - абсолютно непонятно. В ней нет цели, нет конца, она не призывает быть «быстрее, выше, сильнее», чем кто-то ещё. В тоже время в Journey есть понятная с самого начала задача - дойти до горы, но и здесь никто не предлагает соревноваться с другими людьми. Так зачем мы играем?

Отвечая на это вопрос, я чётко выделяю для себя две группы людей:

Для первой группы компьютерные игры, как и большинство игр на открытом воздухе, - отличная возможность «выпустить пар». Получить необходимую разрядку, например, сыграв несколько матчей в Call of Duty или FIFA - самая частая мотивация. Именно поэтому соревновательные игры, а также шутеры, экшены и слэшеры столь популярны. И в этом нет абсолютно ничего странного или неправильного. Главное отдавать себе отчёт, что именно это и является вашей основной мотивацией играть. В конце концов, компьютерное насилие и азарт помогают выплеснуть лишние эмоции в виртуальный мир, а не на членов семьи или коллег по работе, что крайне важно для человека в принципе.

Для второй же группы, компьютерные игры - способ получить уникальные впечатления, которые невозможны в реальной жизни. Этим людям игры помогают найти ответы на насущные вопросы, решить личные проблемы и взглянуть на мир под другим углом. К слову, это именно то, что делает единичные компьютерные игры искусством, что нельзя сказать больше ни про один другой вид игр в принципе.

Главная цель в Journey - само путешествие, которое у каждого конкретного игрока будет ассоциироваться с личным «путем» к заветной цели. Journey когда-то стала воплощением в игровой форме моего стремления успешно сдать экзамены и поступить в вуз, поэтому для меня это очень личная игра. В ней я соревновался лишь с самим собой. Я пытался понять, чего на самом деле хочу и как этого можно добиться. Лишь очень немногие игры способны на таком личностном уровне влиять на игрока, помогая ему с реальными проблемами.

Нельзя сказать, что эти две группы игроков никогда не пересекаются, но случается это очень редко. Я, например, в равной степени могу увлечься Journey или Call of Duty . Всё зависит от конкретной цели, которую я преследую, когда нажимаю кнопку Play. Но в то же время я знаю множество людей, которым Stanley Parable покажется абсолютно бессмысленной. Как сказал один мой знакомый, поиграв в неё час: «Я не хочу так бесполезно тратить своё время». Другой же мой хороший друг просто не в силах понять, что увлекает миллионы людей проводить десятки и сотни часов за Battlefield . Для него военная техника, взрывы, стрельба - пустое и ненужное времяпровождение в случае, если оно не служит какой-то более высокой цели, чем просто демонстрация внушительных спецэффектов.

Пока я тут рассуждаю, у вас наверняка накопилось несколько мыслей по вопросу: «Зачем вы играете в компьютерные игры?» Я буду очень признателен, если вы ответите в комментариях. Давайте обсудим эту тему.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Строятся все новые парки развлечений, выпускаются все новые компьютерные игры, на телевидении множатся викторины и прочие соревнования, кто-то увлекается историческими реконструкциями, а кто-то с упоением катается на самокатах и роликовых коньках... Похоже, за последние два десятилетия игры решительно захватили мир взрослых. Что это – регрессия к инфантильному поведению, желание порадовать своего «внутреннего ребенка» или стремление уйти от чересчур жесткого социального регламента? «Настроение игры – это настроение отрешенности и восторга, священное или праздничное, – писал философ Йохан Хейзинга в книге «Человек играющий»*. – Оно дает нам ощущение радостного подъема и позволяет снять напряжение. Игра – это мощный источник энергии, она по самой своей сути исполнена позитивных эмоций».

Продуктивное занятие

Те из нас, кто вносит элементы игры в рутинную работу, более успешны, чем те, кто замыкается только на выполнении своих прямых обязанностей. Это, в частности, доказали голландские ученые, уговорив руководство одной страховой компании позволить части служащих иногда играть в компьютерные игры на работе. Выяснилось, что сотрудники, поиграв, начинали трудиться с большей эффективностью и получали от работы удовлетворение большее, чем их коллеги, не участвовавшие в эксперименте**. Хотя компанию, которая согласилась бы на проведение «игрового» эксперимента, психологам пришлось искать довольно долго. И немудрено – в том, что сочетание игры и работы способно повысить продуктивность, убежден далеко не каждый. Еще в XIX веке всякое времяпрепровождение, которое не ведет к прибыли, объявлялось праздностью. Даже Чехов в «Вишневом саде» противопоставлял «бездельницу» и уходящую натуру Раневскую и труженика, человека новой России Лопахина. Общество согласно было терпеть лишь азартные игры – и то потому, что в них есть шанс получить прибыль: по воле случая игрок может обогатиться.

Важная потребность

«Люди, глубоко усвоившие социальную модель индустриальной эры, считают своим долгом иметь печальный вид, чтобы их воспринимали всерьез, – говорит социальный психолог Юбер Жауи (Hubert Jaoui). – Для них быть взрослыми значит не улыбаться, не играть, не плакать, не испытывать эмоций. В конечном итоге эти «реалисты-рационалисты» оказываются подавленными людьми, склонными к пассивности и фатализму. Напротив, люди творческие знают, что реальность гибка и подвижна. Так что они с удовольствием с ней играют, непрестанно ее пересоздавая. Если относиться к жизни слишком серьезно, то мы сами себя лишаем шанса ее изменить».

Значит ли это, что играть – это наше естественное занятие, а вовсе не проявление регрессии или инфантилизма? «Это наша потребность, которая фундаментально важна для поддержания нашего психического здоровья и способности к творчеству, – подтверждает Юбер Жауи. – Без игры наши рассуждения становятся шаблонными, эмоции иссякают...»

Мы знаем, что игра чрезвычайно важна для ребенка, и не только потому, что позволяет развить воображение, логику, физическую ловкость. «В игре ребенок символически переходит в мир правил человеческих взаимоотношений», – писал психолог и педагог Даниил Эльконин***. А что же у взрослых? «Игра – это реализация наших творческих возможностей, которые в жизни зачастую остаются не востребованы, – объясняет транзактный аналитик Вадим Петровский . – Мы достигаем тех целей, которых не было в планах, но они были в нашем потенциале. Игра дает возможность неограниченной фантазии и творчества. Все может стать всем, и мы можем стать всем, причем здесь и сейчас. И это колоссальное удовольствие». Вот в чем разница между детьми и взрослыми: дети играют, чтобы познать свои возможности и построить свою личность, а мы, взрослые, – чтобы о себе забыть и себя превзойти.

4 психологические функции игры

Все игры, несмотря на их великое множество и разнообразие, философ Роже Кайуа (Roger Caillois) разделил на четыре категории в зависимости от того, преобладает ли в игре состязательность, случайность, симуляция или... головокружение.

«AGON . Целая группа игр представляет собой состязание, борьбу, где искусственно создается равенство шансов и противники сталкиваются друг с другом в равных условиях, которые обеспечивают точную и неоспоримую оценку одержанной победы. К ним относятся как командные, так и индивидуальные соревнования: теннис, бокс, футбол, легкая атлетика. К тому же классу относятся игры, в которых противники располагают в начале точно одинаковыми по числу и ценности исходными ресурсами. Отличными примерами могут служить шашки, шахматы, бильярд.

ALEA . По-латыни так называется игра в кости. Это слово обозначает любые игры, которые основаны на решении, не зависящем от игрока и никак не подконтрольном ему, то есть в которых требуется переиграть не столько противника, сколько судьбу. В них не только не стремятся устранить несправедливость случая, но именно его произвол и образует единственную движущую силу игры. Наиболее чистые примеры этой категории игр – кости, рулетка, орлянка, баккара, лотерея.

MIMICRY . Тип назван так по аналогии с мимикрией насекомых. В этом случае игра заключается в том, чтобы стать вымышленным персонажем и вести себя соответствующе. На карнавале человек в маске не пытается кого-либо убедить, что он настоящий маркиз, тореадор, краснокожий… а старается напугать других и воспользоваться окружающей вольностью, которая сама вытекает из того, что маска скрывает социальную роль и высвобождает подлинную личность. Так и актер не пытается убедить зрителей, что он «вправду» король Лир...

ILINX . «Водоворот» по-гречески. Включает в себя такие игры, которые основаны на стремлении к головокружению и заключаются в том, что игрок на миг нарушает стабильность своего восприятия и приводит свое сознание в состояние какой-то сладостной паники. Такие ощущения вызывают разные аттракционы, прежде всего американские горки, качели и карусели. Взрослые имеют в своем распоряжении различные танцы – от учтиво-светского, но и коварного вихря вальса до разных видов неистового лихорадочно-конвульсивного дерганья. Примерно такое же удовольствие они получают, упиваясь высокой скоростью, например на лыжах, на мотоцикле или в открытой машине».

Спасение от повседневности

«Заходим в дом. Пол усеян свечными огарками, стены пестрят жуткими надписями. В свете фонарей все выглядит нереальным. Как декорация. Трудно поверить, что в Москве, в большом парке, где днем гуляют дети, а вечером целуются парочки, находится… такое», – рассказывает 40-летняя Анна, участник игры «Дозор», суть которой в гонках по ночному городу, поиске заветных указаний и... получении мощной дозы адреналина.

Игра позволяет взрослым вырваться из повседневности, чтобы на какое-то время полностью погрузиться в иную обстановку. И чем сильнее на нас давят социальные нормы, тем больше нам необходимо такое бегство. «Игра дает нам возможность почувствовать ту свободу, которой мы лишены в реальности, – считает Вадим Петровский. – Отягощенные обязанностями перед другими людьми и самими собой, подконтрольные начальству, коллективу, родственникам, мы часто ощущаем себя марионетками, которых дергают за ниточки. А игра позволяет хотя бы на время перестать зависеть от социума и делать то, что не позволено нам наяву. Более того, в игре мы можем кого-то сразить, над кем-то смеяться, кем-то манипулировать… Если в жизни нам позволено так мало, то в игре позволено все». Вот чем объясняется нынешний успех ролевых игр, костюмированных исторических шоу или пейнтбола, где подростки и взрослые часами стреляют друг в друга шариками с краской.

Свобода «внутреннего ребенка»

Прелесть игры еще и в том, что у играющего нет возраста. «Когда я играю со своими детьми, я каждый раз восхищаюсь возможностью опять ощутить себя такой же живой, открытой, эмоциональной», – признается 38-летняя Анна. Эта спонтанность – проявление нашего «внутреннего ребенка», того состояния нашего «Я», которое чувствительно, уязвимо, эмоционально и самодостаточно одновременно. «Это встреча с собой, с тем «Я», с которого все начинается в младенчестве, – поясняет Вадим Петровский. – Тогда в собственных глазах мы обладали абсолютным могуществом, владели собой и всем миром, который зажигался и гас в зависимости от того, закрывали мы или открывали глаза. Играя, мы словно возвращаемся в те детские ситуации, где были счастливы и безусловно испытывали удовольствие».

Прислушаться к «внутреннему ребенку» бывает очень важно в моменты конфликта или личного кризиса, когда человек несчастен или растерян. В этом случае усвоенная привычка играть позволяет легче восстановить с ним контакт и обрести эмоциональное равновесие. «Благодаря своей интуиции и непосредственности наш «внутренний ребенок» сможет найти верные решения, в то время как взрослый заперт в рамках дозволенного, ограничен своими страхами и предрассудками, – продолжает Вадим Петровский. – Важно и то, что контакт с «внутренним ребенком» восполняет нашу потребность в ощущении целостности самого себя в прошлом, настоящем и будущем, целостности цивилизации, природы и космоса, нашей причастности ко всему и растворении во всем».

Наконец, игра еще и продлевает молодость! Мы стареем в соответствии с тем образом старости, который сами себе создаем. Мы становимся жертвами собственных стереотипов, когда связываем ее лишь с болезнями, слабостью, утратой возможностей. Но это не обязательно так! Выходит, как только человек перестает получать удовольствие от игры, он начинает стареть...

* Й. Хейзинга «Homo Ludens. Статьи по истории культуры» (Прогресс Традиция, 1997).

** Подробнее см. на сайте Университета Утрехта (Нидерланды), uu.nl

*** Д. Эльконин «Психология игры» (Владос, 1999).